Использование современных интерактивных технологий в развитии познавательной активности детей подготовительной к школе группы.
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в познавательной деятельности и развитии речевой активности детей, решая проблему познавательно-речевого развития, нельзя не оценить возможности широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательную деятельность ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_kak_sredstvo_razvitiya_poznavatelnoy_aktivnosti_detey_podgotovitelnoy_k_shkole_gruppy.docx | 27.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование современных интерактивных технологий в развитии познавательной активности детей
подготовительной к школе группы.
Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование интегративных качеств дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставят современные Федеральные образовательные государственные стандарты.
Что же такое интерактивная технология обучения?
Само определение связано с понятием «интерактивный». Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).
Интерактивным, по мнению Б.Ц. Бадмаева, является такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий.
Интерактивное обучение – специальная форма организации познавательной деятельности.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания.
Интерактивная технология направлена на формирование у дошкольников новых качеств и умений:
- активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника;
- развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность), создается ситуация успеха;
- формируются условия для самообразования саморазвития личности каждого ребенка.
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в познавательной деятельности и развитии речевой активности детей, решая проблему познавательно-речевого развития, нельзя не оценить возможности широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательную деятельность ДОУ. Использование ИКТ – актуальная проблема современного дошкольного воспитания, которая дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс.
ФГОС дошкольного образования предусматривает создание интерактивной среды.
ФГОС ДО в качестве одного из принципов развития и образования детей рассматривает познавательное развитие, которое предполагает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
В настоящее время уже невозможно себе представить развитие современного общества без информационно-коммуникационных технологий. Сегодня ИКТ начинают занимать свою нишу и в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации, позволяют существенно повысить мотивацию детей к обучению, активизируют познавательную деятельность обучающихся, усиливают воздействие изучаемого материала, способствуют более успешной подготовке детей к обучению в школе. Поэтому с уверенностью можно сказать, что использование ИКТ в современном дошкольном образовании является неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников.
Наряду с этим педагогическая практика отмечает снижение познавательной активности у детей дошкольного возраста. Исследования, которые проводят в начальной школе, отмечают, что дети, поступающие в первый класс, имеют очень низкую познавательную активность. Следствием этого является ухудшение обучения, дети ничем не интересуются, редко задают познавательные вопросы, не проявляют желания получать новые знания, не хотят самостоятельности.
Актуальность и необходимость развития познавательной активности детей определяются реальными потребностями системы дошкольного образования и существующими противоречиями: между актуальной необходимостью развития познавательной активности дошкольников и недостаточным использованием возможностей ИКТ как средства решения этой задачи, а также недостаточной ИКТ- компетентностью педагогов.
Познавательная активность понимается нами не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Поэтому взрослому важно в процессе обучения, поддерживая познавательную активность, создавать детям условия для самостоятельного поиска информации. Ведь знания формируются как результат взаимодействия ребенка с той или иной информацией. Именно присвоение информации через ее изменение, дополнение, самостоятельное применение в различных ситуациях и порождает знание.
Собственный опыт работы с детьми показывает: если ребёнок понимает новый материал, осознаёт, что ему нужно сделать и как, он всегда активен, проявляет большое желание исполнить задание и стремится продолжить работу в этом направлении, поскольку ему хочется довести, что он способен познавать, понимать и действовать. Именно от этого ребёнок получает удовольствие. Переживание ситуации успеха очень важно для его дальнейшего развития и является трамплином для преодоления процесса познания.
Таким образом, рассматривая теоретические основы развития познавательной активности детей дошкольного возраста, можно сделать вывод, что познавательная активность – это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира. Под «познавательной активностью» детей дошкольного возраста подразумевается самостоятельная, инициативная деятельность ребёнка, направленная на познание окружающей действительности.
В современных условиях, решая проблему познавательного развития, нельзя не оценить возможности широкого внедрения новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательную деятельность ДОУ.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
Согласно исследованиям ведущих специалистов в области компьютеризации образования к набору существенных преимуществ использования компьютера в обучении перед традиционными занятиями необходимо отнести следующее:
1. информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука позволяет воссоздавать реальный предмет или явление;
2. использование компьютера позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению;
-3. ИКТ вовлекают детей в воспитательно-образовательный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности;
4. позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;
Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям. При организации занятий такого типа важно соблюдать условия, соответствующие нормам САНПиН для сбережения здоровья ребенка.
Выделяют 2 вида занятий с использованием ИКТ.
1. Занятие с мультимедийной поддержкой.
2. Занятие с компьютерной поддержкой.
Таким образом, возможности применения ИКТ в деятельности детского сада при условии грамотного их использования достаточно широки. Они позволяют решать широкий круг образовательных задач. Использование ИКТ в детском саду позволяют активизировать познавательную деятельность обучающихся, усиливают воздействие изучаемого материала, способствуют более успешной подготовке детей к обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных игровых технологий в развитии познавательных способностей ребенка.
Какие игровые технологии я использую в работе с детьми ....
Использование информационных компьютерных технологий для развития познавательной активности детей с нарушениями интеллекта
Использование ИКТ позволяет повысить мотивацию и познавательную активность ребёнка, а также повышение эффективности работы по коррекции общего развития детей с интеллектуальной недостаточн...
Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий в развитии познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста"
Проблема развития познавательной активности в настоящее время считается одной из важнейших с точки зрения педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Жизнь в эпоху научно-технического п...
Выступление на педсовете на тему "Использование современных интерактивных технологий в развитии дошкольника".
В данном выступлении рассматриваются две технологии: интерактивные игры "Мерсибо" и здоровьесберегающая технология "БОС-Здоровье (дыхательная технология). Их использование в дошкольном ...
Пезентация Использование информационно-коммуникационных технологий в развитии познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
План по самообразованию по теме " Использование информационно-коммуникационных технологий в развитии познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста"...
Использование игровых педагогических технологий для развития познавательной активности у детей с ТНР: технология интеллект – карт
У детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) страдает не только звукопроизносительная сторона речи, грамматический строй, связная речь, но и познавательная активность. Для учителя- логопеда п...
Использование игровых педагогических технологий для развития познавательной активности у детей с ТНР: технология интеллект – карт
У детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) страдает не только звукопроизносительная сторона речи, грамматический строй, связная речь, но и познавательная активность. Для учителя- логопеда п...