«Организация оздоровительных игр в режиме дня
методическая разработка

ПЕЧЕРИЦА МАРИНА НИКОЛАЕВНА

  «Организация оздоровительных  игр в режиме дня

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo.docx36.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Организация оздоровительных  игр в режиме дня

«Здоровью научить нельзя — надо воспитывать потребность быть здоровым».

 

Цель:

Укрепление здоровья детей через организацию специальных оздоровительных игр, путём повышения физиологической активности органов и систем детского организма.  

Задачи:

1. Формирование представлений о возможностях своего тела, о необходимости сохранения здоровья.

2. Содействие формированию гармоничного телосложения, правильной осанки, стопы, носового дыхания.

3. Сохранение положительного психоэмоционального состояния.

4. Развитие основных физических качеств и двигательных способностей.

5. Удовлетворение потребности в движении.

6. Формирование умения выполнять правила игры, подчиняться их требованиям.

7. Повышение сопротивляемости организма.

За последние годы число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, неуклонно возрастает, причем первое место среди заболеваний занимают острые респираторные инфекции.  Дошкольный возраст – это тот возраст, когда формируется основа здоровья на все последующие годы. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Отсюда, можно предположить, что только оздоровительные мероприятия могут решить изложенную проблему.  Снижения общей заболеваемости возможно при правильной организации воспитательной и оздоровительной работы. 

    Оздоровительно игры позволяют ставить и решать интересные двигательные задачи разной сложности, закрепляя достигнутый оздоровительный эффект, получать новые ощущения,  эти игры создают дополнительную обучающую ситуацию,  помогают детям получать удовольствие, раскрепощать воображение, овладевать ценностями культуры, вырабатывать определенные навыки. Также способствуют формированию у ребенка осознанного отношения к собственному здоровью, способствуют развитию уверенности ребенка в собственных силах, выполняют коммуникативную, развлекательную и воспитательную функции.

 Основной принцип проведения оздоровительных игр:

При подборе  игры учитывается возраст детей,

 состояние здоровья,  

степень физической подготовки детей.

Незаменимое воздействие на укрепление здоровья оказывают физические нагрузки: утренняя гимнастика, двигательная деятельность, подвижные игры. Как  правило, ребенка невозможно заставить целенаправленно что-то выполнять, поэтому    полезные упражнения, адаптированные под игру и есть профилактическая форма оздоровления детей. К ним можно отнести пальчиковую гимнастику, игровой самомассаж,  дыхательные упражнения, звуковую гимнастику, игровой тренинг.

Проведение оздоровительных игр не требует специальной площадки или особого оборудования, они могут проводиться как индивидуально, так и коллективно.    

Для профилактических форм оздоровления детей можно использовать любую свободную минуту во благо ребёнка. Оздоровительные игры или как мы еще их называем «Минутки здоровья» можно проводить перед завтраком, выходом на прогулку, на прогулке, между различными видами деятельности, перед сном, после пробуждения, вечерний отрезок времени.  

Наблюдая за тем, как дети выполняют забавные игровые задания, можно в определенной степени оценить уровень их физической подготовленности, степень развитости физических качеств, уровень зрелости нервных процессов.     Оздоровительные игры позволяют ставить и решать двигательные задачи разной сложности, закрепляя достигнутый оздоровительный эффект, получать новые ощущения.

        Игры укрепляют различные группы мышц, тренируют вестибулярный аппарат, способствуют профилактике нарушений зрения, осанки и плоскостопия. Непринужденность обстановки, свобода импровизации, возможность отступления от заданных правил, бесконечность вариаций, нацеленность педагога на создание у детей эмоционального подъема, отсутствие проигравших — все это создает у игроков состояние особого психологического комфорта.

 В процессе оздоровительных игр улучшается эмоциональное состояние детей, дети получают удовольствие от процесса и результатов игры, формируются навыки честного соперничества. Высокий эмоциональный фон создает хорошие условия для ускорения процессов выздоровления. В игре используются естественные движения  большей частью в развлекательной форме.

   Положительные эмоции, творчество - важнейшие факторы оздоровления.

 • Игры на формирование правильной осанки.

Нарушение осанки отрицательно влияет на деятельность сердца, желудка, печени, почек.

В задачи игр входят:

-укрепление опорно-двигательного аппарата,

-усиление мышечного «корсета» позвоночника,

-улучшение функций дыхания, сердечно-сосудистой системы.

Игры и упражнения:

«Перешагни через веревочку», «Попади в ворота мячом», «Коршун, и наседка», «Морская фигура», «Рыбки и акулы», «Футбол».

«Кошечка», «Крылышки», «Самолёт», «Лодочка», «Прогнись», упражнения с гимнастическими палками.

•  Игры  при  мышечной  гипотонии.

При постоянном проведении таких игр повышается эмоциональный тонус, устраняется одышка, сонливость, увеличивается общая работоспособность. Рекомендуются игры, чередующие бег с ходьбой.

Игры и упражнения: «Самый быстрый» «Мы веселые ребята», «Горелки» «Кот и воробушки».

• Игры, направленные на преодоление плоскостопия способствуют укреплению связочно – мышечного аппарата голени и стопы.

  При выраженном плоскостопии следует исключить игры, связанные с прыжками и спрыгиваниями с высоты.

Игры и упражнения: «Спящий кот», «Парашютисты», «Ловкие ноги», «Мяч бросай, не теряй», «Донеси, не урони», «Гуси-лебеди», «Самый стойкий», «Поймай комара»,«Эстафета с палочкой» . 

• Игры, направленные на профилактику болезней носа и горла, брохолёгочных заболеваний.

Такие игры восстанавливают носовое дыхание. Данные игры проводятся с сопровождением звукоречевой гимнастики, которая является своеобразным вибромассажером.

Игры и упражнения: «Кто громче», «У кого шарик выше», «Воздушный шарик».

  Игры при ослаблении организма (частые простудные заболевания, заболевание органов дыхания).

При  щадящем режима дня такие игры помогут ребенку обрести уверенность в себе, улучшат его психическое здоровье. Игры вызывают жизнерадостное настроение, способствует правильному дыханию, кровообращению, пищеварению и восстановительным процессам в организме человека.

Игры и упражнения: «Поймай мячик», «Ежик вытянулся-свернулся», «Кто дальше бросит».

Общие требования проведения оздоровительных игр:

- необходимо выбирать игры небольшой психофизиологической нагрузки;

- продолжительность одной игры — до 5 минут, можно увеличить до 10-15 минут с перерывами на отдых, музыкальными заставками;

- оздоровительные игры должны оказывать разностороннее воздействие;

- взрослый сам должен «включиться» в игру;

- необходимо проветрить комнату перед игрой, очистить нос от слизи, чтобы правильно осуществлять носовое дыхание.

Критериями усталости организма являются следующие признаки:

а) ребенок сильно возбужден, без толку суетлив, чересчур отвлекается или вялый;

б) движения выполняются нечетко, неуверенно, появляются лишние движения;

в) кожа сильно краснеет или бледнеет, небольшая синюшность под глазами;

г) ребенок сильно потеет, особенно лицо;

Для снижения нагрузки необходимо:

— уменьшить время  ОД;

— уменьшить число повторений, одной и той же игры;

— упростить сюжет игры;

—включить более частое число пауз (отдыха и дыхательных упражнений);

    Длительность игр зависит от их содержания, общая длительность в среднем составляет 4-6 минут. Продолжительность их невелика, а оздоровительный эффект очень большой.

Проводить их можно как с музыкальным сопровождением, так и без него.

        Предлагаю вам  несколько вариантов оздоровительных игр с музыкальным сопровождением, которые активизируют защитные функции организма,  создают условия для эффективной профилактики простудных и инфекционных заболеваний

И в заключение, я хотела бы подчеркнуть - ценность игровых форм оздоровления, которые позволяют дать физиологическое воздействие на организм без резких степеней утомляемости. Им легко найти место в режиме дня.

   Правильная организация обучения дает возможность  предотвратить перегрузки и усталость у дошкольников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья. Оздоровительные игры помогают детям получать удовольствие, раскрепощать воображение, овладевать ценностями культуры, вырабатывать определенные навыки.      Также способствуют формированию у ребенка осознанного отношения к собственному здоровью, способствуют развитию уверенности ребенка в собственных силах.

Внедрение в практику работы игр оздоровительной направленности, позволило достичь положительных результатов в сохранении и укреплении здоровья детей, формировании ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни, профилактике и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата, укреплении дыхательной системы, развитии мелкой моторики рук, профилактике зрения.

В результате использования оздоровительных игр формируется осанка, развиваются органы дыхания, опорно-двигательный аппарат, координационные способности, выносливость, уравновешенность.

Результатом  проведения оздоровительных игр является  стабильно низкий уровень заболеваемости воспитанников, хороший уровень физической подготовленности выпускников, которые продолжают свою спортивную деятельность в городских спортивных секциях.

Движение-это эффективное лечебное средство. Одним из главных являются лечебные игры. Лечебные игры направлены на оздоровление ЧБД, на формирование ритмического вдоха, выдоха, координацию движения, на нормализацию носового дыхания. Это такие лечебные игры:

«Бульканье»

Цели: Восстановить носовое дыхание, формировать ритмичный вдох, углубляя его. Материалы: стаканы, наполненные на треть водой, соломинки, фантики.

Перед каждым ребенком на столе стоит стакан с водой и соломинкой. Ведущий показывает, как нужно правильно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один вдох получилось долгое бульканье. Глубоко вдыхает через нос и делает глубокий длинный выдох в трубочку, чтобы получился долгий булькающий звук. По команде ведущего все дети начинают вдыхать и затем булькают. У кого получилось побулькать дольше всех, получает фант.

«Совушка-сова»

Цель: скорректировать движение рук с дыхательными движениями грудной клетки, улучшать функцию (углубленный вдох).

Перед началом игры выбирается «Совушка», которая должна сидеть в гнезде. Гнездом может быть что угодно, например песочница или начерченный на земле круг. Все остальные участники игры должны в хаотичном порядке расположиться по игровой площадке. По звуковому сигналу ведущего: «День наступает – все оживает», дети должны спокойно бегать, прыгать по площадке, изображая всевозможных зверей, птиц или насекомых. А «Совушка» в это время спокойно спит в своем гнезде. Далее звучит следующая команда ведущего «Ночь наступает – все замирает» и в этот момент все дети должны замереть в той позе, в которой они оказались во время звучания команды. Сова в это время просыпается и вылетает на охоту. Она должна заметить игроков, которые пошевелились, и увести к себе в гнездо. Все пойманные совой игроки в последующих раундах становятся совами и все вместе по определенной команде вылетают на охоту. Игра ведется до того момента, пока не будут пойманы все участники игры.

«Шарик лопнул»

Цели: восстановить носовое дыхание, формировать углубленное дыхание, правильное смыкание губ, ритмирование.
Игровой материал: фанты из бумаги.

Дети сидят полукругом. Ведущий предлагает «надуть шарик». Дети должны, «надувая шар», широко развести руки в стороны и глубоко вдохнуть воздух носом, затем выдуть его в воображаемый шарик через рот «ф-ф», медленно соединяя ладошки под «шариком». По хлопку ведущего «шарик» лопается дети хлопают в ладоши. Из «шарика» выходит воздух: дети произносят звук (ш), делая губы хоботком и складывая руки на коленях. Тот, кто сделал лучше всех, получает фант.

«Запасливые хомячки»

Цель: тренировать носовое дыхание, смыкание губ, координацию движений.

Игровой материал: 2 стула, листы бумаги , 4-5фантов.

 Воспитатель рассказывает, что хомячки носят запасы в щечках. Затем предлагает перенести фанты через болото. Необходимо от стула до стула шагая по листам бумаги, преодолеть болото. Ребенок надувает щеки и переносит фанты по кочкам. НА другой стороне оставляет фант на стуле, хлопает себя по щекам и возвращается по кочкам обратно. Затем начинает снова, пока не перенесет все фанты.

«Чей шарик дальше»

Цели: укреплять круговые мышцы рта, тренировать навык правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.

Игровой материал: стол, 2 пинг-понговых шарика, 2 кубика такого же цвета, как шарики, ленточка.

Дети разбиваются на пары. Каждому вручается пинг-понговый шарик. На столе раскладывают ленту, на нее кладут шарики. Дети по комнате должны вдохнуть через нос и подуть на свой шарик. Там, где шарик останавливается, напротив ставится кубик соответствующего цвета. Побеждает тот участник, чей шарик за три попытки укатится дальше.

«Кто самый громкий?»

Цель: тренировать носовое дыхание, смыкание губ.

Игровой материал: фанты, жетоны.

Ведущий показывает детям как играть: выпрямить спину, губы сомкнуть, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой и произнести «м-м», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре. В результате чего получается длинный выдох. Звук (м) надо направить в нос, он должен быть звучным. Затем прижимается правая ноздря и также на выдохе с произнесением (м) надо похлопать указательным пальцем по левой ноздре. Кто произнес звук (м) правильно и громче всех, вручается фант.

«Поезд с арбузами»

Цели: улучшать глубину и режим дыхания, укреплять мышцы рук, пояса верхних конечностей, грудной клетки, тренировать координацию движения, учиться согласовывать свои действия с действиями других участников игры.

Игровой материал: 3-4 мяча разной формы.

Дети садятся на коврик в круг. Ведущий находится за кругом и бросает мячик кому-нибудь из них. Дети перебрасывают мяч друг другу по очереди. После команды «Стоп!» ребенок, у кого мяч, кидает его ведущему-это «погрузка арбузов на поезд». Затем дети произносят «(ту-ту-ту»- поезд движется, а играющие делают круговые движения руками. Через 2-3 минуты они останавливаются. Дети говорят «ш-ш-ш»-поезд приехал. После этого начинается выгрузка арбузов, те же движения, что и при погрузке.

Необходимо обращать внимание на правильную осанку дошкольников, и чтобы при звуке (ш) губы складывались в трубочку.

«Пчелка»

Цели: формировать правильное дыхание, укреплять мышцы рук, пояса верхних конечностей, развивать внимание.

Ведущий предлагает поиграть в «пчелку». Ребенку показывают, что надо сделать прямо, скрестив руки на груди, опустить голову. После слов ведущего: «пчелка сказала жу, жу,жу». Ребенок ритмично сжимает обеими руками грудную клетку и произносит «ж-ж-ж» на вдохе. Вместе разводит в стороны и расправляя плечи, говорит: «полечу и пожужжу, детям меду принесу». Встанет и, разводя руки в стороны, делает круг по комнате и снова садится на прежнее место.

Эти игры помогают ребенку освоить правильное носовое дыхание, что , в свою очередь, поможет избавиться от многих заболевании, дыхательной системы, предупредить возникновение острых аспираторных инфекции, укрепить мышцы туловища и конечностей, осанку и развить координацию движении. Такие физкультурно-оздоровительные игры планируются в соответствии с уровнем развития двигательных умении и навыков для детей каждой возрастной группы.

        Объявляется конкурс на лучшую ЦАПЛЯ Сейчас каждый из вас должен встать на одну ногу. Другую ногу при этом нужно согнуть в колене и прижать ступней к бедру другой ноги как можно выше. Руки положите на пояс. В таком положении нужно продержаться как можно дольше. Глаза при этом закрыты. Ведущий определите, кого из участников можно назвать самой стойкой цаплей. Тех, у кого хорошо получилось это упражнение, можно поздравить — ведь у них хорошо развиты и вестибулярный аппарат, и мышечная система, и способность к концентрации внимания. Итак, ведущий оцените результаты игры

ОБРУЧ

Встали прямо, ноги шире плеч, руки на пояс. Сейчас мы будем крутить на бедрах воображаемый обруч, хула-хуп. Это упражнение поможет вам восстановить и сохранить гибкость позвоночника, молодость и грацию. Это упражнение полезно выполнять после длительной однообразной работы. Итак, встали прямо, руки на пояс. Будем вращать на бедрах воображаемый обруч. Амплитуда вращения — максимальная. Внимание  насколько легко и свободно вы выполнили это упражнение и, самое главное, насколько велика была амплитуда кругового движения, какова ваша гибкость в области позвоночника

ПАРАШЮТИСТ

Сейчас мы с вами потренируемся в прыжках с парашютом. Руки полусогнутые в локтях, поставили вперед на уровне пояса, при этом руки сжимают воображаемые стропы парашюта. Наш прыжок с парашютом будет заключаться в том, что парашютист, не переставая сжимать стропы, подпрыгивает вверх как можно выше. При этом носки ног нужно оттягивать вниз, чтобы приземление парашютиста произошло как можно мягче. При приземлении ноги должны работать как пружины.  Для этого вам придется завершить приземление мягким и глубоким приседанием. Такое упражнение укрепит мышцы ваших ног, связки и сухожилия в области стоп и лодыжек. Это профилактика возможных падений на улице, например, в гололед.

РУКОПОЖАТИЕ

Это упражнение лучше проделывать стоя. Сейчас мы проделаем рукопожатие, но рукопожатие не совсем обычное Ваша задача — соединить ладони левой и правой рук за спиной. При этом локоть правой ладони смотрит вверх, а локоть левой ладони — вниз. Сначала попробуйте в таком положении просто дотянуться друг до друга пальцами правой и левой руки. Бели пальцы обеих рук соприкоснулись, попробуйте переместить руки еще дальше назад, соединив ладони в рукопожатии. Итак, локоть правой ладони — вверх, локоть левой ладони — вниз, соединяем ладони за спиной. Пожалуйста (Гонг, пауза 20 сек). Хорошо. Сейчас мы повторим это упражнение, поменяв расположение рук. Ведущий будет оценивать, насколько далеко вам удалось продвинуть руки назад, на сколько прочным оказалось рукопожатие.

«Уши». Для выполнения этого упражнения нужно сесть на край стула. По сигналу дети

наклоняют голову к плечам, поочередно слева направо и справа налево. Наклоны

выполняются сильно и резко, так, чтобы при каждом наклоне достать ухом до плеча.

Упражнение выполнятся 15—20 секунд. По окончании воспитатель спрашивает детей,

хорошо ли у них разогрелись ушки. В этом упражнении разогреваются уши, а через

нервные окончания в ушных раковинах возбуждается весь организм. Кроме того,

разрабатывается подвижность шейных позвонков.

«Гуси». Дети выстраиваются в шеренгу, приседают на корточки и по сигналу бегут

навстречу воспитателю гусиным шагом вразвалочку. Победителями становятся самые

резвые. Если не позволяет пространство, игра проводится на месте. Она укрепляет

икроножные мышцы, тренирует сердечно-сосудистую систему.

9 «Раки». Дети встают на колени вдоль стартовой черты, повернувшись спиной к

финишной черте. По сигналу движутся задом наперед, стараясь как можно быстрее

добраться до финиша, сохраняя прямолинейность движения. Игра способствует общему психомоторному развитию.

10 «Бег в колпаке». Дети встают в две команды. Каждый ребенок надевает на голову

большой бумажный колпак или шапку. Шапка больше головы, и бежать в ней будет

непросто.   Игра укрепляет мышцы шеи,развивает ловкость, способствует развитию координационных механизмов нервной

системы.

11 «Великаны». Детям предлагается дойти до финиша гигантскими шагами, при этом ни в

коем случае не переходить на бег. Игра включает в работу основные группы мышц,

упражняет детей в сдержанности.

 Тренировать у детей сердечно сосудистую и дыхательную системы, закаливать организм, способствует развитию координационных механизмов нервной системы.

Развивать   вестибулярный аппарат,   мышечную систему,   способность к концентрации внимания.

Создавать условия для эффективной профилактики простудных и инфекционных заболеваний, стимулирует двигательную активность.

        Целью является создание целостной системы педагогического процесса, обеспечивающего создание оптимальных условий для всестороннего полноценного развития двигательных и психофизических способностей и укрепления здоровья, учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников с ОВЗ, путём повышения физиологической активности органов и систем детского организма; коррекция двигательных нарушений; разработка и использование таких методов, приёмов и средств, которые способствовали бы функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делали бы его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, в рамках реализации образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи физического развития и физического воспитания детей с ОВЗ:

  • Формировать у детей интерес к физической культуре и совместным физическим занятиям со сверстниками;

  • Охранять жизнь и укреплять здоровье детей;

  • Формировать правильную осанку и содействовать профилактике плоскостопия;
  • Создавать условия и формировать у детей потребность в разных видах двигательной деятельности;

  • Развивать у детей движения, двигательные качества, физическую и умственную работоспособность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности;

  • Тренировать у детей сердечно сосудистую и дыхательную системы, закаливать организм;

  • Создавать условия для эффективной профилактики простудных и инфекционных заболеваний;

  • Осуществлять систему коррекционно-восстановительных мероприятий, направленных на развитие психических процессов и личностных качеств воспитанников, предупреждать возникновение вторичных отклонений

  • психофизическом развитии ребёнка;

  • Учить детей выполнять движения и действия по подражанию действиям взрослого;

  • Учить детей выполнять действия по образцу и речевой инструкции;

  • Формировать у детей игровые двигательные действия.

игра  всегда  связана с инициативой, фантазией,  творчеством, протекает  эмоционально, стимулирует двигательную активность.

"Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, 

сделайте его крепким и здоровым"

                           Ж.Ж. Русо

1. Адашкявичене Э. И. Спортивные игры и упражнения в детском саду / Э. И. Адашкявичене. – М., 1992.

2. Козырева О. В. Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников: пособие для воспитателей и инструкторов физкультуры дошкольных образовательных учреждений / О. В. Козырева. – М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация единого речевого режима в ДОУ

Формирование правильной речи ребенка – одна из основных задач дошкольного образования. Поэтому, одним из направлений её решения становится  организация единого речевого режима для воспитанников, ...

ОРГАНИЗАЦИЯ ЕДИНОГО РЕЧЕВОГО РЕЖИМА В ДОУ

Консультация для воспитателей по формированию единого речевого режима, реализуемый в нескольких направлениях...

ОРГАНИЗАЦИЯ ЕДИНОГО РЕЧЕВОГО РЕЖИМА В ДОУ

Консультация для воспитателей по формированию единого речевого режима, реализуемый в нескольких направлениях...

Организация единого речевого режима в ДОУ

Формирование единого речевого режима включает в себя несколько взаимосвязанных этапов. Их практическая реализация становится возможной только при взаимодействии всех специалистов ДОУ, при наличии у ни...

Отчет: Организация рационального двигательного режима на прогулке в старшей группе

Отчет: Организация рационального двигательного режима  на прогулке в старшей группе....

Отчет: Организация рационального двигательного режима на прогулке в старшей группе.

Отчет: Организация рационального двигательного режима  на прогулке в старшей группе....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Организация единого речевого режима в ДОУ»

Формирование единого речевого режима включает в себя несколько взаимосвязанных аспектов. Как показывает практика, их практическая реализация ставится возможной только при организации комплексного взаи...