«Использование здоровьесберегающих технологий при формировании здорового образа жизни у дошкольников»
статья на тему
В соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. В этой связи определена и позиция нашего дошкольного учреждения в работе с семьей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Из опыта работы | 26.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Вахидова М.Д., г. Нижнекамск, МБДОУ
«Детский сад общеразвивающего вида № 16»
«Использование здоровьесберегающих технологий при формировании здорового образа жизни у дошкольников»
Полноценное физическое и психическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. В этой связи определена и позиция нашего дошкольного учреждения в работе с семьей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует на тесное взаимодействие с семьями воспитанников: родители должны участвовать в реализации образовательной программы, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Мы призываем родителей быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.
В основе взаимодействия нашего дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Содружество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу. Мы считаем, что для создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей необходимо, чтобы обе стороны осознавали значимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяли друг другу.
Учитывая требования ФГОС ДО, мы определили содержание и условия организации воспитательно-образовательного процесса для формирования культуры здорового образа жизни, развития физических, интеллектуальных и личностных качеств дошкольников, обеспечивающих их социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья, а также выделили содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей. Все эти задачи педагоги решают в комплексе, обеспечивая разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В связи с этим актуальным становится интегрированное включение здоровьесберегающих технологий в образовательное пространство ДОУ.
Под здоровьесберегающими технологиями мы понимаем совокупность педагогических, психологических и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование осознанного и ценностного отношения к своему здоровью.
Педагоги и специалисты используют в работе с детьми следующие технологии:
- технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, различные виды гимнастик (пальчиковая, гимнастика для глаз, дыхательная, бодрящая, корригирующая);
- технологии обучения здоровому образу жизни: непосредственно образовательная деятельность по физкультуре, проблемно-игровые, коммуникативные игры, валеологические беседы, точечный самомассаж;
- коррекционные технологии: технологии развития эмоцоинально-волевой сферы, коррекция поведения, психогимнастика.
Задачи каждой из этих групп связаны с общими задачами здоровьесьерегающего образования в детском саду.
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Сохранить и улучшить здоровье детей – огромная каждодневная работа всего коллектива детского сада.
Воспитание потребности в здоровом образе жизни осуществляем по следующим направлениям:
- привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
- формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
- развитие представлений о строении собственного тела, назначение органов;
- формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.
Сама жизнь доказывает необходимость проведения серьезной воспитательной работы с дошкольниками, направленной на профилактику вредных привычек. Мы стараемся, как можно раньше предупредить знакомство детей с одурманивающими веществами: алкоголем, никотином, наркотиками. Поэтому воспитатели в работе с детьми старшего дошкольного возраста используют курс «Гномик Здоровячок и его друзья» (методическое пособие «Долго ли до беды?» автор Макеева А.Г., Лысенко И.А.), авторскую программу «Разговор о правильном питании» - М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. Немалый интерес вызывают у дошкольников валеологические занятия «Дорога к доброму здоровью», «Айболит спешит на помощь», «Уроки Мойдодыра», «Путешествие в Здравиаду» и другие.
С целью формирования эмоциональной стабильности, положительной самооценки, повышения психо-эмоционального состояния у детей педагоги используют в индивидуальной и групповой работе с детьми игры коррекционно-развивающих программ «Я учусь владеть собой» (с детьми 6-7 лет), «Уроки добра» (автор Семенака С.И.), «Развитие эмоций дошкольников» (автор Минаева В.М.). Занятия, проводимые по данным методикам, помогают детям избавиться от возникших эмоциональных комплексов, а значит поправить свое психологическое состояние.
В детском саду ведется целенаправленная работа по гигиеническому образованию и воспитанию детей, начиная с первой младшей группы. С ранних лет мы приучаем детей к соблюдению гигиенических правил: следить за чистотой одежды, очищать обувь от пыли, снега, грязи, при входе в помещение, не сорить, содержать в порядке личные вещи, аккуратно, аккуратно их хранить в отведенном для этого месте и т.д.
Считаем, что очень важно научить детей беречь свои зубы. Для этого прививаем правила ухода за зубами: полоскать рот после еды, чистить зубы ежедневно утром и перед сном. В рамках федеральной программы «Профилактика кариеса» в детском саду дети получают фторированное молоко, организуются встречи со стоматологами, которые проводят с детьми занятия о правильном уходе за зубами.
С целью профилактики плоскостопия проводим различные упражнения с детьми, практикуем хождение по «дорожкам здоровья».
В целях развития индивидуальных двигательных способностей дошкольников в детском саду организован кружок по баскетболу. В зависимости от сезона дети учатся ходить на лыжах, играть в футбол, волейбол, бадминтон.
С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. Культура семейных отношений и физическая культура – нерасторжимое единство, звенья одной цепи. Совместные занятия физкультурой и спортом укрепляют силы «внутреннего притяжения», увеличивают «потенциал доверия» семьи. Физкультура и спорт – эта та сфера, которая раскрепощает родителей и детей, уменьшает дефицит их общения, прививает иммунитет против вредных привычек. Мы стремимся повышать психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах укрепления здоровья и формирования основ здорового образа жизни у детей, включать их в процесс активного взаимодействия с ДОУ.
В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, мы используем разнообразные формы работы. Широко практикуем показ образовательной деятельности (занятий) для родителей. Оформляем выставки литературы, наглядного материала, рисунков, кроссвордов, сочинений на темы: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «В здоровом теле – здоровый дух», «В стране здоровья» и др. Родители не только наблюдают, но и становятся активными участниками спортивных развлечений, игр «Знатоки здорового образа жизни», «Что? Где? Когда?» «Брейн-ринг» валеологического содержания, праздников «В стране Спортландии», «Дошкольная олимпиада», «Семейные старты», разрабатывают «Кодексы здоровья семьи», маршруты выходного дня. Чтобы лучше узнать взгляды каждой семьи на физическое воспитание, на отношение к здоровому образу жизни, проводим анкетирование, беседы, посещение на дому и т.д. Воспитатели привлекают родителей к выпуску стенгазет «Мы любим спорт», «Спорт - здоровье, спорт - игра, физкульт-ура!», «За здоровый образ жизни», которые пользуются большой популярностью среди семей, ведь здесь каждая семья может представить интересные фотографии, поделиться опытом активного семейного отдыха. Педагоги детского сада выпускают памятки «Как сохранить здоровье», «Нет – наркотикам!», «Что мы знаем о табаке», «О вредных привычках», проводят Дни открытых дверей по данному направлению деятельности.
Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с возрастными физиологическими особенностями детей. Воспитатели размещают информацию в родительских уголках, в папках-передвижках («Развитие ребёнка и его здоровье», «Игры с движениями» «Движение - основа здоровья», «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений», «Зимние игры с ребенком», «Здоровый образ жизни формируем с детства» и т.д.).
На родительские собрания приглашаются медицинские работники детского сада и детской поликлиники (врачи педиатры, узкие специалисты). Родители знакомятся с результатами диагностики состояния здоровья детей, их психомоторного развития, с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.
В каждой группе есть уголок здоровья, где помещается информация для родителей о лечебно-профилактических мероприятиях, проводимых в дошкольном учреждении. Имеются так называемые «Копилки здоровья», в которых собран материал о нетрадиционных методах оздоровления; материал, пропагандирующий здоровый образ жизни. Родители охотно помогают воспитателям оформлять стенды, стенгазеты, папки об активном семейном отдыхе.
Приглашаем семьи на традиционные народные праздники – Масленицу, Сабантуй, Навруз, что способствует возрождению и укреплению народных традиций, нравственно воспитывает как детей, так и взрослых.
Все эти мероприятия способствуют укреплению семейных связей, повышают уровень компетентности педагогов и родителей по формированию здорового образа жизни, развивают физические качества, активность, способствуют укреплению здоровья в целом.
Ребенок познает мир, ползая, лазая, бегая. Он непрерывно находится в движении. Задача родителей - помочь своему ребенку. Занимаясь физкультурой вместе с ним, мама и папа учат его управлять своим телом, лучше контролировать свои движения. Двигательные навыки, освоенные в детстве, облегчат ему знакомство с внешним миром, помогут и в будущем.
Таким образом, проводимая физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.
В процессе оздоровительной работы осуществляется постоянный медико-педагогический контроль за выполнением запланированных мероприятий, состоянием здоровья и динамикой физического и психического развития воспитанников. Организация физкультурно-оздоровительной работы и контроль за ней в детском саду направлены на обеспечение гармоничного развития ребенка, на оказание конкретной и действенной помощи воспитателям в повышении их профессионального мастерства на основе анализа воспитательного процесса.
Так как основная задача детского сада – охрана жизни и здоровья детей, снижение их заболеваемости, систематически наш коллектив выносит данный вопрос на повестку дня Совета педагогов. На Советах педагогов, совещаниях, медико-педсоветах обсуждаются результаты контрольных проверок, даются рекомендации воспитателям, намечаются планы мероприятий по повышению качества работы в данном направлении. К примеру, сравнительный контроль помогает распространению педагогического опыта, улучшению физкультурно-оздоровительной работы в целом.
Коллектив учреждения мобилизован на реализацию мероприятий, помогающих достичь определенных целей в деле снижения заболеваемости.
Обширная профилактическая работа с детьми, родителями, сотрудниками, безусловно, имеет определенные положительные результаты: улучшение показателя индекса здоровья (с 31 % до 38,6 %), пропуски дней на одного ребенка (с 7,0 до 5,9).
В перспективе детский сад ставит следующие задачи:
- Поиск и внедрение новых моделей взаимодействия с семьями воспитанников по формированию здорового образа жизни.
- Активное вовлечение родителей в орбиту педагогической и оздоровительной деятельности детского сада, укрепление чувства их личной ответственности за развитие ребенка, укрепление его здоровья.
- Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия с различными социальными институтами по внедрению физкультурно-оздоровительных технологий.
Список литературы:
Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия / сост. Н.И.Крылова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 218 с.
Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.: АРКИ, 2000. – 108 с.
Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Программа и конспекты занятий / сост. Зарипова З.М., Хамитов И.М. – Наб.Челны: ИНПО, 2003. – 159 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ...
Консультация «Использование здоровьесберегающих технологий в организации здорового образа жизни дошкольников»
Неблагоприятная экологическая ситуация, сложные социально-экономические условия способствуют тому, что здоровье детского населения не улучшается, а напротив, имеет тенденцию к ухудшению. И поэтому, оз...
Мастер- класс для педагогов: "Здоровьесберегающие технологии в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста" (из опыта работы). Выступление на педагогическом совете №2 от 26.11.2015 года
Мастер- класс познакомит педагогов с элементами здоровьесберегающих технологий, с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на развитие детей, а также...
"Использование инновационных здоровьесберегающих технологий для формирования здорового образа жизни в соответствии с ФГОС ДО"
Из опыта работы...
«Использование здоровьесберегающих технологий по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обуч...
«Использование здоровьесберегающих технологий как предпосылки здорового образа жизни»
ФГОС дошкольного образования ставит первоначальной задачей охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, а также их эмоционального благополучия....
Использование здоровьесберегающих технологий как предпосылку здорового образа жизни.
Проблема здоровьесберегающих технологий остаётся актуальной в детском саду. Как же нужно воспитывать ребёнка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться?...