Программа оздроровительного направления "Ступеньки здоровья"
рабочая программа (старшая группа)

Сухинина Юлия Валерьевна

Современные родители мотивированы к непрерывному образованию своих детей. Их стремление начать раннее обучение своего ребенка не учитывая его реальные возрастные возможности, и с другой стороны, желание учителей школы получить подготовленного ученика, стали толчком для педагогов дошкольных учреждений перейти на раннее обучение дошкольников. Так постепенно детский сад предстает в облике мини-школы с целями, задачами, формами и методами работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_zdorovesberezheniyu.docx289.61 КБ

Предварительный просмотр:

E:\Валерьевне\003.jpg

Пояснительная записка

Современные родители мотивированы к непрерывному образованию своих детей. Их стремление начать раннее обучение своего ребенка не учитывая его реальные возрастные возможности, и с другой стороны, желание учителей школы получить подготовленного ученика, стали толчком для педагогов дошкольных учреждений перейти на раннее обучение дошкольников. Так постепенно детский сад предстает в облике мини-школы с целями, задачами, формами и методами работы.

В результате ценности каждого возрастного периода в жизни дошкольника необоснованно стираются педагогами и родителями, не учитываются и закономерности физического и психического развития ребенка. Раннее обучение постепенно приводит к нарушению здоровья детей, их эмоционального благополучия, исчезновению данных природой склонностей к познанию и интереса к игровой деятельности.

Актуальность данной работы обусловлена необходимостью создания эффективной здоровьесберегающей педагогической системы в дошкольных учреждениях, организации инновационных форм взаимодействия с родителями, что позволит своевременно преодолеть нарушения в состоянии здоровья и развитии ребенка.

Практические материалы к программе разработаны с учетом возрастной активности дошкольника.

Цель: Укрепление здоровья и совершенствование двигательной активности детей.

Программные задачи

Представлены блоками:

Блок Здоровье

- «Я узнаю себя»

- «Я люблю солнце, воздух, воду»

- «Школа моего питания»

Блок Азбука движений

- Ходьба

- Бег

- Прыжки

- Лазанье

- Метание

- Подвижные игры.

Показатели результативности:

Старшая группа

Блок Здоровье

«Я узнаю себя»

- знаю, что я человек, чем отличаюсь от других детей и животных

- умеют объяснять, что у них и других детей, взрослых есть День рождения и День Ангела – именины.

- знают, что с возрастом меняются внешне, меняются поступки

- с помощью взрослых и самостоятельно анализируют и сравнивают свои поступки с образцом поведения, так же оценивают их

- заботятся о своем теле и здоровье

- имеют представление, что такое здоровье и как о нем нужно заботиться

- знакомы с витаминами в овощах и фруктах , продуктах питания (витамины А, В, С)

- знают, что есть болезнь – простуда

- имеют представления, как предупреждать болезнь (закаляться, употреблять в пищу лук, чеснок, витамины, одеваться по погоде, не переохлаждаться, не ходить с мокрыми ногами)

- сформировано желание быть здоровыми, красивыми, сильными

- умеют выполнять упражнения так, чтобы не нанести травму себе и другим детям

- умеют выражать разные чувства в общении и играх с детьми, со взрослыми

- умеют пользоваться разными опасными предметами

- знают что такое экстренный случай и когда нужна помощь взрослых

- умеют обращаться за помощью, называя свой адрес, номер телефона, фамилию

«Я люблю солнце, воздух, воду»

- Самостоятельно определяют и одевают одежду, в которой им комфортно в помещении, на улице, на занятиях по физической культуре, на утренней гимнастике

- знают, что во время сквозного проветривания в помещении находиться нельзя, а во время одностороннего проветривания нельзя долго сидеть надо двигаться

- нравиться делать гимнастику после дневного сна, во время которой происходит закаливание

- любят заниматься на улице

«Школа моего питания»

- умеют есть разные блюда, знают в каких продуктах содержатся полезные витамины

- умеют аккуратно есть, пользоваться столовыми приборами

- знают как нужно вести себя за столом, в гостях и общественных местах

- знают, что есть нужно в строго установленное время, не отвлекаться во время еды

- умеют самостоятельно сервировать стол

- умеют без напоминания взрослых, встав из-за стола проверить свое место, а если необходимо, убрать его.

Блок «Азбука движений»

Ходьба:

- на внешней стороне стопы, мелкими и широкими шагами, в колонне по одному, по два, приставным шагом в правую и левую сторону; в чередовании с бегом, прыжками, с изменением направления, темпа и сменой ведущего, перекатом с пятки на носок. Выполнять разные задания (идти гимнастическим шагом, повернувшись спиной вперед, в приседе, разном темпе)

Бег:

- в колонне, парами, в разных направлениях, по кругу, змейкой, врассыпную, наперегонки, с увертыванием

- выполнять задания: захлест голени назад, выбрасывание прямых ног вперед, в сторону, с разными предметами, изменением темпа, со сменой ведущего, непрерывно в течение 1,5-2 минут

Лазанье, ползанье:

- на четвереньках змейкой между предметами в чередовании с ходьбой, бегом

- на животе и спине по гимнастической скамейке, подтягиваясь руками

- на животе и спине по-пластунски

- между предметами, вокруг них

- подлезать под предметы (50 см.)

- подлезать под несколькими предметами

- перелезать через несколько предметов подряд, лазать по гимнастической стенке произвольным способом

Прыжки:

- на двух ногах на месте (в 2-3 приема) разными способами: в чередовании с ходьбой, ноги скрестно, ноги врозь, ноги вместе

- на одной, двух ногах боком, с продвижением вперед, через 5-6 предметов, поочередно через каждый (высота 15-20 см.)

- в длину с места

- в длину с разбега

- стараются проявить в движении творчество

Подготовительная к школе группа

Блок Здоровье

«Я узнаю себя»

Знакомлюсь с собой и другими детьми: много знаю о себе, о сверстниках.

- знаю, что с возрастом мы меняемся внешне, меняются и наши поступки.

- учусь с помощью взрослых и самостоятельно анализировать, сравнивать свои поступки с образцом поведения, а так же оценивать их

Учусь:

- заботится о своем теле и здоровье:

- знаю, как надо беречь свое тело и здоровье

- умею предупреждать простуду

- умею оказывать первую помощь себе и другим детям

-учусь делать самомассаж

- знакомлюсь с новым витамином – D

- узнаю новые правила оказания первой помощи (при ссадине, укусе пчелы, ушибе, обморожении кожи)

- хочу научиться оказывать первую помощь самостоятельно

- понимаю, что для укрепления своего здоровья надо каждый день заниматься физической культурой

- стараюсь выполнить движение так, чтобы не получить травму и не насти ее другим детям

понимать свое состояние:

- умею сочувствовать, радоваться вместе с другими детьми и взрослыми

- умею рассказывать взрослым о своем состоянии (при недомогании, радости и адекватно вести себя в соответствующей ситуации)

- учусь понимать состояние человека на фото, рисунке и выражать его с помощью пантомимы

Быть осторожным:

- умею вести себя в экстренной ситуации

- знаю, в каких случаях, куда нужно обращаться и какую давать информацию

- продолжаю учиться быть осторожным в разных жизненных ситуациях (при пожаре, на улице, во дворе, в лесу, у воды).

«Я люблю солнце, воздух и воду»

Самостоятельно определяю и надеваю одежду, в которой чувствую себя комфортно в помещении, на улице, на занятиях по физической культуре, гимнастике

- знаю, что во время сквозного проветривания находиться в помещении нельзя, а во время одностороннего проветривания нельзя долго сидеть, надо двигаться

- люблю заниматься на улице, а перед сном «топтаться в тазу»

- мне нравиться гимнастика «пробуждения», во время которой мы закаливаемся: ходим и бегаем босиком, делаем гимнастику после сна, моем руки и умываемся прохладной водой, выполаскиваем рот и делаем водный массаж горла кипяченой водой (комнатной температуры)

- дома, перед сном, ч самостоятельно принимаю душ и сам определяю температуру воды и чищу зубы. После душа тщательно растираю тело.

«Школа моего питания»

Продолжаю узнавать, что в продуктах содержатся разные полезные витамины.

-умею вести себя за столом

- Узнаю, что есть надо в строго определенное время, не отвлекаться во время еды на просмотр телепередач, игр, рассматривание книг.

- Люблю сервировать стол самостоятельно, к завтраку, обеду, ужину.

- умею без напоминания взрослых, встав из-за стола, проверить свое место, а если необходимо, убрать его.

«Азбука движений»

Умею:

Ходьба

- на внешней стороне стопы, мелкими и широкими шагами, в колонне по одному, по два, приставным шагом в правую или левую сторону; в чередовании с бегом, прыжками, с изменением направления, темпа и сменой ведущего

- перекатом с пятки на носок

- выполнять разные задания (идти гимнастическим шагом, скрестным шагом, повернувшись спиной вперед, в приседе, разном темпе).

Бег

- в колонне, парами в разных направлениях, по кругу, «змейкой», врассыпную, наперегонки, с увертыванием

- выполнять задания: захлест голени назад, выбрасывание прямых ног вперед, в сторону, с разными предметами, изменением темпа, со сменой ведущего

- на скорость (10 м. с хода)

- на скорость (30 м. со старта)

- развивая выносливость

- непрерывно в течение 1,5 – 2 минуты

- в среднем темпе на 80 – 120 м. (2-3 раза), в чередовании с ходьбой, челночным бегом (4 раза по 10 м.)

Лазанье, ползанье

- на четвереньках змейкой между предметами в чередовании с ходьбой, бегом

- на животе и спине по-пластунски

- между предметами

- перелезать через несколько предметов подряд, лазать по шведской стенке произвольным способом

- по наклонной лестнице разными способами

- передвигаться приставным шагом по горизонтальной рейке шведской стенки (высота определяется самостоятельно, со страховкой взрослым)

Прыжки

- на двух ногах на месте (в 2-3 приема) разными способами: в чередовании с ходьбой; ноги скрестно, ноги врозь, ноги вместе; одна нога вперед, другая сзади

- на одной, двух ногах боком, с продвижением вперед, через 5-6 предметов, поочередно через каждый (высота 15-20 см.)

- в длину с места

- в длину с разбега (норматив определяется самостоятельно)

- на двух ногах, вращая скакалку вперед

- с одной ноги на другую

- на двух ногах

Бросание, метание

- мяч вверх, об пол и ловить его одной рукой (правой, левой, поочередно), после хлопка в ладоши перед грудью, за спиной

- перебрасывать мяч друг другу и ловить его одной рукой после хлопка перед грудью

- бросать набивной мяч (1 кг.) двумя руками из-за головы

- метать в горизонтальную и вертикальную (высота 2,5 м.) цели и медленно движущуюся (расстояние 6-8 метров)

- отбивать мяч (диаметр 10 см.) о стенку двумя руками непрерывно (сериями)

- постепенно осваивать этот прием одной рукой (правой, левой, поочередно)

- продолжаю учиться метать мяч на дальность (правой, левой рукой)

- стараюсь проявить в движении творчество

- знаю разные движения и придумываю новые

- придумываю разные варианты выполнения этих движений.

Календарно-тематическое планирование оздоровительных занятий старшая группа

Месяц

Тема

Задачи

Сентябрь

Мониторинг

«Мимика и жесты»

- упражнять детей определять у сверстников их эмоциональное состояние и выражать свои чувства с помощью мимики и жестов

- развивать память, воображение, умение наблюдать, чувствовать настроение другого, анализировать; расширять и активизировать словарь

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми: доброту, внимание к другим.

Октябрь

«Мое имя»

- сделать значимыми для ребенка следующие понятия: день рождения, день ангела (именины)

- расширять и активизировать словарь

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми: доброту, внимание к другим детям и взрослым.

Ноябрь

«Это плохо очень для ребячьей кожицы»

- воспитывать у дошкольников желание быть здоровыми

- информировать о способах укрепления здоровья

Декабрь

«Учимся доставлять радость другим»

- воспитывать культуру общения и поведения

- побуждать детей осмысливать свое отношение к окружающим, близким людям, выражать это отношение желанием сделать приятное

- учить детей понимать и выражать словами свое состояние и настроение

- формировать представление об общечеловеческих ценностях.

Январь

«Я понимаю»

- развивать слуховое и произвольное внимание, логическое мышление, зрительное, слуховое восприятие, мелкую моторику рук, координацию движений

- учить детей выражать с помощью эмоций чувства в соответствии с характером музыкального произведения и отражать это настроение в конструировании из линий, использовании цвета (яркие, теплые тона: красный, светло-зеленый, желтый, оранжевый – передают радостное настроение; темные тона: синий, черный, серый, темно-зеленый – грустное, тревожное состояние)

- воспитывать умение налаживать общение между детьми в группе сверстников.

Февраль

«Я понимаю» (продолжение)

- развивать слуховое и произвольное внимание, логическое мышление, зрительное, слуховое восприятие, мелкую моторику рук, координацию движений

- воспитывать умение налаживать общение между детьми в группе сверстников.

Март

«Живые витамины»

- закреплять знания детей о влиянии пищи на их здоровье

- дать элементарное представление о витаминах

- формировать желание быть здоровым

Апрель

«Мы исследователи, мы следопыты…»

- совершенствовать выразительность движений детей

- развивать у каждого ребенка способность к самовыражению

- продолжать развивать внимание, память

- закреплять представления детей о переходе воды в твердое состояние и обратно при изменении температуры.

Май

«В мастерской скульптора»

Мониторинг

- настроить детей на совместную активную работу

- стимулировать способности к импровизации, взаимодействию

- развивать творческую индивидуальность, интерес к лепке, как способу самовыражения.

Календарно-тематическое планирование оздоровительных занятий подготовительная группа

Месяц

Тема

Задачи

Сентябрь

Мониторинг

«Мои чувства»

- закреплять понятия детей о чувствах, эмоциях

- уточнять знания о значении для человека слуха, зрения, вкуса, обоняния, осязания в познании мира

- обогащать словарный запас детей новыми словами, входящими в пословицы (зрачок, зеница, око)

- воспитывать бережное отношение к своим органам чувств

Октябрь

«Не радуйтесь чужой беде, ищите лишь добро везде»

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми через умение управлять своими эмоциями, поступками

- учить понимать и выражать словами свое состояние и настроение окружающих

- расширять словарь детей, включая слова: сопереживание, сострадание, равнодушие, доброжелательность, гнев.

- развивать умение наблюдать, анализировать настроение других

- формировать представление об общечеловеческих ценностях.

Ноябрь

«Моя внешность»

- продолжать знакомить с собой, обращать внимание на свою внешность

- развивать умение наблюдать, анализировать

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, доброту.

Декабрь

«Учимся быть осторожными»

- развивать внимательность и осторожность, находясь в незнакомом месте

- учить детей умению с помощью лекарственных трав оказывать помощь себе и другим детям (листья крапивы, подорожник)

- закреплять правила поведения в лесу

- воспитывать любовь к природе, родному краю, стремление сохранять и приумножать его богатства.

Январь

«Осторожно – пожар»

- развивать внимание, память, логическое мышление

- активизировать словарь, понимать значение слов, связанных с профессией пожарного и людьми, по вине которых возникают пожары; закреплять правила поведения в экстремальных ситуациях

- уточнять обстоятельства, при которых можно получить ожог, в каких случаях огонь является другом человека, а в каких – врагом

- воспитывать внимание к окружающим, умения вовремя прийти на помощь

Февраль

«»Что такое доброта»

- создать условия для проявления различных эмоциональных состояний

- использовать выразительные движения в воспитании эмоций

- формировать представления о добре, дружбе, любви на конкретных примерах, поступках окружающих, героев художественной литературы

- учить детей умению рассказывать о своих эмоциональных переживаниях.

Март

«Звездное небо - великая книга природы»

- продолжать развивать внимание, слуховую память, умение сосредотачиваться, откликаться на эмоциональное состояние товарища

- активизировать каждого ребенка

- обучать детей умению расслабляться

- заинтересовать дошкольников сведениями о Вселенной

- продолжать формировать элементы логического мышления.

Апрель

«Волшебный мир музыки П. И. Чайковского»

- развивать слуховое внимание и память, творческую инициативу, передавая танцевальными движениями различный характер музыки

- создавать обстановку, способствующую раскрепощению и расслаблению ребенка

- вызвать эмоциональный отклик на яркую, живую музыку

- следить за осанкой, дыханием детей во время движения

- воспитывать у детей устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные произведения разного жанра

- расширять музыкальные впечатления.

Май

«Морское путешествие»

Мониторинг

- создавать условия, способствующие расслаблению детей

- вызвать эмоциональный отклик на яркую, живую музыку

- развивать слуховое внимание и память, творческую инициативу и фантазию, передавая в движении различный характер музыкальных пьес

- формировать способность к гибкой передаче своих эмоций через мимику и жест

- воспитывать у детей устойчивый интерес и отзывчивость на музыку разного жанра

- расширять музыкальные впечатления.

Список литературы:

  1. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы. М., 1968
  2. Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. М. , 1985
  3. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду. М. , 2000
  4. Урунтаева Г. А. , Афонькина Ю. А. Как я расту М., 2000
  5. Маханева М. Д. Программа оздоровления детей дошкольного возраста. М., 2012
  6. Строковская В. Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей. М., 1994
  7. В. Н. Зимонина «Расту здоровым» в 2-х частях. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 240 с.

-

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)

Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....

Моя рабочая программа по экологическому воспитанию. Программа формирования ценностей здорового образа жизни средствами природы.

«Путешествие в страну питания»Вопросы охраны и защиты здоровья детей в настоящее время является первостепенной задачей государства. Главнейшим определяющим фактором здоровья считают разумный, осознанн...

Программа по охране здоровья, физическому развитию и формированию здорового образа жизни для детей младшего и среднего школьного возраста

Данная программа нацелена на формирование у детей ценности здоровья, чувства ответственности за сохраниение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культ...

Аннотация программы по формированию здорового образа жизни и профилактике простудных заболеваний «Тропинка к здоровью» для детей младшего и старшего дошкольного возраста 2014-2016 гг.

Пояснительная запискаФормирование здорового поколения – является одной из главных стратегических задач развития страны. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов...

"Азбука здоровья" мини-программа по пропаганде здорового образа жизни и оздоровления детей с ТНР среднего дошкольного возраста

Статистика приема детей в наше учреждение (МБДОУ ДСКВ №46 "Кот в сапогах") показывает, что речевая патология носит многообразный характер. К нам поступают дети с диагнозом «Общее недоразвитие речи» I,...

Целевая программа по здоровьесбережению "Здоровому все здорово"

Целевая программа по здоровьесбережению....

Мини-программа по пропаганде здорового образа жизни "Азбука здоровья"

Актуальность проблемы здоровьесбережения дошкольников непосредственно связана с нарастающей интенсификацией учебного процесса, поскольку в системе образования предусмотрена дошкольная подготовка будущ...