Картотека "Будь здоров. Безопасность"
картотека (старшая группа)
С раннего детства детей надо учить безопасности, предостерегать от несчастных случаев во избежание травм. Материал картотеки позвоняет провести знакомство ненавязчиво, в игровой форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bud_zdorov_bezopasnost.docx | 281.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
1. Физминутка.
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Артикуляционная гимнастика.
4. Зрительная гимнастика.
5. Сюжетная дыхательная гимнастика.
6. Психогимнастика.
7. Логоритмическое упражнение.
8. Речевое развитие: стихи, загадки, считалки, потешки, пословицы, поговорки.
9. Речевые игры.
10. Подвижные игры.
ФИЗМИНУТКА
«Будем осторожны»
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И – направо! И ещё
Через левое плечо!
Хватит.
Выдохнуть вдохнуть.
Потянуться, отдохнуть.
(Имитация движений по тексту)
«Пожар»
Всюду пламя, всюду жар –
Лес горит, в лесу - пожар!
Но не будем мы тужить,
Будем пламя мы тушить!
Дуем, дуем - потухай,
Пламя, пламя – угасай!
(Имитация движений по тексту)
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
«Огонь»
Добываем мы огонь,
Трём ладонью о ладонь.
Вдруг ладошка заискрится
И бумажка загорится.
(Имитация движений по тексту)
«Ток бежит по проводам»
Ток бежит по проводам,
Свет несёт в квартиру нам.
Чтоб работали приборы:
Холодильник, мониторы,
Кофемолка, пылесос,
Ток энергию принёс.
И спрятался в розетку!
(Дети перебирают в руках верёвочку, имитируют движения тока)
«Транспорт»
По шоссе идут машины,
(Крутим воображаемый руль)
По асфальту едут шины.
(Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно)
По дороге не беги,
(Погрозили пальцем)
Я скажу тебе: «Би-би».
(Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим»)
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
«Регулировщик»
Верный путь он нам покажет,
Повороты все укажет.
И.п. – ноги на ширине плеч.
1 – правая рука вверх, левая рука в сторону (вдох через нос),
2 – левая рука вверх, правая рука в сторону (выдох с произнесением звука «др-р-р». (Повторить 8 раз).
«Окошечко»
Улыбнуться, открыть рот; сильно высунуть язык и затем спрятать его, рот не закрывать (3-4 раза). Захотел язычок пойти в парк, но ему нужно было перейти дорогу, стал язычок смотреть налево и направо, есть ли там машины.
«Весёлая прогулка»
Жил был язычок в своем домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, потом опять в домик спрятался.
«Если же стряслась беда»
Если же стряслась беда,
(Закрывают оба глаза)
Не теряйся никогда -
(Резко перемещают взгляд вправо-влево)
Действуйте умело!
(Смотрят вверх-вниз)
Нужно «01» набрать
(Глазами рисуют цифры «01»)
И пожарных вызывать!
(Моргают глазами)
«Движением полон город»
Движением полон город,
Бегут машины в ряд.
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.
Стоп, машина! Стоп, мотор!
Тормози скорей, шофёр!
Красный глаз глядит в упор
Это строгий светофор.
Обождал шофёр немножко,
Снова выглянул в окошко.
Светофор на этот раз
Показал зелёный глаз,
Подмигнул и говорит:
«Ехать можно путь открыт!»
(Медленно открывать и закрывать глаза, быстро моргать)
СЮЖЕТНАЯ ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
«Пожарные»
1. «Лезем по пожарной лестнице вверх»
И. п. – основная стойка. 1 – вдох – руки вверх, пальцы врозь, подняться на носки; 2 – выдох – руки в кулак, опуститься на всю стопу: «Ух!»; 3 – вдох; 4 – выдох – вернуться в и.п. (5-6 раз).
2. «Направляем огнетушитель на огонь»
И. п. – основная стойка. 1 – вдох – руки вперёд; 2 – выдох – поворот туловища и вытянутых рук вправо (ладони соединены). «Ш-ш!»; 3- вдох – то же вправо; 4 – вернуться в и.п. (5-6 раз).
3. «Затушим горящие угольки»
И.п. – основная стойка. 1 – вдох – втянуть живот; 2 – выдох - рот трубочкой, живот выпятить «Ф-ф-ф!»; 3-4 – то же. (5-6 раз).
4. «Заглянем в щель»
И.п. – сед с опорой на пятки. 1 – вдох – руки в стороны; 2 - выдох – наклон туловища вперёд, опора на предплечья «У-у!» . (5-6 раз)
5. «Вышли из горящего дома – вдохнём глубже»
И. п. – основная стойка. 1 – вдох – руки через стороны поднять вверх, подняться на носки; 2 – выдох – руки опустить вниз, встать на стопу «Ах!»; 3-4 – то же. (5-6 раз).
6. «Глоток воздуха» (по методу А.Н. Стрельниковой)
И.п. – стоя. Сделать резкие, быстрые вдохи носом. На каждый вдох полусогнутые руки резко идут навстречу друг другу. Выдох самопроизвольный. (3-4 раз).
7. Упражнение на расслабление.
И.п. – сидя на корточках, опустить голову и руки. Медленно поднять голову распрямить корпус. Руки развести в стороны. Голова откидывается назад и медленно поворачивается за солнцем. Мимика – глаза полураскрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.
ПСИХОГИМНАСТИКА
«Город»
Выражение эмоционального и психофизического состояния
Покажите, как спокойно и уверенно пешеходы ходят по улице.
Два пешехода случайно столкнулись друг с другом.
Выразите жестами и мимикой чувство вины от случившегося происшествия.
Изобразите недисциплинированного пешехода, переходящего улицу на красный свет.
Передайте состояние заблудившейся девочки, её мамы, прохожих и полицейского.
Образные перевоплощения
Изобразите светофор. Покажите мимикой и жестами отношения светофора к дисциплинированным и недисциплинированным пешеходам. Что мог бы сказать красный, жёлтый и зелёный свет светофора этим пешеходам?
Действия с воображаемыми предметами
Придумайте действия к заданным ситуациям: Что мы делаем на улице? Что мы видели на улице? Дворник подметает и поливает газоны.
ЛОГОРИТМИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ
«Машины»
На улице нашей
Машины, машины.
Машины-малютки,
Машины большие.
(Дети двигаются из одного конца группы в другой, держа в руках воображаемый руль)
Спешат грузовые,
Фырчат легковые.
Торопятся, мчатся,
Как будто живые.
(Делают разворот, двигаются в противоположную сторону)
– Эй, машины, полный ход!
Я – примерный пешеход:
Торопиться не люблю.
Вам дорогу уступлю.
(Когда все машины проехали, ребенок-«пешеход» «переходит улицу» и произносит эти слова)
«Дорожные правила»
Две педали крутят ноги,
(Раскрытыми ладонями выполняем круговые движения)
Мчат колёса по дороге
(Вращаем согнутыми в локтях руками)
Я рулю, куда хочу –
(Имитируем, что держим руль)
Влево, вправо покачу
(Поворачиваем влево и вправо)
То вперёд, а то назад
(Круговые движения кулаками вперёд и назад)
Нажимаю тормоза.
(Обеими ладонями жмём на стол)
Дорожных правил очень много:
Раз – Внимание дорога!
(Показываем указательный палец)
Два – сигналы светофора,
(Показываем два пальца)
Три – смотри дорожный знак,
(Показываем три пальца)
А четыре – «переход».
(Показываем четыре пальца)
Правила все надо знать
(Грозим указательным пальцем)
И всегда их выполнять!
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
СТИХОТВОРЕНИЯ
«Трудяга-ток»
Есть в квартире уголок,
Где живет трудяга-ток.
Там под зеркалом розетка
Привлекает, как конфетка,
В ней две дырочки.
Нельзя!
Прикасаться к ним, друзья.
ТОК ужасный недотрога
Шалуна накажет строго:
Хоть без ручек и без ножек,
Больно он ударить может.
(Н. Вединяпина)
«Огонь»
Он таким бывает разным —
Голубым и рыже-красным,
Ярко-жёлтым и, ещё же,
Олимпийским быть он может.
Тот огонь, что с нами дружен,
Очень всем, конечно, нужен,
Но опасен, если бродит
Сам собою на свободе!
Очень скоро подрастёте
И в огромный мир войдёте.
Кто-то станет сталеваром,
Кто-то станет кашеваром,
И в пожарные — на смену
Вы придёте непременно!..
И ещё профессий море,
Где, с огнём дружа и споря,
Вам придётся жить, друзья,
Ведь без этого нельзя!
А сейчас, шаля, от скуки,
Не берите спички в руки,
Зажигалки, свечи тоже,
Ведь беда случиться может!
«Светофор»
У любого перекрестка
Нас встречает светофор
И заводит очень просто
С пешеходом разговор:
Cвет зеленый – проходи!
Желтый – лучше подожди!
Если свет зажжется красный
– Значит, Двигаться опасно.
Стой!
Пускай пройдет трамвай,
Наберись терпенья.
Изучай и уважай
Правила движенья.
(Р. Фархади)
ЗАГАДКИ
Всех на свете я сильнее,
Всех на свете я смелее,
Никого я не боюсь,
Никому не покорюсь. (Огонь)
Заклубился дым угарный,
Гарью комната полна.
Что пожарный надевает?
Без чего никак нельзя? (Противогаз)
Что за лестница такая
Из машины вырастает,
Поднимаясь выше дома?
Всем пожарным так знакома. (Лестница)
Я мчусь с сиреной на пожар,
Везу я воду с пеной.
Потушим вмиг огонь и жар
Мы быстро, словно стрелы. (Пожарная машина)
Победит огонь коварный
Тот, кого зовут… пожарный
Выпал на пол уголёк,
Деревянный пол зажёг.
Не смотри, не жди, не стой.
А скорей залей… водой
Что за тесный, тесный дом?
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестричек
Может вспыхнуть, как костер.
Не шути с сестричками,
Тоненькими … спичками
Он друг ребят, но когда с ним шалят,
он становится врагом и сжигает всё кругом. (Огонь)
Вдаль, к деревням, городам
Он идет по проводам,
Светлое величество!
Это … (Электричество)
Сам металлический,
Мозг электрический. (Робот)
Ночь –
Но если захочу,
Щелкну раз –
И день включу. (Выключатель)
Я мала,
Бываю зла.
Немного свечу,
Никогда не ворчу.
Иногда так упаду,
Всё разнесу,
Много горя принесу. (Электрическая искра)
Дом – стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит,
А как проснется,
Ярким пламенем зажжется. (Электрическая лампочка)
Близко – широка,
Издалека – узка. (Дорога)
Три разноцветных круга
Мигают друг за другом.
Светятся, мигают –
Людям помогают. (Светофор)
Командуя жезлом,
Он всех направляет
И всем перекрёстком
Один управляет.
Он словно волшебник,
Машин дрессировщик,
А имя ему – … (регулировщик)
Что за лошадь, вся в полоску,
На дороге загорает?
Люди едут и идут.
А она не убегает. (Зебра или пешеходный переход)
Железные звери
Рычат и гудят.
Глаза, как у кошек,
Ночами горят. (Машины)
Его работа – пять колёс,
Другого не дано:
Под ним четыре колеса,
В руках – ещё одно. (Шофёр)
Спереди и сзади,
И по бокам – окошки.
Что за странный домик
На округлых ножках? (Автомобиль)
СЧИТАЛКИ
«Светофор»
Где ты был до сих пор?
Задержал светофор.
Красный – ясно,
Путь опасный.
Жёлтый – то же,
Что и красный,
А зелёный впереди –
Не задерживай, иди!
«Машина»
Шла машина тёмным лесом
За каким-то интересом.
Инти-инти-интирес,
Выходи на букву «эс».
ПОСЛОВИЦЫ
Тише едешь – дальше будешь.
Опасайся бед, пока их нет.
Красен обед – едоками, а дорога ездоками.
Осторожность – мать безопасности.
Знай правила движенья как таблицу умножения.
Сидя на колесе, думай, что под колесом.
Спички не игрушка, огонь не забава.
Спичка – невеличка, а огонь великан.
Спички не тронь – в них огонь.
Не имей привычки носить в кармане спички.
Маленькая спичка большой лес сжигает.
В руках спичка была, да изба сплыла.
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ
«Подбери действие»
Цель: активизировать глагольный словарь по теме «Правила дорожного движения»
Материал (по необходимости): сюжетные картинки по теме
Игровые действия. Подобрать к существительному как можно больше глаголов.
Ход игры.
Педагог: «Ребята, сейчас мы поиграем со словами. Я назову слово, а вы подберёте к нему как можно больше слов-действий; ответите на вопрос «что делает?». Машина что делает? (Едет, сигналит, тормозит, мчится, останавливается). Шофёр что делает? Светофор что делает? Регулировщик что делает? Пешеход что делает?»
Дети подбирают слова-действия и получают фишку за каждый правильный ответ. В конце игры дети подсчитывают свои фишки и называют победителя.
«Весёлые гонки»
Цель: активизировать употребление глаголов с приставками, простых предлогов.
Материал: игровое поле и модели машинок.
Игровые действия. Прокомментировать свои действия.
Ход игры.
Педагог предлагает детям сесть на ковёр и кладёт перед ними игровое поле – большой круг, на котором изображена трасса, раздаёт детям по одной модели легковых машин разных цветов. После чего педагог говорит: «А теперь вы будете двигать свои машинки по игровому полю и рассказывать, что они делают. Старайтесь не повторяться. Пусть ваши машины совершают совсем разные действия, двигаются по разному маршруту».
Дети выполняют действия и комментируют их: «Моя красная машина выехала из гаража и поехала по улице. Моя синяя машина поехала по улице и подъехала к магазину. Моя зелёная машина подъехала к мосту, въехала на мост, проехала по мосту, съехала с моста. Моя жёлтая машина объехала вокруг дома, переехала через улицу и заехала в гараж».
Педагог говорит после всех ответов детей: «Какие похожие слова прозвучали в ваших ответах? (Выехать, поехала, въехала, съехала, объехала, заехала, переехала). Все эти слова образованы от слова ехать».
«Закончи предложение»
Цель: развивать речевой слух; обучать составлению предложений с союзом а.
Материал: мячик.
Игровые действия. Закончить предложение, начиная «а потом»
Ход игры.
Педагог катит мячик по столу и называет первую часть предложения. Ребёнок заканчивает предложение, начиная со слов «а потом», и возвращает мяч.
Педагог: «Сначала надо дождаться зелёного света на светофоре...
1-ый ребёнок: «...а потом переходить улицу».
Педагог: «Нужно посмотреть налево...»
2-ой ребёнок: «...а потом начинать переход».
Педагог: «Следует взять взрослого за руку...»
3-й ребёнок: «...а потом переходить улицу».
Педагог: «Нужно дождаться полной остановки транспорта...»
4-й ребёнок: «...а потом начинать переход»
«Продолжи предложение»
Цель: развивать логическое мышление и связную речь (закрепить умение составлять предложения с подчинительным союзом потому что).
Игровые действия. Закончить предложение.
Ход игры.
Педагог называет первую часть предложения, а ребёнок заканчивает его.
– На перекрёстке случилась авария, потому что...
– Машина буксовала и не могла тронуться с места, потому что...
– На остановке собралось много народу, потому что...
– Водитель затормозил у пешеходного перехода, потому что...
– У светофора все машины затормозили, потому что...
– Инспектор дорожного движения остановил машину, потому что...
– Дети долго не могли перейти дорогу, потому что...
– Водитель сигналил мальчику, потому что...
«Собери предложение».
Цель: связь слов в предложении.
Машина, ехать, дорога, по.
Самолет, небо, летит, высоко, в.
Шоссе, автомобиль, мчится, по.
Едет, тропинка, по, велосипедист.
Магазин, около, мотоцикл, остановился.
«Составь описательный рассказ о транспортном средстве (по выбору)» по плану:
Как называется это транспортное средство?
Назови одним словом машину, которая…
Из каких частей оно состоит?
Чем приводится в движение?
Для чего используется, что перевозит?
Кто им управляет?
Игра «Семейка слов»
Цель: закрепить умение образовывать однокоренные слова.
Материал: мячик.
Игровые действия. Образовать однокоренные слова сначала к слову дорога, а затем к слову машина.
Ход игры.
Педагог приглашает детей на ковёр и берёт в руки мяч: «Давайте поиграем в мяч и образуем слова одной семейки к слову дорога. Как можно назвать маленькую дорогу? (Дорожка). Как можно ласково назвать дорогу? (Дороженька). Как называют растение, которое растёт рядом с дорогой? (Подорожник). А как называют движение по дороге? Какое оно? (Дорожное). Хорошо! Вы подобрали много слов из одной семейки. А теперь, давайте, соберём другую семейку слов к слову машина. Как можно назвать маленькую машину? (Машинка). А очень большую машинку? (Машинища). А как назвать человека, который водит поезд? (Машинист). А как называется масло для двигателя машины? (Машинное масло). Молодцы, всё правильно. Все слова, которые вы сейчас произносили, образованы от слова машина».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Будь здоров-всегда здоров"
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. Здоровье—это не только отсутствие болезней или физических дефектов. Это состояние полного душевного и ...
Картотека по теме «Будь здоров. Безопасность на дороге».
Картотека по теме «Будь здоров. Безопасность на дороге»....
Календарное планирование в ДОУ. Тематическая неделя "Будь здоров. Безопасность" средняя группа
Тематическая неделя "Будь здоров. Безопасность"...
Беседа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста "Будь здоров без докторов"
Беседа по формированию ОБЖ с детьми старшего дошкольного возраста "Будь здоров без докторов"...
Единый день безопасности "Будь здоров без докторов"
Формировать знания о здоровом образе жизни. Расширять знания и навыки по гигиенической культуре. Закреплять знания о здоровых и вредных продуктах питания. Воспитывать у детей желание заботиться о свое...
Картотека по лексической теме "Будь здоров. Безопасность"
Картотека по лексической теме "Будь здоров. Безопасность"...
Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию (познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения) в подготовительной группе с использованием метроритмики и информационно-коммуникационных, здоро
Конспект по познанию предметного и социального мира...