Упражнения по здоровьесбережению.
материал

Менякина Валентина Александровна

Для активизации и отдыха ребят на занятии, а также для предупреждения и снятия утомления на занятиях предусмотрены здоровьесберегающие технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizkultminutki.docx23.26 КБ

Предварительный просмотр:

Важная составная часть здоровьесберегающей работы – это рациональная организация занятия.

          В целом занятия по бисероплетению строятся по общей схеме занятий.

  1. Организационная часть.
  2. Объявление темы. Организация рабочего места.( 2-3 минуты)
  3. Теоретическая часть. (В зависимости от возраста и темы 10-18 минут)Беседа или рассказ по теме занятия -3-7 минут.
  4. Анализ изделия (в зависимости от сложности 3-5 минут).
  5. Показ приемов работы, используемых для изготовления изделия (3-5 минут).
  6. Физкультминутка.
  7. Практическая часть (20-30 минут)
  8. Физкультминутка ( гимнастика для глаз)
  9. Практическая часть. Продолжение (10-15 минут)
  10. Заключительная часть (6-8 минут)

          Еще одна особенность занятий бисероплетением - на занятии проводятся две физминутки - причем 2-я- гимнастика для глаз, проводится обязательно в середине практической части занятия.

          Для активизации и отдыха ребят на занятии, а также для предупреждения и снятия утомления на занятиях предусмотрены здоровьесберегающие технологии: релаксационные и кенезиологические упражнения, пальчиковая гимнастика и гимнастика для глаз, различные физминутки.

     

В основе охраны труда и здоровьесбережения лежит инструкция, которая включает в себя:

I. Общую технику безопасности.

II. Технику безопасности перед началом работы.

III. Техника безопасности во время работы.

IV. Техника безопасности по окончании работы.

Модифицированный комплекс упражнений

корректирующих зрение посредством

технологии бисерного рукоделия.

Упражнение 1. Подбор бисера по цвету.

Смешанный цветной бисер разобрать по цветам. На расстоянии вытянутой руки, по широкой амплитуде разложить бисер по цветовой гамме (10мин.).

Упражнение 2. Калибровка бисера.

Подобрать бисер по размеру.

Упражнение 3. Морганиие.

Перед началом работы с иглой необходимо:

Быстро моргать в течение 10 сек;

Крепко зажмурить глаза на 3—5 сек., затем открыть их. Повторить 6—8 раз.

Упражнение 4.

Широко открыть глаза, сильно прищуриться, при прищуренных глазах нанизать бисер на иглу по цветовой гамме схемы (10 штук). После того как ряд закреплен резко закрыть глаза. Упражнение повторить 5-10 раз.

Упражнение 5. Фиксирование взгляда на дальнем и ближнем изображении.

При бисерном ткачестве воспитанники работают со схемой и изготовлением изделия одновременно, следовательно, изделие находится ближе, схема – дальше, происходит чередование напряжения глазодвигательных мышц. Такой режим работы глаз укрепляет глазные мышцы, тренирует и массирует хрусталик, улучшает кровоснабжение и питание глаза.

Гимнастика для глаз

Для проведения гимнастики выбираем одно из упражнений и повторяем его три раза.

1. Голову держать прямо, глаза скосить сначала до отказа вправо, затем поднять до отказа вверх, после этого скосить их до отказа влево и, наконец, опустить вниз. Сделав паузу, повторить упражнение в обратном порядке.

2. Голову держать прямо, глаза скосить сначала до отказа вправо, затем скосить их до отказа влево, задержаться в этом положении на несколько секунд и возвратиться в исходное положение.

3. Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувства усталости. Затем расслабиться на 5-6 секунд.

4. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти.

5. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счёт 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счёт 1-6. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счёт 1-4. До усталости глаза не доводить. Открыть глаза, посмотреть вдаль на счёт 1-6.

6. Не поворачивая головы. Посмотреть направо, зафиксировать взгляд на счёт 1-4, затем посмотреть вдаль на счёт 1-6. Аналогично – с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз.

7. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счёт 1-6. Затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль на счёт 1-6.

8. Используются траектории «восьмёрка», зигзаги, спирали, треугольник с кругом и меньшим треугольником в середине. По ним дети бегают глазами.

9. Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать зрачками слева направо. Затем справа налево. Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот.

10. Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.


Берегите зрение, глаза устают при долгой работе с бисером.

Общий комплекс упражнений

         Закройте глаза, зажмурьтесь и подождите несколько секунд, прежде чем открыть глаза и расслабить мышцы глаз. Сфокусируйте зрение на дальнем предмете: например, выгляните в окно и сконцентрируйте внимание на доме, который расположен вдали.

       Держите голову прямо. Поморгайте 10-15 раз. Глазные мышцы при этом не должны быть напряжены.

      Поиграйте взглядом в «шашки»: посмотрите направо вверх, налево вниз, прямо вдаль. Упражнение занимает около 6 секунд. Затем посмотрите налево вверх, направо вниз и снова вдаль.

Упражнения для глаз.

         Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.

Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.

Представь вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нём определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.

Сложить ладони так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.

Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости. Затем расслабиться на 5-6 секунд.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти.

Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.

Физкультминутку для глаз:

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами

По периметру веди.

Рисуй восьмёрку вертикально.

И головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

- 5 колебательных движений глазами по горизонтали справа – налево, слева – направо.

- 5 колебательных движений глазами по вертикали: вверх – вниз, вниз – вверх.

- 5 вращательных движений глазами слева - направо.

- 5 вращательных движений глазами в правую, затем в левую стороны – «восьмерка».

Упражнения для мышц рук.

1) «Моя семья»

Этот пальчик- дедушка,
Этот пальчик- бабушка,
Этот пальчик- папочка,
Этот пальчик- мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья! (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.)

2) «Капуста»

Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту трём-трём,
Мы капусту жмём-жмём.
(Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.)

3)«Мы наши пальчики сплели
И вытянули ручки.
Ну а теперь мы от Земли
Отталкиваем тучки.»
(Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперёд, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.)

4)«Руки мы на стол положим,
Повернём ладонью вверх.
Безымянный палец тоже
Хочется быть не хуже всех.
( Дети кладут правую руку на парту ладонью вверх, сгибают и разгибают безымянный палец. Затем проделывают то же самое левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.)

Физминутка  для рук

Мы с бисером работали и надо отдохнуть.

Кулак вот так сжимаем, ну а потом встряхнуть.

Зовем всех дружно в гости и отгоняем пчел.

Рисуем дружно смайлики и руки на плечо.

Веселые утята, чуть-чуть потанцевать,

И с бисером занятье мы можем продолжать!

Упражнения психологической саморегуляции (аутотренинг)

«Путешествие на облаке»;

«У моря»;

«Янтарный замок»;

«На лугу»;

«Водопад»;

«Сила улыбки» и т.д.

         

«Водопад»

- Ребята, сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните…
Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём вниз падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам… Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи.
Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и
приятно и с каждым вдохом и выдохом вы наполняетесь свежими силами…
(пауза 15 секунд)
Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.


Комплексная физкультминутка.

Исходное положение каждого упражнения — стоя или сидя.

Упражнение 1. Сделайте 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа-налево, затем слева-направо.

Упражнение 2. 15 колебательных движений глазами по вертикали — вверх-вниз и вниз-вверх.

Упражнение 3. Тоже 15, но круговых вращательных движений глазами слева-направо.

Упражнение 4. То же самое, но справа-налево.

Упражнение 5. Сделайте по 15 круговых вращательных движений глазами вначале в правую, затем в левую стороны, как бы вычерчивая глазами уложенную набок цифру 8.

Упражнение 6. Руки с разведенными пальцами лежат на ровной горизонтальной поверхности. Нужно 20-30 раз попеременно постукивать по столу пальцами то одной, то другой рукой, то обеими руками вместе;

Упражнение 7. Руки согнуты перед собой. Нужно поочередно прикасаться большим пальцем указательного, среднего, безымянного, мизинца. Темп выполнения и сила нажатия постепенно нарастают. Повторить 5-6 раз;

Упражнение 8. Имитация бросания мяча в цель: двумя руками, одной (левой, правой) ближнему товарищу; кто находится далеко (с меньшей и большей силой).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА

Говоря о роли физических упражнений как об одном из важных факторов оздоровления ребенка, не следует, однако, считать, что чем более насыщено занятие физическими упражнениями, чем выше его моторная пл...

Консультация для родителей "Роль пения и дыхательных упражнений в системе здоровьесбережения детей"

Пение – уникальная дыхательная гимнастика. Искусство пения - это и есть прежде всего правильное дыхание, которое и является одним из важнейших факторов здоровой жизни....

Картотека упражнений по здоровьесбережению для дошкольников

Картотека упражнений по разным здоровьесберегающим технологиям для дошкольников (массажи,гимнастика для глаз,дыхательная гимнастика)...

Роль пения и дыхательных упражнений в системе здоровьесбережения детей

Роль пения и дыхательных упражнений в системе здоровьесбережения детей...

Мастер-класс «Кинезиологические упражнения с элементами Су-Джок как средство здоровьесбережения дошкольников»

Представленный мастер - класс разработан для трансляции собственного опыта в области применения здоровьесберегающих технологий в воспитательно – образовательном процессе. В содержании масте...