Экологическое воспитание дошкольников в условиях проведения прогулки в ДОУ "Маленькое путешествие в большой мир»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель прогулки- формирование у детей экологических знаний через эмоционально-положительное знакомство с явлениями живой и неживой природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организация прогулки экологического содержания | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №18 «РУЧЕЕК»
ГОРОДА ТАМБОВА
КОНСПЕКТ
Экологическое воспитание дошкольников в условиях
проведения прогулки в ДОУ
"Маленькое путешествие в большой мир»
Составила: Буянова В.В. - воспитатель
г. Тамбов
2020 год
Основание для выбора темы.
В России берёзовые рощи занимают третье место по площади распространения после сосновых и лиственных лесов. С давних пор берёза пользуется на Руси особым почётом и уважением. Человек - тесно связан с окружающей природой, значит и существует проблема взаимодействия человека с природой. Вырубка лесов ведет к исчезновению пресной воды на планете, воздух становится не пригодным для жизни человека. В дошкольном возрасте ребенок воспринимает окружающее наиболее эмоционально. Именно в этом возрасте необходимо развивать в детях любовь к природе, ее обитателям. Береза - любимое дерево русского человека. Я много интересного и познавательного узнала, работая над своим конспектом. Теперь я смогу рассказать ребятам о пользе берёзы и о том, что это дерево достойно уважения, восхищения, бережного отношения и защиты.
Цель — формирование у детей экологических знаний через эмоционально-положительное знакомство с явлениями живой и неживой природы.
Задачи:
- Образовательные:
- расширять и конкретизировать знания детей о березе;
- учить наблюдать за явлениями неживой природы посредством приборов: барометра, термометра, гигрометра;
- познакомить с профессией метеоролога.
- Развивающие:
- развить умение прогнозировать погоду, самостоятельно делать выводы по итогам наблюдений;
- развивать способность к исследовательской деятельности.
- Воспитательные:
- способствовать формированию экологической культуры детей;
- воспитывать любознательность.
Форма проведения: Игровая.
Возрастная группа: дети 6-7 лет.
Время проведения: 10.30.
Продолжительность прогулки: 20 мин.
Демонстрационный материал: Метеоплощадка с приборами: барометр, термометр, гигрометр, аудиозапись, корабль пирата, канат, костюмы Березы, Солдата, Пирата, емкости для воды, охранные знаки.
Раздаточный материал: Полоски бересты.
Словарная работа: Береста, бетулин, чечевички, гигрометр.
Предварительная работа: Чтение и заучивание стихотворений о березе. Театрализованная деятельность с Яной, Егором и Даней.
Интеграция: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Методы: Игровой, словесный, наглядный.
Литература:
- Жуковская Р.И. Родной край.
- Методические рекомендации экологического воспитания дошкольников в условиях проведения прогулки в ДОУ. Автор - составитель: Буянова В.В.
- Шорыгина Т.А. Деревья. Какие они. Москва. 2010 г.
Ход занятия.
Дети с воспитателем выходят на игровую площадку группы «Фантазеры» и становятся по кругу у березы.
Воспитатель: «Собрались все дети в круг
Я — твой друг и ты - мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
(У березы дети замечают бумажного змея с письмом)
Воспитатель: - Дорогие ребята. Я покоряю космические просторы, чтоб приобрести знания о живой, неживой природе и приборах, которые помогаю исследовать природные явления. Предлагаю вам совершить удивительной путешествие на просторах вашего участка. Согласны? Удачи вам.
Воспитатель: - Я думаю, не зря воздушный змей остановился около нашей березы. Предлагаю отсюда начать наше путешествие и поздороваться с березой, прикоснувшись ладошками.
- Что вы почувствовали: (теплоту, радость,
- Это дерево или кустарник? Почему? (Дерево. Один ствол.)
- Что вы знает о дереве?
Дети: - У березы гладкий, белый ствол с темными черточками.
Воспитатель: - Эти черточки — чечевички. Они помогаю нашей березе дышать.
Дети: - Ствол у березы внизу, около земли, более темный и кора шершавая. Тонкие веточки красиво опускаются к земле. Березы очень любят солнышко и растут, где много солнца.
Воспитатель: - Береза - это единственного в мире дерево с белой корой - береста. Береста защищает берёзовую древесину, слабую перед насекомыми, солнечными лучами, грибками и гнилью: прикоснешься к березовому пню в лесу, он рассыплется в труху, а берестяная одежда останется. Береста – мощный природный антисептик и абсорбент. В коре есть особое вещество - бетулин, Именно бетулин придает берёзе её необычную, и такую родную нашему сердцу белизну.
Воспитатель: - В народе дерево называют «Берегиня». Пора познакомиться с березой поближе.
(Появляется девочка — березка Яна)
Береза: У меня четыре загадки для вас, ребята.
Первое дело — мир освещать.
Второе дело — скрип утишать.
Третье дело - больных исцелять.
Четвертое дело — чистоту соблюдать.
- Разгадайте, пожалуйста?
Дети:
- Березовыми лучинами на Руси освещали жилье. От горящих лучин не было копоти и искр.
- Из березовой коры гнали деготь. Им смазывали оси колес у телег, чтобы они не скрипели.
- Собирали почки, листья и сок — лечили болезни.
- Делали метла и веники для бани.
(Появляется мальчик - солдат Егор)
Солдат: - В годы войны береза давала силы солдатам. Она встречалась на пути воинам и напоминала про жен, матерей, сестер. Воины погибали в бою за них, за Родину и русскую березку.
Я помню, ранило березу
Осколком бомбы на заре.
Студеный сок бежал, как слезы,
По изувеченной коре.
За лесом пушки грохотали,
Клубился дым пороховой.
Но мы столицу отстояли,
Спасли березу под Москвой.
Я восхищаюсь березой, предлагаю беречь и охранять березы. Они приносят много пользы для всего живого.
Береза: - Я принесла бересту (кору). В древности люди писали на ней, она заменяла бумагу.
Воспитатель: - Попробуем и мы написать на коре. Можно угольками настоящими, полученными от сгоревших березовых поленьев, а можно как в древности выцарапать — заостренными костяными писалами.
Физкультминутка: Руки подняли и покачали.
(Это березы в лесу)
Руки согнули, кисти стряхнули.
(Ветер сбивает росу)
В стороны руки, плавно помашем.
(Это к нам птицы летят)
(Как они сядут, тоже покажем)
Руки сложим назад.
Воспитатель: - Предлагаю написать на коре слова, идущие из сердца (любовь, радость, удача, тепло и т. д.). Сделать парус, согнув бересту и закрепив зубочисткой. Воткнуть парус в лодочку. И отправить кораблики в морское путешествие.
(Появляется пират Джек-Воробей — Даня)
Пират: - Добрый день. Я так и знал, что вы не уплывет далеко. Для ваших парусников необходим ветер и хорошие знания о природе. Для чего нужно знать, какая будет погода?
Дети: - Одеваться по погоде. Прогноз необходим многим профессиям: штурманам кораблей, летчикам для безопасных полетов, строителям, водителям, геологам и хлеборобам.
Воспитатель: - Как называются люди, определяющие погоду?
Дети: - Метеорологи, синоптики.
Пират: - В наше время для составления прогнозов погоды синоптики пользуются фотографиями Земли, сделанными со спутников. Эти спутники беспилотные, они называются - зонды.
Пират: - Приглашаю на мою метеостанцию. Но сначала надо пройти полосу препятствий.
Подвижная игра «Дождик».
(Считалкой выбирается «дождик». На земле растянут канат.)
Воспитатель: - Туча по небу ходила.
Туча детям говорила.
Дождь: - Я дождем хочу пролиться
От меня вам не укрыться.
Дети: - Нам не страшен дождь и гром,
МЫ сейчас гулять идем.
(Дети пытаются перебежать за черту каната, а «дождик» им мешает. Перебежав, подходят к метеостанции).
Воспитатель: - Как интересно! (Показ барометра)
Барометр измеряет атмосферное давление.
- Куда отклонилась стрелка?
(Делают выводы, когда изменится погода).
Воспитатель: - Барометр не предсказывает погоду. Он отмечает перемены, происходящие в воздухе. (Рассматривают термометр. Отмечают температуру воздуха. Рассматривают сосновую шишку — гигрометр. Если она раскрыта — воздух сухой, если закрыта — влажный.).
Воспитатель: - Сможем ли мы начать наше путешествие на лодках?
Дети: - Погода должна быть без осадков и ветреной. (Слушают музыку ветра).
Воспитатель: - Молодцы, умеете делать умозаключения.
Воспитатель: - Раньше не было таких умных приборов и люди определяли погоду по приметам.
Дети: 1. Красно солнце на закате — к ветру.
2. Облака плывут высоко — к хорошей погоде.
3. Дым столбом высоко — к хорошей погоде.
4. Ноготки развернули лепестки рано утром — к солнечной погоде. К обеду развернули — к дождю.
5. Собака и кошка спят и мало едят — к дождю.
6. Воробьи в пыли купаются — к дождю.
Воспитатель: Молодцы. Делаю вывод, что вы знатоки природы. В заключение хочу произнести слова китайской мудрости, которая гласит - «Путешествие в тысячу миль начинается с одного шага».
Сегодня все вместе мы сделали этот шаг навстречу природе. Осталось только расставить охранные знаки:
1, Не лови насекомых.
2. Не рви паутину.
3. Не ломай ветки.
4. Не жги костры.
И пусть вклад каждого из нас в дело охраны природы преобразит всю нашу планету. И мы люди будем по настоящему счастливы и здоровы.
Индивидуальная работа с детьми. Дидактическая игра: «Кто быстрей найдет»
Цель: Нахождение предмета по названию.
Содержание: Воспитатель называет знакомое детям дерево с яркими отличительными признаками. Дети должны найти названное дерево, растущее на участке и добежать до него.
Трудовая деятельность: Рыхление и полив почвы.
Итог: Кому сегодня с вами мы помогли, что для этого делали? (Березе) В какие игры играли?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие "Экологическое воспитание дошкольников в процессе проведения опытов и экспериментов с природными объектами"
В данной работе представлены эксперименты с различными объектами природы: вода, воздух, лучи света, цвета, статическое электричество и др....
Праздники и развлечения как способ экологического воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС
Совместная с товарищами деятельность, красочное оформление места проведения праздников, звучание музыки, влияют на развитие вкуса, воображения дошкольников. Все это стимулирует их творчество. Вследств...
Доклад "Инновационные технологии экологического воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО".
Актуальность создания и развития системы экологического образования определяется необходимостью изменения устоявшихся представлений о безграничности окружающей среды с самовосстановлению и самоочищени...
Методические рекомендации по организации экологического воспитания дошкольников в условиях проведения прогулки в ДОУ
Методические разработки и рекомендации, представленные в данном пособии, знакомят педагогов дошкольных организаций с одной из наиболее действенных форм воспитания в детях экологического сознания и нра...
Экологическое воспитание дошкольников в условиях ведения ФГОС
цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе как части природы. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное ...
Влияние т«Речевое развитие в экологическом воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»елевидения и компьютерных игр на психическое здоровье дошкольников
laquo;Нужно учить так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свид...
Необходимость экологического воспитания дошкольников в условиях современности
Наше время, с его катастрофически ускоряющимися процессами приближения к экологической катастрофе на Земле, диктует необходимость экологического воспитания детей, начиная с дошкольного возраста. Вопро...