Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
учебно-методический материал
1. Дыхательная гимнастика
2.Цветотерапия
3. Гимнастика пробуждения
4. Аромотерапия
5.Песочная терапия
6.Закаливание
7. Антистрессовая гимнастика
8. Музыкотерапия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_dou.docx | 20.45 КБ |
Предварительный просмотр:
- Дыхательная гимнастика
В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом.
При занятиях необходимо соблюдать следующие правила:
- выполнять упражнения каждый день, в зависимости от возраста детей;
- проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях;
- заниматься до еды;
- дозировать количество и темп проведения упражнений;
-вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;
- вдыхать легко и коротко, а выдыхать – длительно;
-после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 – 3 сек.
- в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;
Дыхательные упражнения: «Подуй на шарик», «Гуси летят», «Пушок», «Паровозик», «Ворона», «Вырасти большой», «Часики».
«Загнать мяч ворота»
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на легкий шарик, загоняя его в кубик. Следить, чтобы не раздувались щеки, задувать шарик на одном вздохе.
- «Цветотерапия»
Как правило, детские товары выделяются сразу и все это за счет цветового оформления. Детские товары в основном оформляются в трех цветах — это желтый, синий, зеленый и красный. Эти цвета легко воспринимаются детьми, и они сразу обращают свое внимание на товары. Бытует мнение, что детскую комнату лучше всего оформлять с использованием этих основных цветов. Было проведено множество исследований на тему «Воздействие цвета на психику ребёнка». И поэтому при оформлении предмета или помещения, помня это нужно правильно подбирать цвета.
Желтый цвет можно назвать гармонизирующим цветом, который вызывает радостные ощущения, но при этом ребенок остается послушным и сосредоточенным. К тому же желтый цвет сможет развить у ребенка аппетит. Благоприятно сказывается на неспокойных, нервных и возбужденных детях.
Зеленый цвет положительно сказывается на изменении и развитии характера у ребенка. Ребенок начинает проявлять живой интерес к деятельности и к познанию окружающего мира. Также зеленый цвет наделяет ребенка уверенностью в себе и смелостью.
Оранжевый цвет укрепит сообщество людей собирающихся в «оранжевом» помещении. Оранжевый цвет может пробудить аппетит, поэтому смело оформляйте кухню оранжевыми оттенками. А вот в детской комнате оранжевый цвет поможет ребенку переносить одиночество.
Фиолетовый цвет ассоциируется с духовным совершенством и чистотой, изобилием и просветлением. Дарит чувство внутренней гармонии и покоя.
Синий цвет передает глубину и чистоту, поэтому пробуждает воображение и вызывает интерес. Для того, чтобы привлечь или обратить внимание ребенка на конкретный предмет, достаточно использовать немного синего цвета.
Голубой цвет выражает легкость, свежесть и невесомость. На психику ребёнка он способен оказать расслабляющее и успокаивающее действие. Способен синий цвет и снизить давление. В конце рабочего трудного дня голубой оттенок в помещении может снять напряжение, однако не стоит и забывать, что излишний голубой цвет в помещении может вызвать чувство отчуждения и холода.
Например, красный цвет может провоцировать чрезмерную активность, так как является сильным раздражителем.
Для этого был создан уголок «Цветотерапии», также была введена цветная неделя.
- Гимнастика пробуждения.
Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Педагог начинает проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т.п. Главное правило - исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение, головокружение. Длительность гимнастики в постели - около 4 - 5 минут.
Гимнастика №1 (гимнастика выполняется с проговариванием стихотворения)
Глубокий вдох всей грудью
Глотательные движения
Лежа на кровати, дети выполняют «Велосипед»
Поглаживание висков указательным пальцем
Скажите «А»
Погладить животик, круговые движения ладонью
Согнем колени и расслабим
Вставайте! Что же вы сидите!
Идут по солевой дорожке и массажному коврику.
- Ароматерапия (кулоны)
Современная ароматерапия – это профилактический способ поддержания хорошей психоэмоциональной и физической формы, позволяющий снять ежедневные стрессы, это один из инновационных способов оздоровления детей.
Применение средств ароматерапии группе позволит поддерживать хорошее настроение у детей, а также помогает излечить простудные заболевания и нарушения сна. Дети больше всего любят теплые, сладковатые запахи. Однако в силу того, что их организм находится еще в состоянии развития, применять средства ароматерапии для них следует совсем в минимальных дозировках. Лучше всего, если масла будут наноситься в глиняные фигурки, кулоны. Создавая, здоровьесберегающее пространство в группе не забудьте о таком методе применения ароматерапии как ароматическая лампа.
- Песочная терапия.
Песочная терапия – это исследование поведения ребёнка, анализ его переживаний и способ наладить взаимоотношения с миром посредством игры с песком. Ребёнок строит в песочнице свою модель мира, отображая все свои беспокойства, страхи и переживания. По информативности песочные творения могут быть не менее ценны, чем рисунки. К тому же, в песке малыш сам расставляет акценты поведения и действий персонажей, а это помогает ему находить правильные решения и в жизни.
- Открывает широкий простор фантазии;
- Развивает мелкую моторику;
- Помогает регулировать мышления
Если бы меня попросили назвать универсальную игровую среду, то я бы, ни на секунду не сомневаясь, сказала: «Песок!»
Психолог Мариелла Зейц
- Закаливание - одно из эффективных средств укрепления здоровья детей и профилактики заболеваний.
Оно положительно действует на механизмы приспособления к холоду, жаре, ослабляет негативные реакции нашего организма на изменения погоды, повышает устойчивость к вирусным и бактериальным заражениям, создает прочный щит от простудных заболеваний и тем самым значительно продлевает срок активной творческой жизни человека. Закаливать свой организм необходимо каждому.
- Прогулка
- Гимнастика после сна
- Хождение босиком по солевым дорожкам
- Закаливание носоглотки (полоскание рта после приема пищи)
- Воздушные ванны
- Утренняя гимнастика
- Комплексность (прогулка, сауна, сон)
- Антистрессовая гимнастика.
Антистрессовая гимнастика - курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, замкнутым, нарушениями характера.
Не менее важно использовать гимнастику в профилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.
Детям в подготовительной группе очень нравиться проигрывать небольшие отрывки из сказок.
- Музыкотерапия
Музыкотерапия – это особая форма работы с детьми, с использованием музыки в любом виде (записи на магнитофоне, прослушивание пластинок, игра на музыкальных инструментах, пение и др.) Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние. Музыкотерапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов. Благоприятно музыка действует утром, когда встречаешь детей. У них улучшается настроения, при этом они поют и пританцовывают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...
Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий
виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...
Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.
Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...
Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. Так я начала организовывать музыкально-оздо...
Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...
"Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Здоровьесберегающая технология-самомассаж"
методическая разработка для старшей группы...
Презентация «Бодрящая гимнастика после сна, как один из компонентов здоровьесберегающих технологий» (в рамках реализации здоровьесберегающих технологий в доу)
Бодрящая гимнастика после сна, как один из компонентов здоровьесберегающих технологий...