Консультация для педагогов "Пространство детской реальзации"
консультация (подготовительная группа)

Кузнецова Татьяна Александровна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов 30.11.2022 г.

«Новый формат совместной взросло-детской деятельности: пространство детской реализации»: педагог – ребёнок, ребёнок – родитель.

В рамках педагогического совета №2 «От рождения до школы: стратегии и новые перспективы программы»

1 слайд

ПДР – пространство детской реализации – особая часть детства, которая обеспечивает самореализацию ребёнка в социальном пространстве, в системе социальных отношений. ПДР направлено на формирование личности ребёнка и развитие таких необходимых в современном мире качеств, как инициативность, креативность, нацеленность на достижение инновационного результата, необходимого окружающим людям и обществу.

ПДР невозможно рассматривать без ЗБР – зоны ближайшего развития.

ЗБР

ПДР

Продуктом является освоение известного образца

Создаётся новый продукт

Ребёнок осваивает прошлое культуры

Развитие ребёнка происходит за счёт создания будущей культуры

Развитие базируется на прошлом

Развитие, ориентированное на будущее

Ребёнок следует за взрослым, копируя его

Взрослый следует за ребёнком, помогая в его активности

2слайд

ПДР не исчерпывается РППС (развивающей предметно-пространственной средой), а определяется результативностью детской активности, связанной с созданием нового продукта, автором которого выступает ребёнок.

РППС обогащается для детей и вместе с детьми. Например, осенью мы собирали и приносили в группу различный природный материал: листья, шишки, камни, веточки. Дети фантазировали и создавали свои поделки, которые помещали  на выставку или обыгрывали, дополняли и меняли сюжет. Также к помощи в создании поделок мы привлекали родителей. Дети дома с помощью родителей создавали поделки из овощей, фруктов, ягод и приносили в группу. Мы вместе наблюдали за состоянием поделок в тепле, обсуждали, отчего вырастает плесень на продуктах, и своевременно разбирали поделки вместе с детьми.

3 слайд

Роль взрослого заключается не столько в создании разнообразной среды и умении услышать «голос ребёнка», сколько в обеспечении процесса реализации ребёнком собственных идей, замыслов, переживаний.

Важно, чтобы «голос ребёнка» был

- трансформирован в детскую идею,

- направлен на её реализацию,

- и получил оформление в продукте.

4 слайд

В связи с этим возникают задачи:

1 задача - надо учитывать, что ребёнок, существо культуры, которое осваивает культурные нормы. Поэтому нельзя отказываться от системы занятий, направленных на освоение идеальных форм и происходящего в пространстве ЗБР.

Поделиться мастерством и традициями прошлого мы приглашаем бабушек и родителей. Дети с удовольствием учатся мастерству у своих родных старшего поколения. Бабушки тоже довольны, что могут поделиться своим мастерством не только со своими внуками, но и с другими детьми.

5 слайд

Дети в свою очередь учатся общаться со старшими, воспитывается уважение к старшему поколению в семье.

Однако нельзя ограничиваться только этим.

2-я задача – обеспечить детскую реализацию за счёт создания особого пространства, где ребёнок порождает новые продукты, а взрослый поддерживает его в этом.

Дети выбирают центр, в котором они хотят создать что-то новое, своё в течении дня и ставят свой значок на «доске выбора»; рассказывают, чем они хотят заниматься, что создавать и что им для этого потребуется. Ребята подбирают необходимый материал, если нужно, просят помощи взрослого.

6 слайд

Утром детям хочется поделиться новостями со взрослыми и с детьми, это удобно делать на утреннем сборе. Также дети делятся своими умениями, рассказывают о получившихся продуктах в «кругу общения» после посещения центров утром или на вечернем сборе.

7 слайд

Эти же задачи стоят и в семейном воспитании: обеспечить возможность разворачивании ПДР, где ребёнок мог бы воплотить свои идеи.

Совместное участие детей и взрослых в обсуждении семейных проблем, традиций, событий с правом детского голоса повышает уровень морального сознания ребёнка.

8 слайд

Это говорит о важности поддержки ПДР не только в детском саду, но и в семье. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определённых знаний, умений и навыков.

9 слайд

Например, я приносила в группу варёные овощи; вместе с детьми мы создавали композицию из сырых овощей и фруктов. Обсуждая и планируя совместные действия, мы делали салат из варёных овощей «винегрет», играли в игру «Угадай на вкус», «Угадай по запаху». Дети сами раскладывали винегрет по тарелочкам, делили на равные порции, отмеряли нужное количество.

10 слайд

Одна из практик детской деятельности в ПДР – образовательный квест или увлекательная приключенческая игра, в которой необходимо решать самые разные задачи, чтобы достичь определённой цели.

В качестве одного из вариантов построения ПДР выступает участие детей и родителей в акциях.

11 слайд

Это может быть акция по сбору макулатуры, корма для животных станции юннатов или питомника для собак. Акция по сбору батареек в группе заинтересовала родителей, и они собрали батарейки для переработки у себя на работе, а к нам обратились за помощью, чтобы узнать «Куда можно сдать батарейки на переработку?».

12 слайд

Одним из вариантов акции может быть волонтёрство. Например, клумба «Звезда», за которой мы ухаживаем с детьми и родителями. Вместе обсуждаем дизайн клумбы, какие цветы будем высаживать и каким образом, выращиваем рассаду, готовим инвентарь для работы на клумбе, обсуждаем и назначаем день и время работы на клумбе.

13 слайд

Родители приглашают нас всей группой к себе на работу, чтобы познакомить со своей профессией и профессиями других людей, работающих на предприятии. Так детям легче запомнить профессии своих родителей, познакомиться с предметами-помощниками, действиями людей данной профессии. Участвуя в проектной деятельности вместе с детьми, родители помогают пополнять РППС группы.

14 слайд

РППС рассматривается, как некоторая система возможностей, которая создаётся через объекты и создаёт условия для детской самореализации, для воспитания бережного отношения к результатам детского труда и творчества, удовлетворяя потребность ребёнка быть успешным и востребованным.

15 слайд

Создание ПДР – необходимое условие развития индивидуальности и формирования личности ребёнка. Взрослый призван обеспечить богатство РППС.

Если помогать ребёнку регулярно, то в действиях появится целеустремлённость, которая проявляется в увлечённости делом, желании получить не любой, а именно нужный результат. Так ребёнок становится усидчивым, настойчивым и организованным.

16 слайд

И тогда неудача не станет поводом для отказа от задуманного, а заставит удвоить усилия или в случае необходимости обратиться за помощью. Очень важно вовремя помочь ребёнку – это необходимое условие развития его самостоятельности.

Критерии правильности действий педагога:

- проявление детьми инициативы и самостоятельности в различных видах детской деятельности;

- проявление активной жизненной позиции;

17 слайд

- проявление умения творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций; обсуждать и планировать события, предлагать мероприятия и свои варианты плана проведения мероприятий, предлагать способы фиксации важных дат на календаре событий;

18 слайд

- проявление желания ходить в детский сад.

Особенно ценно, когда ребёнок догадывается объединить свои усилия с кем-то из окружающих.

19 слайд

Проектная деятельность также является одним из вариантов построения ПДР. В качестве продуктов могут выступать идеи, предложенные ребёнком для общего обсуждения.

Так, например, Ульяна после путешествия с родителями в Египет, принесла фотографии и захотела рассказать детям о том, что увидела интересное и запомнила. Рассказ был дополнен и расширен воспитателем интересными фактами и достопримечательностями этой страны с фотографиями.

20 слайд

Настя, после поездки с родителями к родственникам, принесла фотографии и рассказала детям о Москве. Рассказ был продолжен воспитателем, обогащён интересными фактами, расширяющими кругозор детей.

21 слайд

Наличие центров активности помогает детям лучше понимать, где и как работать с материалом. Важно создать такую среду, чтобы ребёнку было интересно себя реализовывать, демонстрировать себя как личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей детского сада по теме "Прогулки-походы за территорию детского сада"

В консультации говорится о том, какие составляющие включают в себя прогулки-походы за территорию детского сада, структура прогулки, техника безопасности....

Консультация для воспитателей детского сада "Мини-музей в группе детского сада"

Консультация для воспитателей по организации мини-музея в группе детского сада....

Консультация для воспитателей детского сада на тему: "Экспериментирование в детском саду со старшими дошкольниками"

Цели, задачи, экспериментирования.Условия, методика проведения опытов и экспериментирования.Картотека опытов и экспериментов.Конспекты НОД....

Консультация «Причины возникновения детских страхов и тревожности у детей. Методы коррекции детских страхов»

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может...

Консультация для воспитателей детского сада "Музыка в жизни детского сада"

Консультация для воспитателей "Музыка в жизни детского сада"...

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...