Мастер-класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
материал

Калёнова Светлана Юрьевна

Цель: распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_zozh.docx37.63 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Подготовила: 

Калёнова Светлана Юрьевна,

воспитатель

высшей  квалификационной категории

Цель: распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе.

Задачи:

• Формирование элементарных представлений о здоровьесберегающих технологиях и возможностях их применения.

• Познакомить педагогов с разнообразными приемами и методами, которые оказывают положительное воздействие на здоровье воспитанников.

Ход мастер – класса:

     Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье - неразделимы.

Когда впервые детям зaдаешь вопрос «Что же самое дорогое и ценное в жизни человека», то чаще всего слышишь в ответ: «Деньги»«Машина», и т. д.

Иногда после наводящих вопросов дети называют «здоровье», «жизнь», а бывает, и не упоминают их в числе основных ценностей. 

Спрашиваешь: «Вы болеете?» Все дружно говорят: «Да» - А чем вaс лечат?» - «Таблетками».- «А можно быть здоровыми без таблеток? – Нет!» 

Такие слова говорят о том, что детей нужно учить быть здоровыми. Из детства ребенок выносит то, что сохраняет потом на всю жизнь.

Януш Корчaк писал: «Детям совершенно тaк же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься».

Для эффективного решения проблемы здоровья детей в дошкольном учреждении используются здоровьесберегающие технологии. Что же это такое? Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействия всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенкa на всех этапах его обучения и развития.

Другими словами, это все формы, средства и методы, используемые в дошкольном учреждении, для укрепления и сохранения здоровья.

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:

  • улучшение памяти, внимания, мышления;
  • повышение способности к произвольному контролю;
  • улучшение общего эмоционального состояния;
  • повышение работоспособности, уверенности в себе;
  • стимулирование двигательных  функций;
  • снижение утомляемости;
  • развитие дыхательного и артикуляционного  аппарата;
  • стимулирование  речевой функции.

Здоровьесберегающие образовательные технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая  гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, динамическая гимнастика.

Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия, точечный самомассаж, занятия в бассейне, ритмика, проблемно - игровые, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье».

Коррекционные технологии: сказкотерапия, песочная терапия, арт - терапия, су - джок терапия, технология музыкального воздействия (музыкотерапия).

 И мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с вышеназванными методами. Буду рада, если данные методы пригодятся вам в работе.

      Одними из методов оздоровительной работы являются пальчиковая гимнастика и дыхательная гимнастика.

Теперь немного подробнее:

Пальчиковая гимнастика

Что дает пальчиковая гимнастика детям:

  • Способствует овладению навыками мелкой моторики.
  • Помогает развивать речь.
  • Повышает работоспособность коры головного мозга.
  • Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
  • Снимает тревожность.

Пример:

Будем мы варить компот, (левую ладошку держат «ковшиком»),

Фруктов нужно много. Вот: (указательным пальцем правой руки «мешают»)

Будем яблоки крошить, (загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок, (сжимают кулачки)

Слив положим и песок. (Указательным пальцем стучат по ладошке)

Варим, варим мы компот. (Опять «варят» и «мешают»)

Угостим честной народ.

Задание для педагогов

Сейчас я вам предлагаю разбиться на две команды. У каждой команды лист с текстом пальчиковой гимнастики. Командам нужно придумать движения и продемонстрировать гимнастику в соответствии с текстом)

1 команде

Сбил, сколотил –

вот колесо.

Сел да поехал.

Ах, хорошо!

Оглянулся назад –

одни спицы лежат.

2 команде

Жил - был зайчик длинные ушки.

Отморозил зайчик носик на опушке.

Отморозил носик, отморозил хвостик

И поехал греться к ребятишкам в гости.

Там тепло и тихо, волка нет,

И дают морковку на обед.

Следующий метод: Игровая деятельность.

Повышает интерес к занятиям физкультурой и спортом. Но не только подвижные или спортивные игры повышают интерес, но и дидактические игры.

Вашему вниманию представляю

Дидактическую игру «Угадай вид спорта по показу»

Педагоги делятся на две команды. Игроки одной команды  изображают пантомимой предложенный вид спорта, а игроки второй команды должны отгадать  какой это вид спорта. Та команда, которая отгадает больше определений – выигрывает.

  • Бег  
  • Прыжок в длину с разбега  
  • Метание мяча  
  • Бег на лыжах  
  • Плавание
  • Стрельба. 

С помощью дидактических игр возможно формирование эмоционального благополучия у детей дошкольного возраста.

Эмоциональную сферу определяет психическое  здоровье  ребенка и становление его исходно благополучной психики.

Дидактическая словесная игра «Скажи наоборот»

Дидактическая задача: учить детей подбирать антонимы - слова противоположного значения. Обогащать и активизировать словарный запас детей для того, чтобы они могли описывать эмоциональные состояния и чувства людей, животных, природы. Воспитывать эмоциональную отзывчивостьразвивать мышление, внимание, память.

Игровые правила: называть слова противоположного значения сразу, как только ребёнок поймает мяч от ведущего. За правильно названное слово ребёнок получает жетон. Выигрывает тот, кто больше назовет слов, соответственно у него будет больше жетонов.

Игровые действия: бросание мяча воспитателем и ловля мяча ребенком, быстрый ответ.

Ход игры: воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, обозначающее эмоциональное состояние, ребенок должен поймать мяч и быстро назвать антоним, вернув мяч воспитателю. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот ребенок, который набрал большее количество фишек. Чтобы игра проходила в темпе и не терялся интерес, взрослому нужно иметь карточку со словами-антонимами:

плачет – смеется

улыбается – хмурится

злой – добрый

спокойный – расстроенный

расстроился – обрадовался

извинился – провинился

Воспитатель должен иметь карточку со словами – синонимами:

Смеется - радуется, веселится.

Печаль – грусть, огорчение.

Хмурый – расстроенный, скучный, угрюмый, мрачный.

Волнуется - переживает, беспокоится.

Внимательный – заботливый, чуткий, вежливый, обходительный.

Злой – сердитый, упрямый.

Печальный - понурый.

Дидактическая  игра  «Радуга настроений»

      Для игры также понадобятся карточки с эмоциями и наборы картинок с персонажами с изображением различных эмоций.  В процессе игры ребенку необходимо  вытащить карточку с изображением эмоции, определить ее, а затем найти на других карточках персонажа с аналогичным выражением.

     С помощью этой игры ребенок также увеличит запас знаний об эмоциях, научится их определять словами и соотносить изображения между  собой.

Еще один метод оздоровительной работы:  Релаксация. 

      Это умение расслабиться. Релаксация  помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение.

Упражнение на релаксацию «Штанга» (Клюева Н. В.)

      Цель: расслабление мышц рук, ног, корпуса.

Представьте, что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимите руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно опускаются вдоль туловища). Они расслаблены, отдыхают. Легко дышится. Вдох – пауза, выдох – пауза».

Следующий метод оздоровительной работы: Элементы музыкотерапии.

    О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в древней Греции и других странах. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется. Так, например, скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее действие.

Дидактическая  игра  «Подбери картинку». 

    Детям раздают картинки с различным настроением героев. Задача - подобрать подходящую картинку под ту музыку, которая звучит. Предпочтительно использовать классические произведения. Например, «Детский альбом» Чайковского.

Следующий метод оздоровительной работы: Точечный массаж. 

Учёным давно известно, что есть связь между участками кожи и внутренними органами. В результате точечного массажа укрепляются защитные силы организма. И он сам начинает вырабатывать «лекарства», которые намного безопаснее таблеток.

Сейчас мы с Вами выполним комплекс точечного массажа.

Точечный массаж + пальчиковая гимнастика:

Крылья носа разотри – раз, два, три.

И под носом себе утри – раз, два, три.

Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять.

Вытри пот теперь со лба – раз, два.

Серьги на уши повесь, если есть.

Заколкой волосы скрепи – раз, два, три.

Сзади пуговку найди и застегни.

Бусы надо примерять, примеряй и надевай.

А сюда повесим брошку, разноцветную матрёшку.

А сюда браслетики, красивые манжетики.

Осталось ноги растереть и не будем мы болеть.

Следующий метод, с которым я вас познакомлю: Су - Джок терапия.

Су - Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су - Джок – терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма (направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений).

Предлагаю выполнить массаж пальцев рук «Су-Джок», который представлен в стихотворной форме. Данный массаж выполняется специальным массажным шариком.

Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной:

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

(выполнять действия с шариком в соответствии с текстом).

Спасибо, молодцы, у Вас получилось.

Следующий метод оздоровительной работы:  Дыхательная гимнастика

положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани.

Улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушение носового дыхания; способствует восстановлению нормального крово - и лимфоснабжения; повышает общую сопротивляемость организма.

Предлагаю выполнить упражнение «Пилка дров»:

Встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров; руки на себя - дох, руки от себя - выдох.

Следующим методом оздоровительной работы является: Гимнастика для глаз.

Способствует улучшению и сохранению остроты зрения, улучшению мышц глаза и стенок кровеносных сосудов.

Упражнение «Часы» 

Приступим к выполнению.

Вы помните, как идут часы, и какую песенку они поют? (Тик – так, тик – так)

А теперь давайте представим, что наши глазки – это и есть часы. Нужно не поворачивая головы, водить только глазами вправо – влево, вправо – влево и приговаривать: тик – так, тик – так. Остановились часы (закрываем глаза) И снова часики пошли. (И так чередовать 3 – 4 раза).

Таким образом, применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации сохранения и укрепления здоровья детей, а у ребенка стойкую мотивацию к творчеству и здоровому образу жизни.

И в заключении нашего мастер – класса рубрика из серии «Улыбкотерапия» “Помоги себе сам”.

Профессия педагога относится к группе риска, т. к. постоянное перенапряжение приводит к нервным заболеваниям, а как известно, все заболевания от нервов. Чтобы уменьшить риск заболеваний педагоги должны заботиться о своем здоровье, начиная с самого элементарного, а именно, с утренней гимнастики, прогулок на свежем воздухе, здорового сна, оптимистического взгляда на жизнь.

А сейчас несколько не серьезных советов для серьезных педагогов:

***

Гора грязной посуды быстро исчезнет, если уронить на нее гирю.

***

Каша с маслом будет вкуснее, если добавить в нее еще немного варенья.

***

Стакан будет более блестящий, если помыть его еще и снаружи!

***

Если уж идёшь в гости с пустыми руками, то иди хотя бы с полным желудком.

***

Нужно постараться выздороветь до того как начнут лечить.

***

Свежекупленный сыр будет храниться гораздо дольше, если не съесть его в первый же день.

***

Кто в радости живет, того и кручина неймет.

***

Эти советы были предложены вам для смеха. Так как смех полезен для духовного и физического состояния человека. Когда человек смеется, усиливается приток крови к мозгу и клетки серого вещества получают больше кислорода. В результате уменьшается усталость, очищаются верхние дыхательные пути, улучшается циркуляция крови в сосудистой системе.

Вы прекрасно потрудились. Благодарю за внимание и за работу!

Будьте всегда здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс по логопедии: "Использование здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных методик на логопедических занятиях"

"Использование здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных методик на логопедических занятиях"....

Мастер-класс для воспитателей "Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ"

Материал будет полезен для воспитателей и старших воспитателей ДОУ...

Мастер – класс «Использование инновационных форм здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками. Коммуникативные игры и танцы. Игры со звуками»

Предлагаю вашему вниманию занимательный материал по использованию игровых форм работы здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольников...

Мастер-класс для родителей по здоровьесберегающим технологиям в ДОУ

Никогда ничему не научишься, если будешь говорить: «Я не умею, не научусь!»...

Мастер-класс «Применение нетрадиционных форм здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности ДОУ в контексте ФГОС»

laquo;Применение нетрадиционных форм здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности ДОУ в контексте ФГОС»...

Мастер-класс для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду и дома»

Мастер-класс для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду и дома»...