Игровые развивающие технологии в образовательном процессе
учебно-методический материал по математике

Разуванова Раиса Ивановна

Игровые развивающие технологии в образовательном процессе

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

«Игровые развивающие технологии в образовательном процессе»

                                                            (из опыта работы)

 Подготовила:  воспитатель  Разуванова Раиса Ивановна                                          

                                                    г.Шахты

                                                      2023г.

                                                                 

                                                   «Игра – путь детей к познанию мира,

в котором они живут и который призваны изменить».

 А.М.Горький.

                                                                                                                 

     В условиях введения ФОП, ФГОС ДО для педагогов важно понять: что представляют собой развивающие игры, как использовать их в образовательном процессе?

     Воспитателю необходимо так выстраивать образовательную деятельность в детском саду, чтобы каждый ребёнок активно и увлеченно занимался.

Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.

Задача взрослого - поддержать интерес ребенка!

         Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

В начале использовала как отдельные игровые моменты – это «Бабушкины блины» (бабушка пекла блины, большие и маленькие. Большие для мамы с папой, маленькие для внуков. Но все блины перепутались. Нужно помочь бабушке, разложить блины по тарелкам). Они очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама), интересного партнера в игре.

Интересные задания в игровой форме помогают детям познать много нового и интересного. По формированию элементарных математических

представлений существует много дидактических игр. Все эти задания нужно делать, играя. Главное, чтобы во время проведения занятий детям было весело и интересно.

Большое  внимание уделяю насыщенности развивающей предметно-пространственной среды, которая направлена на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи, логического мышления. Так, были приобретены различные современные развивающие игры: логические пирамидки, развивающие игры Воскобовича; пособия М.Монтессори: рамки с застежками, геометрические тела; развивающий материал  с блоками Дьенеша, комплекты «Блоки Дьенеша» и «Цветные палочки Кюизенера»; различные виды шнуровок, мозаики и пр.

В работе с детьми использую дидактические игры с народными игрушками — вкладышами (матрешки, кубы, пирамидами, в конструкции которых заложен принцип учета величины).

Используя различные дидактические игры, физкультминутки, пальчиковые игры, убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал по математике, правильно выполняют сложные задания. Поэтому вышеперечисленные игры включаю в образовательную, совместную и самостоятельную деятельность детей. Применение игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.     

                При проведении занятий использую стихи, пословицы с математическим содержанием      (Раз, два, три, четыре, пять, вышли зайчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять, в домик спрятались опять).Это помогает разнообразить обучение и сделать его эмоционально насыщенным. Предлагаю детям подсказывать некоторые строчки или последнее слово в строке, например:

    Мы делили апельсин

    Много нас, а он …(один).

В работе с детьми третьего года жизни использую развивающие игры, направленные на развитие восприятия– это игровая ситуация “Что катится?” - дети при этом организованы в веселую игру – соревнование: “Кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот?”. Такими фигурками  были сначала шарик, а затем кубик. Вместе с детьми сделали  вывод, что острые углы мешают катиться кубику: “Шарик катится, а кубик - нет”. Для закрепления знаний предложила  детям нарисовать квадрат и круг (закрепляются знания).

В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей,  используя игровые приемы.

Была организована  игровая ситуация на внимание: "Найди такой же” – предлагаю малышу выбрать из 4-6 шариков, кубиков, фигурок (по цвету, величине, игрушек) "такой же”, как у него.

Развивающие игры помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогут игры типа «Найди пару», «Закрой окошки», «Найди такую же» и другие.    

Для решения задач математического развития детей использую элементы следующих игровых технологий.

  1. Логические блоки Дьенеша–это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером и использую чаще всего три цвета (красный, желтый, синий) и четыре формы (круг, квадрат), по две характеристики величины (большой и маленький).  Занятия «обыгрываю» в сказочной форме: мы не просто разбиваем блоки по цветам, а собираем «цветочки» или «грибочки» в разные корзиночки. Для начала предлагаю самые простые игры и упражнения, цель которых освоение свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру:

1) При игре в «Цепочку» не просто собираем последовательность блоков, а делаем «бусы» для куклы или выстраиваем «мостики» через речку.

2) Угости Мишку красными «конфетками» большими, квадратными, треугольными, маленькими и т.д.

3) «Сортируем по признаку». Выкладываю на стол все блоки и прошу отделить все красные. Затем – все жёлтые и не круглые и т. д.

4) «Найди такой же». Показываю один блок и предлагаю найти такой же по цвету (форме). Затем – «не такой же».

5) Перед детьми выкладывала три детали и предлагала считалочкой «Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки закрывать!» дети закрывали глаза, я убирала одну из фигур.  Произносила считалочку: «Раз, два, три, четыре, пять, можно глазки открывать!»  просила открыть глаза затем спрашивала « Какую «конфетку» съел Мишка?»

         С целью использования различных сенсорных анализаторов и расширения сенсорного опыта малышей использую «Волшебный мешочек»: в красочный тканевый мешочек складываю фигуры и прошу найти на ощупь большой (или маленький) шарик, кубик.

         Большое познавательное значение имеет создание из блоков домиков, машинок, дорожек, и т. п.  У набора Lego есть свои преимущества, но сделать домик из обычных блоков Lego малышам не под силу, а домик из блоков Дьенеша из квадрата и треугольника получается за пару секунд.

Игровые упражнения с развивающим материал «Удивляй-ка» - это начальная ступень к играм с логическими блоками Дьенеша. Детей привлекает яркое пособие и занимательные задания «Знакомство с кругом», «Дай мишке такой же круг», «Бусы для кукол» и др., которые способствуют развитию памяти, внимания, количественных и геометрических представлений, творческих способностей.

Логические блоки Дьенеша можно использовать в различных видах деятельности: на занятиях, как комплексных, так и интегрированных, так как они хорошо обеспечивают наглядность, системность, смену деятельности; в аппликации, рисовании помогают ориентироваться на плоскости; в конструировании помогают ориентироваться в пространстве.

Таким образом, используя логические блоки Дьенеша в системе сенсорного развития детей , не только закрепляются полученные знания, но и развиваются мыслительные умения детей: сравнение, анализ, классификация, обобщение, а также творческие способности.

  1. Палочки Кюизенера–  это хороший материал для развития творческих способностей, логического мышления, внимания, памяти, способности моделировать и конструировать.

В начале использовала его как игровой материал. Дети играли с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создавали различные постройки. Детям нравится выстраивать палочками (дорожки, поезд, заборчик, дом и др. Затем стала предлагать детям выкладывать дорожку или заборчик, обращая внимание на цвет, а затем на размер и цвет одновременно, строить одинаковые по высоте и цвету заборы).

          Расскажу об игре «Заборчик» для детей раннего возраста, которая помогает установить отношение эквивалентности по длине и цвету. Дети выстраивают заборы для животных разных размеров (высоты) и разного цвета. Высота забора должна соответствовать «росту» того или иного животного (цыплёнка, поросёнка, телёнка). Дети испытывают затруднения в понятии высокий, низкий, и используют слова большой, маленький. Помогаю сделать вывод: оказывается, что заборчики получаются не только разной высоты, но и разного цвета.

Я считаю, что такая технология, как дидактическое пособие «Палочки Кюизенера» надо использовать в играх детей раннего возраста, так как они хорошо активизируют умственную деятельность детей, вносят разнообразие в игровую деятельность, дети с удовольствием их используют и в самостоятельной деятельности. Но  в целях безопасности необходимо убрать мелкие детали.

 3.Игровая технология В.В. Воскобовича.

Кораблик «Плюх-Плюх». Играя корабликом «Плюх-Плюх», на матче корабля дети  прикрепляют  определенное количество флажков, рассортировав их по цвету и величине. А также в ходе игровых действий  дети знакомятся с капитаном Гусем и матросом Лягушкой. Кораблик «Плюх-Плюх» является многофункциональной игрой, которая: знакомит малыша с различными цветами, формирует математические навыки, прививает умения по сортировке предметов, учитывая их количество и цвет. А так как яркие флажки имеют шероховатую поверхность, то в  процессе игры у ребенка развивается не только мелкая моторика пальцев рук, но и тактильные ощущения.
Двухцветный     квадрат    ВоскобовичаЕго можно сравнить с оригами и использовать  с 2-х летнего возраста только 2-х цветный квадрат. Основные цвета квадрата: красный, желтый, синий и зеленый, и он легко трансформируется. Сначала дети самостоятельно рассматривали квадрат, находили и показывали пальчиком названный цвет, позже по  показу стали создавать простейшие плоские фигуры: домик, конфетку, дорожку, крышу и т.д.
Таким образом, малыши незаметно для себя развивают сенсорные способности, а именно узнают и запоминают цвет и форму, совершенствуется речь, мышление, внимание, память, воображение; тренирует мелкую моторику рук. Игры с пособиями В.Воскобовича несут в себе  развитие математических навыков, конструирование, развитие творческих способностей, мышление и воображение, а также вызывают у детей множество положительных эмоций и удивления.

  1.  Игры с пособиями М.Монтессори.

         Игровые упражнения математического содержания по методике М.Монтессори помогают развить внимание, творческое и логическое мышление, память, речь, воображение, моторику. 

Поиск игрушки в крупе «Найди предмет», рисование на крупе, геометрические пазлы: квадрат, круг и треугольник; мешочек с геометрическими телами, шнуровки способствуют развитию мелкой моторики, концентрации внимания, воображения.

               Ребёнок испытывает интерес к вкладыванию предметов в ёмкости и отверстия на протяжении всего раннего детства – это необходимо для развития координации "глаз – рука". Ребёнок  понимает, что исчезнувший из поля зрения предмет не пропадает на совсем. Поиск шарика, опущенного в отверстие, побуждает ребенка выдвигать ящик, совершенствуя движения и развивая умение действовать двумя руками одновременно. Полезно, когда ребёнок  пользуется разными руками, развивается зрительно-моторная координация, умение действовать двумя руками и понимания постоянства объектов.

Я считаю, включение игровых развивающих технологий в образовательный процесс позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала. Благодаря чему дети становятся самостоятельнее, активнее, они способны применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике и самостоятельно добывать их. То есть через игру идёт процесс развития индивидуальных способностей, психических функций.

В дальнейшей работе необходимо усложнять задания по вышеперечисленным игровым технологиям  согласно возрасту детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из опыта работы «Включение игровых развивающих технологий в образовательный процесс в группе»

В условиях введения ФГОС ДОУ для педагогов важно понять: что представляют собой  развивающие игры, как использовать их в образовательном процессе?...

Применение игровых педагогических технологий в образовательном процессе ДОУ

С помощью игровых технологий ребенок познает себя, свои возможности. основным видом деятельности для всестороннего развития дошкольника является игра....

Методическая неделя "Использование развивающих технологий в образовательном процессе ДОУ"

Документы, подтверждающие организацию и проведение методической недели...