Здоровье сберегающая среда в ДОУ
консультация
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Пролетарский детский сад комбинированного вида «Радуга»
Сообщение для воспитателей
«Здоровье сберегающая среда в ДОУ.
Взаимодействие с семьей по вопросам охраны здоровья детей».
Воспитатель: Иванова Е. Е.
Октябрь 2016 г.
Вопрос №1.
В современном обществе предъявляются новые, всё более высокие требования к человеку, в том числе и к ребёнку - к уровню его развития. Большинству людей нет необходимости доказывать, что успешный ребёнок - это в первую очередь здоровый ребёнок. Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции.
Здоровье сберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Здоровье сберегающая педагогическая среда, по мнению В. Д. Сонькина, — это:
- условия нахождения ребенка в детском саду (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
- рациональная организация образовательного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Большую часть времени в ДОУ ребёнок проводит в группе. Поэтому от того, насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации эмоционально-комфортного режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья.
Усилия работников детского сада должны быть направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровье сберегающие педагогические технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Виды здоровье сберегающих технологий в ДОУ:
- медико-профилактические;
- физкультурно-оздоровительные;
-технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
- валеологического просвещения родителей;
- здоровье сберегающие образовательные технологии.
Цель здоровье сберегающей технологии — обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.
В сообщении речь пойдет об использовании педагогических возможностей образовательных учреждений в решении проблемы, так как при создании необходимых педагогических условий для полноценного физического развития ребенка можно значительно повысить уровень функциональных возможностей организма, изменить показатели физического развития и тем самым смягчить отрицательные факторы среды. Эти цели могут быть достигнуты с помощью решения следующих задач:
- укрепление здоровья детей;
- физическое развитие дошкольников;
- формирование потребностей в двигательной активности;
- профилактика простудных заболеваний, нарушений опорно -двигательного аппарата;
- приобретение навыков правильного дыхания, элементарного массажа;
- формирование основ здорового образа жизни;
- просвещение родителей по оздоровлению дошкольников.
Для решения поставленных задач созданы определенные условия.
- проведение закаливающих процедур в режиме дня;
- занятия по физической культуре, с использованием нестандартного физкультурного оборудования;
- физкультурные занятия с применением нетрадиционных методик;
- использование логоритмических упражнений;
- проведение утренней гимнастики;
-проведение во время НОД физкультминуток, игровых перемен; динамические паузы, которые проводятся воспитателем во время занятий, 2—5 мин., по мере утомляемости детей. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия;
- проведение бодрящей гимнастики после сна;
- релаксация;
- гимнастика пальчиковая, дыхательная;
- проведение для родителей - родительских собраний, всеобуча.
Это динамические паузы, которые проводятся воспитателем во время занятий, 2—5 мин., по мере утомляемости детей. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Релаксацию проводят воспитатели, инструктор физического воспитания в любом подходящем помещении. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
Важно использование различных видов гимнастики для развития и коррекции моторных функций, снятия психического и мышечного напряжения, профилактики нарушений зрения (артикуляционная и пальчиковая гимнастика, дыхательная, двигательные разминки, упражнения для релаксации, гимнастика пробуждения и т.д.);
Гимнастика пальчиковая. Проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно воспитателем или логопедом. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время, а также во время занятий.
Гимнастика дыхательная. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы, на физкультминутках во время занятий и после сна: во время гимнастики.
Гимнастика бодрящая. Ежедневно после дневного сна, 5—10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам.
Босохождение в сочетании с воздушными ваннами проводится после дневного сна.
Дополнительно используются методы закаливания:
- умывание холодной водой после дневного сна.
Физкультурная образовательная деятельность проводится в хорошо проветренном помещение 2 раза в неделю в спортивном зале.
Босохождение в сочетании с воздушными ваннами проводится после дневного сна.
Дополнительно используются методы закаливания:
- умывание холодной водой после дневного сна.
Работа с родителями включает в себя консультации и беседы по поводу профилактики болезней, соблюдением личной гигиены, пользе дополнительных прогулок и занятий в различных спортивных секциях,а так же совместные мероприятия.
Важно включение в современный педагогический процесс (занятия по физкультуре) специальных занятий по аэробике и нетрадиционных методик, использовать в свободной деятельности и различных режимных моментах игр и физических упражнений, направленных на развитие и коррекцию психомоторных функций;
Таким образом, система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ позволяет эффективно решать вопросы полноценного физического развития дошкольников, сохранения и укрепления их здоровья, воспитывать у детей потребность в движении и положительном эмоциональном восприятии жизни.
Вопрос №2.
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагогов. В практике дошкольного учреждения чаще всего сами педагоги берут на себя все заботы по воспитанию и обучению детей, исключая участие в этом процессе родителей, что, прежде всего, именно родители должны проявить заинтересованность и инициативу в общении с воспитателями и специалистами.
Преобладающая часть родителей не имеют педагогического образования, специальных знаний в сфере воспитания детей, но многие современные родители бывают хорошо подкованы в теоретических вопросах педагогики и психологии. Наладить контакт с родителями, заслужить авторитет в их глазах как профессионала, к которому прислушиваются, донести необходимые рекомендации – все это особенно трудно осваивать на практике.
ФГОС ДО выделяет основные принципы дошкольного образования, среди которых обозначен принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, сотрудничество с семьей. Одна из поставленных перед дошкольными учреждениями задач – это задача обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребёнка. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребёнка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания.
Семья и детский сад – это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе. В любые времена педагоги работали с семьей своего воспитанника, ища поддержку и понимание проблем ребенка для всестороннего развития гармонически развитой и здоровой личности. Однако, родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Для формирования позиции сотрудничества педагогов с детьми и их родителями необходимо создание единого пространства развития ребенка, которое должны поддерживать и детский сад, и семья.
В процессе организации единого здоровье сберегающего пространства ДОУ и семьи используются разнообразные формы работы: открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы с родителями - общие и групповые родительские собрания; консультации; занятия с участием родителей; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; Дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов; совместное создание предметно – развивающей среды; работа с родительским комитетом группы; тренинги; родительские гостиные; почта Доверия, анкетирование. В уголках специалистов размещена информация практической направленности, приводятся интересные факты, даются рекомендации учителя-логопеда, педагога-психолога, физкультурного и музыкального работников.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок, целиком и полностью зависит от взрослых, и они, бесспорно, несут ответственность за счастье и здоровье детей. Здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от уровня развития здравоохранения, санитарной грамотности и экологической ситуации в стране. Здоровье ребенка должно оцениваться в единстве с окружающей средой и адаптационными возможностями организма. Поэтому работу по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей без сомнения, должны осуществлять семья и дошкольное учреждение.
Профилактическая активность людей, определяющаяся осознанием здоровья как ценности и наличием целенаправленных действий по его поддержанию и укреплению, в настоящее время становится важным фактором, влияющим на здоровье населения, в первую очередь детского. Свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину им ставятся как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье. Поэтому так важно помочь родителям понять, что на развитие личности ребенка оказывают влияние очень многие факторы, и воспитание не должно идти стихийным путем.
На сегодняшний день проблема взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам здоровья детей — одна из самых актуальных. Семье нужны поддержка и сопровождение.
Для сознательного участия родителей и педагогов ДОУ в оздоровлении ребенка необходимы специальные знания. Причины частых заболеваний у детей, профилактика заболеваний, уход за больным ребенком, первая помощь и предупреждение осложнений — все эти вопросы рассматриваются на родительских собраниях, круглых столах. На такие мероприятия приглашаются медицинские работники детского сада и детской поликлиники (врачи-педиатры, узкие специалисты). Кроме того, родители знакомятся с результатами диагностики состояния здоровья детей, их психомоторного развития, содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, делятся своим положительным опытом семейного воспитания, рассказывают о семейных традициях, которые помогают укреплению здоровья семьи. В понятие «семейные традиции» входит понятие «образ жизни». Многие болезни и проблемы коренятся именно в нём. Например, острая проблема современности — алкоголизм и наркомания.
Необходимо, чтобы воспитывающие взрослые постоянно сообщали друг другу о разнообразных фактах из жизни детей в детском саду и семье, о состоянии каждого ребенка (его самочувствие, настроении, о развитии детско-взрослых (в том числе детско-родительских) отношений.
Такое информирование происходит при непосредственном общении (в ходе бесед, консультаций, на собраниях, конференциях) либо опосредованно, при получении информации из различных источников: стендов, газет, журналов, семейных календарей, интернет-сайтов. Наряду с коллективными формами организации широко используются индивидуальные и подгрупповые беседы, устные журналы. Обучение родителей лечебно-оздоровительной работе в условиях семьи проводят специалисты ДОУ: медсестра, инструктор по физкультуре, педагог-психолог. Даются практические советы, рекомендуется медицинская и педагогическая литература.
Родители приглашаются на дни и недели здоровья. Мамы и папы не только наблюдают, но и становятся активными участниками развлечений, различных игр, спортивных праздников.
Систематическая работа с родителями даёт положительные результаты. Если раньше родители не знали, чем заполнить досуг детей, и злоупотребляли зрелищными мероприятиями, то теперь стали проявлять большую инициативу в организации отдыха детей. Организация занятий физкультурой и совместные игры взрослых и детей способствуют повышению авторитета родителей, являются сильным стимулом в воспитании интереса детей к физической культуре, способствуют формированию их характера.
В результате такого взаимодействия определяются новые пути интеграции образовательного учреждения и семьи, вырабатываются общие стратегии действий по вопросам развития личности ребенка, формируется общее образовательное пространство. В совокупности это позволяет педагогам и родителям обмениваться информацией, воспитательным опытом, совершенствоваться, осваивать гуманистические и демократические принципы жизнедеятельности, выражающиеся в той или иной воспитательной позиции родителей, совершенствующих свою педагогическую культуру.
Таким образом, детский сад мобилизован на реализации мероприятий, помогающих достичь определенных целей в снижения заболеваемости. Обширная профилактическая работа с детьми, родителями, сотрудниками, безусловно, имеет определённые положительные результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание здоровье сберегающей среды.
Здоровый ребёнок- счастливый ребёнок. ...
Здоровье сберегающая среда в ДОУ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЕ-СБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ...
Здоровье сберегающая среда как условие психического здоровья детей
Проблему формирования здоровья в современных условиях следует рассматривать как проблему комплексного подхода к воспитанию детей, в которой ребёнок не объект педагогического воздействия, а несформиров...
Здоровье сберегающая среда в ДОУ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЕ-СБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ...
Создание здоровье-сберегающей среды в ДОУ
Выступление на тему: «Создание здоровье-сберегающей среды в ДОУ»....
Проектная деятельность в ДОУ. Презентация на тему: «Здоровье сберегающая среда в группе №3». Вторая младшая.
Цель работы: Максимально сохранить и укрепить здоровье ребенка в условиях ДОУ, чтобы оно обеспечивало ему гармоничное развитие...
Доклад " Здоровье сберегающая среда в ДОУ"
Доклад "Здоровье сберегающая среда в ДОУ" . Физкультурно-оздоровительное направление....