Экологическое воспитание дошкольников в условиях проведения прогулки в ДОУ "Маленькое путешествие в большой мир»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Буянова Валентина Викторовна

Цель прогулки- формирование у детей экологических знаний  через эмоционально-положительное знакомство с явлениями живой и неживой природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №18 «РУЧЕЕК»

ГОРОДА ТАМБОВА

 

КОНСПЕКТ

Экологическое воспитание дошкольников в условиях

проведения прогулки в ДОУ

"Маленькое путешествие в большой мир»

                                

                                                Составила:   Буянова В.В. -  воспитатель

                                        

                                                 

г. Тамбов

2020 год

Основание для выбора темы.

        В России берёзовые рощи занимают третье место по площади распространения после сосновых и лиственных лесов.  С давних пор берёза пользуется на Руси особым почётом и уважением. Человек - тесно связан с окружающей природой, значит и существует проблема взаимодействия человека с природой. Вырубка лесов ведет к  исчезновению пресной воды на планете,   воздух становится не пригодным для жизни человека. В дошкольном возрасте ребенок воспринимает окружающее наиболее эмоционально. Именно в  этом возрасте необходимо развивать в детях любовь к природе, ее обитателям.  Береза - любимое дерево русского человека. Я много интересного и познавательного узнала, работая над своим конспектом. Теперь я смогу рассказать ребятам о пользе берёзы и о том, что это дерево достойно уважения, восхищения, бережного отношения и защиты.

        Цель — формирование у детей экологических знаний  через эмоционально-положительное знакомство с явлениями живой и неживой природы.

        Задачи:

  1. Образовательные:

- расширять и конкретизировать знания детей о березе;

- учить наблюдать за явлениями неживой природы посредством приборов: барометра, термометра, гигрометра;

- познакомить с профессией метеоролога.

  1. Развивающие:

- развить умение прогнозировать погоду, самостоятельно делать выводы по итогам наблюдений;

- развивать способность к исследовательской деятельности.

  1. Воспитательные:

- способствовать формированию экологической культуры детей;

- воспитывать любознательность.

        Форма проведения: Игровая.

        Возрастная группа: дети 6-7 лет.

        Время проведения: 10.30.

        Продолжительность прогулки: 20 мин.

        Демонстрационный материал: Метеоплощадка с приборами: барометр, термометр, гигрометр, аудиозапись, корабль пирата, канат, костюмы Березы, Солдата, Пирата, емкости для воды, охранные знаки.

        Раздаточный материал: Полоски бересты.

        Словарная работа: Береста, бетулин, чечевички, гигрометр.

        Предварительная работа: Чтение и заучивание стихотворений о березе. Театрализованная деятельность с Яной, Егором и Даней.

        Интеграция: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
        Методы: Игровой, словесный, наглядный.

        Литература:

  1. Жуковская Р.И. Родной край.
  2. Методические рекомендации экологического воспитания дошкольников в условиях проведения прогулки в ДОУ. Автор - составитель: Буянова В.В.
  3. Шорыгина Т.А. Деревья. Какие они. Москва. 2010 г.

Ход занятия.

        Дети с воспитателем выходят на игровую площадку группы «Фантазеры» и становятся по кругу у березы.

        Воспитатель: «Собрались все дети в круг

                              Я — твой друг и ты - мой друг,

                              Крепко за руки возьмемся

                              И друг другу улыбнемся.

        (У березы дети замечают бумажного змея с письмом)

Воспитатель: - Дорогие ребята. Я покоряю космические просторы, чтоб приобрести знания о живой, неживой природе и приборах, которые помогаю исследовать природные явления. Предлагаю вам совершить удивительной путешествие на просторах вашего участка. Согласны? Удачи вам.

Воспитатель: - Я думаю, не зря воздушный змей остановился около нашей березы. Предлагаю отсюда начать наше путешествие и поздороваться с березой, прикоснувшись ладошками.            

- Что вы почувствовали: (теплоту, радость,

- Это дерево или кустарник? Почему? (Дерево. Один ствол.)

- Что вы знает о дереве?

Дети: - У березы гладкий, белый ствол с темными черточками.

Воспитатель: - Эти черточки — чечевички. Они помогаю нашей березе дышать.

Дети: - Ствол у березы внизу, около земли, более темный и кора шершавая. Тонкие веточки красиво опускаются к земле. Березы очень любят солнышко и растут, где много солнца.

Воспитатель: - Береза - это единственного в мире дерево с белой корой - береста. Береста защищает берёзовую древесину, слабую перед насекомыми, солнечными лучами, грибками и гнилью: прикоснешься к березовому пню в лесу, он рассыплется в труху, а берестяная одежда останется. Береста – мощный природный антисептик и абсорбент. В коре есть особое вещество - бетулин, Именно бетулин придает берёзе её необычную, и такую родную нашему сердцу белизну.

Воспитатель: - В народе дерево называют «Берегиня». Пора познакомиться с березой поближе.

        (Появляется девочка — березка Яна)

        Береза: У меня четыре загадки для вас, ребята.

                     Первое дело — мир освещать.

                   Второе дело — скрип утишать.

                   Третье дело - больных исцелять.

                   Четвертое дело — чистоту соблюдать.

                     - Разгадайте, пожалуйста?

Дети:

 - Березовыми лучинами на Руси освещали жилье. От горящих лучин не было копоти и искр.

- Из березовой коры гнали деготь. Им  смазывали оси колес у телег, чтобы они не скрипели.

- Собирали почки, листья и сок — лечили болезни.

- Делали метла и веники для бани.

        (Появляется мальчик - солдат Егор)

Солдат: - В годы войны береза давала силы солдатам. Она встречалась на пути воинам и напоминала про жен, матерей, сестер. Воины погибали в бою за них, за Родину и русскую березку.

        Я помню, ранило березу

                        Осколком бомбы на заре.

                        Студеный сок бежал, как слезы,

                        По изувеченной коре.

                        За лесом пушки грохотали,

                        Клубился дым пороховой.

                        Но мы столицу отстояли,

                        Спасли березу под Москвой.

                         Я восхищаюсь березой, предлагаю беречь и охранять березы.                          Они приносят много пользы для всего живого.

Береза: - Я принесла бересту (кору). В древности люди писали на ней, она заменяла бумагу.

Воспитатель: - Попробуем  и мы написать на коре. Можно угольками настоящими, полученными от сгоревших березовых поленьев, а можно как в древности выцарапать — заостренными костяными писалами.

Физкультминутка: Руки подняли и покачали.

                                 (Это березы в лесу)

                 Руки согнули, кисти стряхнули.

                 (Ветер сбивает росу)

                 В стороны руки, плавно помашем.

                 (Это к нам птицы летят)

                 (Как они сядут, тоже покажем)

                 Руки сложим назад.

Воспитатель: - Предлагаю написать на коре слова, идущие из сердца (любовь, радость, удача, тепло и т. д.). Сделать парус, согнув бересту и закрепив зубочисткой. Воткнуть парус в лодочку. И отправить кораблики в морское путешествие.

(Появляется пират Джек-Воробей — Даня)

Пират: - Добрый день. Я так и знал, что вы не уплывет далеко. Для ваших парусников необходим ветер и хорошие знания о природе. Для чего нужно знать, какая будет погода?

Дети: - Одеваться по погоде. Прогноз необходим многим профессиям: штурманам кораблей, летчикам для безопасных полетов, строителям, водителям, геологам и хлеборобам.

Воспитатель: - Как называются люди, определяющие погоду?

Дети: - Метеорологи, синоптики.

Пират: - В наше время для составления прогнозов погоды синоптики пользуются фотографиями Земли, сделанными со спутников. Эти   спутники беспилотные, они называются -  зонды.

Пират: - Приглашаю на мою метеостанцию. Но сначала надо пройти полосу препятствий.

Подвижная игра «Дождик».

(Считалкой выбирается «дождик». На земле растянут канат.)

Воспитатель: - Туча по небу ходила.

                      Туча детям говорила.

Дождь: - Я дождем хочу пролиться

              От меня вам не укрыться.

Дети: - Нам не страшен дождь и гром,

             МЫ сейчас гулять идем.

(Дети пытаются перебежать за черту каната, а «дождик» им мешает. Перебежав, подходят к метеостанции).

Воспитатель: - Как интересно! (Показ барометра)

                       Барометр измеряет атмосферное давление.

                      - Куда отклонилась стрелка?

                      (Делают выводы, когда изменится погода).

Воспитатель: - Барометр не предсказывает погоду. Он отмечает перемены, происходящие в воздухе. (Рассматривают термометр. Отмечают температуру воздуха. Рассматривают сосновую шишку — гигрометр. Если она раскрыта — воздух сухой,  если закрыта — влажный.).

Воспитатель: - Сможем ли мы начать наше путешествие на лодках?

Дети: - Погода должна быть без осадков и ветреной. (Слушают музыку ветра).

Воспитатель: - Молодцы, умеете делать умозаключения.

Воспитатель: - Раньше не было таких умных приборов и люди определяли погоду по приметам.

Дети: 1. Красно солнце на закате — к ветру.

2. Облака плывут высоко — к хорошей погоде.

3. Дым столбом высоко — к хорошей погоде.

4. Ноготки развернули лепестки рано утром — к солнечной погоде. К обеду развернули — к дождю.

5. Собака и кошка спят и мало едят — к дождю.

6. Воробьи в пыли купаются — к дождю.

Воспитатель: Молодцы. Делаю вывод, что вы знатоки природы. В заключение хочу произнести слова китайской мудрости, которая гласит - «Путешествие в тысячу миль начинается с одного шага».

Сегодня все вместе мы сделали этот шаг навстречу природе. Осталось только расставить охранные знаки:

1, Не лови насекомых.

2. Не рви паутину.

3. Не ломай ветки.

4. Не жги костры.

И пусть вклад каждого из нас в дело охраны природы преобразит всю нашу планету. И мы люди будем по  настоящему счастливы и здоровы.

        Индивидуальная работа с детьми. Дидактическая игра: «Кто быстрей найдет»

        Цель: Нахождение предмета по названию.

        Содержание: Воспитатель называет знакомое детям дерево с яркими отличительными признаками. Дети должны найти названное дерево, растущее на участке и добежать до него.

        Трудовая деятельность: Рыхление и полив почвы.

        Итог: Кому сегодня с вами мы помогли, что для этого делали? (Березе) В какие игры играли?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Экологическое воспитание дошкольников в процессе проведения опытов и экспериментов с природными объектами"

В данной работе представлены эксперименты с различными объектами природы: вода, воздух, лучи света, цвета, статическое электричество и др....

Праздники и развлечения как способ экологического воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС

Совместная с товарищами деятельность, красочное оформление места проведения праздников, звучание музыки, влияют на развитие вкуса, воображения дошкольников. Все это стимулирует их творчество. Вследств...

Доклад "Инновационные технологии экологического воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО".

Актуальность создания и развития системы экологического образования определяется необходимостью изменения устоявшихся представлений о безграничности окружающей среды с самовосстановлению и самоочищени...

Методические рекомендации по организации экологического воспитания дошкольников в условиях проведения прогулки в ДОУ

Методические разработки и рекомендации, представленные в данном пособии, знакомят педагогов дошкольных организаций с одной из наиболее действенных форм воспитания в детях экологического сознания и нра...

Экологическое воспитание дошкольников в условиях ведения ФГОС

цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе как части природы.  Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное ...

Влияние т«Речевое развитие в экологическом воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»елевидения и компьютерных игр на психическое здоровье дошкольников

laquo;Нужно учить так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свид...

Необходимость экологического воспитания дошкольников в условиях современности

Наше время, с его катастрофически ускоряющимися процессами приближения к экологической катастрофе на Земле, диктует необходимость экологического воспитания детей, начиная с дошкольного возраста. Вопро...