Точечный массаж по А.А. Уманской для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

Тарасова Наталья Васильевна

Точечный массаж по А.А. уманской, как профилактика ОРВи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tochechnyy_massazh.docx178.48 КБ

Предварительный просмотр:

Точечный самомассаж по системе А.А. Уманской как средство профилактики ОРВИ

По праву, одним из самых важных и древнейших способов лечения является точечный массаж. Процедура, без сомнения полезная, ведь благодаря воздействию на определенные точки на теле можно изменить состояние здоровья ребенка и предотвратить развитие многих заболеваний, остановить болезнь и укрепить иммунитет. Точечный массаж – это воздействие на биологически активные точки, расположенные на теле человека.

Одним из самых эффективных методов является точечный массаж биологически активных точек по системе профессора Аллы Алексеевны Уманской, разработанный в Московской медицинской академии имени И. М. Сеченова.

Метод высоко эффективен для профилактики лечения гриппа и ОРЗ, его эффект обусловлен усилением кровообращения в слизистых полости носа и ее пазух.

При точечном массаже происходит стимуляция биоактивных зон и в кровь выбрасываются интерфероны, секреторные антитела иммуноглобулины и другие биологически активные вещества, усиливающие неспецифическую защиту организма. Точечный массаж можно применять в начальной стадии простудного заболевания, когда появляется насморк, легкое першение в горле, чихание, а также для профилактики острых респираторных вирусных инфекций. В настоящее время точечный массаж для детей в детском саду становится методикой, которая приобретает огромную популярность. Одним из достоинств точечного массажа является то, что методика его проведения довольно проста, он не требует дополнительного оборудования и дорогостоящих приборов.

Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье и являются профилактикой простудных заболеваний. Цель комплексов массажа заключается не только в профилактике простудных и других заболеваний, повышении жизненного тонуса у детей, но и в привитии им чувства ответственности за своё здоровье, уверенности в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие.

Точечный массаж для детей в детском саду - это возможность привить крохе привычку правильного досуга, которые способствует развитию, как речевых навыков, так и разработке мускулатуры.

Правила проведения массажа по системе А. А. Уманской:

1. Точечный массаж необходимо выполнять строго в последовательности, соответствующей нумерации на схеме

2. Для профилактики гриппа и ОРЗ точечный массаж рекомендуется делать 3- 6 раз в день, последний раз за два часа до сна.

Для лечения гриппа и ОРЗ - через каждые 30-40 минут или не реже одного раза в 1,5-2 часа, до полного восстановления здоровья, при этом чередовать массаж с ингаляциями, закапыванием носа, полосканием горла. Нужно обязательно соблюдать последовательность воздействий: начинать с зоны 1и заканчивать зоной 9.

Воздействие на зону производится таким образом: сначала надавить на точку до ощущения болезненности, затем выполнить 9 вращений по часовой стрелке и 9 вращений против часовой стрелки.

В области шеи движения должны быть направлены только сверху вниз, на симметричные зоны можно воздействовать одновременно двумя руками.

 Особая осторожность требуется при давлении на области 2 и 3. Резкое надавливание на зону 3 может вызвать внезапное головокружение, так как здесь располагаются сонные артерии, а в области 2 - учащенное сердцебиение.

При точечном массаже происходит раздражение рецепторов. Импульсы идут в головной и спинной мозг, вызывая активацию важнейших нейроэндокринных образований и связанных с ними органов.

Точки воздействия

Каждый орган связан с определенной зоной на коже, куда он посылает информацию о своем состоянии и откуда получает информацию обо всех изменениях внешней среды. Таких зон на коже тысячи. Но девять из них являются основными, так как они связаны с важнейшими регуляторами жизнедеятельности организма. Именно эти зоны и должны активироваться с помощью точечного воздействия.

    Первая точкаhttp://glukhovanv.narod.ru/vospitatelyam/foto/1_tochka.jpg

Связана со слизистой трахеи, бронхов, а также с костным мозгом грудины. В результате воздействия проходит кашель, боль за грудиной, нормализуется кроветворение. Точка расположена на грудине, на четыре пальца ниже ямки в месте соединения ключиц.

    Вторая точкаhttp://glukhovanv.narod.ru/vospitatelyam/foto/2_tochka.jpg

   (яремная ямка). Регулирует иммунные функции организма - повышает сопротивляемость к инфекционным заболеваниям.   Расположена на передней поверхности шеи, над ямкой в месте соединения ключиц.

    Третья точкаhttp://glukhovanv.narod.ru/vospitatelyam/foto/3_tochka.jpg

   Находится в развилках сонных артерий. Связана со слизистой гортани, глотки, с каротидным гломусом и щитовидной железой. При воздействии на эти зоны регулируется химический и гормональный состав крови, улучшается голос, исчезает охриплость. Массажные зоны расположены с двух сторон на переднебоковых поверхностях шеи, по бокам от гортани, под выступающими углами нижней челюсти.

    Четвертая точкаhttp://glukhovanv.narod.ru/vospitatelyam/foto/4_tochka.jpg

   Верхние отделы шеи, в области 1-5-го шейных позвонков. Связана с задней стенкой глотки, с верхним шейным симпатическим ганглием, который регулирует деятельность всех сосудов головы, шеи и туловища. Нормализуется вегето- сосудистый тонус. Проходят головные боли и головокружения. Шею сзади необходимо массировать сверху вниз.

    Пятая точкаНаходится в области 7-го шейного и 1-го грудного позвонков. Массаж этой точки способствует нормализации деятельности сосудов сердца, бронхов, лёгких.http://glukhovanv.narod.ru/vospitatelyam/foto/5_tochka.jpg

    Шестая точкаhttp://glukhovanv.narod.ru/vospitatelyam/foto/6_tochka.jpg

   Находится в местах выхода второй ветви огромного тройничного нерва. Связана со слизистой среднего уха, вестибулярным аппаратом. При воздействии на эти зоны перестают болеть уши, улучшается слух, ускоряется развитие речи, предупреждается заикание и уменьшаются головокружения в транспорте, на качелях. Массаж улучшает носовое дыхание, состояние зубов, слизистых носа и гайморовых пазух, стимулирует организм на выработку собственного интерферона и других антивирусных веществ. Улучшает кровоснабжение слизистой оболочки носа и гайморовых полостей. Дыхание через нос становится свободным и насморк проходит. Точка расположена на верхней челюсти с двух сторон от крыльев носа.

    Седьмая точкаhttp://glukhovanv.narod.ru/vospitatelyam/foto/7_tochka.jpg

   Улучшает кровоснабжение в области глазного яблока и лобных отделов мозга. Уменьшается головная боль, косоглазие. Улучшается память, внимание, трудоспособность. Она расположена с двух сторон в начальных точках надбровных дуг у корня носа.

    Восьмая точкаhttp://glukhovanv.narod.ru/vospitatelyam/foto/8_tochka.jpg

   (ушные козелки). Связана со слизистыми оболочками гайморовых пазух и полости носа, а также со стволовыми структурами мозга и гипофиза. Массаж этой области воздействует на орган слуха и вестибулярный аппарат. Это “зона жизни”. При воздействии на нее дыхание становится свободным. Улучшается настроение, поведение, характер, нормализуется рост и вес Располагается перед козелками ушных раковин (у выступа перед ушным отверстием).

    Девятая точкаhttp://glukhovanv.narod.ru/vospitatelyam/foto/9_tochka.jpg

   Расположена на кисти руки, в треугольнике между первым (большим) и вторым (указательным) пальцами. При массаже этих точек рефлекторно нормализуется деятельность многих внутренних органов.

Нажимая на перечисленные зоны, мы включаем в работу главные органы и структуры (мозг, гипофиз, гипоталамус, вилочковую и щитовидную железы, шейный отдел спинного мозга, костный мозг грудины, нервные узлы и т. д., отвечающие за жизнедеятельностью всего организма: кроветворение, кровообращение, сосудистый тонус, дыхание, обмен веществ, состояние иммунитета, интеллект, память, речь, зрение, слух, обоняние, эмоции и т. д.

Методика проведения.

Точечный массаж выполняется кончиком указательного или среднего пальца. В профилактических целях производится слабое надавливание, в лечебных - максимальное надавливание. Затем сделайте вращательные (как бы ввинчивая шуруп)движения - 9 раз влево и столько же вправо - и переходите к следующей зоне. Можно начать считать: , раз и два, раз и два" - это именно тот диапазон, в котором работает наша вегетативная нервная система. Симметричные зоны 3 и 4 массируют иначе. Для этого одновременно двумя руками делают растирающие движения пальцами (всегда сверху вниз) от задней к передней поверхности шеи. Другие симметричные зоны (6, 7, 8) тоже массируйте одновременно.

Воздействовать на биозоны следует в определенном порядке. Начинаем всегда с зоны 1, после чего последовательно переходим к зонам 2, 3 и т. д. Почему нельзя менять их местами? К примеру, вы помассируете только крылья носа (зона 6) и этим ограничитесь, что, конечно, улучшит кровообращение в данной области. Но свежего притока новых активных кровяных лейкоцитов не произойдет. Почему? Вы проигнорировали зоны 1 и 2, не «настроили» костный мозг грудины, отвечающий за кроветворение, не включили в работу вилочковую железу, синокаратидные и аортальные клубочки, контролирующие химический состав крови. Поэтому эффект хотя и будет, но не такой, как хотелось бы.

Перед тем как приступить к занятиям с ребенком, необходимо подготовиться: остричь ногти, вымыть тщательно руки и согреть их. Однако прежде изучите внимательно методику, попробуйте на себе и затем, играя, во время чтения показывайте приемы малышу. Дети открыты и восприимчивы ко всему новому, а умение ухаживать за собой и оказывать помощь при недомогании придаст малышу уверенность в себе и жизнерадостность. А семья получить заботливого доктора! Эффективность точечного массажа в полной мере проявляется лишь при регулярном и систематическом применении. Но полный успех будет определяться еще и тем, насколько Вы сумеете заинтересовать малыша и вовлечь его в процесс. Стихотворное изложение "методики" позволяет привлечь внимание детей, легче освоить порядок воздействия и помогает быстро преодолевать свой недуг. Это своего рода гимнастика.

Проведение точечного массажу в игровой стихотворной форме.

«ГНОМИК ЗДОРОВЬЯ»

ЗОНА 1

 Гномик в пальчиках живет

Он здоровье нам несет.

 Раз, два, три, четыре, пять

Будем с гномиком играть:

 Руки у груди согнем,

Кружочки рисовать начнем.

Девять раз рисуем влево

Девять раз рисуем вправо.

ЗОНА 2 

Гномик наш поднялся выше,

 К шейке подобрался выше.

Снова хочет рисовать,

 Пальчиками повращать.

 Девять раз вращаем влево

Девять раз вращаем вправо.

 ЗОНА 3 

Гном еще поднялся выше –

К нашей голове поближе.

 Легко мы будем нажимать,

 Кружочки нежно рисовать.

Девять раз рисуем влево

Девять раз рисуем вправо.         

ЗОНА 4

 Гном за ушами спрятался

Смеется он над нами.

Видно очень хочет он

Поиграть с друзьями.

 Его попробуем достать,

Сверху вниз понажимать.

Эй, друг, не зевай!

Ты до девяти считай.

ЗОНА 5

Неужели гномик наш

Убежал домой? Нет!

Всего лишь спрятался

За твоей спиной.

 Сзади бугорок найдем –

И вокруг него пройдем.

Девять раз обходим влево

Девять раз обходим вправо.

 ЗОНА 6

 Гнома мы ловить начнем –

Крылья носа разотрем.

Девять раз вращаем влево

Девять раз вращаем вправо.

ЗОНА 7

Гном еще поднялся,

К бровкам подобрался.

Гнома я в бровях ловил,

 А он по кругу все ходил.

Девять раз идем мы влево

Девять раз идем мы вправо.

ЗОНА 8

Тут наш гном совсем умолк

 И пустился наутек.

К ушкам подберемся ближе –

Может, здесь его услышим?

Девять раз покрутим влево

Девять раз покрутим вправо.

 ЗОНА 9

 Прятаться наш гном устал,

И домой от нас сбежал.

Ключ от дома мы возьмем

И здоровье в нем запрем.

Девять раз покрутим влево

 Девять раз покрутим вправо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект "Развитие певческих навыков у детей среднего-старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи средствами логоритмики"

В основе представленного педагогического проекта лежит обоснование развития певческих навыков у детей среднего-старшего дошкольного возраста  с тяжелыми нарушениями речи посредством логоритмики, ...

Сценарий досуга на тему: "Бабушкины забавушки" для детей средней группы дошкольного возраста с использованием ЭОР.

Формировать устойчивый интерес к устному народному творчеству и умение понимать содержание произведений фольклорных форм. Презентация прилагается....

занятие для детей средне-старшего дошкольного возраста на тему " Насекомые"

Задачи:- закреплять знания детей о внешнем строении тела насекомых, названия отдельных частей тела (головка, брюшко, крылья, ножки), пользе (вреде) насекомых для людей и растений...

Конспект развлечения в для детей средней группы дошкольного возраста в средней группе « Ищем зимушку»

Создать положительный эмоциональный настрой, вызвать интерес к прогулке через двигательную ,игровую, познавательную деятельность. Воспитывать доброжелательность и желание помогать ближнему...