Значимость работы по сохранению и укреплению здоровья детей в ДОУ. Жизнь в ХХ1 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей. Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ). Это одна из высших человеческих ценностей, один из источников счастья, радости, залог оптимальной самореализации. От того, как прошли дошкольные годы, во многом зависит физическое и психическое здоровье человека на протяжении всей жизни. Важно сохранить здоровье ребенка в столь ответственный жизненный период, для чего необходима огромная, каждодневная работа в семье и в дошкольном учреждении. Усилия работников нашего ДОУ сегодня как никогда должны быть направлены на оздоровление ребенка - дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученныезнания в повседневной жизни. Существуют следующие здоровье-сберегающие технологии: - технологии сохранения и стимулирования здоровья.
- технологии обучения здоровому образу жизни.
- коррекционные технологии.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья Название технологии | Определение, особенности методики проведения | Возрастная категория | Физкультурная минутка | Динамическая пауза для профилактики переутомления на занятиях интеллектуального цикла. В зависимости от вида деятельности может включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики, корригирующие упражнения и т.д. Проводится с целью профилактики утомляемости детей во время НОД. | Все группы | Подвижные и спортивные игры | Это игры с правилами, где используются естественные движения, и достижение цели не требует высоких физических и психических напряжений. Спортивные игры – игры, по которым проводятся соревнования. Подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем проведения. Могут проводиться во время прогулки и в группе – с малой и средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп планируются элементы спортивных игр. | Все группы
Со ст. гр. | Пальчиковая гимнастика | Тренировка тонких движений пальцев кисти рук. Проводится в любое время. Рекомендована всем детям. | Все группы | Артикуляционная гимнастика | Упражнения для формирования правильного произношения: выработки полноценных движений губ, языка, челюсти. Рекомендована с 3-х лет. Результативна только при качественном её выполнении. | С 3-х лет | Бодрящая гимнастика, гимнастика пробуждения | Переход от сна к бодрствованию через движения. Поднятие настроения и мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Рекомендована всем детям. Проводится после дневного сна, выполнятся лёжа в кроватках. | Все группы | Гимнастика для глаз
| Упражнения для снятия глазного напряжения. | С 3-х лет | Дыхательная гимнастика | Специальные упражнения, позволяющие очистить слизистую оболочку дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру, улучшить самочувствие ребенка. | Все группы | Релаксация
| Система расслабляющих упражнений, направленная на восстановление между процессами равновесия возбуждения и торможения и снижение двигательного беспокойства (дыхание, мышечное расслабление). Проводится как компонент заключительной части НОД. | Все группы | Гимнастика корригирующая | Система индивидуальных заданий, направленных на развитие и коррекцию конкретных видов движений и мышц. | Все группы |
Технологии обучения здоровому образу жизни Название технологии | Определение, особенности методики проведения | Возрастная категория | НОД по физической культуре | Организованная форма обучения: 3 раза в неделю: 2 младшая и средняя группы в физкультурном зале; старшая и подготовительная группы 2 раза в физкультурном зале и 1раз на улице. 1 младшая группа – 2 раза в неделю в физкультурном зале. 1 мл. гр.-10 мин. в группе, 2 мл. гр.- 15-20 мин., ср. гр. – 20-25 мин., ст. возраст – 25 – 30 мин. | Все группы | Дни здоровья | Совместная деятельность детей, педагогов и медицинского персонала, направленная на ознакомление детей со своим организмом, создание предпосылок к заботе о собственном здоровье. Проводится ежемесячно в последний день месяца | Все группы | Коммуникативные игры. | Игры, направленные на развитие коммуникативных навыков детей. | Все группы | Утренняя гимнастика | Рассматривается как важный элемент двигательного режима, средства для поднятия эмоционального тонуса детей. Обеспечивает полную раскованность в поведении, приподнятое эмоциональное состояние. В ней сосредоточен комплекс взаимодействий на разностороннее развитие детей: движение, музыка, ритм, эстетика окружающих пособий, общение, игра. | Все группы |
Коррекционные технологии Название технологии | Определение, особенности методики проведения | Возрастная категория | Сказкотерапия | Совместная деятельность, которую проводит педагог-психолог. Используется для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповая деятельность - рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей | Со старшей группы | Технологии коррекции поведения. | -Игры с правилами -Игры – соревнования -Раскрепощающие психотехнические игры (специальные игровые упражнения, в которых содержится явная или скрытая формула поведения) -Режиссерские игры (где ребенок самостоятельно распределяет все роли между игрушками) -Народные игры (обаяние игровых персонажей) | Все группы |
Актуализация (от лат. асtualis - деятельный) - действие, заключающееся в извлечении усвоенного материала из долговременной или кратковременной памяти с целью последующего использования его при узнавании, припоминании, воспоминании или непосредственном воспроизведении. Если проще, то актуализация - это перевод знаний, навыков из скрытого, латентного, состояния в явное, действующее. Более всего в актуализации на данный момент нуждаются те здоровьесберегающие технологии, которые помогают избежать простудных заболеваний или облегчить их течение. Это дыхательная гимнастика. А. Н. Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют потому, что болеют, а болеют потому, что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит». Для детей старшего возраста дыхательная гимнастика становится игрой, которую можно найти везде. Например, в кафе, где можно побулькать в стакан с соком через трубочку. Специалисты утверждают, что это замечательное упражнение для дыхания. Важно, чтобы ребенок при бульканье не надувал щеки, а губы держал в одном, неподвижном положении. Мыльные пузыри – это тоже отличная игра и тренировка дыхательной системы. В подвижных играх мы используем звуковые упражнения, такие как клич индейцев (прикрывая рот рукой, издаем любые гласные звуки). На самом деле, идей для игр с элементами упражнений дыхательной гимнастики – множество. Все зависит от энтузиазма и желания. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Еще древние восточные мудрецы, создатели различных дыхательных систем, придавали большое значение дыхательным упражнениям. Считалось, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма.
Дыхательная гимнастика при простудных заболеваниях 1. «Часики». Стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить 6-7 раз. 2. «Дудочка». Сесть на стульчик, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к губам. Сделать медленный выдох с произнесением звука «п-ф-ф-ф». Повторить 4 раза. 3. «Петушок». Стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдохнуть, а затем похлопать ими по бедрам со словом «ку-ка-ре-ку» (выдох). Повторить 4 раза. 4. «Паровозик». Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20 секунд. 5. «Веселый мячик». Стать прямо, ноги расставить. Поднять руки с мячом (диаметром до 10 см) к груди, вдохнуть и бросить мяч от груди вперед со звуком «у-х-х-х» (выдох, догнать мяч. Повторить 4-5 раз. 6. «Гуси». Медленно ходить по комнате. На вдох поднимать руки в стороны, на выдох – опускать вниз с произнесением длительного звука «Г-у-у-у». Повторять минуту. 7. «Насос» Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону— выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом громко произносить «с-с-с-с-с», «с-с-с-с». Повторить 6—8 наклонов в каждую сторону. 8. «Регулировщик» Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5—6 раз. 9. «Лыжник» Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5—2 минут. На выдохе произносить «м-м- м-м-м». Эти упражнения необходимо повторять не менее двух раз в день.
Дыхательная гимнастика при кашле Главная задача дыхательной гимнастики при кашле или бронхите – это улучшить вентиляцию легких и избежать застоя мокроты, превращая сухой кашель в продуктивный. 1. Пузырьки. Ребенок делает глубокий вдох через нос, надувая щечки-пузырьки, и медленно выдыхает через рот. 2. Насос. Ребенок ставит руки на пояс и приседает, вдыхая воздух, а выпрямляется, выдыхая. Приседания следует делать сначала неполные, а затем до самого пола, увеличивая тем самым время вдоха и выдоха. 3. Курочки. Ребенок наклоняется вниз головой и свешивает вниз руки-крылья. Со словами «так-так-так» похлопывает себя по коленкам и выдыхает, затем выпрямляется, поднимая руки вверх, и вдыхает.
Дыхательная гимнастика для укрепления иммунитета Чтобы предотвратить простудные заболевания, важно научить ребенка дышать не ртом, а носом. Ведь, когда человек дышит ртом, слизистая пересыхает и дает возможность вирусам быстро проникнуть в организм. 1. Большой-маленький. В положении стоя ребенок вдыхает и тянется вверх руками, показывая, какой он уже большой. Ребенок замирает в таком положении на 2-3 секунды, а потом, выдыхая, опускает руки вниз, приседает и произносит «ух», пряча голову в колени и показывая какой он был маленький. 2. Паровоз. Имитируя паровоз, ребенок ходит по комнате с согнутыми в локтях руками и произносит «чух-чух». Попросите малыша ускорить/замедлить темп, говорить громко/тихо и быстро/медленно. 3. Дровосек. Ребенок стоит прямо, ноги на ширине плеч со сложенными вместе руками. Резко, как будто работая топором, малыш наклоняется вниз и «рубит» пространство между ногами, произнося «бах». 4. Лягушонок. Малыш представляет, что он лягушонок: приседает, вдыхает, прыгает вперед и после приземления произносит «ква».
Закаливающее носовое дыхание 1. Сделать 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю, по очереди закрывая их то большим, то указательным пальцем правой руки. 2. Открыть рот, кончик языка прижать к небу (при этом выключается ротовое дыхание). 3. Сделать спокойный вдох, на выдохе с одновременным постукиванием пальцев по крыльям носа произносить слоги «ба-бо-бу». 4. Сжать пальцы в кулак. Во время вдоха широко раскрыть рот и насколько возможно высунуть язык, стараясь его кончиком достать до подбородка; выдохнуть, разжав пальцы. Эти упражнения улучшают кровообращение в верхних отделах дыхательных путей, повышают устойчивость организма к холоду, инфекциям, недостатку кислорода. Повторяются по 4-5 раз.
|