Консультация для педагогов "Здоровьесберегающее пространство в ДОУ"
консультация (средняя группа)
Среда, окружающая детей в группах ДОУ, обеспечивает безопасность жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию детского организма детей, а также удовлетворяет врожденную потребность детей в движении, которое служит важным условием формирования всех систем и функций организма
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 18.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов:
«Здоровьесберегающее пространство в ДОУ»
подготовила Асташкина Т.А., воспитатель средней группы №2
«Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье ребенка- это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, прочность знаний, вера в свои силы».
В.А.Сухомлинский
Высочайшие темпы развития общества предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью, но в последние годы наблюдается заметное ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими факторами. Помимо неблагоприятных климатических особенностей, на здоровье детей отрицательно влияют ухудшение экологической обстановки, электронно – лучевое, «металло–звуковое» облучение (компьютерные игры, длительный просмотр телевизора и т. д.), неправильный образ жизни семьи. На состояние здоровья ребёнка оказывают влияние различные факторы:
состояние здравоохранения – 10%;
наследственность – 15%;
состояние окружающей среды – 25%;
социальные условия, образ жизни – 50%.
К актуальны проблемам детского здоровья относится:
- гиподинамия – нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения;
- детские стрессы – нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе;
- тревожность – недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье;
- недостаток информации.
В настоящее время имеются данные, согласно которым только 14% из каждой тысячи детей в возрасте до 15 лет могут считаться практически здоровыми. Остальные либо имеют выраженные отклонения в состоянии здоровья (50%), либо страдают хроническими заболеваниями (35%). Практика показывает, что решить проблему сохранения и укрепления здоровья детей одной медицине не под силу. К тому же установка на здоровье (а, соответственно, на здоровый образ жизни) не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определённого педагогического воздействия. Вот почему укрепление здоровья детей – актуальнейшая проблема современного образования.
Дошкольное образовательное учреждение-первая ступень, обеспечивающая развитие дошкольника в полноценную и гармоническую личность. Это возможно лишь при условии обеспечения физического здоровья, психоэмоционального благополучия ребенка, формирования потребности детей в здоровом образе жизни.
Формирование потребности в сохранении и укреплении здоровья – задачи, стоящие перед нашим детским садом, создание здоровьесберегающей системы в образовательных областях предполагает целенаправленную работу нашего педагогического коллектива в таких образовательных областях как «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность».
Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:
∙ Охрана и укрепление здоровья детей.
∙ Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств.
∙ Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности.
∙ Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
∙ Обеспечение физического и психического благополучия.
В качестве основных компонентов, влияющих на качество образовательного процесса в детском саду мы выделили:
• создание системы лечебно-профилактической и педагогической работы по сохранению и укреплению здоровья ребенка, приобщению его к общечеловеческим ценностям;
• организация психо- профилактической работы, отработка системы коррекционных мероприятий для детей, имеющих отклонения в здоровье;
• создание условий для эмоционального благополучия детей во взаимодействиях всех субъектов воспитания: ребенок-педагог, ребенок-ребенок, ребенок-родитель, педагог-родитель;
• создание здоровьесберегающего пространства, способствующего психическому и физическому здоровью детей.
Особое внимание в режиме дня мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течение всего времени пребывания ребёнка в детском саду. Поэтому мы соблюдаем:
∙ Чёткую организацию теплового и воздушного режима помещения
∙ Рациональную неперегревающую одежду детей
∙ Соблюдение режима прогулок во все времена года
∙ Занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой
- Использование массажных дорожек.
Создание здоровьесберегающего пространства.
Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в детском саду большое внимание уделяется созданию здоровьесберегающего пространства.
Созданная предметно-развивающая среда в ДОУ помогает ребенку отыскать область своих интересов, раскрыть потенциальные возможности, утвердиться творчески способной личностью. Для укрепления здоровья детей и проведения профилактических мероприятий действует медицинский кабинет, соблюдается режим работы специальных кварцевых ламп.
В детском саду оборудован физкультурный зал для физкультурных занятий с разнообразным современным спортивным оборудованием.
На территории детского сада имеется спортивная площадка с «полосами препятствий» (рукоходы, дуги, мишени для попадания в цель, гимнастическими стенкам, футбольными воротами.
Все помещения детского сада оснащены традиционным и нетрадиционным оборудованием, игрушками, пособиями, аудиосредствами, настольными играми, конструкторами и спортивным оборудованием.
Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в каждой группе оборудован «Центр здоровья». В этих зонах имеются мячи, скакалки, кегли, игры для развития мелкой моторики рук и физкультурное оборудование, сделанное руками воспитателей ( маты, мягкие кубы, сухой бассейн, дорожки и т.д.)
Работа в уголках «Помоги себе сам», «Неболейки», «Волшебное зеркальце» помогают ребенку познать себя, избавиться от комплексов, учат анализировать свое состояние здоровья, самочувствие, поведение, давать себе объективную оценку, помогают освоить навыки сохранения и укрепления здоровья. В этих уголках есть ростомер, уголок «Проверь осанку», где ребенок может самостоятельно отслеживать изменения в росте, проверить осанку, помериться в силе и ловкости с друзьями, изучить свои особенности и себя с другими. В уголке накоплен материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены. Дети самостоятельно и под руководством воспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья.
Вывод: Среда, окружающая детей в группах ДОУ, обеспечивает безопасность жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию детского организма детей, а также удовлетворяет врожденную потребность детей в движении, которое служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нём, а также средством всестороннего развития дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Построение развивающего пространства в специализированных группах детского сада"
В консультации педагогам даны практические рекомендации по организации развивающей среды в группе для детей с ОВЗ....
консультация для родителей. "Пространство. город и наши дети"
консультация и рекомендации для родителей не посещающих ДОУ...
Консультация. Организация здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи.
Организация здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи....
Консультация "Ориентировка в пространстве"
Консультация для родителей "ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ"...
Консультация "Организация игрового пространства для проявления детской активности и инициативы в игровой деятельности"
Игра является сквозным механизмом развития ребёнка посредством которой реализуется содержание пяти образовательных областей....
Консультация "Ориентировка в пространстве"
Консультация "Ориентировка в пространстве"...
Консультация для педагогов "Пространство детской реальзации"
Представление опыта работы...