Консультация "Здоровьесберегающие технологии в развитии познавательной активности детей"
материал

Нестеренко Инна Михайловна

Здоровьесберегающие технологии в развитии познавательной активности детей

Инна Нестеренко

Многие воспитатели детских садов, идущие в ногу с современными тенденциями образования, ищут новые личностно-ориентированные подходы в образовании. Я тоже нахожусь в постоянном поиске нового содержания образовательного процесса. Пришла к выводу, что особенно эффективными в работе с дошкольниками является применение здоровьесберегающих технологий, которые включают обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических занятий.

На сегодняшний день одна из актуальных проблем современности - развитие познавательной активности детей дошкольного возраста. Очень важно развить у ребёнка мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.

На практике я убедились, что применение физкультурно-оздоровительных технологий позволяют воспитателю посмотреть на идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как на основную цель. Знания являются не конечной целью обучения, а средством развития детей.

Важной особенностью в применении здоровьесберегающих технологий, которую я использую в своей работе, является то, что они проникают во все виды деятельности детей:

таких как игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, конструирование из разного материала, изобразительная, музыкальная, двигательная.

Познание окружающей действительности лучше всего происходит в процессе наблюдений, специально организованных опытов и экспериментов, а также в игровой и физической деятельности, на экскурсиях и походах.

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Цель здоровьесберегающих технологиий:

- формировать осознанное отношение к соблюдению культурно-гигиенических требований,

-здоровьесберегающее поведение в повседневной жизни,

- эмоциональное благополучие,

- социальные навыки и уверенность в себе.

Задачи здоровьесберегающих технологий:

- Формировать здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее поведение в специально созданных и жизненных ситуациях;

- Создавать психологически комфортную среду в группах;

- Обогащать эмоциональную сферу положительными эмоциями;

Развивать дружеские взаимоотношения через игру и общение в повседневной жизни;

- Корректировать проявление эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка)

В своей работе применяю элементы здоровьесберегающих технологий.

В группе мною оборудован центр «Здоровья»который я пополнила нестандартным оборудованием для проведения закаливания«Дорожки здоровья» для профилактики плоскостопия, рукавички для обтирания. В осенне-зимний период для профилактики простудных заболеваний используются капсулы с чесноком и витаминизация блюд луком.

В летний период организовала оздоровительный комплекс «Радуга», о котором хочу рассказать более подробно.

Использование здоровьесберегающей технологиив летний период позволяет решить несколько задачпрофилактика простудных заболеваний, профилактика плоскостопия, снимает напряжение, улучшает концентрацию внимания, развивает и активизирует познавательную активность. В ходе применения здоровьесберегающих технологий я обратила внимание, что дети с большим интересом познают свой организм, запоминают детали, части своего тела и в нужный момент применяют ту или иную гимнастику.

Закаливание в летний период – это целый комплекс, включающий в себя воздействие посредством воздуха, воды и солнца. Летний оздоровительный комплексе «Радуга»включает в себя:

Воздушные процедуры:

- прогулки на свежем воздухе;

- воздушные ванны;

- хождение босиком по тропе здоровья.

Водные закаливания:

- растирания тела влажной рукавичкой;

- ванночки для ног;

- обливание всего тела.

Солнечные ванны:

Фиточай с медом:

Пьем теплый чай из лекарственных трав, не имеющих противопоказаний.

Хождение босиком по тропе здоровья 

Ароматерапия 

Обливание водой 

Музыкотерапия 

Релаксация 

Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Актуальность состоит в сохранении и укреплении здоровья дошкольников. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребёнка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизации физкультурно-оздоровительной деятельности современного детского сада.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Применение здоровьесберегающих технологий в развитии речевой активности детей на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и экологией"

В докладе рассказываю не только о здоровьесберегающих технологиях применяемых в своей работе по активизации речи детей на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и экологией, но и делюсь своими на...

«Применение здоровьесберегающих технологий в развитии двигательной активности детей на логопедических занятиях»

В данной статье описываются здоровьесберегающие технологии: подвижные игры, физкультминутки, игры с мячом, психогимнастика, логопедическая ритмики и другие виды, которые применяются на логопедических ...

Использование современных интерактивных технологий в развитии познавательной активности детей подготовительной к школе группы.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в познавательной деятельности и развитии речевой активности детей, решая проблему познавательно-речевого развития, нельзя не оценить возможности широ...

Консультация по обобщению опыта "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с использованием инновационных технологий, как средство успешной социализации детей в школе".

В данном материале обобщён опыт использования  инновационных технологий , как средство успешной социализации детей в школе.Применение на практике гибкой системы организации непосредственно образо...

«Музейная педагогика как инновационная технология в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» (Материалы по самообразованию)

Проблема познавательной активности — очень важная проблема педагогики.Познавательная активность – это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира; сложное л...

Применение здоровьесберегающих технологий в развитии речевой активности детей на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и экологией

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам ДОУ. Пол...

Консультация "Современные технологии для развития познавательной активности дошкольников"

Консультация расскрывает понятие "педагогическая технология" и знакомит с современными технологиями, направленными на познавательное развитие дошкольников....