Практические навыки здорового образа жизни путем развития нейрофизиологических связей между телом и мозгом
методическая разработка (старшая группа)

Кострица Ольга Леонидовна

Под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Через познание себя, направленное на сохранение и укрепление здоровья, следуя естественным законам развития познавательных возможностей человека, поддержание и развитие нейрофизиологических связей между телом и мозгом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_ns_portal.docx19.26 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 по здоровьесбережению с применением здоровьесберегающих и здоровьесозидающих технологий

Актуальность:

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст, является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период, идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношении к себе и к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

          Под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду.

Цели – познание себя направленное на сохранение и укрепление здоровья следуя естественным законам развития познавательных возможностей человека. поддержание и развитие нейрофизиологических связей между телом и мозгом.

Задачи:

- интеграция мото-сенсорных процессов;

- активизация нервной сети тела и межполушарных связей;

- осознавание своего тела через движение;

- активизация естественных механизмов развития;

- гармонизация эмоционально-мотивационной сферы;

- раскрытие способности пользоваться интуицией;

- развитие личности;

СОДЕРЖАНИЕ

  • Комплекс упражнений на развитие мелкой моторики кистей рук:
  • гимнастика для пальцев;
  • упражнения для массажа и самомассажа рук;
  • упражнения, развивающие координацию движений кистей рук и движения пальцев;

  • Развивающий кинезиологический   комплекс упражнений:
  • для развития межполушарных связей;
  •  комплекс упражнений для развития правого полушария;
  • комплекс упражнений для развития левого полушария;

Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5 – 10 минут в день. Заниматься желательно ежедневно, но не реже 1 раза в неделю.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.

     

1. Колечко.    Поочерёдно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно. а затем двумя руками вместе.

2. Кулак – ребро – ладонь.   Три положения руки на плоскости стола последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений 8 – 10 раз. При затруднении движения сопровождаются командами (соответствующими словами) вслух или про себя.

4. Зеркальное рисование.   Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру, рисовать одновременно двумя руками зеркально – симметричные рисунки, буквы, при выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки, синхронизируется работа полушарий, увеличивается эффективность работы всего мозга.

6. Змейка.  Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе, двигать пальцем, который укажет педагог. Палец должен двигаться точно и чётко, не допуская синкинезий.  Прикасаться к пальцу нельзя, задание даётся словесно. Последовательно в упражнении участвуют пальцы обеих рук.

Упражнения для развития правого полушария.

В результате выполнения упражнений развиваются творческие способности на основе наглядно – образного мышления, стабилизируется психика, развивается интуиция.

Комплекс 1.

1   Встать прямо, глаза закрыть, пальцы левой руки лежат на животе (5см ниже пупка),кончиками пальцев правой руки разминать копчик, представляя красный шар. Затем левая рука на копчике, правая – растирает живот, представляя оранжевый шар.

2. Левая рука лежит в области пупка, правая рука  - в области сердца. Сильно натирать грудь, представляя зелёный шар.

3. Левая рука на животе. Указательный палец правой руки находится над губой, а средний палец – под губами, открыть рот и растирать область губ.

4. Левая рука – на животе, правая – чуть выше межбровья массирует эту область, представляя голубой шар.

5. Сделать вдох левой ноздрёй (правая ноздря -  закрыта снизу большим пальцем правой руки), а выдох – через правую таким же образом закрыв левую ноздрю левой рукой. (3 раза). При вдохе представлять серебристый цвет, при выдохе – золотой.

6. Сложить ладони друг  с другом и поднять их на уровень межбровья, вытянув руки перед собой, смотреть  между большими пальцами, представляя фиолетовый шар.

7. Сесть на край стула, спина прямая, положить голень левой ноги на колено правой, правую руку положить на щиколотку согнутой ноги ладонью вверх на неё также положить левую руку. Посидеть спокойно 30 сек. Затем то же сделать с другой ногой.

Каждое упражнение выполняют 15-20 сек, затем время выполнения увеличивается до 30сек.

Упражнения для развития левого полушария.

В результате выполнения упражнений улучшается память, повышаются интеллектуальные возможности, преодолеваются математические трудности, активизируется работа головного мозга.

Комплекс 1.

1.Оттянуть уши вперёд, затем назад, медленно считая до 10. Начинать с   открытыми глазами, продолжать – с закрытыми глазами.

2.Одну минуту массировать щёки круговыми движениями пальцев. Потом двумя пальцами рисовать круги на подбородке и лбу, считая до 30.

3.Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз 1 минуту.

4.Массировать нос подушечками указательных пальцев, нажимая на кожу от основания ноздрей.

5.Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения слева направо, потом наоборот 10 раз.

Упражнения для координации глаз и рук.

Улучшают навыки чтения и письма, способности визуального различения, координацию тела. Тренируют двигательные навыки, стимулируют восприятие пространства, улучшают чувство центрирования.

1. Восьмёрка.  Закройте глаза. Пальцами одной руки провести перед глазами продольную восьмёрку, следуя закрытыми глазами за движениями пальцев. Продолжать рисование восьмёрок, увеличивая их размеры (2 раза).

2. Восьмёрки локтями.  Стоя, развести ноги  на ширину плеч, слегка согнув их в коленях. Нарисовать половину восьмёрки правым локтем, глаза следят за движением локтя. Проделать то же самое с левой стороной.

3. Крылья.  Встать ноги на ширине плеч, колени расслаблены, потрясти руками и согнуть локти. Нарисовать восьмёрку сразу двумя руками, сначала вперёд, сначала лежащую перпендикулярно тела, потом стоящую параллельно ему. Подбородок поворачивается вместе с движениями рук (4 – 5 раз). Затем опустить руки свободно свисать вниз, наклониться вперёд, встав на носки, сделать выдох, выпрямляясь на выдохе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование потребности детей и родителей в здоровом образе жизни через развитие двигательных умений и навыков в подвижных играх»

Сегодня подвижные игры –  это наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребёнка при его активной помощи....

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной  группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей  подготов...

«Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий в процессе физического развития и воспитания»

описание ситемы работы  «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий в процессе  физического развития и воспитани...

Проект по формированию привычки к здоровому образу жизни "Путь к здоровью"

Проект по формированию привычки к здоровому образу жизни "Путь к здоровью"...

Программа формирования навыков здорового образа жизни и профилактики заболеваемости работников МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»-«За здоровый образ жизни!»

Актуальность решения проблемы сохранения и укрепления здоровья сотрудников на рабочих местах продолжает оставаться высокой в связи с тем, что показатели здоровья и состояния здраво...