«Организация закаливающих процедур в группе»
консультация
Комплексный подход к оздоровлению дошкольника средствами природы с учетом уровня его индивидуального здоровья при активном включении ребенка в процесс его формирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_zakalivayushchih_protsedur_v_gruppe.docx | 22.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Высокинская СОШ» дошкольная группа
Консультация для воспитателей
«Организация закаливающих
процедур в группе»
Воспитатель Дроздова А.А.
Октябрь 2020 год
Закаливание — это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию.
Цель закаливания – тренировка защитных сил организма, выработка способности быстро адаптироваться к новым условиям.
Основная задача: осуществлять комплексный подход к оздоровлению дошкольника средствами природы с учетом уровня его индивидуального здоровья при активном включении ребенка в процесс его формирования.
Закаливание детей дошкольного возраста в группе состоит из системы мероприятий, включающих элементы закаливания в повседневной жизни, которые включены в режимные моменты и специальные мероприятия: воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры, правильно организованную прогулку, являются частью физкультурных занятий.
При организации закаливания необходимо соблюдать ряд правил, принципов закаливания для достижения наибольшего эффекта от его проведения.
1. Воздействие на организм раздражающего фактора должно быть постепенным. Этот принцип очень важен, так как детский организм не обладает большой сопротивляемостью и применение сильных раздражителей, без предварительной, постепенной подготовки, может привести к отрицательным результатам. Закаливание детей даст наилучший результат, если устанавливается строгая дозировка и постепенное усиление раздражения. Лучше всего закаливание начинать в теплое время года.
2. Последовательность применения закаливающих процедур. Сначала следует проводить воздушные ванны, а затем можно переходить к водным и солнечным.
3. Необходимо при проведении закаливания соблюдать систематичность. При систематическом закаливании ответная реакция организма ускоряется и совершенствуется. Привычка к раздражителю образуется лишь в том случае, если этот раздражитель действует непрерывно в течение более или менее продолжительного времени. Если закаливающие процедуры проводить случайно, с перерывами, то организм ребенка не успеет привыкнуть к действию прохладного воздуха, воды, солнечным излучениям, не может закрепить полученные результаты.
4. Должна соблюдаться комплексность проводимых закаливающих мероприятий, тогда организм закаливается всесторонне. Следует сочетать закаливающие мероприятия с двигательной активностью детей, гимнастическими упражнениями, пребыванием на свежем воздухе, соблюдением режима дня…
5. Большое значение при проведении закаливающих процедур имеет принцип индивидуальности (возраст ребенка, состояние его здоровья, уровень закаленности, пол). Всех детей по отношению к закаливанию можно разделить на три группы: 1 - дети здоровые, ранее закаливаемы (так как это уже закаленные дети, то им можно применять любые закаливающие мероприятия, вплоть до интенсивных); 2 - дети здоровые, впервые приступившие к закаливанию, или дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья; 3 - имеющие хронические заболевания или выраженные отклонения в функциональном состоянии. К этой категории относятся часто болеющие дети (это щадящее закаливание, наиболее применимо в ОУ).
6. Обязательным условием для проведения закаливающих процедур является положительная эмоциональная реакция на процедуру. Ничего не получится, если ребенок плачет или утомлен предыдущей деятельностью. Важно создать благоприятную обстановку, создать игровую мотивацию в сочетании с музыкой, настроить ребенка на получение удовольствия, на приобретение бодрости и прекрасного самочувствия. Роль взрослого имеет немаловажное значение. Он должен быть примером подражания для достижения главной цели – укрепление здоровья воспитанников.
Общие требования:
1. Создание экологически благоприятных условий в помещениях для игр и занятий детей:
- соблюдение санитарных и гигиенических требований;
- сквозное проветривание (3-5 раз в день в отсутствие детей);
- специальный подбор комнатных растений, поглощающих вредные химические вещества, выделяющих фитонциды и увлажняющие воздух;
- поддерживание температуры воздуха в пределах 20-22оС.
2. Высокая культура гигиенического обслуживания детей (туалет, кормление, сон, одевание на прогулку).
3. Обеспечение психологического комфорта на протяжении всего времени пребывания в детском саду.
4. Индивидуализация и дифференциация режимных процессов и их воспитательная направленность с учетом здоровья и развития детей.
5. Оптимальный двигательный режим.
Организованная двигательная деятельность
- Утренняя гимнастика (ежедневно)
- Занятия физкультурой (3 раза в неделю)
- Подвижные игры на первой и второй прогулках (ежедневно)
- Самостоятельная двигательная деятельность с разными физкультурными пособиями:
- утром
- после завтрака
- на прогулке
- после сна
- на второй прогулке
- Базовая и игровая деятельность
Закаливание:
- оздоровительные прогулки, ежедневно
- умывание прохладной водой перед приемом пищи, после каждого загрязнения рук
- полоскание рта после каждого принятия пищи и после сна водой комнатной температуры (прохладной)
- воздушные ванны после сна, на занятии по физкультуре
- ходьба босиком в обычных условиях и по ребристым дорожкам после сна, на занятиях физкультурой (время увеличивается постепенно)
Оздоровительная работа
- Сквозное проветривание
- Санитарный режим
- t = 20-22оС
- Индивидуализация режимных процессов с учетом здоровья и развития детей
- Оптимальный двигательный объем (4 ч в день)
- Утренняя гимнастика
- Физкультурные занятия
- Подвижные игры
- Закаливание:
- оздоровительные прогулки;
- умывание прохладной водой;
- воздушные ванны:
а) гимнастика после сна (с элементами дыхательной гимнастики);
б) дорожка здоровья;
в) облегченная одежда;
г) сон с открытой фрамугой.
- Употребление витаминов в период вспышки заболеваний
Одним из традиционных общепринятых методов профилактики и оздоровления является закаливание. В основном это воздушные и водные процедуры с постепенным понижением температуры. В результате закаливания ребенок становится менее восприимчив не только к резким изменениям температуры, но и к инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим здоровым аппетитом, они спокойны, уравновешены, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью.
Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы - солнце, воздух и вода в сочетании с достаточным двигательным режимом. Соответственно, основные способы закаливания это:
- воздушные ванны;
- солнечные процедуры;
- утренняя гимнастика;
- бодрящая гимнастика после дневного сна;
- точечный массаж;
- ходьба по массажным дорожкам после дневного сна босиком;
- мытье рук до локтя после дневного сна, умывание водой;
- полоскание ротовой полости.
Выбор средств и способов закаливания определяется педагогом соответствующими условиями в дошкольном учреждении, состоянием здоровья и подготовленностью ребенка. Педагог комплексно применяет закаливающие процедуры в различных вариантах и сочетаниях. Закаливание осуществляется только при хорошем самочувствии и положительном эмоциональном настрое ребенка.
Организация закаливания может включать в себя следующие мероприятия:
- для детей среднего возраста: влажное обтирание после утренней гимнастики, ходьба по мокрым дорожкам 1,5 минуты, игры на мокрых дорожках до 2 минут.
- для детей старшего возраста: сухое растирание до утренней гимнастики или физкультурного занятия, обширное умывание, ходьба по мокрым дорожкам до 4 минут, обширное умывание и растирание после утренней гимнастики, физкультурного занятия, ходьба по мокрым дорожкам (вода 18°), обливание ног, погружение ног в воду.
Начинается день с утренней гимнастики. Гимнастику проводит воспитатель или инструктор по физической культуре. После зарядки в этой же форме дети проходят в умывальную комнату, где есть все необходимое для проведения процедуры обливания водой: поддон, резиновые коврики, ведро для воды, пластмассовый ковш, фланелевые дорожки по которым дети с мокрыми ногами идут в игровую комнату. Все это готовит младший воспитатель пока дети на зарядке. Ноги обливаются холодной водой и дети по фланелевым дорожкам идут в группу и двигаются произвольно под веселую музыку до полного согревания и высыхания ног (танцы, прыжки, бег). Обливание ног холодной водой это уже более серьезное закаливание и у некоторых детей могут быть противопоказания. После этого дети завтракают, и далее день идет по режиму.
После занятий и прогулки проводится второй блок оздоравливающих процедур. Придя с улицы, дети моют руки. Затем усаживаются на ковер или стулья, и мы выполняем несколько упражнений дыхательной гимнастики Для этого мы изготовили, приобрели вспомогательное оборудование: ленточки, шарики, летающие перышки, бабочки на ниточках для дыхательной гимнастики.
Затем, следующий большой блок закаливания проводится после сна. Дети просыпаются, делают гимнастику в постелях, далее небольшую гимнастику на ковре в спальне, после выходят в коридор на пробежку без препятствий или с препятствиями. Они под музыку бегут змейкой, прыгают с «кочки» на «кочку», подлезают под дугу, перепрыгивают через кубы. Эта пробежка очень нравится детям. Они с удовольствием бегут, у них поднимается настроение, они окончательно просыпаются. Возвращаясь в группу, дети садятся на ковер «по- турецки», и мы опять проводим комплекс дыхательной гимнастики, точечного массажа, пальчиковой гимнастики.
Затем дети проходят в умывальную комнату, где умываются прохладной водой: смачивают шею, грудь, руки от плеча, а затем растираются насухо полотенцем. Все эти упражнения проводятся в игровой форме, широко используются словесные игры, стихи, приговорки. Дети все это запоминают и с удовольствием проводят сеансы оздоровления дома, с родственниками, родителями, братьями и сестрами.
Вот эти воздушные ванны, которые получают дети, очень важны в закаливании. Температура воздуха контрастная: в спальне одна температура, в группе - другая, в коридоре - третья. Казалось бы разница незначительная, а эффект - огромный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация прогулки в группе раннего возраста.
Примерные планы прогулок в группе раннего возраста....
Организация развивающей среды группы раннего возраста.
Окружающая среда рассматривается как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Переступив порог нашей группы, вы окаже...
«Организация РППС в группе по приобщению детей к художественной литературе. Оформление центра художественной литературы в группе с учетом ФГОС ДО»
Консультация для воспитателей...
ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Группа: 2 младшая группа
ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИТема недели «Одежда. Обувь» Группа: 2 младшая группа 6 группаЦель: Обогащение словаря и представлений детей об одежде, ее значени...
Приказ Об организации деятельности дошкольных групп Лицея в статусе ассоциированной инновационной образовательной организации в 2020-2021 учебном году
Приказ Об организации деятельности дошкольных групп Лицея в статусе ассоциированной инновационной образовательной организации в 2020-2021 учебном году...
Организация ППРС в группе раннего возраста группа "Карапузы"
Организация ППРС в группе раннего возраста группа "Карапузы"...