Игровая развивающая ситуация "Дружба нужна всем"
методическая разработка (подготовительная группа)

Никифорова Елена Викторовна

повышение сплоченности коллектива, развитие коллектива, как целостного группового субъекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nikiforova_e.v._no19_zanyatie.doc204 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад общеразвивающего вида №19 «Светлячок» города Губкина Белгородской области

309190, Белгородская область, город Губкин, улица Комсомольская, дом 30

логотип Светлячок 3.jpg

ИГРОВАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СИТУАЦИЯ

 «ДРУЖБА НУЖНА ВСЕМ»

Составила:

Никифорова Е.В.,

педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида

№19 «Светлячок»

Губкин, 2020

Направление работы: повышение сплоченности коллектива, развитие коллектива как целостного группового субъекта.

Образовательные области: социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, двигательное развитие.

Возраст детей: подготовительная  группа (6-7 лет).

Программные задачи:

  • Создание доверительной атмосферы для общения в группе, благоприятного социально-психологического климата;
  • Формирование социально-ценностных представлений о дружеских  взаимоотношениях.
  • Развитие у детей способности к сопереживанию, желания прийти на помощь другу в сложной ситуации.
  • Развивать коммуникативные умения и навыки, умение работать в группе.

Используемый комплекс здоровьесберегающих технологий: гимнастика для глаз, музыкотерапия, физкульминутка, пальчиковая гимнастика, релаксация, психогимнастика.

Материал и оборудование: мультимедийная система, аудио система, панно «Звездное небо», мольберт,  карточки для игры «Фанты», разрезные картинки с изображением людей, игрушек, животных, повязки для глаз, клубок ниток.

Этапы работы

Форма и метод организации детских видов деятельности

Задачи, решаемые в совместной деятельности педагога и детей

Оргмомент

Дети заходят в кабинет педагога-психолога, рассаживаются по кругу

Педагог: все ли удобно устроились?

Посмотрите друг на друга, у всех хорошее настроение?

«Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!

Педагог: я предлагаю поприветствовать друг друга, доброй открытой улыбкой. Пусть ваша добрая улыбка согреет всех своим теплом. Улыбнулись, значит вы готовы к общению!

Мотивационно-ориентировочный

Звучит «космическая» музыка. Педагог обращает внимание детей на панно «Звездное небо».

Игра «Звездочеты»

Педагог просит детей зрительно подсчитать количество звезд на панно – это способствует развитию зрительной координации, зрительному удержанию объекта, тренирует зоркость. Если кому-то не удается удержать количество звезд зрительно, могут подойти и сосчитать звезды пальчиком на самом коврике.

Педагог:  ребята посмотрите как много звезд на небе, какие они все красивые. Но, посмотрите вон там, в правом верхнем углу мигает одна звездочка, мне кажется, она хочет с нами поговорить!

Педагог: здравствуй звездочка!

Звезда: здравствуйте!

Педагог: у тебя что-то случилось? Почему у тебя такой грустный голос?

Звезда:  мне одиноко. Вокруг меня так много звезд, но мне не с кем путешествовать по небу, разговаривать, смеяться и шутить!

Педагог: ребята, а как вы думаете, почему Звездочке так грустно?

Дети: потому, что у нее нет друзей.

Звезда:  а откуда им взяться, ведь я самая красивая, яркая, сильная, умная!

Педагог: но даже у таких красивых, ярких звезд как ты должны быть друзья!

Педагог: ребята давайте расскажем Звездочке о дружбе, и покажем, как нужно дружить.

Дети: да, конечно! Звездочка спускайся к нам, мы тебе все расскажем и покажем!

Звезда: хорошо, я спущусь! Ждите меня!

Цель: стимуляция зрительных и тактильных анализаторов; развитие зрительной координации.

Выявление сути проблемы, актуализация потребности ее разрешить

Поисковый

Педагог: ребята, пока Звездочка в пути, предлагаю составить план «Как научить Звездочку дружить?»

Дети: да.

Дети и Педагог подходят к мольберту и составляют план действий.

Педагог: как вы думаете, что нам нужно рассказать Звездочке о дружбе?

Дети: 

- нужно рассказать кто может быть другом;

- нужно показать, как весело с друзьями играть, делать добрые дела;

- нужно рассказать каким должен быть друг.

Педагог: вот мы и составили наш план!

Поиск путей решения проблемы, необходимых знаний, умений, определение порядка действий.

Обеспечивать освоение умений элементарного планирования.

Практический

Звучит «космическая» музыка. В кабинет заходит воспитатель в роли «Звезды».

Педагог: а вот и наша Звездочка пришла к нам в гости!

Педагог: ребята как вы думаете, с чего начинается дружба?

Дети: дружба начинается с улыбки, когда ты помог кому-нибудь!

Педагог: я предлагаю всем улыбнуться и поиграть в веселую игру.

Дети: да, мы согласны!

Игра «Детские фанты»

На каждый фант (задание), нужно заранее приготовить соответствующую карточку – которую игроки вытягивают наугад, отдают ведущему – он зачитывает задание.

  • Для тебя спортивный час - Ты побегай вокруг нас.
  • Ставьте ушки на макушку - (Имя) нам споет частушку.
  • Выпала тебе работенка - Изобрази-ка нам котенка.
  • Тебе (имя) нарядиться - И в пляс пуститься.
  • Поклонись, улыбнись - И на место удались
  • Что, дружок, невесел ты? Ну-ка, спой нам песенку!
  • (имя) закрой-ка глаз - Кукарекни пару раз!
  • Не грусти, (имя), не рыдай - А немножечко полай!
  • (имя)  Повертись, покружись - Какой ловкий - покажись.
  • Вежливостью удиви - Руку всем вокруг пожми.
  • Чтобы праздник был в порядке - Попляши-ка ты вприсядку.

Педагог: вот мы и развеселились, посмотрите ребята, наша Звездочка тоже улыбается!

Педагог: ребята, давайте покажем Звездочке с кем можно дружить, кто может быть другом?

Настольная игра «Фото друзей»

Детям предлагается составить «портрет» или изображение друга и рассказывают, кто изображен на составленной ими картинке или портрете.

Дети:

- я составил портрет своего друга (имя);

- на моей картине изображен мой друг – домашний питомец;

- и т.д.

Педагог: как много у вас друзей! И какие они все разные! Друг – это любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней, друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту, друг – это воспитатель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний, друг – это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо.

Педагог: ребята, а как вы думаете, можно дружить с ребятами которые плохо видят, или плохо слышат?

Дети: да ведь им тоже хочется иметь друга!

Педагог: вы говорили, что дружба начинается с помощи другому человеку. Я предлагаю вам поиграть в игру.

Игра «Слепой и Поводырь»

Дети разбиваются на пары. Один - «слепой», другой – «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия. «Слепой» с закрытыми глазами встает сзади «поводыря» и держится одной рукой за его плечо. Цель поводыря – провести слепого так, чтобы тот не упал, не споткнулся, не ушибся. Поводырь сначала медленно начинает передвигаться по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться. Затем траектория и скорость движения увеличивается.

Педагог: Звездочка ты видишь, какие ребята молодцы?! Как они умело помогали друг другу пройти все препятствия!

Звезда: да ребята молодцы!

Педагог: а сейчас я предлагаю всем сесть на стулья. Дети из группы «Василек» подготовили нам сюрприз. Они сделали для нас мультфильм. Давайте внимательно его посмотрим.

Мультфильм «Дружба Кати и Маши»

Сюжет:

В одном детском саду дружили две девочки Катя и Маша. Очень дружили и всегда говорили друг другу правду. Но вот однажды Маша нечаянно сломала Катину куклу.

- Кто сломал мою куклу? – расплакалась Катя.

- Не знаю, - сказала Маша. – Наверное, это Максим.

- Зачем ты сломал мою куклу? – спросила Катя у Максима.

_ Я не ломал. Это сделала Маша, я видел.

- Не может быть! – воскликнула Катя. – Маша моя лучшая подруга, а друзья никогда не обманывают друг друга.

Подошла Катя к Маше и спросила – Зачем ты обманула меня Маша?

- Я испугалась, что ты перестанешь со мной дружить, если узнаешь, что это я сломала твою куклу.

- Не делай так больше Маша! – сказала Катя – Друзья должны быть честными друг с другом!

Беседа «Дружба без обмана»

Педагог: ребята, что случилось с нашими героями?

Дети: они чуть не поссорились!

Педагог: как поступила Маша?

Дети: она обманула свою подругу

Педагог: почему Маша обманула Катю?

Дети: она испугалась, что Катя перестанет с ней дружить

Педагог: а как поступила Катя?

Дети: Катя сказала, что нужно быть честным с друзьями!

Педагог: дети! Запомните, обман может разрушить дружбу. Поэтому друзья по отношению друг к другу должны быть честными и всегда говорить правду.

Педагог: да, чтобы иметь хороших и верных друзей, нужно уметь дружить.

Пальчиковая гимнастика: «Дружба»

Наши пальчики дружили 

пальцы обнимаются

А потом вдруг загрустили 

пальцы обеих рук, сжаты в кулак

Захотели пальцы вдруг 

указательный палец правой руки

Посчитаться, кто их друг - 1,2,3,4,5 

считает пальцы левой руки

Оказались - все друзья 

обнимаются

Больше ссориться нельзя 

указательный палец правой руки - отрицает

А кто будет обижаться 

качает палец вперед – назад

Будет он один играть 

указательные пальцы обеих рук подняты вверх

Педагог: а, какими качествами должен обладать настоящий друг? Каким он должен быть?

Игра «Солнышко дружбы»

Педагог называет различные качества характера человека, а дети внимательно слушают. Если предлагаемые качества подходят настоящему другу, дети хлопают в ладошки, а если нет, то топают ногами.

Педагог: в ходе игры из положительных качеств настоящего друга мы будем составлять «Солнышко дружбы», которое будет светить нам на протяжении всего дня

  • Честность - лукавство;
  • Дружелюбие - вредность;
  • Жадность - щедрость;
  • Верность - предательство;
  • Доброта - задиристость;
  • Справедливость - ябедничество;
  • Сочувствие - драчливость;
  • Грубость - отзывчивость.

На слайде с изображением солнца появляются лучи с качествами настоящего друга: честность, дружелюбие, щедрость, верность, доброта, справедливость, сочувствие, отзывчивость.

Педагог: мне хотелось бы, ребята, чтобы у всех было хорошее настроение, а для этого нужно подарить комплимент друг другу. Я предлагаю сплести «Паутину добрых слов»

Упражнение «Паутина добрых слов»

Педагог, дети, Звездочка передают друг другу из рук в руки «Клубочек дружбы». Передавая говорят комплимент.

Педагог: (имя) – ты верный друг. Спасибо. (Имя) берет клубок и говорит комплимент (Имя) – ты самая красивая, ты сегодня самый сильный, ты трудолюбивая, умный, веселый, добрый, честный, смелый.

Педагог: получилась вот такая паутина. Теперь мы с вами едины. Она очень тонкая и в любой момент может разорваться. Так давайте сделаем так, чтобы никто и никогда не мог рассорить нас друг с другом и разорвать нашу дружбу. Осторожно положите нашу паутинку на ковер и закройте глаза, представьте, что мы едины!

Педагог сматывает паутину в клубок

Дети открывают глаза - делают глубокий вздох – выдох.

  • Создание положительного эмоционального настроя
  • Снятие эмоционального и телесного напряжения.
  • Повышение уверенности в себе.

  • Формировать у детей представления о целостном образе объекта, учить соотносить образ представления с целостным образом реального объекта.
  • Развивать восприятие, воображение.

  • Развитие межличностного доверия, умения чувствовать других.

  • Формировать представление о поступках человека и об их последствиях.

  • Развивать мелкую моторику.
  • Развивать эмоциональную выразительность.

  • Расширять словарный запас.
  • Развивать произвольность (умение слушать инструкцию взрослого, соблюдать правила игры).

  • Воспитать доброжелательное отношение к людям.
  • Развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе.

Рефлексивно-оценочный

Звезда: спасибо вам ребята! Мне с вами так весело, хорошо, легко. Вы стали моими друзьями! Я поняла, что такое дружба и мне пора отправляться к себе на небеса! Теперь я точно знаю, как можно найти настоящих друзей и я их точно найду! До свидания!

Звездочка уходит

Педагог: Ребята чем мы сегодня занимались?

Дети: мы рассказывали Звездочке о дружбе

Педагог: как вы думаете, мы справились с этим заданием?

 С какими трудностями для выполнения задания вы столкнулись?

Педагог: пусть этот день принесет вам радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!

Выявление факта и путей достижения цели (разрешения проблемы), нашедших применение знаний, умений и личностных качеств детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доброта нужна всем людям.

Интегрированное занятие развитие речи и художественное творчество на нравственную тему: "Доброта". Воспитание доброго отношения к окружающему миру, расширить представление о доброте. Развивать стремле...

Здоровье нужно всем

Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе....

Занятие по экологии. «Чистая вода нужна всем и всегда» 2-я младшая группа.

 Задачи:Расширять знание детей о необходимости воды, о значении её для всех живущих на земле. Развивать речь, умение слушать воспитателя, отвечать на его вопросы, повторять за ним. У...

праздник "ЧИСТАЯ ВОДА НУЖНА ВСЕМ И ВСЕГДА"

ЦЕЛЬ ДАННОГО МЕРОПРИЯТИЯ:Цель: Совершенствовать  представления  детей   о  разнообразных  свойствах воды. Бережно относится  к  воде.Задачи:1. Способствова...

экологическое воспитание. Чистая вода нужна всем.

Экологическое воспитание Занятие Чистая вода нужна всем для детей раннего возраста  Программное содержание. Создать радостное, веселое настроение у детей. Расширять представления о необ...

Спортивное развлечение "Физкультура всем нужна, всем нам нравится она!"

Спортивное развлечение для детей подготовительной группы при активном участии родителей.Цель спортивного развлечения: приобщение детей и родителей к совместным занятиям физкультурой....