Культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста.
проект (младшая группа)
Культурно - гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_-_potapova_r.v.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка - детский сад № 134 «Жемчужинка»
города Чебоксары Чувашской Республики
Проект
Культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста.
"Надо, надо умываться… "
Подготовила воспитатель
Потапова Реза Вячеславовна
г.Чебоксары
2019
Творческий проект по теме:
Культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста.
"Надо, надо умываться… "
1. Актуальность проекта
Образовательная область здоровье требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая ее владельца. Сколько радости доставляет человеку ощущение хорошо и слаженно работающего организма!
Главная задача - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.
Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.
При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.
Сначала детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т. д. Ребенку старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив его этому.
Формируют навыки личной гигиены: умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой.
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потеши, стихотворения.
В младшем дошкольном возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.
Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми.
Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: "Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке? ". Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиеническими навыками.
Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Малыш научился надевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т. д.
Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.
2. Цель и задачи проекта
Цель проекта:
Формирование у детей младшего дошкольного возраста основ культуры здоровья через воспитание культурно- гигиенических навыков.
Задачи проекта:
1.Формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста.
2.Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур;
3.Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными.
4.Обогатить предметно-развивающую среду группы.
5.Укрепить связи между детским садом и семьёй, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
Целевая группа проекта:
проект предназначен детям младшего дошкольного возраста.
Основные формы реализации проекта:
* Анкетирование родителей.
* НОД по ознакомлению с окружающим миром.
* Дидактические игры и упражнения.
* Художественное слово.
* Чтение художественной литературы.
* Праздники и развлечения, беседы.
* Работа с родителями.
* Практическая значимость проекта заключается в создании единого здоровье-сберегающего воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
3. Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:
Дети от 3–4 лет должны:
* Следить за своим внешним видом.
* Пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания.
* Вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком.
* Правильно пользоваться столовой и чайной ложками, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
Предполагаемый результат проекта для родителей:
* Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.
* Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков.
* Укрепление связей между детским садом и семьёй.
* Изменение позиции родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
Возможности проекта для воспитателей
* Повышение знаний по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
* Формирование валеологической культуры, изменение отношения педагога к своему здоровью.
* Улучшение отношений между детьми.
* Укрепление связи с родителями.
4. Перечень основных направлений проекта
Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:
* Оформить уголок дежурного.
* Пополнять и обновлять уголок здоровья в группе.
* Сделать подборку дидактических игр.
Работа с родителями: Консультации
*«Как ухаживать за молочными зубами »
*«Как правильно одевать ребёнка на прогулку »
*«Как привить детям культурно – гигиенические навыки »
*«Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности »
5. Краткое описание проекта по этапам
Тип проекта: Групповой, творческий.
Информационно-аналитический этап: определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через наблюдения, беседы; составление плана работы; разработка содержания проекта; изучение литературы
Основной этап:
Выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми; большая совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач; подборка художественных произведений, потеши, загадок, словесных игр по данной теме; блок занятий по ознакомлению с окружающим миром.
Заключительный:
Подведение итогов работы над проектом; анкетирование родителей и опрос детей.
6. План мероприятий по реализации проекта
1. этап - Подготовительный
Сбор литературы по данной теме.
Диагностика детей по данной теме.
Составление плана работы.
Разработка содержания проекта.
2. этап - Основной
Наглядная информация для родителей на тему: «Как приучить ребёнка быть аккуратным»
Блок познавательных занятий «Одежда»
Подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме.
Блок познавательных занятий «Обувь»
Оформление уголка (туалетной комнаты)
Наглядного материала по произведению К. Чуковского «Мойдодыр »
Художественное слово, детский фольклор в свободное время от занятий: потешки, прибаутки, загадки, художественная литер-ра.
Наглядная информация для родителей на тему: «Как ухаживать за молочными зубами »
Дидактические упражнения: «Оденем куклу на прогулку» , «Уложим куклу спать»
Наглядная информация для родителей на тему: «Культурно-гигиенические навыки у детей младшего возраста».
Памятка для родителей «Внешний вид малышей: о чём не стоит беспокоить»
Чтение русской народной сказки «Про непослушные ручки и ножки».
Дидактическое упражнение: «Айболит встречает ребят»
Чтение художественной литературы: «Мойдодыр »
Игры ситуации: «купание куклы», «Накормим куклу»
Наглядная информация для родителей на тему: «Что должен ребёнок иметь дома из предметов для развития культурно-гигиенических навыков».
Дидактические игры: «Водичка, водичка », «Вымой руки»
Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе»
Дидактические игры: «Умывалочка», «Делаем причёску»
Дидактическое упражнение «Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол»
НОД: «Водичка, умой моё личико »
Заучивание потеши «Водичка, водичка »
Дидактическое упражнение: «Покажем кукле Кате как мы умеем умываться и вытирать
руки полотенцем».
Дидактическое упражнение: «Покажем кукле Кате как делаем зарядку после дневного сна».
Полоскание ротовой полости кипячёной водой после каждого приёма пищи.
Сообщение для родителей на тему: «Как научить ребёнка одеваться самостоятельно»
Дид. упр. «Возьмём мишку на прогулку»
Консультации о пользе оздоровительных мероприятий для родителей.
НОД: «Надо, надо умываться… »
Анкетирование родителей: «Здоровый образ жизни»
Дидактическое упражнение: «Что нужно кукле? », «Оденемся на прогулку»
Игровая ситуация «Купание»
Папка раскладушка «Растём здоровыми»
Дидактическое упражнение «Покажем кукле Кате как мы накрываем на стол»
Чтение худ литер. «Муха Цокотуха» К. Чуковского.
Драматизация сказки «Мойдодыр »
Дид. упр. «Моем чисто руки и лицо»
П/игра «Зайка белый умывался»
Занятие: «Как ухаживать за волосами»
Игровая ситуация «Обед для кукол»
Игровая ситуация «Котик простудился»
Формы работы: Виды деятельности | содержание | Сроки проведения | Ответственный |
Познавательная деятельность | «Водичка, водичка...» «Учим куклу мыть руки» «Научим Машу – растеряшу убирать вещи». «Кукла в ванночке не плачет» «Рассматривание одежды куклы Кати.» Одевание куклы на прогулку. «Мои здоровые зубки» «Доброе утро расческа» «Помоги зайке сберечь здоровье» «Доктор Айболит» «Чтобы быть здоровым» «Сохраним свое здоровье» «Как нужно ухаживать за собой» | Сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май июнь июль август | Воспитатель |
ГИГИЕНА | |||
Речевое развитие . Чтение | Потешка «Теплою водою» И. Демьянов «Замарашка» А. Кондратьев «Зеркало» Р. Сеф «Мыло» Э. Мошковская «Уши» Г. Лагздынь «Солнце рано утречком» И. Токмакова «Гном» Р. Куликова «Мыло» Г Зайцев «Дружи с водой». К. Чуковский «Мойдодыр», Л. Барто «Девочка чумазая», С, Бялковская «Юля-чистюля», Александрова «Купание» | В течение года | Воспитатель |
ПРИЕМ ПИЩИ | |||
Г. Лагздынь «Куклу кормили?» О. Дриз «Ну и каша!» Э. Мошковская «Маша и каша» С. Капутикян «Кто скорее допьет?» Потешка «Ножками потопали» A. Прокофьев «Вечером» Г. Лагздынь «Просто объеденье!» И. Токмакова «Ай да суп!» | В течение года | Воспитатель | |
ОПРЯТНОСТЬ | |||
Потешка «Уж я косу заплету» Потешка «Где мой пальчик?» «Мне уже четыре года» (фольклор) Потешка «Завяжу потуже шарф» B . Бардадым «Вот как Г а л ю одевали» Г. Лагздынь «Одевали малыша» С. Капутикян «Пожалейте нас!» Э. Успенский «Мальчик стричься не желает» Э. Мошковская «Митя и рубашка» Е. Благинина «Как у нашей Ирки» Э. Мошковская «Митя и рубашка» | В течение года | Воспитатель | |
БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ВЕЩАМ И ИГРУШКАМ | |||
К. Жанэ «Братишки» А. Шибаев «Подружки» И. Муравейка «Я сама!» М. Александрова «Что взяла — клади на место!» А. Барто «Лошадка» Е. Благинина «Приходите, поглядите» Н. Глазкова «Танечка-хозяйка» Н. Глазова «Мальчик Петя» | В течение года | Воспитатель | |
Беседа | «Чистота и здоровье» «Когда надо мыть руки? », «От чего болят зубы? », «Что значит быть здоровым? », «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу», «Друзья Мойдодыра». «Таня простудилась», «Сделаем куклам разные прически», «Вымоем куклу», «Правила гигиены». | В течение года | Воспитатель |
Дидактические игры и упражнения | «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки», «Покажем кукле Кате как умеем одеваться (раздеваться) », «Расскажем Катюше, как надо правильно кушать», «Покажем, как складывать одежду перед сном (убирать ее в шкафчик». | В течение года | Воспитатель |
Экскурсия | В прачечную детского сада В медицинский кабинет | октябрь апрель сентябрь декабрь | Воспитатель, мед-сестра |
рассматривание и обсуждение картин | «Дети обедают», «Мама купает ребенка», «Игра с куклой». | в течение года | Воспитатель |
игровые ситуации | «Кукла Катя не хочет мыть руки», «Как мы помогали кукле собраться в гости», «Поможем куклам накрыть на стол», «Мы в гостях», «Готовимся к приходу гостей». | в течение года | воспитатель |
проблемные ситуации | «Кукла испачкалась, как сделать ее чистой? », «Почему у кукол грязное полотенце? », «Почему Хрюшу не приглашают в гости? » | В течение года | воспитатель |
алгоритмы | «Мытье рук», «Последовательность одевания на улицу», «Как чистить зубы». | В течение года | Воспитатель |
работа с родителями | Консультации: « Формирование культурно-гигиенических навыков у детей» «Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка «Здоровые зубы!!!» «Учимся правильно ухаживать за зубами» «Личная гигиена» «Как правильно одевать ребёнка на прогулку » «Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности » «Как научить ребёнка одеваться самостоятельно» Родительское собрание в форме мастер-класса во 2 младшей группе « Привитие и воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» | сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май | Воспитатель, родители, методист |
Продуктивная деятельность | Творческое участие в оформлении стенда «Детский сад день за днем» Итовое мероприятие « Колобок идет в гости» | август | Воспитатель, дети, родители |
3. этап - Заключительный
Анкетирование родителей по теме: «Чему научился Ваш ребёнок? »
7. Дальнейшее развитие проекта
В средней группе продолжать работу по формированию культурно-гигиенических навыков. Дать детям общее представление о здоровье как ценности, о котором необходимо постоянно заботится, научить беречь свое здоровье и заботиться о нем. Дать детям знания о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах, фруктах и ягодах.
8. Диагностический инструментарий
Определить уровень знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста можно через наблюдения, беседы.
Таблица 1. Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы.
Ф.И.О. ребенка | Сформированность навыка мытья рук и личной гигиены | Сформированность навыка опрятной еды | Сформированность навыка самообслуживания при одевании и раздевании | Уровень сформированности |
1. Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:
-Мыть лицо, руки ;
-Закатать рукава;
- Взять мыло, намыливать до появления пены и смыть мыло;
- Сухо вытереть руки, аккуратно весить полотенце в свою ячейку;
-Пользоваться расческой;
-Пользоваться носовым платком.
2.Навыки опрятной еды включают умение :
-Правильное пользование столовой и чайной ложками, салфеткой;
-Не крошить хлеб;
- Пережевывать пищу с закрытым ртом;
- Не разговаривать с полным ртом;
-Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
- Благодарить.
3. Навыки самообслуживания при одевании и раздевании включают умение:
-Расстегнуть пуговицы, замок;
-Снять платье (рубашку, шорты);
-Аккуратно повесить;
-Снять обувь;
-Надеть в обратной последовательности.
Если ребенок правильно выполняет все действия входящие в навык, то за:
- правильно выполненное действие ребенок получает - «3»;
- действие выполненное с небольшими неточностями - «2»;
- неумение выполнять действие - «1».
Критерии оценки уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
0 – 27 баллов | 28 – 40 баллов | 41 – 51 баллов |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М.А. Васильева. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
- Голицина И.С. Перспективное планирование в детском саду. Вторая младшая группа . реализация ФГТ в ДОУ.- Скрипторий- 2010г
- Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях . Издательство «Мозаика-Синтез», 2006
- Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Волгоград: издательство «Учитель», 2009..
- Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 г
- Смирнова Т. Собираем куклу на прогулку.// Дошкольное образование. – 2008-№10-53-59с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
- Конспекты непосредственной образовательной деятельности.
- Каталог дидактических игр
- Консультации и папки-передвижки для родителей.
- Конспект родительского собрания « Привитие и воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста»
- Подборка стихов и потешек по теме
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл мероприятий по формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста на тему «Учимся одеваться и раздеваться»
Цикл мероприятий по формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Учимся одеваться и раздеваться» включает в себя:1....
Авторская программа "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста" (3–4 года) по ФГОС -воспитателя II младшей группы Мишиной Т.А.. ________________________________________
Пояснительная запискаКультурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не тольк...
Родительское собрание в форме мастер-класса во второй младшей группе «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.»
Родительское собрание в форме мастер-класса во второй младшей группе «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.»...
Статья "Развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя первой младшей группы)».
Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не только требованиями гигиен...
Консультации для родителей "Кризис ребёнка 3-лет","Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста","Упражнения и игры для развития речи детей 2-3 лет"
Консультации для родителей....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ С СОПРОВОДИТЕЛЬНЫМ ТЕКСТОМ. Родительское собрание во II младшей группе «Привитие и воспитание культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
Сопроводительный текст к презентации На сегодняшнем родительском собрании мы с вами поговорим о формировании культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраст...
План по самообразованию Тема: «Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, посредством дидактических игр»
План по самообразованиюТема: «Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, посредством дидактических игр» Актуальность: Д...