Методическая разработка по теме: «Горизонтальный пластический балет»
методическая разработка

Истратова Наталья Сергеевна

Горизонтальный пластический балет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodiki_balet.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме: «Горизонтальный пластический балет»

«УТРО В ЛЕСУ»

Суть занятий заключается в том, что педагог вместе с детьми при помощи движений, их рисунка  показывает пробуждение ранним утром окружающего нас Мира: мира растений, мира животных, мира людей. Звучит медленная, волнующая саксофонная мелодия.

Упражнение 1.

 Символом сна и покоя является поза на спине с вытянутыми вверх руками. 

Когда все тело, позвоночник и мышцы конечностей расслаблены и спокойны.

Упражнение 2.

 Вот трава начинает шевелиться, предчувствуя восход солнца и начало нового дня.

Упражнение 3.

Цветы выпрямляют свои стебельки.

Упражнение 4.

И поворачивают бутоны навстречу восходу.

Упражнение 5.

Влево, затем вправо: далее эти упражнения повторяются. Растения наливаются упругостью.

Упражнения 6.

 В исходном  положении лежа на спине, голова закидывается назад, руки ставятся на локти, позвоночник в грудном отделе прогибается вверх. Даже маленькие кузнечики пробуют сгибать и разгибать свои ножки. Ведь скоро им придется прыгать далеко-далеко.

 Упражнение 7.

Дети поворачивают согнутые в коленях ноги то в одну, то в другую сторону, руки и голову при этом отводят в противоположную. Упражнение 8.

 А вот и синий бегемот повернулся на живот, а затем наоборот.

 Дети вместе с педагогом выполняют последовательные переворачивания со спины на живот и с живота на спину, в обе стороны.

 Упражнение 9.

После переворота дети принимают положение, лежа на животе и выполняют разнообразные движения головой в стороны, вверх, вниз, а также круговые движения, напоминая любопытных хомячков, бурундуков, енотов.

Упражнение 10.

Самые шустрые уже повылезали из норок и шевелят своими хвостиками.

Упражнение 11.  

Вытягивают шейки все выше и выше, оглядываясь по сторонам.

Упражнение 12.

  Некоторые зверята забрались в речку умываться и раскачиваются на воде как лодочки.

Упражнение 13.

Даже старый березовый мосток через ручей – и тот делает упражнения, отжимается.

Упражнение14.

А вот и рыбки-мелки, услышав скрип мостика, выпрыгнули из воды, пристав сначала на один плавничок, а затем на другой.

Упражнение 15.

А это кто так спинки прогибает?  Да это же маленькие лисята.

Упражнения 16-17.

Чтобы научиться пролезать в узкие норки, нужно делать по утрам следующие упражнения.

 Упражнение 18.

.Из-за кустов, шурша листьями, крадутся волчата – ведь они будущие охотники.

Упражнение 19.

Ну а мышки-топтыжки, те, наоборот, трещат сучьями на весь лес, рычат: «эе-эе-эе…»    Топчутся на месте на четвереньках.

Упражнение 20. 

Посмотрите, дети, посмотрите!  Даже прошлогодние сосновые пеньки, и те принялись наклоняться, поворачиваться.

Упражнение 21.

 А вот и веселые лягушата лапки  разминают, одну выпрямляют, а другую сгибают.

 Упражнение 22

 Они хотят научиться кататься на водном велосипеде.

Упражнение 23.

 Вы, дети, наверное, знаете, что начало всем рекам и морям дают роднички, т. е. фонтанчики, бьющие из-под земли. Вот и наш лесной ручеек веселый зажурчал, заклокотал – радуется солнцу.

Упражнение 24.

Радуется новому дню, волны поднимает, брызги рассыпает.

     Проснулся лес: растения и птицы, звери вода и земля – все радуется началу нового, мирного, долгого дня – и мы с вами малыши, благодарим  Солнышко за его свет и тепло.

«Танец дельфинов».

Звуки музыки переносит ваше воображение в экзотические, южные страны, на золотые песчаные пляжи Тихого океана, который неустанно катит свои пенистые волны и, разбивая их о берег, бросает на горячий песок пригоршни живительной влаги. Высокие пальмы мерно раскачиваются обдуваемые прохладным морским ветерком. А вот и уютная песчаная отмель – любимое место дельфинов, в которых мы сегодня с вами поиграем. Пока они лежат на своих круглых спинках и отдыхают, но как только проснуться, начнут играть- танцевать в теплых водах океана.

 Упражнение 1.

Вот дельфинята проснулись, стали вертеть головой в разные стороны и двигать «верхними плавниками» (руками).

Движения плавные, медленные: от плеча к локтям и кистям.

Упражнение 2.

Потом дельфинчики зашевелили «нижними плавниками» (ногами)  сначала двумя одновременно, затем сгибая и выпрямляя поочередно левую и правую ногу и, наконец, делая педалеобразные круговые движения обеими ногами в воздухе.

Упражнение 3.

 Легкая   теплая  волна всколыхнула наших дельфинят, и они с радостью со спинок на животы, продолжая выполнять различные гребковые движения передними плавниками.

Упражнение 4. Вот некоторые из дельфинов стали повыше взмывать на волнах и всматриваться в даль. Что они там видят?

Упражнение 5.

 Ах, да! Как же мы могли забыть – ведь неподалеку отсюда есть небольшой, но очень красивый и уютный островок, любимое место игр наших дельфинов! Все они дружно поплыли к своему островку.

 Упражнение 6.

 Дельфинчики знают дорогу и не собьются с пути. Они весело раскачиваются на волнах, как птицы-чайки, затем переварачиваются, как бревнышки, и «бултыхаться», как бочонки.

 Упражнение 7. 

Хоть и недалеко островок, но дельфины все же немного устали и снова перевернулись на спинки: теперь передние плавники отдыхают, а задние и хвостики поработают.

Упражнения 8 –9.

Уже виден чудесный островок, точнее, только верхушки высоких пальм, растущих на нем. Чтобы разглядеть остров получше, дельфинам приходиться повыше взмывать над морскими волнами – то вверх, то вниз, прогибая спинки и работая всеми плавничками.

Упражнение 10.

А вот и островок! Здравствуй, здравствуй чудесная голубая лагуна! Дельфинчики выбираются на мелководье и начинают резвиться-барахаться кто как может.

Упражнения 11.- 12.

Веселые шустрые обезьянки спустились с кокосовых пальм и стали показывать, что они умеют делать – все дети дружно выполняют «обезьяньи» упражнения.

Упражнение 13..

Увлеклись наши дельфинчики, заигрались, а солнышко тем времени все ниже и ниже скатывалась в океан. Стало вздыхать море – пора малышам возвращаться домой, на свою отмель, к папам и мамам. Дельфинчики прощаются с островом, обезьянкам, поворачивают и плывут в обратную сторону, снова и снова прощально взмахивая плавниками и оглядываясь.

Упражнения 14, а, б.

Однако не только дельфины любят свой океан – мир его огромен и разнообразен – кого тут только нет! Вот проскоками  на морских коньках невидимые всадники.

Упражнение 14, в.

А вот  распластались, как блин  на сковороде, рыба камбала.

Упражнение 15, а.

А та Акула-Каракула темной молнией мелькнула в глубине.

Упражнение 15, б.

Медлительный кальмар выпятил свою грудку.

Упражнение 15, в.

Подводное течение раскачивает мохнатый коврик водорослей то в одну, то в другую сторону.

 Упражнение 16,а.

Вот откуда-то пробирается  между камешками крабик.

Упражнение 16, б.

А осьминог разминает все свои ножки, выставляя их поочередно в стороны.

Упражнение 16, в.

Подводный мир океана тоже радуется Солнышку, его ярким, теплым лучами, но скоро он зайдет за горизонт и океан погрузиться во мрак. До свидания, Солнышко, до завтра, мы с нетерпением будем ждать прихода нового дня.

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАМОК».

Разноцветные кубики раскладываются произвольно по периметру зала. Дети принимают позы лежа на спине рядом с кубиками, располагаясь также по периметру зала. Наша задача – построить за 10 минут в середине зала  «волшебный замок» любой архитектуры. Звучит тихая медленная музыка – маленькие строители просыпаются и за дело принимаются.

Упражнение 1.

 Сначала они захватывают кистями каждый по одному кирпичику и делают «потягуси».

Упражнение 2.

Затем, в этом же исходном положении лежа на спине правая нога заводиться скрестно за левую и наоборот. Строители раскачиваться.

Упражнение 3.

Далее они поднимают свои кирпичики и показывают друг другу.

Упражнение 4.

Снова переходят из положение лежа на спине, из которого пытаются присесть, приближая локти к коленям.

Упражнение 5.

Никак не могут сдвинуться с места наши строители – пробуют по другому, «как каракатицы».

Упражнение 6

 Ведь волшебный замок должен вырасти не где-нибудь, а на определенном месте, на острове (роль которого играет детский гимнастический обруч)..Вместе с педагогом малыши передвигаются по-пластунски, но на боку, сначала на левом, затем на правом, соответственно перекладывая кубики из одной руки в другую

Упражнение 7.

А теперь ползем,  пробираемся на животиках по-пластунски.

Упражнение 8.

Если устали – развернемся и попробуем наоборот. Опираемся на локти предплечья, поочередно сгибаем ноги и отталкиваемся от опоры.

Упражнения 9.-10.

Возвращаться за следующим кубиком можно так.

Упражнение 11.

Взяв новый кубик-кирпичик, развернитесь на животе при помощи переступаний на 180 градусов, т. е. в противоположную сторону.

Упражнение 12.

Захватите кубик ногами (стопами) и , согнув туловище, положите его за голову.

Упражнение 13.

Далее повернитесь на животики и. Поджав к животу колено одной ноги, вытяните руки и положите кубик как можно дальше. Затем то же движение выполняется другой ногой.

Упражнение 14.

 А теперь попробуем так – все принимают упор лежа . Толкая кубик перед собой, передвигаться впереди короткими переступаниями на кистях и стопах.

Упражнение 15.

Вот и остров, на котором мы строим замок, дети принимают позу сидя и кладут свои кубики на «строительную площадку». Стройматериалы доставлены – теперь осталось соорудить красивый замок: .Дети принимают позу на низких коленях и строят башни замка, - получилась нечто замечательное. Малыши поднимаются на высокие колени, протягивают руки к Солнцу, приглашая его посмотреть на их произведение и порадоваться их трудолюбию.

«ЗВЕЗДОЧЕТ»

По углам зала предварительно устанавливаются шесты-подставки (высотой до 0.5 м.), применяемые в игре «Кольцеброс». По всей площадки зала равномерно раскладываются кольца (диаметром 10-15 см) – звезды. Пол зала теперь напоминает звездное небо. В середине зала, расположившись по кругу, в исходном положении лежа на спине замерли дети, они – «звездочеты». Их задача – собрать все «звездочки с неба» и сосчитать их.

Эту программу целесообразно сопровождать «восточной» медитационной музыкой.

Особенное внимание следует уделить развитию гибкости суставов и мышц, а также подвижности позвоночника.

Упражнения. 1-4.

 Эти упражнения напоминают легкое скольжение по глубокому ночному небу: движения выполняются лишь головой, руками и немного туловищем – дети как бы парят в невесомости.

Упражнения 5-8.

 Наконец россыпи звезд засияли ярко, и звездочетам пора приниматься за работу -–собирать звезды с неба и складывать их в «уголках космоса», чтобы днем их не было видно.

Упражнения 9-12.

Собирая «небесные жемчужина», звездочеты с удовольствием играют с ними.

Упражнение 13-16.

Но вот край неба с востока начинает светлеть, дети звездочеты, чуть убыстряют свои движения – ведь нужно еще многое успеть сделать.

Упражнения 17-19.

Утренняя заря заливает небо – осталось убрать и спрятать несколько звезд, осмотреться и с благодарность встретить Солнышко!

Упражнение 20.

Здравствуй новый день.

Технология сбора колец – на усмотрение педагога.

«СОЛНЕЧНАЯ ДОРОЖКА».

Предварительно на ковровом покрытии в зале раскладываются рядом обручи (в каждом ряду по три обруча): число рядов должно соответствовать количеству упражняющихся детей. Например, 8 рядов по три обруча в каждом. Обручи напоминают блики солнца на лазурной морской волне. Дети же играют роль солнечных лучиков (солнечных зайчиков), веселых жизнерадостных, игровых…Соответствующей должна быть и музыка: радостной, теплой, солнечной.

Упражнения 1-4.

На протяжение музыкальной композиции малыши должны изобразить постепенно возрастающую активность солнечных зайчиков, поупражняться в каждом обруче-солнышке, положить обруч на то место, где они находились первоначально. Сначала (в первом обруче) наши солнечные зайчики еще не проснулись, - солнышко только-только поднимается из-за горизонта.

Упражнения 5-10.

Далее небесное светило забирается все выше (второй обруч) на небосвод, и его лучи уже веселее и ярче играют на лазурных волнах.

Упражнения 11-20.

Солнце в зените (третий обруч): поднялся ветерок, все выше становятся волны, все активнее проявляет себя Солнце, все веселее, темпераментнее танец солнечных зайчиков.

Смешались стихии: солнце, ветер, море – это и есть звучание единой Жизни, ее гармонии.

Программу можно усложнить тем, что дети должны будут собрать все «солнышки» в одно место, умело перемещая первый и второй обручи к третьему. Особенное внимание следует обращать на пластику рук, их жестикуляцию и выразительность.

«ПРОБУЖДЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ».

Вокруг каждого лежащего на спине ребенка необходимо разложить четыре предмета (гимнастическую палку, скакалку, обруч, мяч). Малыш должен своими плавными прикосновениями к каждому из предметов, а также упражнениями с ними последовательно «пробудить» их к жизни, к движению. В зависимости от подготовленности детей планируется и нагрузка.

Далее на примере упражнений с мячом проводиться программа «пробуждения», которую можно взять за основу при работе с другими предметами. Педагог собирает у детей «ожившие» предметы и складывает их в отдельном месте. Таким образом, пространство для упражнений в зале постепенно увеличивается, что позволяет детям и педагогу выполнять все более амплитудные функциональные упражнения!

Упражнение 1.

Держа мяч в руках, ребенок сам словно бы превращается в мяч и исполняет его роль. Первые движения пробуждения – «потягуси».

Упражнения 2-4.

Раскачивания.

Упражнение 5.

Тормошение.

Упражнение 6.

Далее малыши пытаются поднять мячи с условных кроваток.

Упражнения 7-10.

Покачать их.

Упражнения 11-15.

А теперь и сами мячики «разошлись» – раззадоривают ребят, предлагают поиграть с ними. Ну вот, наконец, глазки у мячиков полностью открылись, и они увидели всю красоту окружающего мира предметов, красок, звуков!

И тогда улыбнулись мячики сами себе, другим мячикам, а также мальчикам и девочкам, которые так чудесно с ними играли.

«ОБЕЗЬЯНКИ»

В качестве музыкального сопровождения в данном случае   предпочтителен аккомпанемент на фортепиано, аккордеоне или баяне. Основу программы 2пластик - шоу» составляет смешные действия маленьких, любопытных обезьянок, оставленных ненадолго мамой на полянке в джунглях…

   Итак, от громкого пения птиц целая ватага веселых обезьянок проснулась, спустились с пальм на полянку, стащили с верху длинную толстую лиану и устроила с ней забаву. Я оказалась в это время неподалеку и с большим удовольствием наблюдала это представление.

Упражнение.1.

Сначала обезьянки улеглись на землю  и прямыми руками поднимали канат-лиану, клали ее под головой.

Упражнение 2.

Затем выжимали лиану.

Упражнение 3.

Далее  то же самое они пробовали сделать одной рук, сначала правой затем левой.

Упражнение 4.

Затем обезьянки легли на бок и стали раскачивать лиану из стороны в сторону. Упражнение повторяется на другом боку.

Упражнение 5.

Вот веселая команда улеглась на животики и делает «вытягуси».

Упражнение 6.

И патаеться закинуть лиану снова на дерево.

Упражнение 7.

Но у обезьянок ничего не получается, и они решили погреть на солнце свои пяточки.

Упражнение 8.

А затем покатиться на спинках.

Упражнение 9.

Ну, а теперь обезьянки покатились по лиане, как «бананчики»:  со спины на живот и наоборот. Сначало в одну сторону затем в обратную.

Упражнение 10.

Шаловливым обезьянам вздумалось посушить лиану на ветерке, и они то поднимают ее задними лапами вверх, то опускают. И так повторяют несколько раз.

Упражнение 11.

Ой, что это? Передние лапки прилипли к лиане. Это он выделила специальный сок. Обезьянки пытаться «отклеиться» от лианы.

Упражнения 12-13.

Затем озорная команда решила позвать к себе на поляну птиц, чищобы вместе поиграть! Из исходного положения сидя по-турецки, а затем и стоя на задних четвереньках, дети предлагают птицам использовать лиану в качестве жердочки для сидения.

Упражнение 14.

 Солнышко стало пригревать, и наши обезьянки принялись танцевать с лианой в положении на высоких четвереньках.

Упражнение 15.

А затем и с выпадами на правую и левую сторону.

Упражнение 16.

Тут неподалеку послышались мамины шаги, и малыши радостно вскинули передние лапки с лианой вверх, радуясь начала жаркого дня, яркому солнышку и приходу своей мамы.

ЭСТАФЕТА

Дети располагаются в позе лежа на спине, головой – в произвольном направлении, на одинаковом расстоянии друг от друга, так чтобы можно было передать предмет. В одном из углов зала сложены 25-30 деревянных эстафетных палочек удобных для детей размеров.

Задание-игры  состоит в том, чтобы каждая палочка обошла всех детей и «приземлилась» в отведенном месте в противоположном (по диагонали) углу зала. Способ передачи палочки партнерам может быть любой (как руками так и ногами), но в горизонтальных позах (лежа на спине, на животе на боку, стоя на четвереньках и т. д.- до самой вертикальной позы стоя на высоких коленях с поднятыми над головой руками…). С места сходить нельзя – можно лишь выполнять различные вращения вокруг своей оси. Педагог следит за порядком передачи эстафетной палочки, а также регулирует смену поз и положений от самых низких – с постепенной вертикализацией. Задача всех действий состоит в том, чтобы быстрее передать все эстафетные палочки из одного угла зала в другой, а в том, чтобы сделать это под музыку, эстетично, изящно, плавно, слитно! Все эстафетные действия должны быть красивыми, совпадаюшие с музыкой, рассчитанными по времени и в пространстве…

Упражнение 1.

Согласно первой авторской заповеди и правилами горизонтального пластического балета, первыми выполняются упражнения в положение лежа на спине.

Упражнения 2-3.

Затем на животе и на боку с активными действиями рук.

Упражнения 4-6.

Только потом в этих лежачих положениях подключаются действиями ногами.

Упражнения 7-11.

Положение сидя представляет широкие возможности для чередования поз из более низких – к более высоким.

Упражнения 12-15.

И, конечно же, самая широкая амплитуда движений достигается в позе на коленях, завершающей позе «пластик-шоу». Рука (с палочкой) устремляется снизу – через стороны – вверх, и это – жест приветствия, жест победы, жест свершения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка по физическому воспитанию «Стрекоза» (горизонтальный пластический балет)

В раВ В рабочей программе представлена нетрадиционная форма работы по оздоровлению детей....

Методическая разработка по теме: «Горизонтальный пластический балет»

Суть данной программы заключается в том, что педагог вместе с детьми при помощи движений, их рисунка  показывает пробуждение ранним утром окружающего нас Мира: мира растений, мира животных, мира ...

Городской методический семинар инструкторов по физической культуре на тему: "Горизонтальный пластический балет как одна из форм оздоровительной работы с детьми"

Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию один из моих первых методических семинаров по ГПБ (горизонтальному пластическому балету). Он может заинтересовать хореографов и инструкторов по физической ...

Выступление на педагогическом совете на тему: "Горизонтальный пластический балет в ДОУ"

В статье представлен опыт выступления на педсовете на тему: "Горизонтальный пластический балет в ДОУ"...

Семинар- практикум для родителей на тему: "Что такое горизонтальный пластический балет?"

Мероприятие проводится для родителей по теме: "Что такое горизонтальный пластический балет", на семинаре-практикуме раскрывается понятие "ГПБ", дается научное обоснование этого вид...

Опыт работы инструкторов по физической культуре на тему: «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста (направление «Горизонтальный пластический балет»)».

laquo;Горизонтальный пластический балет» - это новое синтетическое направление в физическом воспитании и развитии дошкольников, объединяющее черты художественной гимнастики, аэробики, балета, а...

Методическая разработка "Весеннее настроение" Комплекс упражнений по оздоровительной технологии Горизонтальный пластический балет для детей старшего дошкольного возраста

: Содействовать развитию и совершенствованию органов и систем организма детей. Формировать правильную осанку. Содействовать умению согласовывать движения с музыкой. Содействовать творческому самовыраж...