Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию (познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения) в подготовительной группе с использованием метроритмики и информационно-коммуникационных, здоро
план-конспект урока по окружающему миру (подготовительная группа)

Ефанова Нина Михайловна

Конспект по познанию предметного и  социального мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon f256064.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

интегрированной образовательной деятельности

по познавательному развитию (познание  предметного и социального мира, освоение безопасного поведения) в подготовительной группе с использованием метроритмики  и информационно-коммуникационных, здоровье сберегающих, игровых технологий на тему:

 «Масленица»

Воспитатель: Ефанова Н.М.

Цель: Расширить знания и представления детей о русских народных праздниках.

Задачи:

  • Познакомить с праздником Масленицей.
  • Развивать слуховое внимание, логическое мышление.
  • Совершенствовать умение ориентироваться во времени.
  • Развивать пальчиковую моторику, координацию речи с движением, темп и ритм речи/
  • Приобщать детей к русской истории.

Материалы и оборудование: проектор; иллюстрации и репродукции художников с изображением празднования масленицы, кукла «Петрушка», лапоть, русский народный платок, муляж блина, декоративное солнышко, коробка, палочки, магнитофон.

Предварительная работа: Заучивание стихотворений, закличек и песен о масленице. Рассматривание репродукций художников: Куплина «Деревенская масленица», Б. Кустодиева «Масленица», В. И. Сурикова «Взятие снежного городка», Дмитрия Холина «Кулачный бой». Показ презентации «Масленица»

ХОД:

Под музыку  дети входят, садятся на стульчики и здороваются с гостями.

Вопросы воспитателя:

- Ребята, какое сейчас время года?

- А стихи вы знаете о зиме?    (Стихи детей) 

- Какие праздники мы отмечаем зимой? Ответы детей

- А вот еще один праздник

Ребята! Отгадайте загадку!

Всю неделю отдыхают,

Всех блинами угощают!

Холод, зиму провожают,

А весну с теплом встречают!

Бывает ещё один праздник, который мы отмечаем зимой. Называется он Масленица – проводы зимы.

- Что это за праздник? Это проводы зимы. Это праздник, когда люди прощаются с зимой и готовятся к встрече с весной. Хозяйки пекут вкусные румяные блины с хрустящей золотой корочкой. Поговорка: Масленица идёт, блины да мёд несёт. А на Руси этот праздник встречали песнями, плясками и весёлыми играми.

(Демонстрация презентации)

Масленица — один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля, начале марта.
Масленица имела другое название — проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны — всегда праздник. В Масленицу долг каждого человека — помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души. 

Воспитатель: Ребята, а вы знаете,  что же является символом весны, солнца в этом празднике? Нет? Тогда отгадайте!

Желтый, круглый, ароматный

И на вкус такой приятный

И с вареньем, и с медком,

Со сгущенным молочком!

Воспитатель: Молодцы! Это блины! Яркие, румяные, ароматные!

Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины.  Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко - круглые, золотистые, горячие.

Масленицу играли всем миром: взрослые ходили в гости друг к другу,  дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами.

Физкультминутка  с использованием метроритмики «Малечена-калечина»

Каждый игрок берет в руки небольшую палочку. Все произносят такие слова  и одновременно катают между ладошек палочку, затем палочка зажимается разными частями тела.
«Малечена-калечина, сколько часов осталось до вечера,  до зимнего?» (палочка на время задерживается в разных позициях)

Воспитатетль: Каждый день Масленицы имеет свое название и обряды. Давайте, вспомним, какой день начинает неделю? (Понедельник) Начинается Масленица в понедельник, который называется встреча.
С понедельника начинали печь блины. У каждой хозяйки был свой рецепт, который она держала в строгом секрете от соседей.
Праздник открывали дети. Они зазывали и приветствовали Масленицу:
 «Масленица, красная краса, русая коса! Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться...»
После заклички ребята сбегали со снежных горок и радостно кричали: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!» А еще в этот день дети обходили соседей, поздравляли с наступлением  Масленицы и просили угощение: К первому дню праздника изготовляли из тряпок и соломы чучело Масленицы.
Во вторник — 
заигрыши.
С утра молодые люди катались на санках, ели блины. Звали родных и знакомых: 
«У нас горы готовы и блины испечены — просим жаловать».
Больше всего любили катание с ледяных горок: кто не скатился с горки, тот обидел Масленицу.

Среда — лакомки. В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.
Четверг назывался
  разгуляем. Масленица набирала полную силу. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки. 
Но главным действом этого дня было взятие снежного городка.

Пятница — тещины вечерки — была гостевым днем. В этот день зятья угощали своих тещ блинами. С почестями тещу и ее родню приглашали к обеду.
Суббота — 
золовкины посиделки.  Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовкам подарки.
Последний день Масленицы — 
Прощеное Воскресенье. В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело — символ зимы. Провожают зиму до следующего года. 

Все просят друг у друга прощения. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое: «Бог простит». Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Весна вступает в свои права.

Ты прощай, прощай,             Мы катаемся с горы 
Наша Масленица.                   От зари и до зари, 
Ты прощай, прощай,               А сегодня, в воскресенье, 
Наша широкая.                      Наше кончилось веселье. 
Ты пришла с добром,             Прощай, прощай, 
Со блинами, пирогами             Наша Масленица!
Да со оладьями. 
После этого чучело поджигали под веселые возгласы и песни.

А сейчас мы поиграем в русскую народную игру  «Гори, гори ясно»

Игра «Гори, гори ясно» И вот сейчас мы с вами поиграем в игру с солнышком.

Ход игры:

В центре круга – «солнце» (на голову ребёнка надевают маску с изображением солнца).

Дети хором произносят:

Гори, солнце, ярче –

Летом будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.

Вопросы к детям.

Почему праздник назывался масленицей? Что готовили хозяйки? Почему пекли блины? Как по-другому называли праздник масленицу? Как люди праздновали этот праздник? (Рассказ 2-3 детей).

Отзыв на интегрированную непосредственную образовательную деятельность по познавательному развитию (познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения)  в подготовительной группе на тему: «Масленица»

Проведенное воспитателем МБДОУ д\с № 24                     Ефановой Н.М.

Место проведения МБДОУ д\с № 24               Дата проведения 20.02.2015

Организация НОД определена поставленными целями и задачами при интеграции образовательных областей (социально-коммуникативное, познавательное развитие) и реализации видов деятельности: игровой, коммуникативной, познавательной, музыкально-художественной, двигательной.

Происходила смена видов деятельности во время НОД: с изучения нового материал, при просматривании презентации «Масленица», на игры, проводимые во время гуляний, что способствовало активному включению детей в образовательный процесс, интерес к которому не терялся на протяжении всей непосредственной деятельности.

Использовались элементы обрядов масленичных гуляний, которые для детей предлагались в игровой форме, способствовали развитию речи, памяти, внимания, воображения, художественно-эстетического восприятия.

Технология метроритмики в динамической паузе (здоровье сберегающие технологии), позволило детям почувствовать себя участниками масленичных гуляний.

В результате проведенной интегрированной образовательной деятельности Нина Михайловна  выполнила поставленные цели и задачи, игровая мотивация обучения способствовала  лучшему усвоению образовательной  деятельности и  высокой степени познавательного интереса. Деятельность была построена логично, воспитатель достиг желаемого результата.

Воспитатель ДОУ д/с № 10                                                        Семенец Ю.В.

Отзыв на интегрированную непосредственную образовательную деятельность по познавательному развитию (познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения)  в подготовительной группе на тему: «Масленица»

Проведенное воспитателем МБДОУ д\с № 24         Ефановой Н.М.

Место проведения МБДОУ д\с № 24               Дата проведения 20.02.2015

Занятие построено в едином игровом сюжете. Для его проведения Нина Михайловна создала благоприятные условия с учетом индивидуальных особенностей и способностей каждого ребенка (организация пространства, перемещения, использование подготовленных материалов, проведена предварительная работа по заучиванию закличек).

Весь материал соответствовал возрасту воспитанников и замыслу, отразил не только структурную, но и смысловую связанность. Смена видов деятельности с познавательной на игровую на каждом этапе позволила предотвратить утомляемость, дети были отзывчивы, доброжелательны, с большим удовольствием выполняли все задания.

Использование в физминутке метроритмики дало возможность детям превратиться в уличных артистов во времена масленичных гуляний.

Во время НОД Нина Михайловна строила обучение  как увлекательную игровую деятельность. Дети реализовали некоторые элементы обрядов масленичной недели. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия

Воспитатель МБДОУ д\с №  24                                            С. Э Овчиникова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД . Интеграция образовательных областей Познавательное развитие (ознакомление с социальным миром) - Художественно - эстетическое развитие (рисование) Старшая логопедическая группа Тема: "Веселые матрешки"

Расширять кругозор детей, развивать свободное общение, формировать эмоциональную отзывчивость, содействовать патриотическому воспитанию дошкольников, продолжать знакомить с предметом народного т...

Перспективно - тематический план Познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения. Чтение художественной литературы. (Вторая младшая группа, программа "Детство")

Перспективно - тематический планПознание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения. Чтение художественной литературы.(Вторая младшая группа, программа "Детство"...

Образовательная область «Познавательное развитие » Ознакомление с социальным миром.

Образовательная область «Познавательное развитие» реализуется через ряд направлений, и одно из них «Ознакомление с социальным миром»....

Рабочая программа "Познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения"

Рабочая программа "Познание предметного мира и социального мира, освоение безопасного поведения"...

Интегрированная НОД по образовательной области «Познавательное развитие: ознакомление с социальным миром» в группе общеразвивающей направленности от 6-ти до 8-ми лет с участием родителей

Интегрированная НОД по образовательной области «Познавательное развитие: ознакомление с социальным миром» в группе общеразвивающей направленности от 6-ти до 8-ми лет с участием родителей...