Консультация "НЕЙРОБИКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ"
консультация
Предварительный просмотр:
Нейропластика – это одно из самых удивительных открытий последних лет. Раньше считалось, что нервные клетки не восстанавливаются. Но в 1998 году группа американских ученых доказала, что нейрогенез происходит не только до 13-14 лет, но и всю нашу жизнь, и что у взрослых людей тоже могут появляться новые нервные клетки.
Группа нейробиологов во главе с Р.Сперри установили, что причиной уменьшения наших умственных способностей с возрастом является не отмирание нервных клеток, а истощение дендритов, — отростков нервных клеток, через которые проходят импульсы от нейрона к нейрону. Если дендриты постоянно не стимулировать, то они атрофируются, теряя способность к проводимости, словно мышцы без физической нагрузки.
Одни и те же ежедневные действия формируют шаблонное поведение — наши привычки, — при этом используются и укрепляются одни и те же нейронные связи. Так происходит встраивание нашего «автопилота», но при этом страдает гибкость нашего мышления.
Наш мозг нуждается в упражнениях.
Необходимо каждый день менять рутинные и шаблонные действия на новые, непривычные вам, которые задействуют несколько органов чувств; выполнять обычные действия необычным способом, решать новые проекты, стараясь уходить от «автопилота» привычных схем. Привычка ослабляет способности мозга. Для продуктивной работы ему нужны новые впечатления, новые задачи, новая информация, – одним словом – перемены.
До 1998 года считалось, что рост дендритов происходит только в раннем возрасте, но исследования доказали, что и у взрослых людей нейроны способны выращивать дендриты для компенсации потерянных старых. Доказано, что нейронные сети способны меняться в течение всей жизни человека и наш мозг хранит в себе огромные ресурсы нейропластичности – способности менять свою структуру.
В рамках опыта «Интеллектуальное рисование» предлагаю ряд упражнений нейробики.
Три основных условия, которым обязаны отвечать все упражнения нейробики.
1. В привычной обстановке нужно сделать так, чтобы в процессе вашей деятельности было задействовано несколько органов чувств, при этом одно из ваших чувств обязательно должно действовать в новом для себя контексте.
Отключив или заглушив, то чувство, на которое вы привыкли полагаться в данной ситуации, вы вынуждаете себя выполнять ординарную задачу с помощью других органов чувств.
Например: Одеваться с закрытыми глазами. Чистить зубы и есть другой рукой. Приветствуется комбинирование нескольких чувств в необычные и непривычные для вас сочетания: слушать классическую музыку и вдыхать специфический аромат.
2. Чтобы отвлечься от примелькавшегося фона ежедневных событий, необходимо сделать что-то необычное, заводящее эмоции или значимое для вас.
Например: Переверните картину на стене или фото на рабочем столе.
3. Изменить привычное для вас течение событий каким-нибудь неожиданным, нетривиальным путем.
Например: Отправьтесь в офис абсолютно новым маршрутом или вместо супермаркета отправьтесь за покупками на базар.
Главный принцип нейробики — постоянно меняться самому и изменять все вокруг себя. Тогда, выполнение упражнений для развития мозга станет образом жизни.Для активизации работы клеток головного мозга вполне достаточно изменить свою жизнь в мелочах на сегодняшний день и навсегда. Иногда человек даже не подозревает, насколько автоматически выполняет он различные действия, насколько он предсказуем и просчитываем.
И помните, что при занятиях нейробикой, как и любыми другими упражнениями, необходима умеренность. Не нужно стремиться к тому, чтобы любой свой произвольный шаг сделать нейробическим. Вполне хватит нескольких заданий в день.
Рекомендую выполнять следующие упражнения.
- Пишите 5 минут в день неведущей рукой.
- Читайте вслух.
- Переложите мелкие предметы в другую коробку на ощупь: сразу двумя руками одновременно, попеременно руками, неведущей рукой.
- Прочитайте несколько строк книги, перевернув ее. Буквы должны быть перевернутыми.
- Рисуйте двумя кисточками одновременно. Движение одной руки вверх, другой вниз.
- Выполняйте любые кинезиологические упражнения.
- Пишите по несколько слов в день зеркально.
- Возьмите игровой циферблат часов, переверните его. Выставите время, двигая стречки вслепую. Откройте глаза и определите время.
- Дорисуйте любую половину симметричного изображения. Обведите рисунок двумя руками.
- Нарисуйте картину так, чтобы получилось незаполненным фоном любое силуэтное изображение (Рисование пустоты).
- Выберите кисти с одинаковым ворсом вслепую и рисуйте одновременно двумя кистями на столе геометрические фигуры (движение рук на себя, движение от себя).
- Прокатывайте по столу ручки двумя руками одновременно. Одну вперед, другую – назад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум для педагогов "Развитие профессиональной и коммуникативной компетентности педагогов. Как сохранить душевное равновесие педагога"
В наше непростое время тема сохранения душевного равновесия педагога как никогда актуальна в педагогическом коллективе. Ведь эмоциональное самочувствие взрослого, который находится рядом и помогает ра...
Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с дошкольниками.
Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педа...
«Профессиональный стандарт педагога. Область применения. Цель применения. Термины и определения применительно к педагогу. Краткое содержание профессионального стандарта педагога.
Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.Стандарт – об...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС
Задачи семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...
Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"
27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...
семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...