Учебно-методическое пособие для инструкторов по плаванию "Комплексный подход к формированию личности здорового, всесторонне развитого, подготовленного к школьной жизни ребёнка".
учебно-методическое пособие (средняя, старшая, подготовительная группа)
Учебно-методическое пособие для инструкторов по плаванию "Комплексный подход к формированию личности здорового, всесторонне развитого, подготовленного к школьной жизни ребёнка".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учебно-методическое пособие для инструкторов по плаванию «Комплексный подход к формированию личности здорового, всесторонне развитого, подготовленного к школьной жизни ребёнка».
Иванова Елена Сергеевна,
инструктор по физической культуре
В своей работе наш детский сад использует комплексный подход к формированию личности здорового, всесторонне развитого, подготовленного к школьной жизни ребёнка.
Вырастить здорового человека – задача трудная и ответственная. Всем известно, что именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит становление всех жизненно важных систем и функций организма.
Что же такое Здоровье? – это состояние полного физического, психического и социального благополучия человека.
Что-бы комплексно решать задачи физического, интеллектуального и эмоционально – личностного развития ребенка, необходимо активно внедрять в воспитательно – образовательный процесс такие технологии, применение которых помогло бы снизить психофизиологические затраты, улучшить их психоэмоциональное и физическое состояние, раскрыть и повысить потенциальные интеллектуальные и творческие способности, то есть здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии – это комплекс разнообразных форм и видов деятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ.
Здоровье зависит от следующих факторов:
20% - наследственные факторы
20% - условия внешней среды
10% - системы здравоохранения
50% - образ жизни самого человека, сформировать представление о котором наша главная задача.
Цели здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
1. Обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада.
2. Формирование осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека.
3. Формирование знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его.
Здоровьесбережение затрагивает следующие области:
- Гигиеническая
- Профилактическая
- Коррекционная
- Физкультурно-оздоровительная
- Информационно-просветительская
- Образовательная
- Спортивно-досуговая
- Экологическая
Занятия в бассейне позволяют нам использовать в работе все эти области т.к. плавание является одним из эффективнейших способов физического развития и оздоровления детей.
Использование бассейна в ДОУ способствует:
- повышению двигательной активности детей;
- разнообразию закаливающих процедур;
- усилению оздоровительной направленности учебного процесса;
- снимает нервное напряжение и укрепляет общий тонус организма;
А значит, позволяет проводить комплексные оздоровительные мероприятия и дает возможность инструктору по плаванию использовать разнообразные виды здоровьесберегающих технологий.
Элементы закаливания:
- Обеспечение температурного режима, гигиенический душ
до и после занятий в бассейне.
Душ - контраст температур вода-воздух, как элемент закаливания.
- Воздушные ванны
- Босохождение, рефлексотерапия
Выполнение упражнений в движении на бортике бассейна после принятия душа, ходьба по ребристым дорожкам, помимо общеукрепляющего эффекта является активной профилактикой плоскостопия и воздействием на биологически активные точки стопы.
- Игры на воде
- Подвижные, подвижные с элементами спортивных игр
- На согласование речи с движением
- Пальчиковые
Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка. Построение занятий в игровой форме с высоким уровнем положительных эмоций - это залог успешного обучения и воспитания, закаливающего эффекта и реализации других оздоровительных задач.
- Психогимнастика
- Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы
- Упражнения на релаксацию
- Музыкотерапия,Музыкальное сопровождение ритмических моментов
- Музыкальное оформление фона занятий
Музыка подбирается в соответствии с темой занятия, создает положительный эмоциональный настрой.
- Упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки
Предупреждение искривления позвоночника, гармоничное развитие всех мышечных групп, особенно мышц плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног.
- Упражнения на дыхание (дыхательные упражнения)
Выполняются во время разминки и на протяжении всего занятия.
- Работа с родителями
- Консультации
- Уголки здоровья, папки-передвижки, открытые занятия.
Форма проведения зависит от поставленной задачи.
Ещё один важный вопрос
БЕЗОПАСНОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМФОРТНОСТЬ
ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ В РАЗДЕВАЛКЕ БАССЕЙНА И В ПОМЕЩЕНИИ ЧАШИ БАССЕЙНА
- В бассейне детского сада создана развивающая предметно-пространственная среда для обеспечения разнообразной деятельности детей, повышения уровня их познавательного и физического развития.
РС соответствует основной образовательной программе дошкольного образования, реализуемой в дошкольном учреждении выполняет следующие функции: организующую, воспитывающую и развивающую.
- При создании РС учитывалось то, что контингент занимающихся будет достаточно разновозрастный (от детей ясельного возраста до подготовительного к школе) по этому РППС легко трансформируемая.
Разнообразный инвентарь, позволяет проводить познавательные, содержательные и интересные занятия для детей разного возраста. Основной целью является максимальное развитие двигательной активности и физических качеств детей. Предметное наполнение бассейна применяется в подвижных играх, индивидуальной двигательной активности, и в свободной деятельности детей.
- Созданы условия реализации образовательных областей: физическое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других образовательных областей
Художественно-эстетическое развитие осуществляется при помощи использования музыкального сопровождения и элементов аква-аэробики, что способствует формированию интереса к музыке и танцам.
Для проявления строительно-конструктивных способностей имеются строительные наборы и конструкторы, что дает возможность для большего развития фантазии и творческого мышления.
Для проявления творческих, театральных способностей используется такая форма работы, как «Детский театр на воде».
Дети вместе с педагогом могут воссоздать сюжет сказки, что способствует развитию театрализованной деятельности, творческих способностей, памяти и мышления. Для этого имеются различные атрибуты и элементы костюмов, украшений, не противоречащие технике безопасности.
- Для обыгрывания берутся только знакомые, любимые детьми сказки.
- Движения должны быть очень простые, доступные или уже известные детям.
Старшие дети с удовольствием посещают занятия.
Но Акватория бассейна — это прежде всего иная среда обитания, которая предъявляет особые требования к двигательным способностям человека. В процессе работы мы столкнулись с проблемой «Психологической адаптации детей раннего дошкольного возраста и вновь поступающих в дошкольное учреждение к бассейну».
Для избавления от детских страхов и общего привыкания ребенка к занятиям в бассейне необходим адаптационный период который включает в себя:
- Ознакомления ребенка с водой и ее свойствами:
- плотностью, вязкостью, прозрачностью.
Экспериментирование. - Подготовительные упражнения и
организационные моменты.
Упражнения для профилактики плоскостопия. - Упражнения на дыхание
- Воспитание бережного отношения к своему здоровью;
Формирование у детей навыков личной гигиены; - Изучение правил поведения в бассейне.
- Самостоятельность.
- Закаливание
- Посещение занятий старших детей.
Использование бассейна в оздоровительной работе
является мощным фактором,
при котором появляется возможность сочетать подачу учебного материала с использованием здоровьесберегающих технологий.
В своей работе я использую комплексный подход к формированию личности здорового, всесторонне-развитого, подготовленного к школьной жизни ребёнка.
Вырастить здорового человека – задача трудная и ответственная. Всем известно, что именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит становление всех жизненно важных систем и функций организма, развиваются его адаптивные механизмы, мелкая и крупная моторика, повышается устойчивость к воздействиям внешних факторов, формируются основные физические качества, выносливость и работоспособность, приобретаются культурно – гигиенические навыки, нарабатываются приемы самообслуживания. Поэтому оздоровление детей (сохранение и укрепление здоровья, профилактика заболеваемости, создание условий для ЗОЖ) – одна из важнейших задач каждого ДОУ.
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия человека.
Необходимо комплексно решать задачи физического, интеллектуального и эмоционально – личностного развития ребенка, его подготовки к школе, активно внедряя в воспитательно – образовательный процесс такие технологии, применение которых помогло бы снизить психофизиологические затраты дошкольников, улучшить их психоэмоциональное и физическое состояние, раскрыть и повысить потенциальные интеллектуальные и творческие способности, то есть здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии – это комплекс разнообразных форм и видов деятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ.
Здоровье зависит от следующих факторов:
20% - наследственные факторы
20% - условия внешней среды
10% - системы здравоохранения
50% - образ жизни самого человека, сформировать представление о котором наша главная задача.
Цели здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
1. Обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада.
2. Формирование осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека.
3. Формирование знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его.
4. Формирование опыта позволяющего дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни, безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
5. Формирование стойкой мотивации на здоровый образ жизни.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность учебно-воспитательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.
Области здоровьесбережения:
- Гигиеническая
- Профилактическая
- Коррекционная
- Физкультурно-оздоровительная
- Информационно-просветительская
- Образовательная
- Спортивно-досуговая
- Экологическая
Самыми лучшими лекарственными средствами являются те, которые стимулируют наши собственные целебные силы и повышают сопротивляемость организма, его устойчивость к воздействию микробов и других вредоносных факторов. Этим средством является здоровый образ жизни и использование естественных защитных сил организма:
1) режим дня; 2) закаливание; 3) рациональное питание;
4) физическая культура и спорт, как важнейший фактор оздоровления организма.
Одним из эффективнейших способов физического развития и оздоровления детей являются занятия плаванием.
Плавание оказывает разностороннее развивающее действие на детей, способствует совершенствованию органов кровообращения и дыхания, увеличивает работоспособность и силу мышц, укрепляет нервную систему, улучшает аппетит, повышает общий тонус организма, увеличивает выносливость. В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на ещё не окрепший и податливый детский позвоночник, который в процессе занятий плаванием правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. Активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы и предупреждает развитие плоскостопия. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Некоторые подходы к формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Использование технологий сохранения и стимулирования здоровья детей, традиционных и нетрадиционных технологии обучения здоровому образу жизни в нашем детском саду....
Анкета для родителей «Мое мнение о подготовленности к школьной жизни ребенка»
Цель: проанализировать особенности родительской позиции в ожидании школьной жизни ребенка. Уважаемые родители! Вам предлагается выразить свое мнение о предстоящей школьной жизни вашего ребен...
Роль детской художественной литературы в формировании личности и всестороннем развитии ребенка
Роль детской художественной литературы в формировании личности и всестороннем развитии ребенка...
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Домашние животные» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.
Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование гр...
РОЛЬ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ И ВСЕСТОРОННЕМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА.
Важность художественной литературы в развитии ребенка....