ПРИМЕНЕНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА
статья

Колмакова Елена Сергеевна

Говоря о роли физических упражнений как об одном из важных факторов оздоровления ребенка, не следует, однако, считать, что чем более насыщено занятие физическими упражнениями, чем выше его моторная плотность и двигательная активность детей, тем благотворнее это будет сказываться на их развитии. На самом деле физическая культура только тогда способствует развитию и оздоровлению детей, когда объем и характер нагрузки будут для них достаточными и необходимыми, не приведут к переутомлению, перенапряжению физиологических функций детского организма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_primnenie_alternatinyh_uprazhneniy.docx26.81 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ  УПРАЖНЕНИЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ  ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА

Е.С. Колмакова

МБДОУ «ДСОВ № 135», г. Братск

Правильное применение физических упражнений – залог полноценного развития детей. Физические упражнения — основное и специфическое средство физического воспитания. Они представляют собой специально подобранные, методически правильно организованные движения. Они основаны на активных двигательных действиях произвольного (сознательного) характера. Данное средство физического воспитания оказывает разностороннее влияние на развитие детей. В результате применения физических упражнений в организме происходят различного рода изменения, которые в первую очередь должны  отвечать требованиям создания оптимальных условий для развития и роста ребенка [1].  

Говоря о роли физических упражнений как об одном из важных факторов оздоровления ребенка, не следует, однако, считать, что чем более насыщено занятие физическими упражнениями, чем выше его моторная плотность и двигательная активность детей, тем благотворнее это будет сказываться на их развитии. На самом деле физическая культура только тогда способствует развитию и оздоровлению детей, когда объем и характер нагрузки будут для них достаточными и необходимыми, не приведут к переутомлению, перенапряжению физиологических функций детского организма.

К сожалению, иногда можно наблюдать, как взрослые поощряют выполнение детьми сложных и непосильных для них упражнений [2].  

Так, иногда родители, желая продемонстрировать ловкость маленького ребенка, заставляют его спрыгивать с высоких предметов — кровати, стула, стола. Малышу не страшно. Он смеется и радостно выполняет просьбу взрослого, не подозревая, как это для него опасно. Ведь суставы и связки нижних конечностей у ребенка еще не окрепли, не закончился и процесс окостенения стопы (даже у подростков 13—-14 лет он еще не завершен). Сильное напряжение, особенно при спрыгивании на твердый грунт, может повлечь за собой плоскостопие и повреждения в области тазобедренного сустава. Опасность усугубляется тем, что па первый взгляд никаких признаков неблагополучия незаметно. Но с течением времени, если продолжать выполнять непосильные упражнения, у детей могут появиться различные отклонения от нормы физического развития. Нередко, подражая взрослым, дети увлекаются поднятием тяжелых предметов, например, гантелей, гирь. Предельные физические нагрузки,  особенно при выполнении силовых упражнений, поднятии тяжестей, длительном пребывании в неудобной позе, могут повести к остановке роста ребенка, вызвать деформацию скелета [2].  

Необходимо объяснить детям, что значительная силовая нагрузка при поднятии тяжестей, многократном подтягивании на руках, отжимании на руках в упоре и других упражнениях неблагоприятна для не оформившегося позвоночника. Кроме того, эти упражнения связаны с сильным напряжением, вызывающим нарушение притока крови к сердцу, задержку дыхания, что неблагоприятно для организма ребенка [3].  

Инструкторам по физической культуре так же нужно быть более внимательными при выборе упражнений. Хорошо знакомые упражнения иногда не приносят пользы для здоровья. Более того, они могут нанести вред. Требование бережного отношения к состоянию опорно-двигательного аппарата ребенка необходимо учитывать при обучении технике основных видов движений: ходьбе, бегу, прыжкам, метанию и выполнении общеразвивающих упражнений. Ошибки в выборе упражнений, исходных положений и способов выполнения может привести к стрессовому воздействию на суставы, связки и мышцы. Неоправданное манипулирование компонентами нагрузки на занятиях,  также нарушение биомеханики движений могут привести к нежелательным изменениям в связках и мышцах, что,  в свою очередь, является причиной возникновения микротравм и, как следствие, хронической патологии  опорно-двигательного аппарата [3].  

Следовательно, закаляя и тренируя детский организм, нельзя переходить границы его физиологических возможностей. Всякое активное движение должно сопровождаться отдыхом, спокойными занятиями.

Альтернативные упражнения предполагают более эффективную работу для развития силы и эластичности мышц и более удобны для выполнения.

Подбор и выполнение комплекса физических упражнений, обучение основным движениям должны реализовываться в щадящем режиме для шейного и поясничного отдела позвоночника, который предполагает:

-исключение упражнений, связанных с переразгибанием в шейном отделе позвоночника в передне-заднем направлении;

-выполнение упражнений на развитие гибкости должно совершаться за счет медленных и плавных потягиваний; необходимо избегать резких сгибаний и разгибаний, ротационных движений в суставах верхних и нижних конечностей и туловищем;

- упражнения для туловища, связанные с наклонами, должны выполняться с соблюдением плоскостей (фронтальной, сагиттальной,  горизонтальной);

- следует избегать исходных положений, в которых возможна задержка дыхания и натуживания [3];

Одним из наиболее опасных упражнений, без которого не обходиться ни одна разминка, является вращение  головой. Быстрый темп и неправильная амплитуда вращений головой может навредить шейному отделу позвоночника. Вследствие чего нарушается кровообращение, ухудшается кровоток лор-органов. Чтобы избежать отрицательных последствий, необходимо поменять данное упражнение на альтернативное - наклоны головы вперед и назад, или махи руками.

Упражнение «мельница» знакомо нам еще с детства. В нем сочетаются интенсивные наклоны к полу и повороты туловища. Однако, одно неверное движение может вызвать повреждение в пояснично-крестцовом отделе.

Вращение туловищем с наклонами по часовой стрелке - еще один враг пояснично-крестцового отдела. Вред такого упражнения значительно превышает его пользу.

Часто используемые наклоны вперед  могут навредить позвоночнику, нарушить кровообращение в нижних конечностях и органах малого таза.

Ещё одни вредным для детского организма упражнением являются махи ногами назад в положении стоя. Очень  сильную нагрузку получает поясничный отдел позвоночника, ягодичные мышцы и мышцы бедра. Данное упражнение может привести к увеличению поясничного лордоза.

Не менее опасным для здоровья является подъем туловища в положение сидя. При выполнении данного упражнения позвоночник испытывает колоссальную нагрузку, принимая на себя вес всего тела.

Таким образом, рациональная физическая нагрузка является для дошкольников мощным средством развития и оздоровления только при условии правильно построенной работы по физическому воспитанию; реализации нагрузок, адекватных возможностям детского организма.  

Методические рекомендации к выполнению физических упражнений  для  реализации  здоровьесберегающей  направленности

Традиционное упражнение

Негативные

 последствия

Альтернативный вариант

круговые  вращения  головой

отрицательное воздействие на шейный отдел

наклоны вперед,

в стороны

упражнение лежа на спине, руки заложены за голову

чрезмерное напряжение мышц шеи

изменить положение рук

подъем обеих ног одновременно

отрицательное влияние на поясничный отдел позвоночника

ноги поднимать

попеременно, или через фазу сгибания

перекат на спине, удерживая колени руками

отсутствует фиксация шейного отдела

только со страховкой

лежа на животе, прогиб в поясничном отделе с упором на выпрямленные руки

увеличение поясничного лордоза, возможность защемления поясничных дисков

выполнять упражнение на согнутых руках, опора на локти

при выполнении дыхательных упражнений подъем  рук вверх

уменьшается поступление кислорода за счет сокращения мышц  верхнего плечевого пояса

руки в стороны, на пояс

наклоны в стороны

нарушение плоскости, увеличение рычагов создают возможное возникновение ротационных движений в суставах верхних конечностей туловища

с соблюдением фронтальной, сагиттальной и горизонтальной плоскостей

упражнение «велосипед» в исходном положении на спине

оказывает травмирующее воздействие на поясничный отдел при опускании ног меньше 35° по отношению к горизонтали

предлагается:

1. не опускать ноги ниже 35°

2.изменить исходное положение
(ввести опору на локти)

в исходном положении стоя на коленях с опорой на руки махи прямой ногой назад

оказывает травмирующее воздействие на поясничный отдел

позвоночника

изменить И.п. на коленно-локтевое

Литература:

1. Суворова Н. В.  Методические рекомендации и комплексы физических упражнений направленных на оздоровление дошкольников в условиях ДОУ [Электронный ресурс]. URL:http://pandia.ru/text/79/436/14235.php 

2. Опасный спорт: физические упражнения которые вредят здоровью. [Электронный ресурс]. URL: http://feelgood.ua/obraz-zhizni/opasnyi-sport-fizicheskie-uprazhneniya-kotorye-vr-feelgood/ 

3.Спутник  руководителя физического воспитания дошкольного учреждения: Методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений/ Под ред. С.О. Филипповой.- СПб.: «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2011г.-416с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение ИКТ в физическом воспитании дошкольников

Презентация инструктора по физическому воспитанию ДОУ...

ИГРА – ЭСТАФЕТА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

Этот материал предназначен для воспитателей по физической культуре....

Круговая тренировка и условия ее применения в физическом воспитании дошкольников (часть 1).

Особенности круговой тренировки как самостоятельной организационно-методической формы построения занятия....

Применение подвижных игр в физическом воспитании дошкольников

        «Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребёнок готовится к жизни»...

Статья. Формирование знаний о физической культуре как одна из задач физического воспитания дошкольников

Настоящая статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с формированием знаний о физической культуре у детей дошкольного воз-раста....

« Игры с правилами, как одна из эффективных форм работы по оздоровлению, физическому воспитанию дошкольников»

Подвижные игры – это группа игр, в основе которых лежат разнообразные движения, наиболее удовлетворяющие потребность растущего организма в активных действиях....

«Применение игровых технологий в системе физического воспитания дошкольников»

Приоритетным средством и методом обучения и развития дошкольника остается игра....