ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ.
статья (старшая группа)
Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение их физического, психического, нравственного и духовного состояния. Особенно это ощущают те, кто работает с ними, то есть мы, педагоги. Мы несем ответственность за здоровье будущих поколений и только все вместе можем изменить ситуацию. Начиная работать по данной проблеме, нами была изучена методическая литература по физическому воспитанию дошкольников. А так же рассмотрены основные задачи, средства и пути решения укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ozdorovitelnye_igry_v_obr._prots.v_dou.docx | 30.32 КБ |
Предварительный просмотр:
«ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ»
Хорошее здоровье – один из главных источников счастья и радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять. Однажды Сократа спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни – богатство или слава?» Великий мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делает еще человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля!»
Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение их физического, психического, нравственного и духовного состояния. Особенно это ощущают те, кто работает с ними, то есть мы, педагоги. Мы несем ответственность за здоровье будущих поколений и только все вместе можем изменить ситуацию.
Начиная работать по данной проблеме, нами была изучена методическая литература по физическому воспитанию дошкольников. А так же рассмотрены основные задачи, средства и пути решения укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста.
Так как основной вид деятельности в дошкольном возрасте – игра. Мы используем ее не только для организации игровой деятельности. В форме игры осуществляем и организуем двигательную деятельность. Используем оздоровительные игры в образовательном процессе.
Основными целями проведения оздоровительных игр являются:
– оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребенка;
– осуществлять своевременную коррекцию имеющегося патологического и предпатологического состояний;
– формировать и закреплять навыки правильной осанки, дыхания;
– повышать сопротивляемость организма;
– учить освобождаться от стрессов и перенапряжения.
Мы работаем в группе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, поэтому во время оздоровительных игр обращаем особое внимание на состояние здоровья детей, на развитие психомоторных качеств, на общую физическую подготовленность. Более слабые и отстающие в психомоторном развитии находятся в группе с меньшим числом участников; игры проводим 2-3 раза в неделю, в хорошо проветренном помещении.
Дети больные и ослабленные после перенесенных заболеваний освобождаются от занятий физической культурой. У них снижается двигательная активность. Мы предлагаем оздоровительные игры с меньшей физической нагрузкой. Именно, в это время, они становятся адекватны потребностям растущего организма.
Мы разработали перспективный план работы по использованию оздоровительных игр в процессе образовательной деятельности дошкольников.
В своей работе используем:
– Подвижные игры, которые занимают особое место в развитии ребёнка-дошкольника. Они способствуют закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляют возможность развивать познавательный интерес, формировать умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта. Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.
При выборе подвижных игр и игровых упражнений стараемся соблюдать оптимальный режим двигательной активности, регулируем допустимую нагрузку, изменяем игровую ситуацию, увеличиваем или уменьшаем количество повторений.
– Гимнастику игрового характера, которая состоит из 3–6 имитационных упражнений. Дети подражают движениям птиц, животных, растений, создают различные образы («лыжник», «конькобежец», «петрушка», «цветок»).
– Оздоровительные игры при плоскостопии, которыми укрепляем мышцы пальцев стопы и голеностопного сустава. Дети выполняют упражнения с заданной амплитудой движения, преимущественно в разгрузочных исходных положениях (сидя, на коленях, на четвереньках):
«Сборщик» – собрать пальцами ног носовой платок и перенести его с одного места на другое (можно использовать любые мелкие предметы);
«Гусеница» – кто быстрее, сидя на гимнастической скамейке, пересечет контрольную линию стопами, подтягивая пятку к носку;
«Художник» – сидя на стуле или гимнастической скамейке, захватить между первым и вторым пальцами карандаш и нарисовать на листе бумаги картину; затем устроить выставку картин;
«Эквилибрист» – сидя, прокатывание теннисного мяча вправо – влево и по кругу областью внутреннего продольного свода правой, затем левой стопы;
«Кораблик» – сидя, перекатывания теннисного мяча между сводами стоп, держа ноги на весу;
«Маляр» – сидя, проглаживания областью внутреннего продольного свода одной стопы по голени другой.
– Оздоровительные игры при нарушениях осанки, которые укрепляют мышечный корсет, коррекцию имеющихся дефектов осанки в условиях игровой терапии: «Улучшим осанку», «Выпрямление», «Мяч в кругу», «Пятнашки прямолинейные», «Делай так – делай этак», «Не урони» и другие.
– Оздоровительные игры для часто болеющих детей, с целью общего укрепления организма; улучшения дренажной функции бронхов; совершенствования навыка правильного дыхания в усложненных условиях; адаптации к постепенно возрастающим физическим нагрузкам: «Кто сильнее дунет на платочек», «Веселые султанчики», «Ветерок», «Веселые пузырьки», « Веселые шарики».
– Игры для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста, в ходе которых тренируем зрительные мышцы: «Часики».
– Игры для профилактики нарушения зрения: «Мы шагаем в дивный лес».
– Игры с песком, которые имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта, развитие мелкой моторики рук.
При игре с песком выполняем такие упражнения:
– поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения;
– выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
– пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя на них следы;
– создать отпечатками ладоней, кулачков, ребрами ладоней разные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с предметами окружающего мира;
– пройтись по поверхности песка каждым пальцем обеими руками;
– можно группировать пальцы по два, три, четыре, пять;
– поиграть пальчиками по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигались не только пальцы, но и кисти рук, совершая мелкие движения вверх- вниз.
– Одной из форм оздоровления являются пальчиковые игры, которые благотворно влияют на координацию движений, способствуют развитию мелкой моторики рук, их силы. Игровая форма проведения не только развлекает детей, но и способствует формированию представлений об окружающем мире.
– Игры–упражнения, которые помогают лучше осознать себя и сформировать положительное отношение к самому себе: «Имя», «Зеркало», «Чей шар больше».
Контроль во время оздоровительных игр осуществляем наблюдением за детьми в течение дня и непосредственно во время игры. Принимаем во внимание поведение, настроение детей, их жалобы, частоту пульса, дыхания. Критерием усталости ребенка во время игры служит: значительное покраснение или побледнение кожных покровов, губ, выраженная потливость, большое возбуждение во время игры, в других случаях ослабление внимания, потеря освоенного навыка и др. Тут же принимаем соответствующие меры, например, даем ребенку роль, не требующую большого напряжения – помощника руководителя, «судьи» или временно (конечно, тактично) исключаем его из игры.
В результате использования оздоровительных и лечебных игр, мы не только укрепляем здоровье детей, но и способствуем всестороннему гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков координации движений, правильной осанки, ловкости и смелости.
Список используемой литературы:
- Козырева, О.В. Лечебная физкультура для дошкольников: пособие для инструкторов лечебной физкультуры, воспитателей и родителей. – 2–е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 112 с.
- Козырева, О.В. Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников: пособие для воспитателей и инструкторов физкультуры дошкольных образовательных учреждений /О.В. Козырева. – М.: Просвещение, 2007. – 94 с.
- Пензулаева, Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики /Пензулаева, Л.И. – Москва: Мозаика–Синтез, 2015. – 128 с.
- Пензулаева, Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3–5 лет: пособие для педагогов дошк. учреждений /Л.И. Пензулаева. – Москва: ВЛАДОС, 2003. – 112 с.
- Гаврючина, Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие /Л.В. Гаврючина. Москва: Сфера, 2008. – 157 с.
- Чупаха, И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно–воспитательном процессе: научно–практический сб. инновац. опыта /И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова. – М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2001. – 400 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивные игры в образовательном процессе ДОУ.
В материале рассказывается о значении интерактивных игр в развитии дошкольников....
Интерактивные игры в образовательном процессе ДОУ
В презентации рассказывается об использовании интерактивных игр в образовательном процессе ДОУ....
Сюжетно-ролевая игра в образовательном процессе
Огромная роль в развитии и воспитании детей принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности....
Сюжетно-ролевая игра в образовательном процессе
Огромная роль в развитии и воспитании детей принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности....
Методическое сопровождение физкультурно-оздоровительной деятельности субъектов образовательного процесса посредством реализации программы «Неболейка»
Программа представляет собой систему мер, способных влиять на состояние здоровья ребёнка....
Шарики Су Джок как игровая технология оздоровительной направленности в образовательном процессе ДОУ.
Шарики Су Джок как игровая технология оздоровительной направленности в образовательном процессе ДОУ. ВведениеНе секрет, что ухудшение состояния здоровья детского населения является одной из остры...
Статья:"Состояние проблемы управления физкультурно-оздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса дошкольного учреждения"
Аннотация: в статье рассматривается физкультурно-оздоровительная работа в детском саду, которая включает создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формир...