"Здоровый дошкольник"
статья
"Здоровый дошкольник"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_sohraneniyu_i_ukrepleniyu_zdorovya.docx | 34.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка - детский сад № 45 «Флажок»
ПРИНЯТА на заседании педагогического совета от «____» ____________20 ___г. № _____ | УТВЕРЖДЕНА приказом заведующей МБДОУ «ЦРР - детский сад № 45» от «_____» __________ 20 ____г. № ________________ Е. С. Тучина (подпись) |
Программа
по сохранению и укреплению здоровья дошкольников
"Здоровый дошкольник"
на 2014 - 2017гг.
Саров 2014
Содержание
1. Пояснительная записка.......................................................................................................... 3
2. Паспорт Программы "Здоровый дошкольник"................................................................... 4
3. Анализ здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности.......................... 6
4. Система мероприятий по сохранению и укреплению здоровья дошкольник................. 8
1. Пояснительная записка
Программа по сохранению и укреплению здоровья дошкольников "Здоровый дошкольник" составлена в соответствии с ФГОС дошкольного образования, на основе Проекта примерной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2014 год. Данная модель построена на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми, отражает возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста.
Воспитание здорового ребенка - одна из главнейших задач семьи и дошкольного учреждения.
Здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете — отношение государства к проблемам здоровья.
Проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.
Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьёй, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.
Единство физического, психологического здоровья и эмоционального благополучия ребенка, не сводится к узко педагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Оно предусматривает создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценную жизнедеятельность детей в дошкольном учреждении.
Это:
− профессионализм педагогических кадров;
− соответствующее материально-техническое оснащение ДОУ;
− организация деятельности ДОУ, основанная на эффективных результатах научно -методологических исследований в области развития и оздоровления дошкольников;
− мотивация коллектива на внедрение инновационных процессов, способствующих развитию и укреплению здоровья воспитанников.
2. Паспорт Программы "Здоровый дошкольник"
Наименование Программы | Программа по сохранению и укреплению здоровья дошкольников "Здоровый дошкольник" (далее Программа) |
Разработчики Программы | Педагогический коллектив МБДОУ "ЦРР - детский сад № 45" |
Назначение Программы | - Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии (медико - профилактические, физкультурно - оздоровительные, обеспечение социально - психологического благополучия ребенка, валеологические) должны занять достойное место в образовательном процессе ДОО - Выработать новую модель стратегии и тактики работы педагогов с детьми и родителями по сохранению и укреплению здоровья детей путем разнообразных средств |
Научно - методические основы разработки Программы | - Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273 - ФЗ от 21.12.2012 - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 "Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" - Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" |
Проблемы | Проблема сохранения и укрепления здоровья детей, отсутствие эффективной системы оздоровления дошкольников |
Цель программы | Создание комплексной системы воспитания и развития ребенка, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у педагогов, родителей (законных представителей) и воспитанников ответственности в виде сохранения собственного здоровья |
Задачи программы | - Создать условия для физического и психологического благополучия детей, предупреждения травматизма, физических и эмоциональных перегрузок. - Создать условия для физического развития в дополнительном образовании. - Формировать у детей основы культуры здоровья через: воспитание культурно - гигиенических навыков; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. - Повысить компетентности родителей (законных представителей) по решению вопросов физического развития и сохранения здоровья детей, готовности, способности и потребности в здоровом образе жизни. - Повысить профессиональный уровень всех категорий работников по вопросам физической культуры, охраны жизни и здоровья детей. |
Ожидаемы результаты программы | - Создание безопасных условий для жизни и здоровья участников образовательного процесса. - Оснащение развивающей предметно - пространственной среды ДОО оборудованием для развития двигательных навыков, укрепления здоровья детей. - Снижение детской заболеваемости. - Формирование стойкой мотивации на поддержание здорового образа жизни в семье. - Повышение педагогами своего профессионального уровня в вопросах здоровьесбережения и практических навыков в организации оздоровительной деятельности. - Расширение спектра дополнительных образовательных и оздоровительных услуг оказываемых дошкольникам. |
Основные этапы реализации Программы | I этап - Организационно - подготовительный этап (2014 год) II этап - Развивающий (обновленческий) этап (2015 - 2016 годы) III этап - Аналитико - информационный этап (2017 год) |
Источники финансирования Программы | Бюджетные и внебюджетные средства (добровольные пожертвования) |
Контроль за выполнением Программы | Постоянный контроль за выполнением Программы осуществляет педагогический совет ДОО |
3. Анализ здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности
Медицинское обслуживание детей осуществляется штатными медицинскими работниками. Лицензия на право осуществления медицинской деятельности имеется.
Медицинский блок включает в себя: медицинский кабинет, процедурный кабинет, изолятор. Медицинская документация ведется по установленной форме. Типовой рацион питания согласовывается с региональным управлением № 50 ФМБА России г. Саров. Обеспечивается равноценная замена гипоаллергенными продуктами. Ежедневно проводится С - витаминизация 3-го блюда, профилактика дефицита йода с использованием йодированной соли.
Мероприятия по охране и укреплению здоровья детей проводятся по плану лечебно-профилактической работы. Своевременно проводится скрининг - тесты, диспансеризация и вакцинация детей. Охват профилактических прививок составил - 99%.
Постоянно проводится мониторинг состояния здоровья детей.
Состояние здоровья детей.
Группы здоровья | 2013-2014 уч. год |
1 | 38 - 13% |
2 | 231 - 79% |
3 | 23 - 8% |
4 | - |
Итого | 292 |
Состояние физического развития детей.
Показатели физического развития | 2013-2014 уч. год |
Гармоничное | 265 - 91% |
С избытком массы | 15 - 5% |
С дефицитом массы | 12 - 4% |
Итого | 292 |
Число случаев заболевания детей.
Наименование показателей | Всего зарегистрировано случаев заболевания | из них у детей в возрасте 3 года и старше |
Всего | 582 | 392 |
в том числе: бактериальная дизентерия | - | - |
энтериты, колиты и гастроэнтериты, вызванные установленными, не установленными и неточно обозначенными возбудителями | 2 | 1 |
скарлатина | 1 | 1 |
ангина (острый тонзиллит) | - | - |
грипп и острые инфекции верхних дыхательных путей | 538 | 358 |
пневмонии | 7 | 4 |
несчастные случаи, отравления, травмы | - | - |
другие заболевания | 34 | 28 |
Посещаемость 2013 год.
Наименование показателей | Всего | в том числе детьми в возрасте 3 года и старше |
Число дней, проведенных детьми в группах | 50105 | 38754 |
Число дней, пропущенных детьми | 20577 | 15163 |
в том числе: по болезни детей | 3527 | 2337 |
по другим причинам | 17050 | 12826 |
Средний показатель пропущенных дней при посещении дошкольной образовательной организации по болезни на одного воспитанника - 14 дней.
В детском саду создан хороший психологический климат. Большое внимание уделяется организации здоровьесберегающей среды, способствующей формированию навыков здоровья, обеспечивающей комфортное пребывание в ДОУ.
Физкультурно - оздоровительная работа строится в детском саду на диагностической основе, индивидуально - дифференцированном подходе к детям, регулярно проводится медицинский контроль физического развития. Результаты мониторинга физической подготовленности детей свидетельствует о положительной динамике в развитии физических качеств дошкольников.
Однако анализ заболеваемости показывает недостаточную динамику укрепления здоровья воспитанников, для того чтобы говорить об эффективной системе здоровьесбережения в ДОУ, позволяющей спрогнозировать и предупредить детскую заболеваемость.
Необходимо:
- пополнить и обновить медицинское оборудование для лечебно - профилактических мероприятий;
- пополнить физкультурное оборудование в группах, зале, и на участке;
- систематизировать работу ДОО по закаливанию;
- ввести новые эффективные форм взаимодействия с родителями (законными представителями) по вопросам закаливания и охраны здоровья воспитанников.
4. Система мероприятий по сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
Система мероприятий | Исполнители |
Организационно - подготовительный этап (2014 год) | |
Мониторинг качества здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности учреждения | Творческая группа |
Совершенствование системы мероприятий, направленных на укрепление здоровья, снижение заболеваемости воспитанников | Творческая группа |
Создание условий для осуществления в детском саду работы по профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни | Творческая группа |
Развивающий (обновленческий) этап (2015-2016 годы) | |
Реализация системы мероприятий, направленных на укрепление здоровья, снижения заболеваемости воспитанников: - Интеграция здоровьесберегающих технологий в образовательные области (интегрирование их в различные виды детской деятельности); - Разработка и реализация системы закаливания; - Разработка и реализация комплексной программы профилактики возникновения у воспитанников вредных привычек, формирования у них культуры здоровья; - Проведение профилактических прививок и осмотров; - Введение дополнительных образовательных услуг по запросам родителей (законных представителей) (дыхательная гимнастика, степ - гимнастика, валеология, релаксация0 | Творческая группа Старшая медсестра Творческая группа |
Укрепление материально - технической базы, совершенствование развивающей предметно - пространственной среды всех помещений ДОО с позиции здоровьесбережения: - Пополнение игрового оборудования для спортзала и прогулочных участков - Оснащение развивающей предметно - пространственной среды современным спортивным, игровым оборудованием, дидактическими пособиями | Заведующая Творческая группа |
Повышение профессионального уровня всех категорий работников по вопросам охраны жизни и здоровья детей: - Постоянно действующий семинар: "Здоровьесберегающие технологии, их применение в рамках ФГОС" | Творческая группа |
Пропаганда среди семей воспитанников активной позиции по отношению к спорту и физическому воспитанию: - Совместные спортивные мероприятия - Организация консультативной помощи - Пополнение информационных материалов на сайте детского сада - Распространения положительного опыта здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности семей воспитанников - Транслирование опыта работы дошкольного учреждения в вопросах приобщения детей и взрослых к культуре здоровья | Творческая группа |
Аналитико - информационный этап (2017 год) | |
- Комплексная оценка эффективности здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности ДОО - Анализ эффективности мероприятий, направленных на повышение компетентности педагогов и родителей в воспитании здорового и физически развитого ребенка - Анализ эффективности работы по укреплению материально - технической базы детского сада, совершенствованию развивающей предметно - пространственной среды ДОО с позиции здоровьесбережения. | Творческая группа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет на тему:«Сохранение и укрепление психического здоровья дошкольников – важнейшее условие эффективности процесса формирования у детей мотивационных установок к здоровому образу жизни”
Педагогический совет был разработан в 2011 году. Предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений.Форма проведения - игра "Педагогический КВН"Цель педсовета: систематизировать знания п...
Здоровый дошкольник – здоровый школьник.
Особое значение имеет начало школьной жизни. Процесс перехода из детского сада в школу является достаточно трудным этапом в его жизни, требующим напряжения всех физиологических сист...
Деловая игра с педагогами "Путеводитель здоровья" (материалы педагогического совета по теме "Закаливание и здоровье дошкольника")
Данная методическая разработка является авторской, представлена материалом педагогического совета по теме "Закаливание и здоровье дошкольника" в форме деловой игры с педагогами "Путеводитель...
Реализация проекта «ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК – ЗДОРОВОЕ БУДУЩЕЕ!» (В рамках организации работы по ЗОЖ.)
Цель: организация благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитания у детей созидательного отношения к своему здоровью....
ПЕДСОВЕТ №3 Тема: «Оптимизация процесса сознательного отношения детей к собственному здоровью. Охрана и укрепление здоровья дошкольников, совершенствование их физического развития» (Форма: брифинг)
Тема: «Оптимизация процесса сознательного отношения детей к собственному здоровью. Охрана и укрепление здоровья дошкольников, совершенствование их физического развития» (Форма: брифинг)Цел...
Минутки здоровья (программа "Здоровый дошкольник")
Эти упражнения для дошкольников в стихах для разных групп мышц, формирования правильной осанки и т.д....
Здоровье ребенка и факторы влияющие на здоровье дошкольника
Здоровье – это совокупность физических и психических качеств человека, которые являются основой его долголетия, осуществления творческих планов, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания д...