"Музыкотерапия в системе музыкально-оздоровительной работы в детском саду"
учебно-методический материал

Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykoterapiya.doc52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкотерапия

в системе музыкально - оздоровительной работы

 в детском саду.

Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий) и пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей,  музыки специально или как фон) формы музыкотерапии. Слушание  правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов М. Чистяковой повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойного дыхание.

 Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека: звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы.

Духовные инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Причем медные духовые мгновенно пробуждают человека после сна, делают его бодрым, активным.

Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей памятью.

Струнные инструменты прямо воздействует на сердце. Они, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания.

Вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло. Выражение «чарующий голос» очень актуально в настоящее время, так как умение выразительно настоящим искусством подчинения людей своей воли, создания определенного имиджа, что чрезвычайно важно для политика, руководителя и любого человека, кому необходима коммуникабельность.

Наше дыхание ритмично. Если мы не выполняем тяжелые физические упражнения и не лежим спокойно, то обычно делаем в среднем 25 - 35 вдохов в минуту. Замедлив темп музыкального произведения, можно сделать дыхание более глубоким, спокойным. Обычно такой эффект имеют григорианские песнопения, современные оркестровки и народная музыка.

На музыку реагирует и температура тела. Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру на несколько градусов и согреть в холод, в то время как мягкая музыка способна «охладить» нас.

В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.

Хорошо, если детей утром в группе будет встречать приветливый воспитатель, который предусмотрительно включит солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Одной из оздоровительно - профилактических задач ДОУ должно стать создание оптимальных условий ежедневного приема детей в их второй дом - детский сад. И музыка в этом плане оказывает неоценимую услугу.

Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка).

Особое внимание педагогам следует уделять музыкально - рефлекторному пробуждению малышей после дневного сна. Эта методика разработана Н. Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей по громкой команде воспитателя «Подъем!». Для этого используется тихая, нежная, ласковая, радостная музыка. Небольшая композиция должна быть постоянной в течение примерно месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, малышам будет легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы упражнений, не поднимая с кроватей детей.

Комплексы упражнений для пробуждения

Зайчата

Дети выполняют движения соответственно тексту

Вот ушастые зайчата

        Мирно спят в своих кроватках.

    Но зайчатам хватит спать,

    Пора сереньким вставать.

  Ручку правую потянем,

 Ручку левую потянем,

Глазки открываем,

С ножками играем:

Поджимаем ножки,

Выпрямляем ножки,

А теперь бежим скорей

По лесной дорожке.

С боку на бок повернемся

И уже совсем проснемся!

Просыпайтесь, глазки!

Просыпайтесь, глазки! Глазки все проснулись?

Дети лежат на спине, легко поглаживают закрытые глаза

Просыпайтесь, ушки! Ушки все проснулись?

Растирают уши ладошками.

Просыпайтесь, ручки! Ручки все проснулись?

Растирают руки от кисти до плеча.

Просыпайтесь, ножки! Ножки все проснулись?

Стучат пяточками по кровати.

Просыпайтесь, детки!

Мы проснулись!

Потягиваются, затем хлопают в ладоши.

Потягушка

 Это кто уже проснулся?

   Кто так сладко потянулся?

  Потягуни - потягушечки.

    От носочков до макушечки.

    Мы потянемся - потянемся,

   Маленькими не останемся,

        Вот уже растем, растем, растем!

Н. Пикулева

Дети потягиваются, вытягивают поочерёдно то правую руку, то левую, выгибают спинки.

Котята

Маленькие котята - смешные ребята:

То в клубок свернутся, то снова развернутся.

Дети лежат на спине, руки вдоль туловища. Сгибают колени, ноги подтягивают к груди, обхватывают колени руками, возвращаются в и.п.

Чтобы спинка была гибкой,

Чтобы ножки были прытки,

Делают котятки для спины зарядку.

Дети лежат на спине, руки в «в замке» за головой, ноги согнуты в коленях. Наклон колен влево, в и.п., наклон колен вправо, в и.п.

Запыхтел паравоз, он котят гулять повез.

Дети сидят, ноги вместе, руки в упоре сзади. Сгибают ноги в коленях, подтягивают их к груди со звуком «ф-ф» на выдохе.

Скоро полдник у котят?

У них животики урчат.

Дети сидят по - турецки, одна рука на животе, другая на груди. Вдох через нос, втягивает живот; выдох через рот, надувая живот.

Вот котята встали, до солнышка достали.

Дети стоят на полу, поднимают руки вверх, потягиваются.

Список музыкальных произведений, рекомендуемых для проведения музыкотерапии

Музыка для встречи детей и их свободной деятельности

Классические произведения:

Бах . «Прелюдия до мажор»

Бах И. «Шутка»

Брамс И. «Вальс»

Вивальди А. «Времена года»

Гайдн Й. «Серенада»

Кабалевский Д. «Клоуны»

Кабалевский Д. «Петя и волк»

Лядов А. «Музыкальная табуретка»

Моцарт В. «Маленькая ночная серенада»

Моцарт В. «Турецкое рондо»

Мусоргский М. «Картинки с выставки»

Рубенштейн А. «Мелодия»

Свиридов Г. «Военный марш»

Чайковский П. «Детский альбом»

Чайковский П. «Времена года»

Чайковский П. «Щелкунчик»

Шолен Ф. «Вальсы»

Штраус И. «Вальсы»

Штраус И. «Полька «Трик-Трик»

   

   Детские песни:

«Антошка» (Ю. Энтин, В. Шаинский).

«Бу-ра -ти - но» (Ю. Энтин, А. Рыбников)

«Будьте добры» (А. Санин, А. Флярковский)

«Веселые путешественники» (С. Михалков, М. Старокадомский)

«Все мы делим пополам» (М. Пляцковский, В. Шаинский)

«Где водятся волшебники» (Ю. Энтин, М. Минков)

«Да здравствует сюрприз» (Ю. Энтин, М. Минков)

«Если добрый ты» (М. Пляцковский, Б. Савельев)

«Колокола» (Ю. Энтин, Е. Крылатов)

«Крылатые качали» (Ю. Энтин, Г. Гладков)

«Лучики надежды и добра» ( сл. и муз. Е. Войтенко)

«Настоящий друг» (М. Пляцковский, Б. Савельев)

«Песенка бременских музыкантов» (Ю. Энтин, Г. Гладков)

«Песенка о волшебниках) ( В. Луговой, Г. Гладков)

«Прекрасное далеко» (Ю. Энтин, Е. Крылатов)

«Танец утят» (французская народная песня)

Музыка для пробуждения после дневного сна

   Классические произведения:

Боккерини Л. «Менуэт»

Григ Э. «Утро»

Дворжак А. «Славянский танец»

Лютневая музыка XVII века

Лист Ф. «Утешения»

Мендельсон Ф. «Песня без слов»

Моцарт В. «Сонаты»

Мусоргский М. «Балет невылупившихся цветов»

Мусоргский М. «Рассвет на Москва-реке»

Сен - Санс К. «Аквариум»

Чайковский П. «Вальс цветов»

Чайковский П. «Зимнее утро»

Чайковский П. «Песня жаворонка»

Шостакович Д. «Романс»

Шуман Р. «Май, милый май!»

Музыка для релаксации

Классические произведения:

Альбинони Т. «Адажио»

Бах И. «Ария из сюиты №3»
  3. Бетховен Л. «лунная соната»

4 Глюк К. «Мелодия»

Григ. Э «Песня Сольвейг»

Дебюсси К. «Лунный свет»

Колыбельные

Римский-Корсаков Н. «Море»

Свиридов Г. «Романс»

Сен-Санс К. «Лебедь»

Чайковский П. «Осенняя песнь»

Чайковский П. «Сентиментальный вальс»

Шопен Ф. «Ноктюрн соль минор»

Шуберт Ф. «Аве Мария»

Шуберт Ф. «Серенада»

Шуман Р. «Грезы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду.

Здоровье  ребенка- это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последнее время становится п...

Опыт работы по теме "Системе музыкально- оздоровительной работы в детском саду"

Интенсивное развитие современного общества в последнее время предъявляет все более высокие требования к человеку и его здоровью. Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Тема здор...

Брошюра «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду».

Одной из задач коррекционно-развивающего воздействия на детей с речевыми расстройствами является формирование, развитие и коррекция у них неречевых процессов и речевой системы в целом. Логопедическая ...

«Детское движение «Юный патриот» как одно из важнейших звеньев системы воспитательной идеологической работы в детском саду»

В статье представлены различные формы организации деятельности с детьми в детском саду по патриотическому воспитанию....

Выступление музыкального руководителя на родительском собрании: «Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду».

Выступление музыкального руководителя на родительском собрании: «Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду»....

«Использование малых фольклорных форм в оздоровительной деятельности как один из факторов модернизации системы физкультурно-оздоровительной работы в детском саду».

Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной. В ДОУ приходят дет...

Использование малых фольклорных форм в оздоровительной деятельности как один из факторов модернизации системы физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.

Использование малых фольклорных форм в оздоровительной деятельности как один из факторов модернизации системы физкультурно-оздоровительной работы в детском саду....