Проект "Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста через игровые технологии"
проект (младшая группа)

Пестова Ольга Сергеевна

Радость труда — одно из высоких человеческих чувств. Своевременно развить это чувство у маленьких детей — наша задача. Если не уделять должного внимания развитию трудолюбия в дошкольном возрасте, то в последующие годы это будет сделать труднее. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etot_proekt.docx27.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 «Петушок» комбинированного вида

Проектная деятельность на тему:

«Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста через игровые технологии».

Воспитатели: Пестова Ольга Сергеевна

Казанцева София Александровна

г. Благовещенск 2018

Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди,

которые умеют делать, у которых все удаётся и спорится,

которые не потеряются ни при каких обстоятельствах,

которые умеют владеть вещами и командовать ими.

А.С.Макаренко

Макаренко правильно считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребёнку от природы, а воспитываются в нём. Труд должен быть творческим, радостным, сознательным, основной формой проявления личности и заложенных в ней возможностей.

Приобщению детей к труду в дошкольные годы большое значение придавала Н. К. Крупская. Она указывала, что детский труд с самых ранних лет может послужить при целесообразном его применении важным условием нравственного и интеллектуального развития подрастающего поколения. Радость труда — одно из высоких человеческих чувств. Своевременно развить это чувство у маленьких детей — наша задача. Если не уделять должного внимания развитию трудолюбия в дошкольном возрасте, то в последующие годы это будет сделать труднее. Трудовая деятельность должна способствовать повышению общего развития детей, расширению их интересов, появлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, чувство долга и т.д. Главная задача трудового воспитания в раннем возрасте - формирование правильного отношение детей к труду. Она может быть успешно решена только на основе учёта особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учёта возрастных особенностей ребёнка.

Работая с детьми раннего возраста, хочется отметить, что трудовое воспитание осуществляется своеобразно. Основным содержаниям труда является самообслуживание в повседневной жизни. Осваивая навыки самообслуживания, ребёнок чувствует большую самостоятельность, меньшую зависимость от взрослых. Но самообслуживание для маленького представляет значительную трудность, так как оно требует от детей известных усилий, сосредоточенности.

Тип проекта: долгосрочный

Сроки реализации проекта: сентябрь 2018 года - май 2019 года.

Актуальность проекта:

Формируя у детей навыки самообслуживания, важно научить их самостоятельно есть, умываться, одеваться и раздеваться. Чтобы научить детей умываться, требуется немало времени. Обучение детей навыкам умывания происходит постепенно.

В первые дни воспитатель показывает и объясняет лишь самые простые действия (смочить руки водой, потереть ладошки и тыльную часть рук). Уже через два месяца у детей образуются довольно прочные умения, что даёт возможность усложнять требования, например, учить их завёртывать рукава.

Также постепенно воспитатель приучает детей правильно пользоваться полотенцем: показывает, как нужно держать полотенце, как вытираться. По окончании умывания взрослый обращает внимание детей на их внешний вид, отмечает, что они стали чистые, аккуратные.

Малыши очень любят, когда взрослые замечают их достижения. Поэтому воспитатели должны внимательно наблюдать за детьми и у каждого найти и отметить что-нибудь положительное.

Повседневные упражнения позволяют научить детей есть быстрее, опрятнее.

Готовясь к завтраку или к обеду, хорошо обратить внимание детей на то, как чисто на столах, напомнить, что надо есть аккуратно, не проливать, наклоняться над тарелкой. Воспитатель ежедневно следит за тем, кто из детей и как выполняет его указания. Если ребёнок забыл какое-либо требование, взрослый в начале завтрака, обеда подходит к ребёнку, напоминает, как правильно держать ложку, сколько брать пищи.

В одевании и раздевании дети первоначально проявляют большую беспомощность. Воспитатель учит малышей одеваться, раздеваться, соблюдая при этом определённую последовательность: что в первую очередь снять или надеть, куда положить одежду. Чтобы научить детей последовательно одеваться и раздеваться, проявлять большую самостоятельность в этой форме самообслуживания, воспитатель знакомит их с этим процессом при рассматривании картинок.

Ознакомление детей с новым заданием по самообслуживанию, закрепление навыка наиболее эффективно проходит в совместной деятельности ребёнка со взрослым.

Его добрая улыбка, ласковый спокойный голос, чуткое и заботливое отношение к детям располагают к себе, помогают устанавливать с ними тесный контакт, вызывают у них доверие к взрослому.

Самостоятельность имеет важное значение в жизни детей раннего возраста. Истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте и напрямую связаны с формированием навыков самообслуживания у детей.

Овладение навыками самообслуживания (умения одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться) напрямую влияет на самооценку ребёнка, является важным шагом на пути к его независимости.

Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определённую последовательность действий.

Формирование навыков самообслуживания у детей является для них жизненной необходимостью.

Цель проекта заключается в разработке последовательности формирования навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков с использованием дидактических игр, игровых упражнений, элементов сюжетно-ролевых игр для детей раннего возраста.

Задачи проекта:

1. Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время еды, раздевания, одевания, умывания).

2. Формировать у детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

3. Формировать умение приводить себя в порядок с помощью взрослого.

4. Прививать культурно - гигиенические навыки пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

5. Побуждать детей к самостоятельности во время еды, формировать умение держать ложку в правой руке.

6. Обучать детей порядку одевания и раздевания.

7. Формировать умение снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого.

8. Формировать умение в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду.

9. Формировать умение правильно надевать одежду и обувь.

Участники проекта: дети раннего возраста, воспитатели, родители,

Предполагаемый результат проекта для детей:

Овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детьми раннего возраста:

  • Дети самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности.
  • Проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при небольшой помощи взрослых)
  • Пользуются индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой)
  • Правильно пользуются столовой и чайной ложками; не крошат хлеб, пережёвывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают с полным ртом.
  • Правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо; насухо вытираются после умывания.
  • Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдают элементарные правила поведения во время еды, умывания.

Предполагаемый результат проекта для родителей:

  •  Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.
  •  Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков.
  •  Укрепление связей между детским садом и семьёй.
  • Изменение позиции родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.

Схема реализации проекта

1 этап – организационный

Деятельность педагога

Деятельность детей

Наблюдает за детьми.
Проводит диагностику.
Организует предметно-развивающую среду.
Подбирает литературу, игры, иллюстрации.

Рассматривают иллюстрации.
Выполняют поручения.
Играют.

2 этап – основной

Вводит в игровую ситуацию формулирует проблему:
Организует игры, беседы.
Читает художественную литературу.
Оказывает помощь детям при реализации замыслов.
Привлекает родителей.

Вживаются в игровую ситуацию, пытаются найти способы решения проблемы.
С помощью воспитателя выбирают предметы – заместители, материалы для игры, экспериментирования, книги для рассматривания.
Повторяют за педагогом действия, слова знакомых стихотворений.

3 этап - заключительный

Деятельность педагога

Деятельность детей

Описывает и анализирует работу над проектом.
Представляет конспекты, планы и другие материалы.
Проводит диагностику.

Рассказывают короткие стихотворения и потешки об умывании, сопровождая действия текстом, отвечают на вопросы.
Узнают процессы умывания, одевания на картинках, правильно называют эти процессы, переживают положительные чувства в связи с выполнением гигиенических процедур. Оказывают помощь друг другу, проявляют самостоятельность в умывании, одевании, кормлении.  Рассматривают в зеркале свое чистое лицо. Играют в сюжетно – отобразительные игры.

План работы

Месяц

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Сентябрь

1. Сбор информации о данной теме

2. Изучение информации о данной теме

3. Составление диагностической карты по данной теме

Октябрь

Беседа «Чистые руки»

Презентация «Правильно моем руки»

        

Игровая ситуация: «Мы правильно моем руки». Чтение потешки «Водичка – водичка.»

Чтение А. Барто «Девочка чумазая»

Беседа по сюжетной картинке «Как дети моют ручки».

Ноябрь

Беседа «Надо, надо умываться»

Упражнение «В гостях у Мойдодыра»

Игровое упражнение «Полотенце пушистое»

Презентация «Кукла Катя умывается»

Декабрь

Чтение К Чуковский «Мойдодыр»

Игровая ситуация «Кукла умывается»

Чтение Я. Аким «где живет вода?»

Просмотр мультфильма «Мойдодыр»

Практическое упражнение «Научим Хрюшу умываться»

Январь

Беседа «Поведение за столом»

Игровая ситуация «Кормление кукол»

Чтение З.Александрова «Вкусная каша»

Презентация «Мама учит зайчонка правильно вести себя за столом»

 

Дидактическая игра «Маша обедает».  

Чтение потешек: «Идет коза рогатая», «Пошёл котик на торжок», «Кисонька мурысонька        

Февраль

Вспомнить знакомые песенки, потешки о подготовке к столу, правилах личной

гигиены и правилах поведения за столом.

Чтение С. Капутикян «Маша обедает»

Дидактическая игра «Чашки – ложки»

Ситуацинный момент «Как и когда мы пользуемся салфеткой»

 

Март

 Беседа «Мой внешний вид»

Упражнение «Самый аккуратный»

Практическое упражнение «Аккуратная прическа»

Игровая ситуация «Носовой платок»

Апрель

Дидактическое упражнение «Найди свой шкафчик»

Образовательная ситуация «Каждая ножка - в свой домик»

Игровая ситуация «Оденем куклу Катю на прогулку»

Практическое упражнение «Послушные пуговицы»

Май

Продуктивная   деятельность: наведение порядка в раздевальных шкафчиках

Чтение Л. Воронкова «Маша – растеряша»

Продуктивная деятельность. «Наши красивые и аккуратные вещи»

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Работа с родителями:

- создание заинтересованности у родителей: беседы о том, почему мы уделяем много внимания формированию навыков самообслуживания; обсуждение изменений в поведении, самовосприятии ребенка во время обучения; сравнение и оценка умений ребенка на начальном этапе, в середине и в конце обучения (с привлечением фотоматериалов);

- обсуждение содержательной стороны понятия "навыки самообслуживания", необходимости специальной работы в этом направлении, знакомство родителей с программой.

Консультации:

«Как приучить ребенка к аккуратности и опрятности».

«Формирование у ребенка культурно - гигиенических навыков в детском саду и дома».

«Как прививать малышам полезные привычки и навыки самообслуживания».

«Как научить ребенка одеваться самостоятельно».

Памятка «Внешний вид малышей: о чем не стоит беспокоиться».                          

Папка – передвижка «Будем опрятными».

Оформление фотовыставки «Вот что я умею».

Родительское собрание: «Формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»


Заключение

Самостоятельность имеет важное значение в жизни детей раннего возраста. Истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте и напрямую связаны с формированием навыков самообслуживания у детей.

Овладение навыками самообслуживания (умения одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться) напрямую влияет на самооценку ребёнка, является важным шагом на пути к его независимости.

Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определённую последовательность действий.

Если дети выполняют элементарные трудовые обязанности по самообслуживанию, они чувствуют себя равноправными членами детского общества и семейного коллектива. Именно через самообслуживание дети впервые устанавливают отношение с окружающими людьми, осознают свои обязанности по отношению к ним.

Самообслуживание является основным видом труда маленького ребёнка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть формирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия.

Формирование навыков самообслуживания у детей является для них жизненной необходимостью.


Список использованной литературы

  1. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М.А. Васильева. – М.:  Мозаика-Синтез, 2007.
  2. Голицина И.С. Перспективное планирование в детском саду. Вторая младшая группа . реализация ФГТ в ДОУ.- Скрипторий- 2010г
  3. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях . Издательство «Мозаика-Синтез»,  2006
  4. Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Волгоград: издательство «Учитель», 2009..
  5. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через игровую, продуктивную и трудовую(самообслуживание) деятельность.

Помещаю опыт работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. На мой взгляд, это хорошая помогалочка для начинающих воспитателей....

Из опыта работы по привитию культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.

В современном дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Одним из важных факторов здоровой личности является формирование у де...

Консультация для воспитателей Тема: «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста».

Консультация для воспитателейТема: «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста».Цель: ознакомить (уточнить) воспи...

Статья на тему Художественное слово в процессе воспитания культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

В работе с детьми дошкольного возраста широко используется художественное слово. Дети любят слушать народные сказки, стихи, рассказы. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные об...