"Инновационные здоровьесберегающие технологии как средство формированияздорового образа жизни детей с ОВЗ"
статья (средняя, старшая группа)
В статье описывается работа по здоровьесбережению в группе компенсирующей направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
material_na_statyu.docx | 30.97 КБ |
Предварительный просмотр:
« ИННОВАЦИОННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИИ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ С ОВЗ»
Новикова Е.И., Ткаченко Л.В.
МАДОУ «Солнышко»
п. Чернянка
Белгородской области
Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ – основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования. Новшеством и условием повышения качества дошкольного образования сегодня является введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО). Сегодня педагоги ДОО озадачены новой ситуацией в системе дошкольного образования – организацией образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО. Назрела необходимость собственных изменений.
«Актуальной задачей физического воспитания, - говорится в Концепции дошкольного воспитания, - является поиск эффективных средств совершенствования и развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях». С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье детей дошкольного возраста. Поэтому и возникает потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни и требует поиска новых путей. Учитывая современные тенденции развития образовательных процессов, мы поставлены перед необходимостью осуществления всесторонних и масштабных перемен.
Педагогами группы компенсирующей направленности МАДОУ «Солнышко» п. Чернянка, ведутся поиски, направленные на превращение образовательного процесса в детском саду в живое, заинтересованное общение ребёнка с взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности.
Одним из приоритетных направлений работы коррекционной группы направленности является формирование представлений о здоровом образе жизни, внедрение новых инновационных подходов в образовательный процесс. Необходимо выстроить педагогический процесс таким образом, чтобы дети сами добывали знания, на основе которых нашли пути для самостоятельного оздоровления. Успешность и действенность работы воспитателей группы компенсирующей направленности по внедрению инновационных технологий оказывает позитивное влияние на развитие детей дошкольного возраста. Воспитатели группы не только приняли новые стандарты, поняли их смысл, но и сами разрабатывают и применяют педагогические инновации в детском саду. Возникают вопросы: «Что же делать? Что изменить в своей работе? Каким образом получить дошкольникам знания о своем здоровье? Раньше были специально организованные занятия, а что будет согласно новым стандартам? Раньше мы давали готовую информацию, а теперь детям необходимо самим креативно мыслить.
Модернизация – это изменение в соответствии с требованиями современности. И каждый педагог должен перестроить, изменить свою работу. Сегодня другое время, которое требует «нового» ребёнка, новых задач и путей их решения. Именно это подтолкнуло нас наметить цель и описать использование инновационных технологий в своей педагогической работе.
Цель работы: реализовать инновационные подходы к содержанию работы по формированию у детей здорового образа жизни.
Задачи:
1. Формировать мотивацию к получению знаний о ЗОЖ и их применение в личной практике самого ребёнка;
2. Развивать социальное партнерство и свободное общение с родителями в целях решения вопросов оздоровления детей;
3. Создать предметно- пространственную среду в формировании представлений о ЗОЖ.
Стало необходимо создать такие условия для детей, чтобы ребёнок сам добывал интересующую информацию и мог её самостоятельно использовать. Что нужно для этого сделать? Во-первых, надо создать интерес т. е. мотив. В этом поможет предметно пространственная среда. Инновационный подход в создании предметно-пространственной среды спортивного зала, группе, участка, спортивной площадки позволил организовать её в виде спортивно - творческих комплексов, которые постоянно трансформируются и выступают как пространство жизнедеятельности детей, обеспечивающее максимальные возможности физического развития детей, экспериментирования со спортинвентарём, физкультурным оборудованием и исследовательского интереса каждого ребёнка. Рационально расположенное физкультурное оборудование, атрибуты в спортивном зале, максимально насыщенный физкультурный уголок в группе, на участке новым материалом и оборудованием организованы с учетом потребностей детей. Доступность и свобода выбора здесь даёт возможность каждому желающему здесь экспериментировать, выполнять свои движения, открывать для себя новое. Она помогает ребёнку поставить собственные цели, выбирать средства и способы её достижения, сделать собственные умозаключения, открывать что-то для себя новое и интересное. Такая среда привлекает детей, побуждает интерес к физическим упражнениям, действиям со спортивными снарядами, повышает двигательную активность, являясь своеобразной формой самообразования ребёнка, источником его индивидуальных знаний и личного опыта.
Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет и семья ребёнка. Правильно организованная работа с детьми и семьёй обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни. Родители выступают, как социальные партнёры в едином образовательном процессе. Социальное партнёрство – это один из инновационных подходов в образовании. Поэтому семьи наших воспитанников постоянные участники районных мероприятий посвященных ЗОЖ: велопробег, сеть маршрутов по достопримечательностям поселка и района, активные участники проекта «Вместе с папой сможем все», постоянные посетители ледовой арены «Айсберг» и плавательного бассейна «Дельфин» и т. д.
Детям важно, как они приобретают новые знания. Если этот процесс будет навязанным и вынужденным, дети не усвоят новой информации. Обучение должно приобрести личностный смысл, быть живым источником – примером наличия открытого общения и доверительных отношений в семье: уважение к личности ребенка, с открытого общения и взаимопонимания. Только тогда профилактические мероприятия дадут результат. Задачей обучения родителей как целевой подгруппы является умение вести диалог со своими детьми о ЗОЖ.
Поэтому в группе компенсирующей направленности семьи воспитанников призваны заложить основы ЗОЖ, используя различные формы работы. И именно семья и в детский сад на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить ребенка самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Включение родителей в совместный образовательный процесс позволило значительно повысить его эффективность. Партнёрство семьи и МАДОУ в сочетании с адекватным использованием рекомендаций воспитателей и специалистов направлено на формирование ЗОЖ, развитие познавательных навыков, общения, положительных эмоций. Родители группы компенсирующей направленности «Речевичок», являются активными помощниками своим детям, они совместно с воспитателями и специалистами работают над исправлением речи детей: закрепляют пальчиковую и артикуляционную зарядку, выполняют дыхательные упражнения, гимнастику для глаз, работают над правильностью и выразительностью речи.
Для родителей, детей и педагогов МАДОУ был представлен праздник «В здоровом теле – здоровый дух», организована выставка детских рисунков о здоровом образе жизни.
Так, администрацией детского сада были предложены билеты на выступление цирка. Выступление артистов удивило детей. Они не могли понять, как артисты могут выполнять настолько сложные трюки, гимнастические упражнения без страховки с уверенностью и с большим удовольствием. То, что дети увидели эмоционально потрясло их. Свои впечатления, эмоции они отразили в ярких позитивных рисунках, в которых отслеживалось желание быть похожими на артистов, восторг и восхищение. Возникла проблема, как стать такими же смелыми, ловкими, гибкими, здоровыми. Создавшийся мотив позволил нацелить детей на сбор соответствующей информации, где главными помощниками стали родители. Предварительно для родителей была организована консультация силами инструктора по физическому воспитанию, медсестры, воспитателей по данной теме. Собрали информацию, изучили её и рассмотрели предложения детей – что делать с ней. Вынесли решение: организовать спортивный кружок по подгруппам, где девочки и мальчики занимаются отдельно с учетом их индивидуальных способностей и возможностей (используется в работе социально-оздоровительная технология Ю. Ф. Змановского «Здоровый дошкольник»). В основе данной технологии лежит комплексный подход, включающий различные компоненты, совокупность которых определена в понятие «здоровый образ жизни ребёнка», ритмическую гимнастику, спортивные танцы, акробатические упражнения по программе Я. В. Яковлевой и Р. А. Юдиной «Театр физического развития и оздоровление детей дошкольного возраста». Дети стали социальными партнёрами в работе с родителями по привлечению их в совместную деятельность – приобретение костюмов, изготовление необходимой атрибутики, оформления своими руками.
Полученная информация помогла детям понять, что с готовыми физическими способностями не рождаются, их приобретают в течение всей жизни усиленными тренировками. Процесс тренировок проходил в игровой форме, где дети осваивали не только новые движения, но и получали положительные эмоции. У девочек приобреталась гибкость, пластика, грациозность, а у мальчиков – сила, ловкость, выносливость. У детей появилось желание показать всё то, чему они научились родителям и общественности.
Для родителей, детей и педагогов МАДОУ был представлен праздник «Мы любим спорт», организована выставка детских рисунков о спорте. Одним из номеров программы представления было выступление девочек – танец «Робот». Эта музыкально - ритмическая композиция стала победителем в муниципальном конкурсе ритмической гимнастике.
Родители, как социальные партнёры, приняли самое активное участие в организации поездки в Дом Пионеров и школьников, в съёмке видеофильма и как самая активная группа поддержки. Но больше всех произвела впечатление команда детского сада под названием «Конфетти». Девчонки настолько яркие, гармоничные, задорные, гибкие. Пожалуй, тут не хватит слов, чтобы описать их выступление», так написали в районной газете «Приосколье». Всех детей наградили сладкими призами и грамотой. Это явилось результатом использования инновационных технологий в педагогической практике группы компенсирующей направленности.
Выпускники детского сада «Солнышко» переходят на следующий этап образования – в школу. В этом прослеживается преемственность работы детского сада и школы.
На наш взгляд, положительных результатов педагоги и родители (законные представители) добились благодаря новым инновационным подходам и переориентации ролевых позиций субъектов образовательного процесса, превращая их в субъектов совместной или двигательно-оздоровительной, творческой деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей.
Литература:
1. Дополнительное образование как система технологий сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие. - /Н.В.Сократов и другие. – Оренбург.
2. Сократов Н.В., Феофанов В.Н. Мотивационные основы здоровьесберегающего образования детей: Методические рекомендации. – Оренбург.2001.
3. Гебекова А. Н. Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни младших школьников и как одно из требований ФГОС НОО [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 18-21. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/203/8608/ (дата обращения: 25.03.2020).
4. Ананьев В. А. Психология здоровья: пути становления новой отрасли человекознания / Психология здоровья под ред. Г. С. Никифирова //-С.Пб.-2000. -С 41.
5. Выготский Л. С. Педагогическая психология /Под ред. В. В. Давыдова.// -М.: Педагогика, -1991. -С 87.
6. Григорьева Т. Пути формирования здоровья школьников младшего возраста. — М., Знание, -1990. -С 37.
7. Карасева Т. В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий / Начальная школа// — 2005. -№ 11, -С 11. 5. Концепция модернизации российского образования до 2010 года.- М.: -2003. -С 67.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование здоровьесберегающих технологий при формировании здорового образа жизни у дошкольников»
В соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы ф...
Использование здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ...
Консультация «Использование здоровьесберегающих технологий в организации здорового образа жизни дошкольников»
Неблагоприятная экологическая ситуация, сложные социально-экономические условия способствуют тому, что здоровье детского населения не улучшается, а напротив, имеет тенденцию к ухудшению. И поэтому, оз...
Мастер- класс для педагогов: "Здоровьесберегающие технологии в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста" (из опыта работы). Выступление на педагогическом совете №2 от 26.11.2015 года
Мастер- класс познакомит педагогов с элементами здоровьесберегающих технологий, с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на развитие детей, а также...
"Использование инновационных здоровьесберегающих технологий для формирования здорового образа жизни в соответствии с ФГОС ДО"
Из опыта работы...
«Использование здоровьесберегающих технологий по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обуч...
Проект в подготовительной к школе группе по здоровьесберегающим технологиям «Мы за здоровый образ жизни»
laquo;Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»....