«Здоровьесберегающие технологии, их роль в психофизическом развитии ребенка»
методическая разработка
Ритмопластика – это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмическую музыку, оформленные танцевальными движениями. В ходе ритмопластики задействуются различные группы мышц, развивается чувство ритма, тренируется память и внимательность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ritmoplastika.docx | 25.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Филиал № 2 муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 18 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Выступление на педагогическом совете
«Здоровьесберегающие технологии,
их роль в психофизическом развитии ребенка»
на тему: «Ритмопластика – система ритмического образования детей»
Выполнила:
Юсупова Л.Д.
музыкальный руководитель,
имеет высшую
квалификационную категорию
Туймазы – 2019
Ритмопластика – система ритмического образования детей.
СЛ.1. В наш информационный век дети и взрослые мало двигаются, увлечены компьютерными играми, телевидением. Вследствие чего у каждого второго ребенка наблюдается искривление позвоночника, ослабленное зрение и слух, а так же некоторые психические расстройства.
СЛ.2. Сегодня, в век компьютерный, ритмопластика, как здоровьесберегающая технология, очень важна в укреплении физического и психического развития ребенка дошкольного возраста.
СЛ.3. Ритмопластика – это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмическую музыку, оформленные танцевальными движениями.
СЛ.4. Цель ритмопластики: Психофизическое развитие ребенка, восполнение «двигательного дефицита».
Задачи:
Первая: развитие двигательных качеств и умений, т.е.:
- ловкость, точность, координация движений;
- гибкость и пластичность;
- мышечный корсет;
- правильная осанка, красивая походка;
- ориентировка в пространстве;
- обогащение двигательного опыта.
Вторая задача: развитие и тренировка познавательных и психических процессов, умения выражать эмоции в мимике и пантомимике.
Третья задача: развитие творческих и музыкально - двигательных способностей.
СЛ.5. Ритмопластика – по другому - ритмическая гимнастика, кратко – ритмика — система музыкально-ритмического образования, созданная Эмилем Жак-Далькрозом. Метод заключается в развитии чувства ритма — чувства времени, иными словами, развитии координации между нервной и мускульной деятельностью человека, что помогает достичь гармонии в психофизическом развитии.
Здоровье, как известно, на 50% определяется образом жизни, а модель образа жизни формируется в детстве. И в этом велика роль ритмопластики. Полноценное развитие всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления) у ребёнка в ритмопластике происходит в опоре на его телесный опыт. Психологи утверждают, что ребёнок мыслит телом.
СЛ.6. Ритмопластика организуется как часть ООД по музыкальной деятельности и в режимные моменты под руководством воспитателя.
Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после приема пищи, нельзя допускать перегрузки.
Главное требование – педагог должен принять внутреннюю позицию “старшего товарища”, настроиться на совместную творческую деятельность, создать теплую, дружескую, непринужденную атмосферу общения ребенка и взрослого. Занятия должны проходить без принуждения и муштры. Главное не столько результат деятельности, отточенность движений в танце, сколько сам процесс движения, доставляющий радость.
Физические упражнения под музыку должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой.
Сл.7. Педагогические условия внедрения
ритмопластики в жизнь детей.
Обучение движению обычно начинается с наименования упражнения, показа и объяснения техники. Это необходимо для создания зрительного образа и последующего осмысления движений. Объяснение техники должно быть лаконичным, целенаправленным, понятным. На занятиях лучше использовать такие движения и упражнения, которые оказывают разностороннее воздействие на организм занимающихся.
Структура ритмического занятия.
1. Подготовительная часть:
– вызвать у детей интерес, мотивацию к предстоящей деятельности;
– подготовить тело к выполнению упражнений на активизацию мышечного чувства, на тренировку отдельных групп мышц и подвижности суставов.
– Прослушивание музыкального произведения.
2. Основная часть - изучение основных ритмических упражнений.
3. Заключительная часть. Проводятся успокаивающие упражнения на расслабление.
Система работы нацелена на общее гармоничное, психическое, духовное и физическое развитие, а ее содержание и формы работы могут конкретизироваться в зависимости от возможностей детей.
Предлагаю вашему вниманию музыкально-ритмические этюды с учётом принципа педагогики «От простого к сложному».
Первое упражнение простое, называется «Роза».
СЛ. 8. (Видеоролик)
Перенеситесь мысленно в сказочную Страну цветов. Посмотрите, сколько вокруг прекрасных цветов! Выберите один какой-нибудь цветок, например Розу. Представили? Попробуем изобразить, как происходит её развитие. Вначале ещё нет никакого цветка, только маленькое семечко. (Складываем ладони рук, представляем, что посеяли семя, повторяйте за мной). Оно спит в земле и ждёт, когда ему можно будет прорасти. Но вот появился росток и стал изо всех сил тянуться вверх, к солнышку. (Медленно поднимаем сложенные ладони вверх). Росток тянется всё выше и выше – и вот это уже огромный бутон. (Округляем ладони, изображая круглый шар). И, наконец, бутон раскрылся. (Раскрываем ладони, разводим пальчики в стороны). И цветок впервые взглянул на мир!
А теперь представьте, пожалуйста, ваш любимый цветок и под музыку вместе выполним эту пластическую миниатюру.
Подобные упражнения выполняют под любую медленную и спокойную музыку, например «Вальс цветов» Петра Ильича Чайковского. Ребенок учится слушать, слышать музыку и выполнять движения в соответствии с её характером. А использование компьютерной графики вызывает у детей радость, развивает различные виды восприятия: слуховое и зрительное.
СЛ.9. Второе сюжетное упражнение «Бабочки».
Послушайте текст, который поможет понять сюжет. (Проговариваю текст).
СЛ. 10. (Видеоролик)
Выполняем движения под музыку Эдварда Грига «Утро».
Присядьте на корточки, руки - «крылья бабочки» за спиной и повторяйте за мной.
- Утром бабочка проснулась (Делайте вид, что просыпаетесь.)
- Улыбнулась, потянулась. (Улыбаемся, потягиваемся).
- Раз – росой она умылась. (Умываемся).
- Два – изящно покружилась. (Кружимся).
- Три – нагнулась и присела. (Присаживаемся).
- На четыре – улетела. (Машем руками, как крыльями бабочек).
Данное упражнение развивает у детей чувство музыкального ритма, без которого невозможно осуществлять движения в соответствии с музыкой. В дальнейшем развитое чувство ритма позволяет ребенку активно проявить себя в музыкальной деятельности.
После нескольких повторений дети легко запоминают текст и при выполнении движений его произносят, что помогает в развитии речевого дыхания.
Третье упражнение «Лебедь».
Главное в пластическом изображении лебедя, удивительной благородной птицы с огромными крыльями и красивой длинной шеей – это руки.
СЛ. 11. (Видеоролик)
Под музыку К. Сен - Санса «Танец лебедей» плавно поднимаем и плавно опускаем руки. В это время поднимаемся на носки и продолжаем движения руками. Это напоминает взмахи крыльями. Выполняем ритмично, под музыку и получаем удовольствие.
В движении ребенок передает эмоциональный характер музыкального произведения, выражает свои эмоции и чувства. Упражнение не утомляет детей, в нём активно работают суставы, мышцы, а значит, оно является средством развития гибкости и пластики.
Четвертое упражнение «Лягушки».
Лягушки выполняют ритмические движения - звучащие жесты на каждую фразу поочередно: а) 2 хлопка; б) 2 шлепка по коленям; в)2 притопа; г) 2 щелчка над головой.
СЛ. 12. (Видеоролик)
Выполняем движения под музыку польки «Добрый жук».
Ритмопластика используется как игровой тренинг психических процессов - внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии, а так же как средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса, является эффективной психогимнастикой, средством коррекции состояния здоровья детей и их поведения.
Предыдущие этюды готовят детей к пятому упражнению – танцу «Арам – зам - зам».
Приглашаю участников исполнить ритмическую песню с движением.
СЛ. 13. (Видеоролик)
Арам – зам – зам (3 хлопка по коленям)
Арам – зам – зам (3 хлопка по коленям)
Гули, гули, гули, гули, гули. (Вращают кулачками на уровне груди)
Арам – зам – зам (3 хлопка по коленям)
Арам – зам – зам (3 хлопка по коленям)
Гули, гули, гули, гули, гули. (Вращают кулачками на уровне груди)
Арафи, Арафи. (Положить сложенные ладошки
под левую щёчку)
Гули, гули, гули, гули, гули. (Вращают кулачками на уровне груди)
Арафи, Арафи. (Положить сложенные ладошки
под правую щечку)
Гули, гули, гули, гули, гули. (Вращают кулачками на уровне груди)
Арам – зам – зам (3 хлопка по коленям)
Я вам представила последовательность внедрения ритмопластики в жизнь детей.
СЛ. 14. Ритмопластика, являясь музыкально-ритмическим тренингом для детей, развивает у них внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, музыкальность и эмоциональность, творческое воображение, способность к импровизации в движении под музыку, решает оздоровительные, образовательные, воспитательные задачи в интеграции образовательных областей «Физическое развитие» и «Художественно – эстетическое развитие».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности психофизического развития ребенка младшего дошкольного возраста в условиях мегаполиса
Для развитияeребёнка важны и имеют огромноеeзначение все психическиеeфункции и процессы, протекающие в центральнойeнервной системе....
Опыт работы "Роль игры в психофизическом развитии ребенка дошкольного возраста"
Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир челов...
Развитие мелкой моторики рук в психофизическом развитии ребенка
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук?Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторик...
Мастер-класс Тема: «Использование коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих технологий, способствующих формированию полноценного пространства развития ребенка»
Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех ...
Использование игр с мячом для всестороннего психофизического развития ребенка среднего дошкольного возраста
Использование игр с мячом для всестороннего психофизического развития ребенка среднего дошкольного возраста....
Статья на тему "Роль и значение здоровьесберегающих технологий в процессе художественно-творческого развития детей дошкольного возраста (музыкальное развитие).
Музыка, как составная часть художественно-эстетического развития – это наиболее «благоприятная почва» для разностороннего творческого развития ребенка, так как включает в себя целый ...
Значение подвижных игр для психофизического развития ребенка
Для дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприя...