"Образовательная кинестетика как развивающая технология в образовательном учреждении»
статья
Я хочу предложить вашему вниманию материал по использованию кинезиологических упражнений в работе с детьми. Надеюсь, что данный опыт будет востребован среди педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interent_pedsovet.docx | 28.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа села Амзя городского округа г.Нефтекамск
Республики Башкортостан
Из опыта работы
"Образовательная кинестетика как развивающая технология в образовательном учреждении»
2020 год
Побочным эффектом развития информационных технологий общества является то, что даже дошкольники большую часть времени проводят в статическом положении и имеют затруднения в обучении. Современный мир не требует от детей ручных усилий и, поэтому, моторные навыки ослабляются: дети плохо держат карандаш, кисточку, ножницы, отчего и происходят постоянные зажимы кисти, что ведет к нарушению даже эмоционального состояния. А все это в дальнейшем сказывается на восприятии и усвоении любого обучающего материала и на здоровье. Отсутствие физической нагрузки тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационные способности, выносливость, возникают проблемы с речевым развитием. Известно, что успешность обучения зависит от уровня состояния здоровья, с которым ребенок придет в школу. От ребенка там будут ждать определенного результата, а ожидания педагогов, родителей и самого ребенка неотвратимо приведут к росту психической нагрузки. Поэтому актуальным становится поиск эффективных приемов, методов и технологий в рамках образовательного учреждения.
Я хочу предложить вашему вниманию материал по использованию кинезиологических упражнений в работе с детьми. Надеюсь, что данный опыт будет востребован среди педагогов.
Одним из направлений в развитии детей является образовательная кинестетика – приобретение и интеграция знаний о своем восприятии, ощущениях, об ощущении положения собственного тела в пространстве. А кинезиологические упражнения (гимнастика для мозга) – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. В свою очередь гимнастика для мозга один из методов технологии образовательной кинестетики, который мы начали применять в своей практике. Основной идеей метода является активизация деятельности двух полушарий головного мозга. Исследования физиологов показывают, что правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой. С помощью определенных движений и развивается межполушарное взаимодействие. Доказано, что как мышцы атрофируются без физической нагрузки, так и мозг слабеет без умственной работы.
Вся работа строится на связи трех элементов: мозга, тела и эмоций. В ходе систематических занятий у воспитанников улучшается память, внимание, речь, зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка. Развитие мелкой и крупной моторики позволяет снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю.
Освоив кинезиологические упражнения, мы стали применять их на своих занятиях и включать в образовательный процесс. Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам. В комплексы включены дыхательные-улучшают ритмику организма, активность мозга, особенно эффективны упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью; глазодвигательные упражнения- движение глаз активизируют процесс обучения и являются одним из необходимых условий осуществления чтения; упражнения на релаксацию и массаж (ушных раковин, лица)- специалисты насчитывают около 148 точек, расположенных на ушной раковине, которые соответствуют разным частям тела; упражнения на растяжку мышц и на самоощущение тела, которые способствуют расслаблению и снятию напряжения.
Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять в день от 5-10 минут для детей младшего дошкольного возраста и до 20 минут для детей старшего дошкольного возраста.
Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей, она успокаивает и направляет на ритмичность выполнения упражнений. Также можно предложить детей прослушать рассказ: «Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну, где ждет нас много интересных игр и заданий. Чтобы туда попасть, необходимо идти перекрестными шагами под веселую музыку (включается песня «Вместе весело шагать»). Мы пришли в лес. В лесу растут сказочные деревья. У них удивительным образом закручены ветви и стволы (Встать, скрестив ноги. При этом ступни устойчиво упираются в пол. Вытянуть руки на уровне груди ладонями наружу и скрестить их, образуя замок. Согнуть локти, вывернуть «замок» из ладошек вовнутрь и прижать к груди. Голова не запрокидывается, плечи опущены. Дыхание ровное).
К нам на веточку прилетела сова (машем кистью руки, изображая полет птицы и опускаем кисть на противоположное руке плечо). Она крепко держится за ветку ( сжимаем и разжимаем кисть, слегка массажируем косые мышцы плеча). Сова вращает головой направо и налево и «ухает». (Поворачиваем только голову направо и налево, губы «трубочкой», произносим «УХ». Шея слегка вытягивается, подбородок движется вперед, глаза с каждым движением расширяем, имитируя глаза совы). Делаем не менее 3-х раз. «Сова улетела (изображаем кистью полет в сторону)».
С начало выполняем пальчиковые игры от простого к сложному, после даем комплекс пальчиковых кинезиологических упражнений, состоящих из трех положений рук, последовательно сменяющих друг друга. Ребенок выполняет вместе с взрослым, затем самостоятельно по памяти. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. Благодаря двигательных упражнений для пальцев происходить компенсация левого полушария и активизация межполушарного воздействия, что способствует к детской стрессоустойчивости к обучении к школе.
«Ухо – нос ».
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
Речевое сопровождение:
Села на нос мне, на правое ухо –
Лезет назойливо черная муха.
Снова на нос, но на левое ухо-
Кыш, улетай от меня, Цокотуха!
«Кулак – ребро – ладонь».
Выполнять движения желательно на поверхности стола. Движения должны быть четкими, с четкой последовательностью. Во втором и третьем положении следите, чтобы пальцы были выпрямлены. Сначала сделайте упражнение вместе с ребенком. Затем предложите повторить самостоятельно.
Для результативности работы необходимо учитывать определенные условия:
- занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
- занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
- от детей требуется четкое выполнение движений и приемов;
- упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
- упражнения проводятся по специально разработанным комплексам.
Кинезиологические упражнения полезны для детей, имеющих различные проблемы (расстройства психики, отставание в общем или речевом развитии, гиперактивность и т. д.). При систематическом выполнении упражнений дети становятся более активными, сообразительными, энергичными, учатся контролировать свои психические процессы (негативное поведение, раздражительность, низкую произвольность, возбудимость), улучшают речевые и двигательные навыки, лучше концентрируются.
В 2018 году при проведении базовой площадки в МОАУ СОШ с.Амзя мы поделились навыком владения метода кинезиологической гимнастики. Таким образом, эти упражнения могут применять в своей работе педагоги любых образовательных организаций.
Используемая литература и интернет-ресурсы:
1.Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М., 2002.
2.Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. М., ВНИИФК, 2005.
3.http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/89-preschool/7784-2015-05-15-16-19-05.htm-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ
4.https://www.maam.ru/detskijsad/prezentacija-gimnastika-mozga.html- МааМ.ру
5.http://www.doshcolniki.ru/ -Социально-педагогический портал «Дошкольники»
6. http://ldv.metodcenter.edusite.ru/p1aa1.html- Лаборатория дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Письменный отчёт о использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения д/с №10 « Ивушка» Журбенко Е. А.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма...
Доклад из опыта работы «Включение игровых развивающих технологий в образовательный процесс в группе»
В условиях введения ФГОС ДОУ для педагогов важно понять: что представляют собой развивающие игры, как использовать их в образовательном процессе?...
Методическая неделя "Использование развивающих технологий в образовательном процессе ДОУ"
Документы, подтверждающие организацию и проведение методической недели...
«Включение игровых развивающих технологий в образовательный процесс в группе»
Доклад из опыта работы...
Отчет Об использовании современных образовательных информационно- коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
ОтчетОб использовании современных образовательных информационно- коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе....
Методическая неделя "Использование развивающих технологий в образовательном процессе ДОУ"
Приказ о проведении, план методической недели...
Игровые развивающие технологии в образовательном процессе
Игровые развивающие технологии в образовательном процессе...