РОЛЬ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ И ВСЕСТОРОННЕМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА.
статья по художественной литературе (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Важность художественной литературы в развитии ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beletskaya_i.k._statya_-_kopiya.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

        Художественная литература играет важную роль в жизни ребенка, ведь с помощью нее ребенок учится слушать, мыслить, развивается связная речь, обогащается словарный запас. Читая и рассказывая, педагог развивает внутренний мир ребенка. Дети учатся правильно выражать свои мысли, различают хорошие поступки от плохих. Также, у детей развивается фантазия и воображение, это оказывает влияние на эмоциональное развитие.         Для детей дошкольного возраста книга обязательно должна содержать красочные иллюстрации для обогащения и развития зрительного восприятия. Благодаря иллюстрациям, у детей появляется заинтересованность в книге. Для формирования полноценного восприятия произведения, педагог должен четко и выразительно читать и объяснять незнакомые слова, проводить беседу о прочитанном. Поэтому, очень важно, после прочтения произведения, проводить беседу с детьми, так как она помогает запоминанию текста.

        Важным условием для знакомства воспитанников с художественной литературой является организация книжного центра в группе. Книжный центр должен быть удобным и привлекательным, чтобы вызывать интерес и любовь к художественной литературе, а также быть доступным, для того чтобы дети имели возможность самостоятельно выбирать книги по своему вкусу. Материал литературы должен еженедельно обновляться.

        Для того чтобы дети были заинтересованы во время чтения литературы, педагог должен соблюдать интонацию, читать выразительно, менять силу голоса и тембр, соблюдать паузы. Таким образом, детям проще мысленно изобразить образы героев, их характер. Ребенку будет неинтересно слушать педагога, если он будет читать однообразно и монотонно [1].

        Перед чтением произведения важно провести вводную беседу. В нее может быть включен небольшой рассказ об авторе произведения и о его других книгах. Далее педагог читает название произведения и называет его жанр. Во время чтения нельзя отвлекать детей вопросами, замечаниями, при этом уместным будет повысить или понизить тембр голоса. После чтения необходимо выдержать небольшую паузу, так как дети будут находиться под впечатлением от прослушанной литературы.

        Интересным методом чтения и рассказывания служит использование различного наглядного материала. Сюда можно отнести: рассказывание показом игрушек, их действиями; настольный, кукольный и теневой театр; различные иллюстрации и.т.д. Таким образом, ребенку проще запомнить произведение, его последовательность действий.

        Все эти методы и приемы направлены на положительное отношение к литературе, на воспитание художественного вкуса и бережного отношения к книгам. Исходя из этого, можно сделать вывод, что художественная литература является важным звеном для формирования личности и всестороннего развития ребенка. Ознакомление с художественной литературой процесс трудный, но значимый, так как оказывает

положительное влияние на развитие словесного творчества и поэтического слуха.

          В библиотечке группы от нуля до трех должны быть книги, такие как:

  • «Радуга-дуга», стихи, сказки и потешки с иллюстрациями Васнецова.
  • В. Сутеев «Яблоко», «Мешок яблок», «Под грибом» и т.д.
  • Русские народные сказки («Колобок», «Теремок», «Репка» и т.д.).
  • К. Чуковский «Мойдодыр», «Тараканище», «Айболит», «Муха-цокотуха» и т.д.
  • С. Маршак (Сказки, загадки, песни).
  • А. Барто «Игрушки» и другие стихи для малышей.
  • К. Ушинский (Рассказы и сказки).
  • И. Токмакова «Карусель».
  • Б. Поттер «Ухти- Тухти».
  • А. С. Пушкин (Сказки)

От трех до пяти лет у детей формируется мышление, поэтому очень важно в этот период научить детей пересказывать прочитанные сказки, уметь сравнивать их между собой, рисовать на тему сказок. Поэтому в этом возрасте нужно обратить внимание на такие произведения, как:

  • Ш. Перро «Кот в сапогах», «Спящая красавица», «Мальчик с пальчик».
  • Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», «Гадкий утенок», «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик».
  • Братья Гримм (Сказки).
  • В. Мамин- Сибиряк «Серая шейка», «Аленушкины сказки».
  • А. Аксаков «Аленький цветочек».
  • П. Ершов «Конек- горбунок».
  • Б. Житков «Что я видел».
  • В. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Каникулы в Простоквашино».
  • С. Козлов «Ежик в тумане» и другие сказки.
  • Г. Остер «Котенок по имени «Гав»», «38 попугаев» и другие сказки.
  • Н. Носов «Незнайка и его друзья», рассказы.
  • А. Линдгрен «Малыш и Карлсон».
  • А. Толстой «Приключения Буратино».
  • В. Бианки (Рассказы и сказки о животных).
  • В. Чаплина (Рассказы о зверях).

От пяти до семи лет:

  • В. Драгунский «Денискины рассказы».
  • С. Прокофьева «Повелитель волшебных ключей».
  • С. Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями».
  • Ю. Олеша «Три толстяка».
  • Л. Толстой «Лев и собачка», «Косточка», «Прыжок».
  • Н. Носов «Живая шляпа».
  • Б. Житков «Белый домик», «Как я ловил человечков».

В дошкольном учреждении педагог должен ежедневно читать детям рассказы, сказки, стихи, потешки и т.д.

В первую неделю можно сделать уклон на народные и авторские сказки, рассмотреть иллюстрации к этим сказкам.

Во вторую неделю прочитать стихотворения различных авторов.

Третью неделю посвятить чтению повестей, различных рассказов, рассмотреть к ним иллюстрации.

Очень важно, чтобы родители также уделяли немаловажное внимание чтению книг дома со своим ребенком. Вечером, когда ребенок капризничает и не хочет спать можно прочитать ему книгу. Книга поможет настроиться на сон и успокоит ребенка. Чтобы привить ребенку любовь к художественной литературе, родители сами должны быть заинтересованы в книге. Категорически нельзя внушить ребенку, что чтение полезно и очень важно, сам родитель должен это показать собственным примером.

Чтобы не отбить у ребенка интерес к художественной литературе, важно заинтересовать его книгой, не навязывать те произведения, которые ребенку будут неинтересны и скучны.

        Литература

  1. Запорожец А.В. Психология восприятия ребёнком-дошкольником

литературного произведения // Избр. психол. Труды / А.В. Запорожец в 2 т . – М., 1986. – т. 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию : «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка»

Тема: «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка»...

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка....

"Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка"

Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русск...

Роль детской художественной литературы в формировании личности и всестороннем развитии ребенка

Роль детской художественной литературы в формировании личности и всестороннем развитии ребенка...

Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка дошкольного возраста

Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка дошкольного возраста.Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых...

.Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка

.Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка...

Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомли...