"Здоровый дошкольник"
статья

"Здоровый дошкольник"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_sohraneniyu_i_ukrepleniyu_zdorovya.docx34.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - детский сад № 45 «Флажок»

ПРИНЯТА

на заседании педагогического совета

от «____» ____________20 ___г. № _____

УТВЕРЖДЕНА

приказом заведующей

МБДОУ «ЦРР - детский сад № 45»

от «_____» __________ 20 ____г. № ________________           Е. С. Тучина      

                               (подпись)                                  

Программа

по сохранению и укреплению здоровья дошкольников

"Здоровый дошкольник"

на 2014 - 2017гг.

Саров 2014

Содержание

1. Пояснительная записка.......................................................................................................... 3

2. Паспорт Программы "Здоровый дошкольник"................................................................... 4

3. Анализ здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности.......................... 6

4. Система мероприятий по сохранению и укреплению здоровья дошкольник................. 8

1. Пояснительная записка

        Программа по сохранению и укреплению здоровья дошкольников "Здоровый дошкольник" составлена  в соответствии с ФГОС дошкольного образования, на основе Проекта примерной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2014 год.   Данная модель построена на принципе личностно-ориентированного  взаимодействия взрослого с детьми, отражает возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста.

         Воспитание здорового ребенка - одна из главнейших задач семьи и дошкольного учреждения.

           Здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете — отношение государства к проблемам здоровья.

      Проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.

           Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьёй, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.

     Единство физического, психологического здоровья и эмоционального благополучия ребенка, не сводится к узко педагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Оно предусматривает создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценную жизнедеятельность детей в дошкольном учреждении.

      Это:

 профессионализм педагогических кадров;

 соответствующее материально-техническое оснащение ДОУ;

 организация деятельности ДОУ, основанная на эффективных результатах научно -методологических исследований в области развития и оздоровления дошкольников;

 мотивация коллектива на внедрение инновационных процессов, способствующих развитию и укреплению здоровья воспитанников.

 

2. Паспорт Программы "Здоровый дошкольник"

Наименование Программы

Программа по сохранению и укреплению здоровья дошкольников "Здоровый дошкольник" (далее Программа)

Разработчики Программы

Педагогический коллектив МБДОУ "ЦРР - детский сад № 45"

Назначение Программы

- Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии (медико - профилактические, физкультурно - оздоровительные, обеспечение социально - психологического благополучия ребенка, валеологические) должны занять достойное место в образовательном процессе ДОО

- Выработать новую модель стратегии и тактики работы педагогов с детьми и родителями по сохранению и укреплению здоровья детей путем разнообразных средств

Научно - методические основы разработки Программы

- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273 - ФЗ от 21.12.2012

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 "Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"

Проблемы

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей, отсутствие эффективной системы оздоровления дошкольников

Цель программы

Создание комплексной системы воспитания и развития ребенка, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у педагогов, родителей (законных представителей) и воспитанников ответственности в виде сохранения собственного здоровья

Задачи программы

- Создать условия для физического и психологического благополучия детей, предупреждения травматизма, физических и эмоциональных перегрузок.

- Создать условия для физического развития в дополнительном образовании.

- Формировать у детей основы культуры здоровья через: воспитание культурно - гигиенических навыков; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

- Повысить компетентности родителей (законных представителей) по решению вопросов физического развития и сохранения здоровья детей, готовности, способности и потребности в здоровом образе жизни.

- Повысить профессиональный уровень всех категорий работников по вопросам физической культуры, охраны жизни и здоровья детей.

Ожидаемы результаты программы

- Создание безопасных условий для жизни и здоровья участников образовательного процесса.

- Оснащение развивающей предметно - пространственной среды ДОО оборудованием для развития двигательных навыков, укрепления здоровья детей.

- Снижение детской заболеваемости.

- Формирование стойкой мотивации на поддержание здорового образа жизни в семье.

- Повышение педагогами своего профессионального уровня в вопросах здоровьесбережения и практических навыков в организации оздоровительной деятельности.

- Расширение спектра дополнительных образовательных и оздоровительных услуг оказываемых дошкольникам.  

Основные этапы реализации Программы

I этап - Организационно - подготовительный этап (2014 год)

II этап - Развивающий (обновленческий) этап (2015 - 2016 годы)

III этап - Аналитико - информационный этап (2017 год)

Источники финансирования Программы

Бюджетные и внебюджетные средства (добровольные пожертвования)

Контроль за выполнением Программы

Постоянный контроль за выполнением Программы осуществляет педагогический совет ДОО

3. Анализ здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности

        Медицинское обслуживание детей осуществляется штатными медицинскими работниками. Лицензия на право осуществления медицинской деятельности имеется.

        Медицинский блок включает в себя: медицинский кабинет, процедурный кабинет, изолятор. Медицинская документация ведется по установленной форме. Типовой рацион питания согласовывается с региональным управлением № 50 ФМБА России г. Саров. Обеспечивается равноценная замена гипоаллергенными продуктами. Ежедневно проводится С - витаминизация 3-го блюда, профилактика дефицита йода с использованием йодированной соли.

        Мероприятия по охране и укреплению здоровья детей проводятся по плану лечебно-профилактической работы. Своевременно проводится скрининг - тесты, диспансеризация и вакцинация детей. Охват профилактических прививок составил - 99%.

         Постоянно проводится мониторинг состояния здоровья детей.

Состояние здоровья детей.

Группы здоровья

2013-2014 уч. год

1

38 - 13%

2

231 - 79%

3

23 - 8%

4

-

Итого

292

Состояние физического развития детей.

Показатели физического развития

2013-2014 уч. год

Гармоничное

265 - 91%

С избытком массы

15 - 5%

С дефицитом массы

12 - 4%

Итого

292

Число случаев заболевания детей.

Наименование показателей

Всего зарегистрировано случаев заболевания

из них у детей в возрасте 3 года и старше

Всего

582

392

            в том числе:

бактериальная дизентерия

-

-

энтериты, колиты и гастроэнтериты, вызванные установленными, не установленными и неточно обозначенными возбудителями

2

1

скарлатина

1

1

ангина (острый тонзиллит)

-

-

грипп и острые инфекции верхних дыхательных путей

538

358

пневмонии

7

4

несчастные случаи, отравления, травмы

-

-

другие заболевания

34

28

Посещаемость 2013 год.

Наименование показателей

Всего

в том числе детьми в возрасте

3 года и старше

Число дней, проведенных детьми в группах

50105

38754

Число дней, пропущенных детьми

20577

15163

     в том числе:

по болезни детей

3527

2337

по другим причинам

17050

12826

        Средний показатель пропущенных дней при посещении дошкольной образовательной организации по болезни на одного воспитанника - 14 дней.

        В детском саду создан хороший психологический климат. Большое внимание уделяется организации здоровьесберегающей среды, способствующей формированию навыков здоровья, обеспечивающей комфортное пребывание в ДОУ.

        Физкультурно - оздоровительная работа строится в детском саду на диагностической основе, индивидуально - дифференцированном подходе к детям, регулярно проводится медицинский контроль физического развития. Результаты мониторинга физической подготовленности детей свидетельствует о положительной динамике в развитии физических качеств дошкольников.

        Однако анализ заболеваемости показывает недостаточную динамику укрепления здоровья воспитанников, для того чтобы говорить об эффективной системе здоровьесбережения в ДОУ, позволяющей спрогнозировать и предупредить детскую заболеваемость.

Необходимо:  

- пополнить и обновить медицинское оборудование для лечебно - профилактических мероприятий;

- пополнить физкультурное оборудование в группах, зале, и на участке;

- систематизировать работу ДОО по закаливанию;

- ввести новые эффективные форм взаимодействия с родителями (законными представителями) по вопросам закаливания и охраны здоровья воспитанников.

4. Система мероприятий по сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

Система мероприятий

Исполнители

Организационно - подготовительный этап (2014 год)

Мониторинг качества здоровьесберегающей  и здоровьеформирующей деятельности учреждения

Творческая группа

Совершенствование системы мероприятий, направленных на укрепление здоровья, снижение заболеваемости воспитанников

Творческая группа

Создание условий для осуществления в детском саду работы по профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни

Творческая группа

Развивающий (обновленческий) этап (2015-2016 годы)

Реализация системы мероприятий, направленных на укрепление здоровья, снижения заболеваемости воспитанников:

- Интеграция здоровьесберегающих технологий в образовательные области (интегрирование их в различные виды детской деятельности);

- Разработка и реализация системы закаливания;

- Разработка и реализация комплексной программы профилактики возникновения у воспитанников вредных привычек, формирования у них культуры здоровья;

- Проведение профилактических прививок и осмотров;

- Введение дополнительных образовательных услуг по запросам родителей (законных представителей) (дыхательная гимнастика, степ - гимнастика, валеология, релаксация0

Творческая группа

Старшая медсестра

Творческая группа

Укрепление материально - технической базы, совершенствование развивающей предметно - пространственной среды всех помещений ДОО с позиции здоровьесбережения:

- Пополнение игрового оборудования для спортзала и прогулочных участков

- Оснащение развивающей предметно - пространственной среды современным спортивным, игровым оборудованием, дидактическими пособиями

Заведующая

Творческая группа

Повышение профессионального уровня всех категорий работников по вопросам охраны жизни и здоровья детей:

- Постоянно действующий семинар: "Здоровьесберегающие технологии, их применение в рамках ФГОС"

Творческая группа

Пропаганда среди семей воспитанников активной позиции по отношению к спорту и физическому воспитанию:

- Совместные спортивные мероприятия

- Организация консультативной помощи

- Пополнение информационных материалов на сайте детского сада

- Распространения положительного опыта здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности семей воспитанников

- Транслирование опыта работы дошкольного учреждения в вопросах приобщения детей и взрослых к культуре здоровья

Творческая группа

Аналитико - информационный этап (2017 год)

- Комплексная оценка эффективности здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности ДОО

- Анализ эффективности мероприятий, направленных на повышение компетентности педагогов и родителей в воспитании здорового и физически развитого ребенка

-  Анализ эффективности работы по укреплению материально - технической базы детского сада, совершенствованию развивающей предметно - пространственной среды ДОО с позиции здоровьесбережения.

Творческая группа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет на тему:«Сохранение и укрепление психического здоровья дошкольников – важнейшее условие эффективности процесса формирования у детей мотивационных установок к здоровому образу жизни”

Педагогический совет был разработан в 2011 году. Предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений.Форма проведения - игра "Педагогический КВН"Цель педсовета: систематизировать знания п...

Здоровый дошкольник – здоровый школьник.

 Особое значение имеет начало школьной жизни. Процесс перехода из детского сада в школу является достаточно трудным этапом в его жизни, требующим напряжения всех физиологических сист...

Деловая игра с педагогами "Путеводитель здоровья" (материалы педагогического совета по теме "Закаливание и здоровье дошкольника")

Данная методическая разработка является авторской, представлена материалом педагогического совета по теме "Закаливание и здоровье дошкольника" в форме деловой игры с педагогами "Путеводитель...

Реализация проекта «ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК – ЗДОРОВОЕ БУДУЩЕЕ!» (В рамках организации работы по ЗОЖ.)

Цель: организация благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитания у детей созидательного отношения к своему здоровью....

ПЕДСОВЕТ №3 Тема: «Оптимизация процесса сознательного отношения детей к собственному здоровью. Охрана и укрепление здоровья дошкольников, совершенствование их физического развития» (Форма: брифинг)

Тема: «Оптимизация  процесса сознательного отношения детей к собственному здоровью. Охрана и укрепление здоровья дошкольников, совершенствование их физического развития» (Форма: брифинг)Цел...

Минутки здоровья (программа "Здоровый дошкольник")

Эти упражнения для дошкольников в стихах для разных групп мышц, формирования правильной осанки и т.д....

Здоровье ребенка и факторы влияющие на здоровье дошкольника

Здоровье – это совокупность физических и психических качеств человека, которые являются основой его долголетия, осуществления творческих планов, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания д...