Мастер-класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
материал
Цель: распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_zozh.docx | 37.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
Подготовила:
Калёнова Светлана Юрьевна,
воспитатель
высшей квалификационной категории
Цель: распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе.
Задачи:
• Формирование элементарных представлений о здоровьесберегающих технологиях и возможностях их применения.
• Познакомить педагогов с разнообразными приемами и методами, которые оказывают положительное воздействие на здоровье воспитанников.
Ход мастер – класса:
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье - неразделимы.
Когда впервые детям зaдаешь вопрос «Что же самое дорогое и ценное в жизни человека», то чаще всего слышишь в ответ: «Деньги», «Машина», и т. д.
Иногда после наводящих вопросов дети называют «здоровье», «жизнь», а бывает, и не упоминают их в числе основных ценностей.
Спрашиваешь: «Вы болеете?» Все дружно говорят: «Да» - А чем вaс лечат?» - «Таблетками».- «А можно быть здоровыми без таблеток? – Нет!»
Такие слова говорят о том, что детей нужно учить быть здоровыми. Из детства ребенок выносит то, что сохраняет потом на всю жизнь.
Януш Корчaк писал: «Детям совершенно тaк же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься».
Для эффективного решения проблемы здоровья детей в дошкольном учреждении используются здоровьесберегающие технологии. Что же это такое? Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействия всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенкa на всех этапах его обучения и развития.
Другими словами, это все формы, средства и методы, используемые в дошкольном учреждении, для укрепления и сохранения здоровья.
Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:
- улучшение памяти, внимания, мышления;
- повышение способности к произвольному контролю;
- улучшение общего эмоционального состояния;
- повышение работоспособности, уверенности в себе;
- стимулирование двигательных функций;
- снижение утомляемости;
- развитие дыхательного и артикуляционного аппарата;
- стимулирование речевой функции.
Здоровьесберегающие образовательные технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, динамическая гимнастика.
Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия, точечный самомассаж, занятия в бассейне, ритмика, проблемно - игровые, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье».
Коррекционные технологии: сказкотерапия, песочная терапия, арт - терапия, су - джок терапия, технология музыкального воздействия (музыкотерапия).
И мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с вышеназванными методами. Буду рада, если данные методы пригодятся вам в работе.
Одними из методов оздоровительной работы являются пальчиковая гимнастика и дыхательная гимнастика.
Теперь немного подробнее:
Пальчиковая гимнастика
Что дает пальчиковая гимнастика детям:
- Способствует овладению навыками мелкой моторики.
- Помогает развивать речь.
- Повышает работоспособность коры головного мозга.
- Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
- Снимает тревожность.
Пример:
Будем мы варить компот, (левую ладошку держат «ковшиком»),
Фруктов нужно много. Вот: (указательным пальцем правой руки «мешают»)
Будем яблоки крошить, (загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок, (сжимают кулачки)
Слив положим и песок. (Указательным пальцем стучат по ладошке)
Варим, варим мы компот. (Опять «варят» и «мешают»)
Угостим честной народ.
Задание для педагогов
Сейчас я вам предлагаю разбиться на две команды. У каждой команды лист с текстом пальчиковой гимнастики. Командам нужно придумать движения и продемонстрировать гимнастику в соответствии с текстом)
1 команде
Сбил, сколотил –
вот колесо.
Сел да поехал.
Ах, хорошо!
Оглянулся назад –
одни спицы лежат.
2 команде
Жил - был зайчик длинные ушки.
Отморозил зайчик носик на опушке.
Отморозил носик, отморозил хвостик
И поехал греться к ребятишкам в гости.
Там тепло и тихо, волка нет,
И дают морковку на обед.
Следующий метод: Игровая деятельность.
Повышает интерес к занятиям физкультурой и спортом. Но не только подвижные или спортивные игры повышают интерес, но и дидактические игры.
Вашему вниманию представляю
• Дидактическую игру «Угадай вид спорта по показу»
Педагоги делятся на две команды. Игроки одной команды изображают пантомимой предложенный вид спорта, а игроки второй команды должны отгадать какой это вид спорта. Та команда, которая отгадает больше определений – выигрывает.
- Бег
- Прыжок в длину с разбега
- Метание мяча
- Бег на лыжах
- Плавание
- Стрельба.
С помощью дидактических игр возможно формирование эмоционального благополучия у детей дошкольного возраста.
Эмоциональную сферу определяет психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики.
• Дидактическая словесная игра «Скажи наоборот»
Дидактическая задача: учить детей подбирать антонимы - слова противоположного значения. Обогащать и активизировать словарный запас детей для того, чтобы они могли описывать эмоциональные состояния и чувства людей, животных, природы. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, развивать мышление, внимание, память.
Игровые правила: называть слова противоположного значения сразу, как только ребёнок поймает мяч от ведущего. За правильно названное слово ребёнок получает жетон. Выигрывает тот, кто больше назовет слов, соответственно у него будет больше жетонов.
Игровые действия: бросание мяча воспитателем и ловля мяча ребенком, быстрый ответ.
Ход игры: воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, обозначающее эмоциональное состояние, ребенок должен поймать мяч и быстро назвать антоним, вернув мяч воспитателю. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот ребенок, который набрал большее количество фишек. Чтобы игра проходила в темпе и не терялся интерес, взрослому нужно иметь карточку со словами-антонимами:
плачет – смеется
улыбается – хмурится
злой – добрый
спокойный – расстроенный
расстроился – обрадовался
извинился – провинился
Воспитатель должен иметь карточку со словами – синонимами:
Смеется - радуется, веселится.
Печаль – грусть, огорчение.
Хмурый – расстроенный, скучный, угрюмый, мрачный.
Волнуется - переживает, беспокоится.
Внимательный – заботливый, чуткий, вежливый, обходительный.
Злой – сердитый, упрямый.
Печальный - понурый.
• Дидактическая игра «Радуга настроений»
Для игры также понадобятся карточки с эмоциями и наборы картинок с персонажами с изображением различных эмоций. В процессе игры ребенку необходимо вытащить карточку с изображением эмоции, определить ее, а затем найти на других карточках персонажа с аналогичным выражением.
С помощью этой игры ребенок также увеличит запас знаний об эмоциях, научится их определять словами и соотносить изображения между собой.
Еще один метод оздоровительной работы: Релаксация.
Это умение расслабиться. Релаксация помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение.
• Упражнение на релаксацию «Штанга» (Клюева Н. В.)
Цель: расслабление мышц рук, ног, корпуса.
Представьте, что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимите руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно опускаются вдоль туловища). Они расслаблены, отдыхают. Легко дышится. Вдох – пауза, выдох – пауза».
Следующий метод оздоровительной работы: Элементы музыкотерапии.
О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в древней Греции и других странах. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется. Так, например, скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее действие.
• Дидактическая игра «Подбери картинку».
Детям раздают картинки с различным настроением героев. Задача - подобрать подходящую картинку под ту музыку, которая звучит. Предпочтительно использовать классические произведения. Например, «Детский альбом» Чайковского.
Следующий метод оздоровительной работы: Точечный массаж.
Учёным давно известно, что есть связь между участками кожи и внутренними органами. В результате точечного массажа укрепляются защитные силы организма. И он сам начинает вырабатывать «лекарства», которые намного безопаснее таблеток.
Сейчас мы с Вами выполним комплекс точечного массажа.
Точечный массаж + пальчиковая гимнастика:
Крылья носа разотри – раз, два, три.
И под носом себе утри – раз, два, три.
Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять.
Вытри пот теперь со лба – раз, два.
Серьги на уши повесь, если есть.
Заколкой волосы скрепи – раз, два, три.
Сзади пуговку найди и застегни.
Бусы надо примерять, примеряй и надевай.
А сюда повесим брошку, разноцветную матрёшку.
А сюда браслетики, красивые манжетики.
Осталось ноги растереть и не будем мы болеть.
Следующий метод, с которым я вас познакомлю: Су - Джок терапия.
Су - Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су - Джок – терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма (направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений).
Предлагаю выполнить массаж пальцев рук «Су-Джок», который представлен в стихотворной форме. Данный массаж выполняется специальным массажным шариком.
Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной:
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
(выполнять действия с шариком в соответствии с текстом).
Спасибо, молодцы, у Вас получилось.
Следующий метод оздоровительной работы: Дыхательная гимнастика
положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани.
Улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушение носового дыхания; способствует восстановлению нормального крово - и лимфоснабжения; повышает общую сопротивляемость организма.
Предлагаю выполнить упражнение «Пилка дров»:
Встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров; руки на себя - дох, руки от себя - выдох.
Следующим методом оздоровительной работы является: Гимнастика для глаз.
Способствует улучшению и сохранению остроты зрения, улучшению мышц глаза и стенок кровеносных сосудов.
• Упражнение «Часы»
Приступим к выполнению.
Вы помните, как идут часы, и какую песенку они поют? (Тик – так, тик – так)
А теперь давайте представим, что наши глазки – это и есть часы. Нужно не поворачивая головы, водить только глазами вправо – влево, вправо – влево и приговаривать: тик – так, тик – так. Остановились часы (закрываем глаза) И снова часики пошли. (И так чередовать 3 – 4 раза).
Таким образом, применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации сохранения и укрепления здоровья детей, а у ребенка стойкую мотивацию к творчеству и здоровому образу жизни.
И в заключении нашего мастер – класса рубрика из серии «Улыбкотерапия» “Помоги себе сам”.
Профессия педагога относится к группе риска, т. к. постоянное перенапряжение приводит к нервным заболеваниям, а как известно, все заболевания от нервов. Чтобы уменьшить риск заболеваний педагоги должны заботиться о своем здоровье, начиная с самого элементарного, а именно, с утренней гимнастики, прогулок на свежем воздухе, здорового сна, оптимистического взгляда на жизнь.
А сейчас несколько не серьезных советов для серьезных педагогов:
***
Гора грязной посуды быстро исчезнет, если уронить на нее гирю.
***
Каша с маслом будет вкуснее, если добавить в нее еще немного варенья.
***
Стакан будет более блестящий, если помыть его еще и снаружи!
***
Если уж идёшь в гости с пустыми руками, то иди хотя бы с полным желудком.
***
Нужно постараться выздороветь до того как начнут лечить.
***
Свежекупленный сыр будет храниться гораздо дольше, если не съесть его в первый же день.
***
Кто в радости живет, того и кручина неймет.
***
Эти советы были предложены вам для смеха. Так как смех полезен для духовного и физического состояния человека. Когда человек смеется, усиливается приток крови к мозгу и клетки серого вещества получают больше кислорода. В результате уменьшается усталость, очищаются верхние дыхательные пути, улучшается циркуляция крови в сосудистой системе.
Вы прекрасно потрудились. Благодарю за внимание и за работу!
Будьте всегда здоровы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс по логопедии: "Использование здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных методик на логопедических занятиях"
"Использование здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных методик на логопедических занятиях"....
Мастер-класс для воспитателей "Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ"
Материал будет полезен для воспитателей и старших воспитателей ДОУ...
Мастер – класс «Использование инновационных форм здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками. Коммуникативные игры и танцы. Игры со звуками»
Предлагаю вашему вниманию занимательный материал по использованию игровых форм работы здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольников...
Мастер класс для воспитателей «Применение здоровьесберегающих технологий через использование массажных ковриков в режимных моментах ДОУ».
Использование массажных ковриков в режимных моментах ДОУ...
Мастер-класс для родителей по здоровьесберегающим технологиям в ДОУ
Никогда ничему не научишься, если будешь говорить: «Я не умею, не научусь!»...
Мастер-класс «Применение нетрадиционных форм здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности ДОУ в контексте ФГОС»
laquo;Применение нетрадиционных форм здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности ДОУ в контексте ФГОС»...
Мастер-класс для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду и дома»
Мастер-класс для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду и дома»...