«Роль физкультурно-оздоровительной работы в деле формирования у дошкольников основ здорового образа жизни»
методическая разработка на тему
Здоровье ребёнка - важнейшая составляющая всестороннего воспитания ребёнка. Цели, задачи, методы и приёмы в физкультурно-оздоровительной работе, направленные на формирование основ здорового образа жизни у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rolfizk.ozdor_._raboty_v_dou.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль физкультурно-оздоровительной работы в деле формирования у дошкольников основ здорового образа жизни»
«Забота о здоровье ребёнка - это важнейший труд воспитателя»
В.А. Сухомлинский
Актуальность проблемы.
В связи с урбанизацией современного общества остро встал вопрос о сохранении и укреплении физического и психического здоровья детей. Плохая экология, наследственность, повседневные стрессы, изменение климата, гиподинамия, вредные привычки привели к тому, что большой процент детей рождается с физическими и психическими отклонениями в здоровье. По данным обследования только 5-7% детей рождаются абсолютно здоровыми.
На первый взгляд, наши дети здоровые и нет причин волноваться. Но что
такое здоровье? Всемирная организация здравоохранения даёт такое определение: ЗДОРОВЬЕ - это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезеней и физических дефектов.
Портрет ребёнка в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного учреждения (далее ФГОС ДО):
- здоровый,
- активный,
- самостоятельный,
- любознательный.
Факторы, влияющие на состояние здоровья:
20% - наследственность,
20% - экология,
10% - развитие здравоохранения,
50% - образ жизни.
Поэтому очень важно бороться за эти 50%, чтоб это были проценты здорового образа жизни. Исходя из вышеизложенного следует:
ЦЕЛЬ:
охрана жизни и укрепление здоровья детей.
ЗАДАЧИ:
- Развитие необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями.
- Создание развивающей среды, способствующей реализации потребности детей в двигательной активности.
- Обеспечение физического и психологического благополучия детей.
- Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни.
5. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в процессе воспитания здорового ребёнка.
В своей работе по теме, где я раскрываю роль физкультурно-оздоровительной работы в формировании у детей основ здорового образа жизни, идёт опора на законодательно-нормативное обеспечение:
- Закон РФ «Об образовании».
- Санитарные нормы и правила, утверждённые совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором.
- Устав образовательного учреждения.
Объектами деятельности являются:
- дети младшего и старшего дошкольного возраста,
- семьи детей, посещающих дошкольное учреждение,
- педагогический коллектив дошкольного учреждения.
Ожидаемыми результатами работы предполагаются:
- Укрепление здоровья детей средствами физкультурно-оздоровительной работы.
- Повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внутренней и внешней среды.
- Формирование у детей основ здорового образа жизни: осознанное отношение к своему здоровью, понимание значения и преимущество хорошего самочувствия, развитие культурно-гигиенических навыков.
- Повышение устойчивости к утомлению, повышение работоспособности, позитивные сдвиги в эмоциональной сфере.
Приобщение к физической культуре - одна из важнейших программных задач воспитания. Успешному разрешению её в работе с детьми способствует организация здорового образа жизни.
Под здоровым образом жизни подразумевается:
- рациональное питание,
- соблюдение режима,
- оптимальный двигательный режим,
- полноценный сон,
- здоровая гигиеническая среда,
- благоприятная психологическая атмосфера,
- закаливание.
Основные направления воспитания у детей потребностей здорового образа жизни:
- привитие стойких культурно-гигиенических навыков,
- обучение уходу за своим телом, навыков оказания элементарной помощи,
- развитие представлений о строении собственного тела, назначения органов,
- формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организации,
- формирование потребности в регулярных физических упражнениях.
В физкультурно-оздоровительной работе руководствуюсь принципами в соответствие с ФГОС ДО:
- Сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека.
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействие с людьми культурой и окружающим миром.
- Формирование познавательных интересов и действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности.
Также в своей физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми мною используются принципы, которые имеют большое значение именно для работы с детьми дошкольного возраста.
1.Принцип фасцинации - ребёнка нужно очаровать движением, предметом, развить интерес к двигательным действиям. Например, называя упражнение «Петушок» или показывая соответствующую картинку с изображением, у детей уже возникает желание подражать этим движениям. А словесная установка «держать спину прямо» при выполнении этого движения, полезна для коррекции опорно-двигательного аппарата, то есть в процессе физкультурно-оздоровительной работы идёт закладывание основ здорового образа жизни. Следующим этапом может быть показ рисунков людей с разной осанкой, и дети заитересовываются именно человеком с красивой осанкой. Действуя по этому же принципу можно очаровать детей предметом (мячом, скакалкой и так далее), игрой или любым другим видом физкультурно-оздоровительной деятельности. А при возникновении интереса возникает желание, и ребёнок с удовольствием включается в процесс.
2. Принцип комплексности и интегративности - когда решаются оздоровительные и прфилактические задачи в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности. Например, дети очень чутко и положительно реагируют, когда в физкультурно-оздоровительную деятельность включаются музыкальные этюды (дыхательно-восстановительные упражнения хорошо выполняются под шум прибоя), физкультурные упражнения бодрее выполняются под художественное слово, а творческая направленность может быть внесена в любую игру и так далее.
3. Принцип личночтной ориентации и преемственности — организация и поддержание связей между возрастными категориями, учёт разноуровневого и разновозрастного развития и состояния здоровья, индивидуальных особенностей и физических возможностей детей.
4. Принцип природосообразности - определение форм и методов воспитания на основе целостного психолого-педагогического знания о ребёнке, его физиологических и психологических особенностей. Например, гиперактивным детям предлагаются игры с меньшей двигательной активностью, где нужно сосредоточиться на правилах и активировать внимание, а детям малоподвижным поучаствовать в соревнованиях, заинтересовав в результате и так далее. Сюда же входит и щадящий режим двигательных нагрузок на начальном этапе работы с детьми (адаптационный период, дети с ослабленным здоровьем и так далее.).
5. Принцип гарантированной результативности — реализация прав и потребностей детей на получение необходимой психолого-педагогической помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возрастной категории детей и уровня их физического развития. Очень важно, чтобы в дошкольном возрасте ребёнок поверил в свои силы, в себя. Это достигается положительной оценкой действий ребёнка, похвалой, поддержкой... Пусть даже это даётся «авансом». Ребёнок всегда будет стремиться расти, если видит заинтересованность и понимание к себе со стороны взрослого.
Огромное значение для физкультурно-оздоровительной работы, для воспитания у детей дошкольного возраста основ здорового образа имеет среда, которая их окружает. Среда в ДОУ должна быть насыщенной, безопасной, трансформируемой, доступной, полифункциональной, учитывающей национальные особенности. Среда направлена на создание благоприятных условий для реализации личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребёнка. Такая предметно-развивающая среда должна подтверждать следующие принципы:
1. целесообразность;
2. соответствие возрасту;
3. принцип адресованности;
4. принцип доступности;
5. принцип динамичности.
Только в такой среде у детей развивается огромный потенциал для самоусовершенствования, роста и развития, где есть место к открытиям и творчеству. Да и сам ребёнок остаётся «открытым». Как сказал Ш.А. Амоношвили «Ребёнок рождается открытым - не нужно закрывать его».
Особое значение в реализации принципов моей работы принадлежит методикам, используемым в прцессе физического воспитания, в которых заложены определённые технологии.
Технология оздоровления сводится к решению задач, гарантирующих здоровье ребёнка на основе воспитания физических качеств и производных от них двигательных способностей, особенно тех, развитие которых ведёт к подъёму общего уровня функциональных возможностей организма. Так, например, упражняя детей в ежедневном дозированном беге, ходьбе со сменой темпа и направления, мы повышаем работоспособность сердечно-сосудистой, бронхо-лёгочной систем, максимально используем различные группы мышц и улучшаем кровоснабжение внутренних органов и так далее.
Инновационная составляющая технологии:
- совмещение традиционных видов физических упражнений с упражнениями, применяемыми на занятиях лечебной физкультуры;
- широкое использование ориентиров и метода подводящих упражнений при разучивании движений;
- преобладание задач по сохранению и укреплению здоровья, развитию физических качеств над задачами по формированию двигательных умений;
- преобладание игрового и соревновательного методов.
Например, дети с удовольствием занимаются разными видами гимнастик (утренней, гимнастикой пробуждения, зрительной, дыхательной и так далее.), когда эти упражнения сопровождают весёлые стихи или образы. Так для детей с нарушениями зрения хорошо использовать комплексы: «Дождик», Зарядка», «Жук» из «Острова здоровья», автор - составитель Е.Ю. Александрова. Детям нравится игровой массаж (интерпретация и адаптированный вариант методик А. Уманской и К. Динейки) - этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный аппарат. А для детей он легко доступен и интересен тем, что выполняется в виде комплекса игровых упражнений. Рекомендован для младшего возраста, может использоваться и со старшими детьми. Игровые упражнения из «Гимнастики маленьких волшебников» могут проводиться во всех группах в разное время.
Цель этих упражнений не только в том, чтобы дети почувствовали своё тело, получили удовольствие от несложных упражнений с ним, поиграли во время занятий в «волшебников», а основная цель - оздоровительный эффект, который только усиливается от положительных эмоций. И всё это в совокупности формирует у детей основы здорового образа жизни.
Используя в своей работе технолгию эмоционального благополучия
ребёнка, придерживаюсь комплекса психогигиенических мероприятий:
- психогимнастика;
- элементы аутотренинга и релаксации;
- элементы музыкотерапии;
- элементы цветотерапии;
- коррекции психолого-эмоциональной сферы.
Так как технолгия эмоционального благополучия направлена на укрепление эмоционального и психического здоровья детей, поэтому здесь широко распространена психогимнастика: упражнения «Цветок», «Ласка», «Вкусные конфеты», «Золотые капельки» по методике М.И. Чистяковой. Коммуникативные игры, которые раскрывают в детях ласку, нежность, доброту,; игры, снижающие эмоциональное напряжение и другие.
Хорошо проходят у детей аутотренинг и релаксация (Ф. Ауглин — детский психолог). Они вызывают нужный настрой, выравнивают психически-эмоциональную сферу ребёнка. Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка - один из главных показателей профессиональной деятельности педагогов в условиях перехода на ФГОС ДО и тут важно всё: и создание комфортной среды, и уважительное отношение к ребёнку, когда всё превращается в форму доброжелательного взаимодействия с детьми и использование разных видов деятельности, способствующих развитию психических процессов, и методико-педагогический мониторинг, и индивидуальные программы развития, и поддержка инициативы ребёнка, и многое другое.
Применение гуманно-личночтных технологий в физкультурно-оздоровительной работе - это оказание помощи ребёнку с ослабленным здоровьем или в период адаптации. Индивидуальный подход и коррекционная работа вовремя оказанные, помогут ребёнку легко влиться в детский коллектив и принимать участие во всех видах деятельности. Ребёнок - Личность, и как личность он должен почувствовать свою значимость, уникальность, неповторимость и самоценность. И как всякая личность, личночть ребёнка достойна уважения как со стороны детей, так и со стороны взрослых.
Физкультурно-оздоровительная работа не даст полноцегнных результатов, если она не решается совместно с семьёй. Только у родителей преимущественное право на воспитание своих детей. Родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Воспитатель оказывает помощь родителям (ст. 44 «Инновационные формы взаимодействия ДОУ и семьи»). Поэтому в своей работе я придерживаюсь формулы «Дети-родители-педагоги». А для повышения психолого-педагогической компетентности родителей использую седующие формы работы:
1. Традиционные:
- информация в СМИ;
- консультации (общие и индивидуальные);
- усные журналы и дискуссии;
- ознакомление с опытом;
- семинары-практикумы;
- деловые игры и тренинги;
- разбор проблемных ситуаций;
- дни открытых дверей;
- участие в культурно-массовых мероприятиях;
- анкетирование.
2. Инновационные:
- информационно-аналитические (сайт и другое);
- досуговые («Клуб туристов»);
- познавательные («КВН»);
- наглядно-информационные (фотосессии, мини-музей и другое).
Единство в воспитании детей достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребёнка понятны родителям.
Систематичность и последолвательность достигается в результате реализации конкретных планов работы в течение всего года и всего периода пребывания ребёнка в детском учреждении.
Индивидуальный подход к каждому ребёнку и к каждой семье, учёт способностей ребёнка и интересов семьи - всё это складывается с начала поступления ребёнка в ДОУ и во всё время пребывания в дошкольном учреждении: посещение семьи, составление «портрета семьи», использование опыта этой семьи. Только используя эти три вышеизложенных положения можно эффективно строить работу с семьёй и осуществлять полноценный индивидуальный подход к физическому и психическому развитию ребёнка через взаимодействие родителей, знающих своего ребёнка. В результате обеспечивается взаимосвязь всех составляющих здоровья - физического, психического и социального.
В результате проделанной работы была определена главенствующая роль физкультурно-оздоровительной работы в воспитании у дошкольников основ здорового образа жизни. Оценка эффективности комплексных воздействий осуществлялась на основе общепринятых критериев, главные из которых:
- значительно снизилась заболеваемость детей;
- улучшилось физическое развитие;
- идёт позитивная динамика в устранении отставания в развитии движений отдельных детей;
- повысилась устойчивость к утомлению;
- сформировались основы здорового образа жизни;
- значительно повысился интерес к физической культуре;
- замечены положительные результаты в эмоциональной сфере.
В перспективе хотелось бы и дальше работать в данном направлении. Создать:
- Модель целостного здоровьесбережения.
- Взаимодействие — преемственность со школой.
- Связь с социумом.
Хотелось бы перефразировать известное изречение «Все дороги ведут в Рим» на «Все формы, методы и технологии физкультурно-оздоровительной работы ведут к здоровому образу жизни.»
Список литературы:
- Программа воспитания и обучения в детском саду.- М.А. Васильева
- Программа «Детство»
- Физическая культура дошкольника. - Л.Д.Глазырина
- Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. - Е.Н. Вареник
- Оздоровительные досуги. - М.Ю. Картушина
- Программа здоровья детей в ДОУ. - Л.П. Банникова
- Физкультурно-оздоровительная работа с дошкольниками в д/с и дома. - Е.Ю. Аронова
- Развивающая педагогика оздоровления. - В.Т. Кондратьева
- Остров здоровья. - Е.Ю. Александрова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему "Пути формирования у дошкольников основ здорового образа жизни"
Пути формирования у дошкольников основ здорового образа жизни...
Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни
Здоровье – фундамент жизни человека, самая большая ценность. Здоровье надо беречь, потому что здоровый человек красив, всегда в хорошем настроении, может делать интересные дела. Надо радоваться здоров...
Взаимодействие ДОУ и семьи как условие формирования у дошкольников основ здорового образа жизни
С данным материалом выступила на педсовете из опыта работы по вопросам здоровьесбережения....
Инновационный проект по формированию у дошкольников основ здорового образа жизни «В здоровом теле здоровый дух!»
«В здоровом теле здоровый дух!» Актуальность. В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоро...
Использование проектной деятельности при формировании у дошкольников основ здорового образа жизни
Из опыта работы Сп ДО " Детский сад №25 " Лесная сказка"...
Родительское собрание «Роль семьи и ДОУ в формировании у детей основ здорового образа жизни»
Познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада....
Опыт работы по формированию у дошкольников основ здорового образа жизни
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие любого общества. В наше время здоровье детей ослаблено и при современном течении жизни, получается так, что дошколята большую часть времени п...