«Экологическое воспитание дошкольников через подвижные игры на прогулке»
консультация (средняя группа)
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа № 10 города Кинеля
городского округа Кинель Самарской области
структурное подразделение детский сад общеразвивающего вида «Золотая рыбка»
(ГБОУ СОШ №10 СП д\с «Золотая рыбка»)
«Экологическое воспитание дошкольников через
подвижные игры на прогулке».
Подготовил воспитатель
средней группы:
Тетерина А.М.
Подвижная игра – это эмоциональная деятельность детей, которая связана с выполнением основных движений. Подвижная игра является упражнением, посредством которого, ребенок готовится к жизни. Это не заменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Подвижная игра – незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры создаются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся двигательных навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование качеств личности.
Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических, умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.
Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развиваются его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная ловкость ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его. Для подвижных игр характерно наличие нравственного содержания. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы. Различные по содержанию игры позволяют проследить разнообразие подходов к поиску путей гармоничного развития детей.
Таким образом, играя и реализуя различные формы активности, дети познают окружающий мир, себя, свое тело, свои возможности, изобретают, творят, при этом развиваясь гармонично и целостно.
В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм с правилами отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Подвижные игры оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка – он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазанье, перелезание, бросании, ловле, увертывании и т.д.
При этом активизируются дыхание, обменные процессы в организме, это, в свою очередь, оказывает плодотворное влияние на психическую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.
Важно учитывать роль растущего напряжения, радости, сильных переживаний и незатухающего интереса к результатам игры, которые испытывает ребенок. Увлеченность игрой не только мобилизирует его физиологические ресурсы, но и улучшает результативность движений. Игра является незаменимым средством развития и совершенствования движений; формирования быстроты, силы, выносливости, координации движений.
Велика роль подвижной игры в умственном воспитании: дети учатся действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируется память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.
Большое значение имеют подвижные игры и в нравственном воспитании дошкольников. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры ребята воспринимают как закон; сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу. Подчиняясь правилам игры, дети учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу.
Подвижная игра готовит к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.
Подвижные игры как средство физического воспитания способствуют оздоровлению ребенка благодаря проведению подвижных игр на свежем воздухе, а также активизируют творческую деятельность, самостоятельность, проявления раскованности, свободы в игровых задачах. Как метод физического воспитания подвижная игра способствует закреплению и совершенствованию движений ребенка.
Значение подвижных игр:
- Совершенствование физических способностей ребенка;
- Укрепление здоровья и повышение защитных сил организма;
- Укрепление нервной системы;
- Создание условий для положительного психо-эмоционального состояния детей;
- Воспитание и формирование личностных качеств.
Классификация подвижных игр по сложности:
Элементарные и сложные игры:
К элементарным играм относятся:
Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо, зафиксированные правила, игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Это игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой). Народные игры относятся к сюжетным.
Бессюжетные игры содержат интересные для детей двигательные игровые задания, ведущие к достижению понятной им цели. Это игры типа перебежек, ловишек (не имеют сюжета, образов, но имеют правила, роль, игровые действия); игры с элементами соревнования (индивидуального и группового); несложные игры-эстафеты (проводятся с разделением на команды; ребенок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды) и т.д.
Игровые упражнения, где каждый ребенок действует отдельно, выполняя указания взрослого.
К сложным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей), которые требуют собранности, организованности, наблюдательности, овладения определенной техникой движений, быстроты двигательной реакции. В дошкольном возрасте используются элементы спортивных игр, и дети играют по упрощенным правилам.
Классификация подвижных игр по преимущественному
формированию физических качеств:
- Игры на формирование ловкости;
- Игры на формирование быстроты;
- Игры на формирование выносливости;
- Игры на формирование силы.
Классификация подвижных игр
по двигательному содержанию:
- Игры с ходьбой;
- Игры с бегом;
- Игры с лазанием;
- Игры с прыжками;
- Игры с метанием.
Классификация подвижных игр по степени физической нагрузки:
Игры большой подвижности. Одновременно участвует вся группа детей. Построены они в основном на таких движениях как бег и прыжки;
Игры средней подвижности. Активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движения выполняются подгруппами;
Игры малой подвижности. Движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна (игры с ходьбой, на внимание).
Индивидуальные подвижные игры:
Индивидуальные, одиночные подвижные игры создаются, организуются и ведутся одним ребенком. В этом случае ребенок может сам определять смысл и содержание игры, временные правила для самого себя, которые может видоизменять по ходу игры, ради более эффективного достижения цели, обусловленной собственным смыслом игровых действий. Эта разновидность игры свойственна детям преимущественно младшего дошкольного возраста.
Содержание подвижной игры:
- Сюжет (тема, идея);
- Правила;
Двигательные действия.
Сюжет игры определяет цель действий играющих, характер развития игрового конфликта. Он заимствуется из окружающей действительности и образно отражает ее действия (например, охотничьи, трудовые, военные, бытовые) или создается специально, исходя из задач физического воспитания, в виде схемы противоборства при различных взаимодействиях играющих (например, в современных спортивных играх). Сюжет игры не только оживляет целостные действия играющих, но и придает отдельным приемам техники и элементам тактики целеустремленность, делает игру увлекательной. Для лучшего понимания игрового сюжета педагог проводит предварительную работу: читает художественные произведения, организует наблюдения за природой, за животными, деятельностью людей различных профессий.
Правила игры – обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключаются проявление творческой активности, и инициатива играющих в рамках правил игры. Педагог должен тщательно анализировать причины нарушения правил. Ребенок может нарушить правила игры, если недостаточно точно понял объяснение педагога, очень хотел выиграть, был невнимателен.
Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они могут быть, например, подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. В играх могут встречаться короткие перебежки с внезапными изменениями направления и задержками движения; различные метания на дальность и в цель; преодоление препятствий прыжком, сопротивлением силой; действия, требующие умения применять разнообразные движения, приобретенные в процессе специальной физической подготовки, и др. Все эти действия выполняются в самых различных комбинациях и сочетаниях.
Организация и проведение подвижных игр:
В методике организации и проведения подвижных игр определены такие этапы как:
- Выбор игры;
- Подготовка к проведению игры;
- Проведение игры (руководство процессом игры);
- Подведение итогов игры.
Методика проведения подвижной игры направлена на воспитание эмоционального, сознательно действующего в меру своих возможностей и владеющего разнообразными двигательными навыками ребенка. Под доброжелательным, внимательным руководством педагога формируется творчески мыслящий человек, умеющий ориентироваться в окружающей среде, проявлять доброжелательное отношение к товарищам, выдержку, самообладание. Обязательным условием успешного проведения подвижных игр является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Поведение в игре во многом зависит от имеющихся двигательных навыков, типологических особенностей нервной системы.
Важно правильно организовать игру в отношении содержания, очередности выполнения заданий. Игра может быть проведена одновременно со всеми детьми или с небольшой подгруппой. Педагог варьирует способы организации игр в зависимости от их структуры и характера, места проведения движений. Продумывает способы сбора ребят на игру и внесение игровых атрибутов.
Выбор игры зависит в основном от педагогических задач, которые ставятся перед занятием; от физической и технической подготовленности детей; от условий и места проведения игры; от наличия инвентаря и оборудования. Подбор подвижных игр зависит от общего уровня физического, умственного развития детей, их индивидуальных умений; состояния здоровья каждого ребенка, времени года. Режима дня, интересов детей.
Следует так подбирать игры, чтобы в течение года они обеспечивали разностороннюю физическую подготовку детей и закрепляли приобретенные ими двигательные умения и навыки. Для воспитания чувства коллективизма и товарищества, взаимовыручки и поддержки, игры должны содержать задания, успех выполнения которых зависит от согласованности действий всех участников. Для воспитания смелости и решительности нужны игры, связанные с определенным риском, с проявлением волевых усилий. Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально и продолжается 1,5-2мин. Объясняя игру, педагог раскрывает последовательность действий, игровые правила и сигнал. Он указывает место положения играющих и игровые атрибуты, используя пространственную терминологию (в младших группах с ориентиром на предмет, в старших – без него). С помощью вопросов он проверяет, как дети поняли игру. Объясняя игры с элементами соревнования, педагог уточняет правила, игровые приемы, условия соревнований. Объединяя играющих в группы, команды, педагог учитывает физическое развитие и индивидуальные особенности детей. В команды выбирает детей, равных по силам.
Навыки, закрепляемые в играх, должны усложняться постепенно. Вначале следует включать в занятия простые игры, затем по мере их освоения, переходить к играм более сложным и требующим больше времени.
Подготовка к проведению игры. Подготовка места для игры: В первую очередь нужно принять меры предосторожности и очистить игровую площадку.
Подготовка инвентаря: инвентарь продумываем и подготавливаем заранее (флажки, ленты, мячи и т.д.). Подбор осуществляем, исходя из его педагогической целесообразности (цвет, форма, величина). Для подвижных игр лучше использовать природный материал (шишки, камешки, ракушки).
Разметка площадки: на игровой площадке заранее делаем яркие разметки. Используем веревки, цветной картон, гирлянды из цветной бумаги. Линии границ намечаем в 3м от препятствий – стен, деревьев.
Расстановка играющих: прежде чем начать игру, нужно указать играющим такое исходное положение, чтобы хорошо было видно и слышно водящего.
Объяснение правил и хода игры: определение ролей играющих и их местонахождение, а также содержание и правила игры стараемся давать понятно, логично и последовательно, излагаем его в сказочной форме в зависимости от сюжета игры.
Назначение водящих: выполнение обязанностей водящего оказывает на детей воспитательное воздействие. Назначать водящих можно разными способами: по желанию детей, по жребию, считалками и т.д.
Распределение по командам: для организации командной игры или эстафеты с элементами соревнования нужно сформировать команды, равные по силам. Состав команд в каждой игре меняем, при этом учитываем желания детей.
С целью предупреждения травматизма при использовании инвентаря и различных препятствий нужно соблюдать следующие правила безопасности:
- Планировать расстановку команд, интервал между участниками и пути передвижения так, что бы полностью исключить возможность столкновений;
- На пути движения детей не должно быть посторонних предметов, о которые они могут споткнуться;
- Высота препятствий для перелезания, прыжков, бега по узкой опоре, должна регулироваться с учетом подготовленности детей.
Проведение игры (руководство процессом игры).
После размещения детей на площадке и объяснения игры, начинается судейство. Объективное и точное судейство имеет особое значение в играх с разделением на команды, поскольку именно в них проявляются соперничество и заинтересованность каждой команды в выигрыше. Судья занимает удобное место, чтобы видеть всех участников и не мешать их игре. При нарушении правил игры он своевременно вмешивается. От объективности судейства зависят итоги игры. Можно привлекать к судейству помощников.
Дозировка нагрузки.
В зависимости от возраста, психофизического состояния детей и задач игры нагрузка может быть незначительной, умеренной, тонизирующей или развивающей. По ходу игры педагог может усложнить или упростить отдельные правила, изменить размеры площадки, количество и размеры препятствий, которые преодолевают игроки.
Подведение итогов игры.
Игра прекращается, как только у игроков появляются первые признаки утомления и снижается интерес. Продолжительность игры зависит также от ее характера, условий проведения и состава играющих. Так как у играющих утомление наступает неодновременно, устающим быстро игрокам достаточно сыграть в игру один раз.
Многие игры не носят соревновательного характера, поэтому подведение итогов – это анализ как игры в целом, так и успехов каждого ребенка. Определение результатов игры, выявление ошибок, неверных действий участников имеет большое воспитательное значение.
Анализировать итоги игры надо после каждого повторения игрового задания, указывая на то, что привело к победе и поражению, разъясняя эффективность разумных, быстрых и точных действий. При подведении итогов следует учитывать не только быстроту, но и качество выполнения игровых действий. При объявлении результатов делаем краткий разбор игры. К анализу ошибок можно привлечь детей старшей и подготовительной группы, это способствует развитию наблюдательности, уточнению правил игры, осмыслению действий и сознательной дисциплине. Полезно отметить тех, кто лучше других действовал во время игры.
Особенности проведения подвижных игр на улице.
- Не следует включать игры с движениями, требующие большой амплитуды;
- Не желательно давать игры с продолжительным бегом;
- В холодную, сырую погоду не следует планировать игры с речитативом и пением;
- Необходимо учитывать наличие оборудования, стоящее на площадке и свободное пространство;
- Рекомендуется проводить игры, сюжет которых соответствует сезону;
- При выборе игры, нужно учитывать количество игроков
Планирование подвижных игр.
- На каждый день недели следует планировать игры разного содержания и характера;
- Подбирая игры, следует учитывать предыдущую и последующую деятельность детей;
- На прогулке проводятся две игры: одна подвижная, вторая спокойная;
Общая длительность игры составляет 5-6 минут в младшей группе, 6-8 минут в средней группе, 8-10 минут в старшей и подготовительной группах;Игра повторяется 4-5 раз в течение недели.
Характеристика подвижных игр
Младший дошкольный возраст.
Игровая деятельность ребенка начинает развиваться уже в раннем возрасте. Для того чтобы игра малышей была полноценной, необходимо создавать для них педагогически целесообразную внешнюю обстановку, правильно подбирать игрушки. Дети второго года жизни очень подвижны. Для удовлетворения их потребности в движении необходимо иметь на участке горку, скамейки, ящики и другие пособия. Детям должно быть предоставлено достаточно места, чтобы бегать, подниматься по ступенькам, играть в догонялки и др. В играх детей 2 лет можно заметить признаки подражания взрослым. Учитывая это, педагог вовлекает их в игры с помощью игрушек, старается разбудить интерес эмоциональным образным объяснением. В младших группах наиболее часто используются сюжетные игры и простейшие несюжетные игры типа «Ловишки», а также игры-забавы. Детей привлекает в игре главным образом процесс действия: им интересно бежать, догонять, бросать. Важно научить детей действовать точно по сигналу, подчинятся простым правилам игры. Ведущие роли в игре педагог выполняет сам. Важно помнить, что водящий только делает вид, что ловит детей: этот педагогический прием используется для того, чтобы малыши не испугались, и у них не пропал интерес к игре. При проведении сюжетных игр рекомендуется применять методику, обращенную к воображению ребенка. С этой целью используют образные возможности сюжетного рассказа. Проводя игру, необходимо постоянно напоминать детям об игровом образе.
Для младшей группы рекомендуются игры с текстом. При проведении таких игр, педагог выразительно читает текст, сопровождая его соответствующими движениями. Такие игры воспитывают у детей чувство ритма. Дети, слушая воспитателя, стараются подражать его движения
Средний дошкольный возраст.
К четырем годам у детей накапливается двигательный опыт, движения становятся более координированными. Учитывая этот фактор, педагог усложняет условия проведения игры: увеличивает расстояние для бега, метания, высоту прыжков; подбирает игры, упражняющие в ловкости, смелости, выдержке. В средней группе воспитатель уже распределяет роли среди детей. Роль ведущего поначалу поручается детям, которые могут с ней справиться. Педагог отмечает успехи детей в игре, воспитывает доброжелательность, честность, справедливость. В средней группе широко используются сюжетные игры типа: «Кот и мыши», «Котята и щенята» и др., несюжетные игры: «Найди себе пару», «Чье звено скорее соберется» и др.
Как и в младшей группе, воспитатель, проводя сюжетную игру, использует образный рассказ. Сказочные игровые образы побуждают ребенка комбинировать реальные черты воспринимаемого сюжета в новые сочетания.
Старший дошкольный возраст.
В подвижных играх детей старшего дошкольного возраста используются более сложные движения. Перед детьми ставится задача мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации, проявлять смелость, сообразительность, выдержку, смекалку, сноровку.
Движения детей 5-6 лет отличаются большей координированностью, точностью, поэтому наряду с сюжетными и несюжетными играми широко используются игры с элементами соревнования, которые поначалу целесообразно вводить как соревнование между несколькими детьми, равными по физическим силам и уровню развития двигательных навыков. По мере овладения детьми навыками ориентировки в пространстве вводятся соревнования по звеньям. Выигравшим считается звено, участники которого справятся с заданием быстро и правильно. На пятом году жизни характер игровой деятельности детей меняется. Их начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное, творчески отобразить в воображении и поведении накопленный двигательный и социальный опыт. Однако подражательность и имитация продолжают играть важную роль и в старшем дошкольном возрасте.
Подготовительный дошкольный возраст.
В подготовительной к школе группе большинство детей хорошо владеют основными движениями. Дети должны быстро ориентироваться в пространстве, проявлять выдержку, смелость, находчивость, творчески решать двигательные задачи. Необходимо ставить перед ними в играх задачи для самостоятельного решения. Такое усложнение задания требует от детей умения быстро переключаться от одной деятельности к другой.
Осуществляя поиск решения тех или иных двигательных задач в подвижных играх, дети получают знания самостоятельно. Знания, добытые собственными усилиями, усваиваются, сознательно и прочнее запечатлеваются в памяти. Решение разнообразных задач рождает веру в свои силы, вызывает радость от самостоятельных маленьких открытий. У детей успешно формируется творческая активность: они придумывают варианты игр, новые сюжеты, более сложные игровые задания.
Каждый играющий должен знать свою задачу и в соответствии с ней исполнять воображаемую роль в предлагающей ситуации. Вхождение в роль формирует у детей способность представить себя на месте другого, мысленно перевоплотиться в него. Таким образом, подвижная игра является естественной формой социального самовыражения личности и творческого освоения мира.
В ряде игр от детей требуется умение придумывать варианты движений, различные комбинации их (игры типа «Сделай фигуру», «Охотники и обезьяны»). Важную роль в развитии творческой деятельности детей играет привлечение их к составлению вариантов игр, усложнению правил.
Используя метод творческих заданий, педагог постепенно подводит детей к придумыванию подвижных игр и самостоятельной их организации. Таким образом, показателем творчества детей в игре является не только быстрота реакции, умение войти в роль, передавая свое понимание образа, самостоятельность в решении двигательных задач в связи с изменением игровой ситуации, но и способность к созданию комбинаций движений, вариантов игр, усложнению правил. Высшим проявлением творчества является придумывание ребятами подвижных игр и умение самостоятельно их организовывать.
В подготовительной к школе группе, наряду с сюжетными и несюжетными играми, проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования. Дети подготовительной группы должны знать все способы выбора ведущих, широко использовать считалки. Важно использовать игры не только для совершенствования двигательных навыков, но и для воспитания всех сторон личности. Продуманная методика проведения п.и. способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации экологического воспитания дошкольников в условиях проведения прогулки в ДОУ
Методические разработки и рекомендации, представленные в данном пособии, знакомят педагогов дошкольных организаций с одной из наиболее действенных форм воспитания в детях экологического сознания и нра...
Конспект по экологическому воспитанию дошкольников «Дидактическая игра «Зелёный дом»
Конспектпо экологическому воспитанию дошкольников «Дидактическая игра «Зелёный дом»...
Консультация для педагогов на тему: «Экологическое воспитание дошкольников посредством игры».
Тема доклада:«Экологическое воспитание дошкольников посредством игры». Подготовила: воспитатель группы «Карапузики»Ферафонтова О.А. г. Долгопрудный29.05.2...
Выступление на семинаре для педагогов Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через игру»
Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нём, освоения, соответствующих различным ситуациям, моделей поведения....
Экологическое воспитание дошкольников в условиях проведения прогулки в ДОУ "Маленькое путешествие в большой мир»
Цель прогулки- формирование у детей экологических знаний через эмоционально-положительное знакомство с явлениями живой и неживой природы....
Экологическое воспитание дошкольников через игру
В статье представлены игры для ознакомления дошкольников с миром природы....
Мастер-класс для воспитателей: "Экологическое воспитание дошкольников через игры экологической направленности.
Данный материал может быть интересен педагогам, работающим по теме экологическое воспитание. Педагог использующий игры в своей работе, найдет для себя что-то новое, а не работающий, поймет на сколько ...