«Применение здоровьесберегающих технологий в сохранении и укреплении здоровья детей раннего возраста»
статья (младшая группа)
"Применение здоровьесберегающих технологий в сохранении и укрелении здоровья детей раннего возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ilina_yu.v.docx | 25.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Ильина Юлия Валерьевна
воспитатель
МАДОУ «Детский сад № 402 «Золотая рыбка»
«Применение здоровьесберегающих технологий в сохранении и укреплении здоровья детей раннего возраста»
«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования приоритетной задачей является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Эта проблема волновала выдающиеся умы не одно столетие. Еще в 18 веке французский писатель Ж. Руссо, говорил: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении…»
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. В настоящее время в детские сады приходит большое количество детей, с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими и хроническими заболеваниями. Дети раннего возраста являются своеобразной группой риска в любом детском саду. Адаптация, смена режима, окружающей обстановки и прочие факторы неблагоприятно сказываются на здоровье малышей: дети часто и тяжело болеют. В связи с этим появляется необходимость профилактических мероприятий по охране и укреплению здоровья детей.
И именно здоровьесберегающие технологии являются наиболее эффективной системой мер, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей.
Цель – сохранение физического и психического здоровья детей через внедрение здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
- подобрать и систематизировать методический и дидактический материал по физкультурно-оздоровительной работе с детьми раннего возраста;
- обогатить развивающую предметно-пространственной среду для организации здоровьесберегающей деятельности;
- создавать условия для положительного эмоционального настроя и снятия психоэмоционального напряжения у малышей;
- внедрять различные виды здоровьесбрегающих технологий в ежедневную совместную деятельность воспитателя с детьми;
- разработать серию рекомендаций и консультаций для родителей воспитанников.
В своей работе мы используем следующие виды здоровьесберегающих технологий:
- технологии сохранения и стимулирования здоровья (утренняя гимнастика; пальчиковые игры; релаксационные игры и упражнения; дыхательная гимнастика; гимнастика после сна)
- коррекционная технология (технология музыкального воздействия; элементы сказкотерапии; артикуляционная гимнастика).
Для создания целостной системы здоровьесбережения очень важным является организация двигательной развивающей среды. В группе создано здоровьесберегающее пространство: имеется спортивный уголок, различные игрушки для двигательной активности детей (каталки, коляски, машины). Кроме того, утро в нашей группе начинается с весёлой гимнастики, которая проводится в игровой форме. Детям очень нравятся такие общеразвивающие упражнения, как: «Покажи погремушку», «Постучи погремушкой», «Мишки на полу» и другие.
Большое внимание мы уделяем развитию мелкой моторики. Благодаря пальчиковым играм, нам удаётся быстро и легко привлечь внимание ребёнка, расположить его к себе, наладить коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза». Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Играя с пальчиками, у малышей развивается умение подражать взрослому, повышается речевая ю активность. Детям полюбились такие игры, как: «Сорока Белобока», «Пальчики-грибочки», «Наша семья».
В форме увлекательных и весёлых игр, поднимающих настроение нашим малышам, мы проводим дыхательную гимнастику, которая благоприятно влияет на выработку правильного дыхания и способствует предупреждению простудных заболеваний.
В нашей группе имеется различный дидактический материал для дыхательной гимнастики: игрушки-ветерок, комочки из тонкой бумаги, воздушные шарики. Наши дети любят игры с бумажными кружечками. Дуя на чай, малыши развивают длительный ротовой выдох, что в дальнейшем поспособствует формированию правильного речевого дыхания.
Роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребёнка трудно переоценить. В режиме дня дошкольника, а особенно ребенка раннего возраста, сон играет важную роль. Однако, после дневного сна дети просыпаются вялыми, плаксивыми. Для предотвращения раздражительности и тревожности, которые часто возникают у малышей после дневного пробуждения и для создания положительной атмосферы в группе мы проводим гимнастику после сна.
Мы стараемся сочетать различные приёмы: сюжетность пробуждения, музыкальность, упражнения лёжа в кроватках, упражнения на дорожках, которые мы изготовили совместно с родителями. Использование «дорожек здоровья» способствует такому важному этапу в формировании здоровья ребёнка, как профилактика плоскостопия.
Не секрет, что адаптационный период - серьезное испытание для малышей. В это период эмоциональный фон у детей особенно нестабилен и характеризуется рядом особенностей. Чаще всего в группе можно наблюдать «эмоциональное заражение»: если начинает плакать один малыш, то его сразу же поддерживают остальные. Эмоциональное возбуждение оказывает сильное влияние на поведение малышей. И здесь нам на помощь приходят релаксационные игры. Данный вид игр помогает снять психоэмоциональное напряжение, создать положительный эмоциональный фон. В результате релаксации у детей нормализуется эмоциональное состояние, они успокаиваются, приходят в равновесие, у них налаживается сон. Очень любят наши дети игры в сухом бассейне, которые помогают не только добиваться качественной релаксации, но и удовлетворяют естественную потребность ребенка в движении.
Для повышения психологического комфорта детей мы применяем технологию музыкального воздействия. Подобрана соответствующая фонотека, в которую включена музыка для занятий и игр, для засыпания и пробуждения, голоса птиц и звуки природы, песни из мультфильмов.
Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Речь перестраивает все психические процессы ребёнка: восприятие, мышление, память и играет важную роль не только в умственном развитии, но и в поведении детей. Формирование речи является одной из важных задач в работе воспитателя. Артикуляционная гимнастика и элементы сказкотерапии являются прекрасным материалом для развития речи малышей. Рассказывая сказки детям, мы тренируем их в выполнении некоторых артикуляционных движений по подражанию. Например: ляля плачет «а-а-а», самолет гудит «у-у-у», лошадка цокает и др.
Поступление ребенка в детский сад, нередко бывает сопряжено с тяжелыми эмоциональными переживаниями. И именно сказка облегчает ребенку вхождение в детский сад, а так же положительно влияет на его здоровье. Каждый день мы сталкиваюсь с большими и маленькими проблемами. Надо умываться, а дети не любят, надо кушать, а они не хотят, надо одеваться, убирать игрушки, а они не желают. Как же с ними справиться? И вот тут на помощь приходят стихи, сказки, песенки, потешки, одним словом – элементы сказкотерапии. Иногда, утренний прием проводим с участием персонажа. Это отвлекает детей от расставания с родителями. Они с удовольствием играют, получают положительный эмоциональный настрой.
Для повышения педагогической грамотности родителей по вопросам здоровьесбережения совместно с педагогом – психологом мы разработали серию консультаций «Помогите ребёнку укрепить здоровье», «Культура здорового образа жизни в семье и в детском саду», «Путь к здоровью ребенка лежит через семью».
В результате использования вышеперечисленных здоровьесберегающих приёмов мы отметили следующее:
- снижение уровня заболеваемости и повышение процента посещаемости;
- увеличение количества детей, которые принимают активное участие в подвижных играх;
- повышение у детей концентрация внимания во время занятий и игр;
- значительное снижение количества детей с тревожностью и эмоциональным напряжением, с чрезмерным мышечным напряжением;
- уменьшение числа воспитанников с недостаточно развитым мелкомоторным навыком;
- адаптация вновь прибывших детей прошла в легкой форме (списочный состав группы в течение года постоянно обновлялся);
- повышение заинтересованности родителей в оздоровлении детей в домашних условиях.
Таким образом физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаю невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяем применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ, ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА КОРРЕКЦИИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДОУ
Авторы статьи раскрывают идею использования комплексов упражнений, разработанных на основе семи здоровьесберегающих в с темами, в системе коррекционно-оздоровительной работы с детьми с...
Использование здоровьесберегающих технологий по сохранению и укреплению здоровья детей в ДОУ
В статье описано применение здоровьесберегающих технологий для укрепления и сохранения психологического благополучия воспитанников ДОУ...
Применение здоровьесберегающих технологий с целью сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста в ДОУ №5
Применение здоровьесберегающих технологий с целью сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста в ДОУ №5...
Опыт работы «Использование здоровьесберегающих технологий в целях сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста».
laquo;Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно»....
«Использование здоровьесберегающих технологий в сохранении и укреплении здоровья детей старшего дошкольного возраста»
Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и з...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Здоровьесберегающие технологии в сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного возраста» на 2022-2023 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА«Здоровьесберегающие технологии в сохранениии укреплении здоровья детей дошкольного возраста»на 2022-2023 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Здоровьесберегающие технологии в сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного возраста» на 2022-2026 учебные годы
Цель программы: формирование у детей ценностной ориентации направленной на сохранение и укрепление собственного реального здоровья посредством реализации комплекса технологий оздоровительной напр...