Здоровьесозядающая среда в детском саду
план-конспект занятия (младшая группа)

Котикова Юлия Владимировна

Древние римляне говорили: «Здоровье - наивысшее благо». Здоровье для каждого человека является безусловной ценностью. С давних времен здоровьем считали отсутствие болезней. В современном мире понятием здоровье определяют состояние физического, психического и социального благополучия. Все эти компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы. При рассмотрении физиологических функций, нельзя не принимать во внимание влияние психики и социального окружения и наоборот.

Идея целостного подхода подчеркивает личную ответственность каждого человека за своё здоровье и благополучие.

Одна из основных задач педагогов, работающих в дошкольных учреждениях – научить каждого ребенка беречь и укреплять свое здоровье, понимая, что это ценность, подаренная природой. Необходимо учить детей нести личную ответственность за состояние своего здоровья, воспитывать осознанное и действенное желание быть здоровым.

В современной концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья ребенка.

Здоровье сберегающая педагогика декларирует - заботу о здоровье,  как приоритет всей воспитательной работы. Она включает формирование в ДОУ здоровье сберегающей образовательной среды, представляющей собой совокупность здоровье сберегающих технологий,  развивающей предметно-пространственной среды, организационно-педагогических ресурсов.

Здоровье сберегающая образовательная среда представляет особый уклад деятельности образовательного учреждения, поддерживающий здоровый образ жизни участников образовательного процесса и содействующий их саморазвитию в обретении ценности здоровья, его сохранении и укреплении.

Здоровье сберегающие технологии - совокупность методов и форм организации обучения и воспитания детей без ущерба для их здоровья, комплекс принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии задачами здоровье сбережения.

Целью применения здоровье сберегающих технологий является обеспечение дошкольнику высокого уровня реального здоровья, через воспитание у него культуры здоровья, вооружив его необходимым объёмом умений, знаний и навыков для ведения здорового и безопасного образа жизни.

Применительно к дошкольному образованию можно выделить следующие группы здоровье сберегающих технологий:

1.медико-профилактические (решают задачи сохранения и улучшения здоровья детей под руководством медицинского персонала с использованием медицинских средств, включают мониторинг здоровья детей, контроль за питанием, закаливанием, физическим развитием детей,  проведение профилактических мероприятий, организуют контроль и помощь в обеспечении  требований СанПиНов);

2.  физкультурно-оздоровительные (направлены на укрепление здоровья и физическое развитие ребенка  через развитие   физических качеств, двигательную активность, формирование умений и навыков посредством физических упражнений, организации системы закаливания, дыхательной, пальчиковой гимнастики, самомассажа и массажа,  формирование правильной осанки и профилактики плоскостопия, оздоровительные процедуры с использованием естественных сил природы);

3.  образовательные (направлены на воспитание культуры здоровья дошкольников, их осознанного отношения к здоровью и жизни, накопление знаний и развитие умений оберегать и сохранять здоровье, обучение навыкам безопасного поведения, формированию здорового образа жизни, личностно-ориентированное воспитание и обучение);

4.  обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; психолого-педагогического сопровождение развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);

5.  здоровье сбережения и здоровье обогащения педагогов (направленные на развитие культуры здоровья педагогов,  культуры профессионального здоровья, валеологическое образование, потребности в  здоровом образе жизни и активном отдыхе, профилактику вредных привычек );

    Развивающая предметно-пространственная среда – один из компонентов  образовательной среды, представленный специально организованным пространством (групповой комнатой, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития дошкольников в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, сохранения и укрепления их здоровья, учёта личностных особенностей.

Следуя требованиям ФГОС дошкольного образования содержание здоровье сберегающей предметной среды должно обеспечивать и гарантировать:

  • сохранность и укрепление психического и физического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также уважение к их личности, чувствам и потребностям, формировать положительную самооценку, уверенность в собственных возможностях и способностях;
  • максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации, группы, участка и прилегающей территории, приспособленной для реализации Программы ФГОС, а также материалов, оборудования и инвентаря;
  • построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
  • создание условий для ежедневной педагогической деятельности и стремления к профессиональному росту сотрудников образовательной организации;
  • открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам воспитания, образования детей, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
  • создание равных условий, для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.

В ДОУ развивающая предметно-пространственная среда обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции.

Современная здоровье сберегающая предметная среда должна отвечать следующими требованиями, определенными во ФГОС дошкольного образования: быть содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

При создании предметно развивающей среды ДОО, необходимо реализовывать здоровье сберегающий подход через соблюдение следующих условий:

• Безопасность;

• Санитарно — гигиенические требования;

• Возрастные и индивидуальные особенности;

• Федеральные государственные требования;

• Современный дизайн и эстетика в интерьере детских помещений и т.д.;

Предметно-пространственная среда каждой группы должна быть сформирована таким образом, чтобы  детям было достаточно места для удовлетворения двигательной активности.

Структура здоровье сберегающего пространства ДОУ включает следующие компоненты:

1. Инфраструктура детского сада:

• медицинский кабинет,

• спортивный зал,

• музыкальный зал,

• групповые комнаты

• участки на территории ДОУ

2. Здоровье сберегающая развивающая предметно-пространственная среда:

• Центры здоровья в группах,

• Центры двигательной активности.

• Центры экологического образования в старшей и подготовительной

группах.

• Центр познавательной активности (интеллектуального развития и

здоровья),

• Центры обучения ПДД,

• Центры конструктивной деятельности,

• Центр искусства и музыкально — театральной деятельности.

3. Образовательная среда:

• Образовательная программа ОО,

• Банк образовательных методик и технологий, применяемых педагогами

в ходе здоровье сберегающего образовательного процесса,

• Библиотека методической литературы,

• Система работы с родителями,

• Банк интерактивных форм работы с педагогами по

Здоровье сбережению,

• Картотеки оздоровительных технологий, игр и т.п.

4.Здоровьесберегающее пространство для родителей:

• Информационные стенды в группах;

• Наглядно - информационный материал для родителей;

• Консультации специалистов;

•Родительские собрания;

Организационно - педагогические   ресурсы.

Для эффективного формирования и развития в ДОУ здоровье сберегающей среды необходимо: разработка концепции здоровья сбережения  в ДОУ, постановка целей и задач, разработка проекта, обеспечение нормативной базы, разработка научно-методического сопровождения, проектирование и моделирование здоровье сберегающего образовательного процесса, разработка тактики управления, мотивация, консультирование и просвещение педагогов, взаимодействие с родителями дошкольников, соблюдение процедурных и содержательных нормативных актов, мониторинг состояния здоровье сберегающей среды, постоянное включение участников образовательного процесса в деятельность по реализации здоровье сберегающих проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация26.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №14 «РОДНИЧОК» ГОРОДА ЗАРИНСКА

Аналитическая справка

 по результатам участия Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида №14 «Родничок» города Заринска  в федеральной государственной программе  Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы

В рамках мероприятий федеральной государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад общеразвивающего вида №14 «Родничок» города Заринска выделены денежные средства на выполнение ремонтных работ для приведения объекта в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации (доступная среда),  оснащение оборудованием и пособиями.

  1. На выполнение  ремонтных работ  выделены денежные средства в размере – 794 150,00, из них освоено при проведении  электронного аукциона790 179,25 рублей на условиях софинансирования:   федеральные средства – 317 660,00, муниципальные средства 472 519,25 рублей. Все выделенные Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад общеразвивающего вида №14 «Родничок» города Заринска денежные средства в рамках федеральной государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы освоены в полном объеме в установленные сроки.

По итогам  электронного аукциона между ООО «Империал» (директор Жильников Иван Витальевич)  и МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №14 «Родничок» был заключен контракт №Ф.2016.226162 от 23.08.2016 года на выполнение ремонтных работ для приведения объекта в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации (доступная среда).

Перечень и объем  видов ремонтных работ был определен в соответствии с  пунктом V. «Перечень мероприятий и объемы расходов, необходимых для приведения объекта в соответствие с требованиями законодательстваРоссийской Федерации», Паспорта доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденногоприказом ДОУ  №58 от 25.05.2016года.

Дополнительно были выделены муниципальные средства в размере  394 000,00 рублей  на установку пластиковых окон в спортивном зале и кабинете психолого – педагогической  абилитации детей инвалидов и покрытия пешеходной дорожки на групповом участке группы №9 «Пчелки».

В ходе выполнения контракта и договоров  проведены  следующие виды работ:

1. Возможность беспрепятственного входа и выхода на территорию ДОУ:

-расширение калитки;

-устройство съезда с тротуара (бордюрные пандусы с двух сторон).

2. Возможность беспрепятственного входа и выхода в здание ДОУ:

-устройство съезда с тротуара (бордюрные пандусы);

-покрытие пешеходных дорожек;

-установка пандуса;

-расширение входной двери (1 шт) и дверных проёмов (7 шт);

-устройство кнопки вызова дежурного персонала;

-реконструкция и выравнивание полов.

3. Условия для индивидуальной мобильности детей - инвалидов, в том числе:

-реконструкция санитарно-гигиенической комнаты (уборной) – установка индивидуальной кабинки с унитазом и поручнем.

4. Капитальный ремонт с реконструкцией кабинета психолого-педагогической абилитации детей-инвалидов, состоящего из кабинета логопеда, кабинета психолога, сенсорной комнаты, комнаты психомоторной коррекции.

5. Спортивный зал (выравнивание полов, спортивное ПВХ покрытие, расширение дверных проемов).

6. Кнопка вызова персонала (центральный вход, группа №9).

  1. На приобретение оборудования и учебных пособий Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад общеразвивающего вида №14 «Родничок» города Заринска выделены денежные средства в размере –81 530, 00 рублей, которые освоены на приобретение:

- ноутбук «Aspire E15» - 2 шт.;

- ортопедические коврики – 3 шт.

Согласно приказу Главного управления образования и науки Алтайского края от 23.12.2016 №2055 о распределении имущества, в соответствии с реализацией мероприятий федеральной государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы, приказа отдела по образованию администрации города Заринска от 16.01.2017 №23 «О передаче имущества» Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад общеразвивающего вида №14 «Родничок» города Заринска передано безвозмездно в собственность  оборудование, учебные пособия, а также специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования на сумму 672 160,06 рублей.

Перечень оборудования

Наименование передаваемого имущества

Количество, шт

Моноблок PowerCool P2158 всоставе:

-моноблок PowerCool P2158

- пакет прикладных офисных программ MicrosoftOffice

- клавиатура адаптированная беспроводная PretorianClevy

-джостик компьютерный беспроводной PretorianJoystickSimplyWorkc

-кнопка компьютерная беспроводная PretorianSimplyWorkcSwitch 75

-ресивер для беспроводной связи (USB) PretorianSimplyWorkcReseive

-инфракрасные наушники PhilipsSHC1300  

- комплект программного обеспечения «Логопед»

1

Слухоречевой тренажер "СОЛО-01В" (М)

1

Сенсорная комната:

-Тактильная сенсорная доска

1

-Водопад

1

-Светодиодный экран

1

-Сухой дождь

1

-Мягкая форма

1

-Ионизатор воздуха

1

-Тактильная дорожка

1

-Акустическая настенная тактильная панель

1

Кабинет логопеда:

Логопедический программный комплекс для коррекции звукопроизношения "Специальные образовательные средства"

1

Набор для проведения речевого обследования "Методика Е.А.Стребелевой"

1

Набор педагога-психолога:

-развивающая ира "Баррикадо"

- развивающая игра "Книга-Лабиринт"

- развивающая игра "Лабиринт-2"

-тактильная игра "Рисуем на песке"

- мозаика "Счет, цвет, форма"

-прозрачный мольберт

- сенсорная тропа для ног (подушечки 7 шт)

1

Комплект физкультурного оборудования для проведения ЛФК:

Мягкий игровой набор

1

Мяч прыгающий «Фитобол»

10

Набор массажных мячиков

1

Мат гимнастический

2

Комплект «следочков» ладоней и ступней

1

Дорожка для упругих объемных элементов с наклонными поверхностями

1

Тактильная змейка с песком

1

Ортопедическая дорожка

1

Комплект оборудования для проведения развивающих занятий:

Обучающие блоки Дьенеша

1

Комплект счетного материала на магнитах

1

Сенсорные наборы МонтессориФребеля

1

Доска с прорезями для перемещения "Цифры", "Животные"

1

Модульная основа для сюжетно-ролевых игр(игровой набор Кухня Infinitybasis № 5(Полесье) 42316,42316

1

Набор шумовых музыкальных инструментов

1

Тактильный набор "Шершавый счетный материал (точки)"

1

Тактильный набор "Геометрические формы"

1

Развивающий центр стактильными переключателями

1

Тактильный набор "Шершавые цифры"

1

Тренажер для глаз "Яблонька"

1

Тренажер "Перемести звезду"

1

Тренажер для глаз "Хитрая рыбка"

1

Сухой бассейн с шарами

1

Набор балансиров

1

Деревянная панель-лабиринт "Рисуем ногами"1 (настенная игра-тренажер), 547207

1

Говорящий сортер "Квадрат"

1

Набор матрешек (3-х и 5-ти кукольные)

1

Тактильная "Божья коровка"

1

Вкладыш "Мои маленькие друзья"

1

Качели-скорлупа

1

Шнуровки различного уровня сложности ("Корзиночка", "Сапожок", "Дерево")

8

Картотека пальчиковых игр и гимнастики

2

Итого:

Приобретенное и  переданное   безвозмездно в собственность  МБДОУ детскому саду №14 «Родничок» оборудование, учебные пособия, а также специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования размещено в соответствующих помещениях (кабинет психолого – педагогической абилитации детей – инвалидов и спортивный зал) согласно их назначению,  и используется специалистами (педагог – психолог, учителя – логопеды, инструктор по физической культуре) в работе с воспитанниками детского сада.

Особо следует отметить, что в ходе проведения мероприятий для приведения объекта в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации (доступная среда) в ДОУ введен в действие кабинет психолого-педагогической абилитации детей-инвалидов. Особенностью данного  кабинета является то, что в его состав входят кабинет логопеда, кабинет психолога, сенсорная комната, комната психомоторной коррекции, оснащенные необходимым развивающим оборудованием и специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования.Тесное взаимодействие специалистов: педагога – психолога, учителя – логопеда -  позволяет использовать все имеющееся оборудование в комплексе, осуществлять интегрированные коррекционно – развивающие занятия с  детьми – инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья и другими воспитанниками ДОУ.

9 февраля 2017 года в МБДОУ детском саду №14 «Родничок» состоялась встреча по вопросу реализации в образовательном учреждении мероприятий федеральной государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы. На встрече присутствовали специалисты отделов общего образования и ресурсного обеспечения Министерства образования и науки Алтайского края Светлана Анатольевна Орлова и Гермаш Екатерина Викторовна,  Лариса Васильевна Исакова, заведующий отделом по образованию администрации города Заринска, Елена Николаевна Кудрявцева, ведущий специалист отдела по образованию администрации города Заринска, Марина Ивановна Кирилова, заведующий МБДОУ детский сад №14 «Родничок», Суханова Светлана Евгеньевна, заместитель председателя муниципального общественного Совета по развитию образования в городе Заринске, Вагнер Оксана Михайловна, представитель родительской общественности, Бучнева Инна Валерьевна, представитель родительской общественности.

Заведующий

МБДОУ детского сада №14 «Родничок»                                            М.И.Кирилова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете " Здоровьесберегающая среда в детском саду".

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 66 « Журавушка» « Здоровьесберегающая среда в детском саду» ...

Создание социокультурной и предметно-развивающей среды в детском саду

Создание театральных уголков в группах детского сада, основные требования знакомства с различными видами театра....

"Принципы построения предметно-пространственной развивающей среды в детском саду" (на материале ГДОУ № 23 Пушкинского района)

Статья опубликована в сборнике "Процессы модернизации и ценности культуры" : Материалы XVIII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Процессы модернизации и ценности культуры»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Принципы построения среды в детском саду"

Предметно-развивающая среда ДОУ - это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, у...

Положение о проведении фестиваля «Стартуем вместе» среди сотрудников детских садов «Буратино» и «Дюймовочка» под девизом «Здоровый сотрудник – богатый детский сад»

Фестиваль среди детских садов проводится в соответствии с планом   месячника здоровья в целях:·         выявление и поддержка сотрудников ДОУ в пропаг...

Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформле

Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развива...

Предметно - пространственная развивающая среда в детском саду. Маркеры на уголки (центры) в младшей группе детского сада.

Предметно - пространственная развивающая среда в  детском  саду. Маркеры на уголки (центры) в младшей группе детского сада....