ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ.
статья
Статья посвящена распространенной проблеме развития речи, коммуникативной деятельности детей. Рассмотрены нетрадиционные здоровьесберегающие технологии, направленные на развитие детей и укрепление их здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zst_v_rabote_s_detmi_s_ovz.docx | 26.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ.
Старший воспитатель МБДОУ детский сад №5
г. Павлово Шахова Е.Н.
В современном мире наблюдается ухудшение состояния здоровья детей.
Этому способствует множество факторов: психологические, экологические, социальные, физиолого-гигиенические. В нашей динамичной жизни современные дошкольники испытывают колоссальные умственные нагрузки.
Кроме того, с каждым годом наблюдается увеличение количества детей с задержкой речевого развития, речевыми нарушениями разной степени сложности. Такие дети, как показывает практика, имеют проблемы с развитием артикуляции, общей и мелкой моторики, памяти, мышления, внимания. Дети-логопаты, относящиеся к категории «дети с особыми возможностями здоровья», остро нуждаются в поддержании, сохранении и обогащении их здоровья. Исходя из этого, наблюдается повышенное внимание к проблеме создания здоровьесберегающей среды, использования здоровьесберегающих технологий.
Важно отметить, что понятие здоровьесберегающие технологии - это не одна универсальная, чудодейственнаяая технология, а целая система, которая включает в себя коррекцию и профилактику речевых нарушений, целостное развитие ребенка и сбережение его здоровья.
Главная цель здоровьесберегающих технологий – использование психолого-педагогических приемов, методов, форм, подходов к решению возникающих проблем.
В нашем ДОУ в группе для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи проводится комплексная коррекционно-оздоровительной работа.
Как на логопедических занятиях, так и во время режимных моментов, активно используем разнообразные здоровьесберегающие технологии.
Воспитатели и учитель-логопед в течение дня применяют уже известные и традиционные способы развития и здоровьесбережения, такие как артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, игры на развитие мелкой и общей моторики, логоритмические упражнения и упражнения направленные на профилактику нарушений зрения.
Наряду с данными методами коррекционно-оздоровительной работы, мы активно внедряем и нетрадиционные технологии. Познакомимся с ними поближе.
Кинезитерапия означает лечение движением. Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические упражнения «Кулак-ребро-ладонь», «Клоун», «Колечко», «Лезгинка» и многие другие развивают межполушарное взаимодействие, тем самым улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению запоминания, повышают внимание [1]. Конечно, эти упражнения даются ребятам нелегко, но мы стараемся поддержать положительный эмоциональный настрой с помощью игры. В ходе регулярного выполнения кинезиологических упражнений наблюдается положительная динамика в работе организма: синхронная работа полушарий головного мозга, совершенствование и координация роли центральной нервной системы.
Еще одна полюбившаяся в этой группе техника - это гидрогимнастика. Дети с удовольствием прокатывают, перекладывают различные предметы (бусины, мячики, мелкие игрушки и т.д.) в теплой воде. Этот метод, как показывает практика, полезен чрезмерно возбудимым детям, т.к. вода оказывает успокаивающее действие. Игру с водой можно проводить как в групповом помещении, так и на прогулке в летний период. Для выполнения гидрогимнастики у нас имеются специальные надувные планшеты, которые легки в использовании и мобильны.
Для развития артикуляционного аппарата в своей практике мы широко применяем различные виды массажа, т.к. механическое воздействие изменяет состояние мышц. На индивидуальных занятиях мы используем самомассаж лицевых мышц и мышц языка, кистей и пальцев рук; аурикулярный массаж (массаж ушных раковин). Точечный массаж способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Мы создали картотеки, которые помогают нам вести планомерную работу и предлагать детям разнообразные, интересные игровые упражнения. Чтобы самомассаж дети не выполняли чисто механически, мы стараемся создать соответствующий эмоциональный настрой, используя игровые приемы.
Высокой эффективностью обладает су-джок терапия, в переводе с корейского «су» означает кисть, «джок» - стопа. В оздоровлении человека помогает сама природа, в этом и таится причина силы и безопасности су-джок терапии. На наших конечностях располагаются высокоактивные точки, соответствующие всем системам и органам человека, их стимуляция благотворно влияет на здоровье человека и оказывает лечебное и профилактическое действие. Массаж проводится специальными массажерами, массажными шарами, но на помощь может прийти и природный материал (шишки, орехи и т.д). Этот эффективный, доступный и безопасный метод самооздоровления очень нравится нашим воспитанникам.
Песочная терапия. Песок поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние, оказывает положительное воздействие на эмоциональное самочувствие детей. Игры с песком являются неотъемлемой частью коррекционной работы, т.к. это способствует развитию тактильных ощущений, мелкой моторики пальцев и кистей рук. Данные игры проводятся в самостоятельной деятельности детей и в совместной с педагогом, на прогулке в теплое время года и в группе. А в кабинете учителя-логопеда и педагога-психолога ребята имеют возможность взаимодействовать с песком на световом столе, который выступает в качестве коррекционного, психопрофилактического или развивающего средства.
Ученые давно выявили связь интеллектуального и речевого развития со степенью развития моторики пальцев. Зоны головного мозга, отвечающие за речь и моторику, расположены очень близко, поэтому стимулируя моторику, мы тем самым активизируем зоны головного мозга. Эта взаимосвязь проявляется в том, что ребенок, затрудняясь с выбором слова, помогает себе жестами, и наоборот, совершая какие-то действия, непроизвольно высовывает язык. Фольклорные песенки и потешки, сопровождающиеся движением пальцев («Ладушки», «Сорока-ворона» и подобные игры), не что иное, как тонизирующий и оздоравливающий массаж. На первый взгляд казалось простые манипуляции, а сколько пользы: стимуляция мыслительных функций и речи.
Мы начинаем развивать моторику наших воспитанников с самого раннего возраста: это и пальчиковая гимнастика, работа с бросовым материалом, рисование, пальчиковый театр и т.д.
Сегодня новым и интересным направлением является биоэнергопластика. Биоэнергопластика – это совместное движение органов артикуляции и кистей рук. Мы придумали и изготовили волшебные перчатки Ох и Ах. Комплекс упражнений в сочетании с биоэнергопластикой, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов. Работу по этому направлению мы проводим поэтапно.
На первом этапе мы знакомимся с органами артикуляции и выполняем артикуляционную гимнастику. Сначала упражнения выполняются перед зеркалом, ребенок привыкает к движениям руки, которое дублирует движение языка и запоминает их.
На втором этапе ребенок учится выполнять артикуляционные движения с движениями ведущей руки. На этом этапе ребенок должен удерживать позу и имитировать движение обеими руками, педагог дает четкий образец выполнения. Данные упражнения можно проводить под музыку или стихотворение.
Заключительный этап – ребенок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движением рук. А перчаточные персонажи помогают им в этом.
Одним из показателей готовности ребенка к школе является уровень развития моторики. Обычно ребенок, который хорошо владеет кистью руки имеет хорошо развитую речь, память, мышление, внимание. Таким образом, используя в своей работе биоэнергопластику можно добиться улучшения моторных возможностей, оптимизации психологической базы речи, коррекции звукопроизношения и фонематических процессов.
К нетрадиционным здоровьесберегающим практикам можно отнести даосский комплекс «Шесть целительных звуков», который мы реализуем как на фронтальных занятиях, так и на индивидуальных. Каждый звук служит для снятия напряжения в определенном органе или группы органов. При произнесении звука нужно вызвать воспоминание об определенном цвете и тактильном ощущении. Звуки произносятся на длительном выдохе в установленном порядке.
Звук | Орган | Цвет | Ощущения |
С-с-с-с | легкие | белый | сухой холод |
Чу-у-у-у | почки | голубой | влажная прохлада |
Ш-ш-ш | печень | светло-зеленый | свежий весенний ветер |
Ха-а-а-а | сердце | красный | жара |
Ху-у-у-у | селезенка | желтый | теплая влага |
Акцент на окраске помогает закрепить названия цветов, что особенно важно для детей имеющих логопедические проблемы [2]. На занятиях удобно пользоваться иллюстрациями, плоскостными фигурами.
Во время логопедических занятий мы используем релаксационные упражнения для снятия беспокойства и напряжения. Упражнения проводим под музыку, для одних детей это способ снять напряжение, для других – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы для коррекции речи.
Таким образом, мы рассмотрели использование в практической деятельности нетрадиционных практик, направленных на развитие речи детей, их здоровьесбережение. Положительная динамика в речевом развитии воспитанников подтверждает целесообразность применения данных здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ.
Литература:
1.Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 80 с.
2.Беляковская Н.Н. «Учим ребенка говорить правильно».- М.: ТЦ Сфера,2009.-128 с.
3.Бушлякова Р.Г. «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой». СПб.: Детство-Пресс,2011.-240 с.
4.Ежова М.А. «Инновационная мастерская логопеда». В.: Учитель, 2017. 59 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста » ( из опыта работы)
В статье описывается опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми - дошкольниками....
ПРОГРАММА СЕМИНАРА ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА"
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ...
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» (из опыта работы).
Выступление на родительском собрании...
Опыт работы "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"
laquo;Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умс...
Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Существует много способов сохранения и укрепления здоровья детей....
Презентация опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста».
В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний д...
Из опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий: обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и нав...