«Дидактические игры в системе экологического воспитания детей дошкольного возраста».
презентация по коррекционной педагогике

Лымарь Елена Александровна

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда сумеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

                  Д. Родович

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_ekologiya.pptx400.73 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ детский сад «Радуга» Микрорайон Геолог 15, п. Тазовский Ямало-Ненецкий автономный округ 629350 «Дидактические игры в системе экологического воспитания детей дошкольного возраста». Подготовила: Лымарь Е.А. п.Тазовский 2022

Слайд 2

Дерево, трава, цветок и птица Не всегда сумеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. Д . Родович Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зелёные луга и леса, яркие цветы, бабочки и т.д. Бесконечный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к художественно – речевой деятельности, к игре. Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность её связей и зависимостей обеспечивает доступность их понимания детьми и оказывает существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в их логичности, самостоятельности мышления. Ребёнок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость предметов и явлений природы, т.е. учиться элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуются умения детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создаёт предпосылки для формирования таких ценных качеств как достоверность, доказательность, последовательность, чёткость. Ребёнок учится рассуждать, рассказывать, описывать.

Слайд 3

В педагогике все игры классифицированы по разным основаниям. Особое место занимает дидактическая игра — разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения, но, в то же время, в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Авторы выделяют следующие виды экологических игр: соревновательные, ролевые, имитационные. Соревновательные игры экологического содержания основаны на стимулировании активности участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков и умений. Ролевые игры экологического содержания основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности: соответствующих ролей, системы отношений. Имитационные игры экологического содержания основаны на моделировании экологической реальности и предметного содержания экологической деятельности.

Слайд 4

Все дидактические игры с экологическим содержанием можно разделить на 3 вида: Предметные игры - с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке». В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Предметные игры особенно широко используются в младшей и средней группах. Они дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.

Слайд 5

Настольно-печатные игры - «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья», парные картинки. Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом (слово или предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним . Словесные игры. («Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, воздухе, на земле», «Нужно - не нужно») проводятся с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Слайд 6

Если в младшей группе знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких дидактических играх, как «назови кто это?», «изобрази животного», «узнай по голосу», и других, то в средней группе – в играх типа «угадай кто где живет?», «помоги животному», «большие и маленькие» и т.д. Дети старшего дошкольного возраста успешно справляются со следующими играми: «Зоопарк», «логические цепочки», «придумай про животное загадку», «путешествие в Африку». Старшие дети разгадывают кроссворды, решают ребусы, проводят эксперименты, длительные наблюдения за животными и растениями, с удовольствием отвечают на вопросы разнообразных викторин. Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности.

Слайд 7

Дидактическая игра одновременно выполняет несколько функций: Образовательная (обучающая) функция изначально заложена в дидактической игре (в зависимости от цели). Воспитательное воздействие дидактической игры на ребёнка заключается в необходимости следовать правилам, подчиняться общим интересам. Таким образом формируются важные моральные качества: терпение, умение контролировать себя, свои чувства, уважать интересы товарищей (например, брать картинки или предметы из мешочка нужно по очереди, делить материалы для игры нужно поровну). Развивающее сенсорное воздействие обусловлено тем, что для игр используется разнообразный, зачастую новый для малышей материал (печатный, природный, предметный), дети знакомятся с предметами разных размеров, качеств, фактуры, совершенствуя способность обследовать их с помощью различных анализаторов (слуха, осязания, зрения). Развитие речи стимулируется в каждой игре, поскольку дидактические игры требуют от игроков общения (как минимум — с педагогом), а также пояснения собственных действий и ожидаемого результата. Физическое развитие осуществляется благодаря наличию в каждой игре необходимости совершать манипуляции с предметами, что служит тренировке мелкой моторики рук и навыка координации действий.

Слайд 8

При подготовке дидактической игры необходимо: 1.Поставить дидактическую задачу (цель игры). Педагог должен чётко представлять, выработке каких умений и навыков, воспитанию каких чувств или качеств служит игра. 2.Подобрать материалы и наглядность в соответствии с методическими требованиями. 3.Продумать, как доступно и кратко объяснить детям правила. В младших группах ознакомление с правилами игры сопровождают показом действий. 4.Предусмотреть возможные трудности, вопросы детей и ответы на них. 5.Продумать подведение итогов. Для детей младшего возраста важен не столько результат, сколько сам процесс игры, но итоговое слово воспитателя должно служить средством поощрения малышей, стимулировать дальнейшее участие в подобных играх, а также обобщить полученные знания.

Слайд 9

Используя дидактические игры, воспитатель должен учитывать следующие дидактические принципы: Доступность Повторяемость Постепенность выполнения заданий Учет возрастных особенностей детей. Дидактические игры в первой младшей группе длятся 5–6 минут, во второй младшей можно увеличить до 8–10, но не стоит затягивать игру, даже если дети хотят продолжать. Лучше отвлечь внимание детей другим видом деятельности, а к игре вернуться во второй половине дня или спустя день-два.

Слайд 10

Дидактические игры экологического характера включает два относительно самостоятельных блока: - игры для развития эстетического восприятия природы (развитие чувства прекрасного в природе, эмоционального отношения к ней) - игры для формирования нравственно – оценочного опыта поведения дошкольников в природе.

Слайд 11

Уровень экологического развития дошкольников во многом определяется степенью экологической грамотности их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение родителей в области охраны окружающей среды. С этой целью помещать информацию в уголки для родителей («Летний отдых», «Ядовитые растения леса», «Птицы – наши друзья » и другие), проводить консультации на темы «Зачем детям знания экологии ?», «Поиграем вместе», «Игры на кухне», « Лекарственные растения » и так далее, проводить индивидуальные беседы с родителями по проблеме . Нетрадиционные формы проведения родительских собраний, в том числе и на экологические темы, находят отклик в семьях воспитанников. К ним относятся викторины, КВН, игра «Счастливый случай» и другие. Повышают уровень экологической культуры совместные выходы с родителями и детьми в природу, посещение музеев, а также выставки поделок и рисунков («Что растет на грядках», «Умелые руки не знают скуки », «Осенние фантазии»).

Слайд 12

Таким образом, игра как метод экологического воспитания помогает в решении задач в формировании основ экологической культуры.

Слайд 13

Люби землю. Она не унаследована тобой у твоих родителей, она одолжена тобой у твоих детей. Индейская мудрость

Слайд 14

Список литературы: 1.Л.М.Шиницина, О.В.Защиринская , А.П,Воронова « Азбука общения». 2. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство». 3.Т.И.Бабаева, Н.Л.Ноткина , В.И.Логинова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» 4.В.Я.Дрязгунова« Методика экологического воспитания в детском саду» 5.С.Н.Николаева «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» 6. А.И.Иванова « Нравственно – эстетическое воспитание ребенка в детском саду» 7.Н.А.Ветлугина «Родной край» 8.Г.П.Тугушева, А.Г.Чистякова «Юный эколог» 9.С.Н.Николаева« Юный эколог. Система работы в старшей группе детей детского сада» 10. Михайлова, Л. С. Дидактическая игра в экологическом воспитании детей дошкольного возраста / Л. С. Михайлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12.6 (116.6). — С. 90-94.

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».

Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»....

Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

Экологическое воспитание детей - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомления детей с природой.Результатом экологическ...

Статья из опыта работы."Дидактическая игра, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста".

Охрана окружающей среды разумное отношение к ней стали настоящей актуальной проблемой века. Воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к ...

Консультация «Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Игры детей в природе являются необходимым условием экологического воспитания.Игра доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе игры воспитываются любовь к природе...

Дидактические игры, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Дидактические игры, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста....

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с приро...

Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры с природным материалом. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всест...