Программа оздроровительного направления "Ступеньки здоровья"
рабочая программа (старшая группа)
Современные родители мотивированы к непрерывному образованию своих детей. Их стремление начать раннее обучение своего ребенка не учитывая его реальные возрастные возможности, и с другой стороны, желание учителей школы получить подготовленного ученика, стали толчком для педагогов дошкольных учреждений перейти на раннее обучение дошкольников. Так постепенно детский сад предстает в облике мини-школы с целями, задачами, формами и методами работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_zdorovesberezheniyu.docx | 289.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Современные родители мотивированы к непрерывному образованию своих детей. Их стремление начать раннее обучение своего ребенка не учитывая его реальные возрастные возможности, и с другой стороны, желание учителей школы получить подготовленного ученика, стали толчком для педагогов дошкольных учреждений перейти на раннее обучение дошкольников. Так постепенно детский сад предстает в облике мини-школы с целями, задачами, формами и методами работы.
В результате ценности каждого возрастного периода в жизни дошкольника необоснованно стираются педагогами и родителями, не учитываются и закономерности физического и психического развития ребенка. Раннее обучение постепенно приводит к нарушению здоровья детей, их эмоционального благополучия, исчезновению данных природой склонностей к познанию и интереса к игровой деятельности.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью создания эффективной здоровьесберегающей педагогической системы в дошкольных учреждениях, организации инновационных форм взаимодействия с родителями, что позволит своевременно преодолеть нарушения в состоянии здоровья и развитии ребенка.
Практические материалы к программе разработаны с учетом возрастной активности дошкольника.
Цель: Укрепление здоровья и совершенствование двигательной активности детей.
Программные задачи
Представлены блоками:
Блок Здоровье
- «Я узнаю себя»
- «Я люблю солнце, воздух, воду»
- «Школа моего питания»
Блок Азбука движений
- Ходьба
- Бег
- Прыжки
- Лазанье
- Метание
- Подвижные игры.
Показатели результативности:
Старшая группа
Блок Здоровье
«Я узнаю себя»
- знаю, что я человек, чем отличаюсь от других детей и животных
- умеют объяснять, что у них и других детей, взрослых есть День рождения и День Ангела – именины.
- знают, что с возрастом меняются внешне, меняются поступки
- с помощью взрослых и самостоятельно анализируют и сравнивают свои поступки с образцом поведения, так же оценивают их
- заботятся о своем теле и здоровье
- имеют представление, что такое здоровье и как о нем нужно заботиться
- знакомы с витаминами в овощах и фруктах , продуктах питания (витамины А, В, С)
- знают, что есть болезнь – простуда
- имеют представления, как предупреждать болезнь (закаляться, употреблять в пищу лук, чеснок, витамины, одеваться по погоде, не переохлаждаться, не ходить с мокрыми ногами)
- сформировано желание быть здоровыми, красивыми, сильными
- умеют выполнять упражнения так, чтобы не нанести травму себе и другим детям
- умеют выражать разные чувства в общении и играх с детьми, со взрослыми
- умеют пользоваться разными опасными предметами
- знают что такое экстренный случай и когда нужна помощь взрослых
- умеют обращаться за помощью, называя свой адрес, номер телефона, фамилию
«Я люблю солнце, воздух, воду»
- Самостоятельно определяют и одевают одежду, в которой им комфортно в помещении, на улице, на занятиях по физической культуре, на утренней гимнастике
- знают, что во время сквозного проветривания в помещении находиться нельзя, а во время одностороннего проветривания нельзя долго сидеть надо двигаться
- нравиться делать гимнастику после дневного сна, во время которой происходит закаливание
- любят заниматься на улице
«Школа моего питания»
- умеют есть разные блюда, знают в каких продуктах содержатся полезные витамины
- умеют аккуратно есть, пользоваться столовыми приборами
- знают как нужно вести себя за столом, в гостях и общественных местах
- знают, что есть нужно в строго установленное время, не отвлекаться во время еды
- умеют самостоятельно сервировать стол
- умеют без напоминания взрослых, встав из-за стола проверить свое место, а если необходимо, убрать его.
Блок «Азбука движений»
Ходьба:
- на внешней стороне стопы, мелкими и широкими шагами, в колонне по одному, по два, приставным шагом в правую и левую сторону; в чередовании с бегом, прыжками, с изменением направления, темпа и сменой ведущего, перекатом с пятки на носок. Выполнять разные задания (идти гимнастическим шагом, повернувшись спиной вперед, в приседе, разном темпе)
Бег:
- в колонне, парами, в разных направлениях, по кругу, змейкой, врассыпную, наперегонки, с увертыванием
- выполнять задания: захлест голени назад, выбрасывание прямых ног вперед, в сторону, с разными предметами, изменением темпа, со сменой ведущего, непрерывно в течение 1,5-2 минут
Лазанье, ползанье:
- на четвереньках змейкой между предметами в чередовании с ходьбой, бегом
- на животе и спине по гимнастической скамейке, подтягиваясь руками
- на животе и спине по-пластунски
- между предметами, вокруг них
- подлезать под предметы (50 см.)
- подлезать под несколькими предметами
- перелезать через несколько предметов подряд, лазать по гимнастической стенке произвольным способом
Прыжки:
- на двух ногах на месте (в 2-3 приема) разными способами: в чередовании с ходьбой, ноги скрестно, ноги врозь, ноги вместе
- на одной, двух ногах боком, с продвижением вперед, через 5-6 предметов, поочередно через каждый (высота 15-20 см.)
- в длину с места
- в длину с разбега
- стараются проявить в движении творчество
Подготовительная к школе группа
Блок Здоровье
«Я узнаю себя»
Знакомлюсь с собой и другими детьми: много знаю о себе, о сверстниках.
- знаю, что с возрастом мы меняемся внешне, меняются и наши поступки.
- учусь с помощью взрослых и самостоятельно анализировать, сравнивать свои поступки с образцом поведения, а так же оценивать их
Учусь:
- заботится о своем теле и здоровье:
- знаю, как надо беречь свое тело и здоровье
- умею предупреждать простуду
- умею оказывать первую помощь себе и другим детям
-учусь делать самомассаж
- знакомлюсь с новым витамином – D
- узнаю новые правила оказания первой помощи (при ссадине, укусе пчелы, ушибе, обморожении кожи)
- хочу научиться оказывать первую помощь самостоятельно
- понимаю, что для укрепления своего здоровья надо каждый день заниматься физической культурой
- стараюсь выполнить движение так, чтобы не получить травму и не насти ее другим детям
понимать свое состояние:
- умею сочувствовать, радоваться вместе с другими детьми и взрослыми
- умею рассказывать взрослым о своем состоянии (при недомогании, радости и адекватно вести себя в соответствующей ситуации)
- учусь понимать состояние человека на фото, рисунке и выражать его с помощью пантомимы
Быть осторожным:
- умею вести себя в экстренной ситуации
- знаю, в каких случаях, куда нужно обращаться и какую давать информацию
- продолжаю учиться быть осторожным в разных жизненных ситуациях (при пожаре, на улице, во дворе, в лесу, у воды).
«Я люблю солнце, воздух и воду»
Самостоятельно определяю и надеваю одежду, в которой чувствую себя комфортно в помещении, на улице, на занятиях по физической культуре, гимнастике
- знаю, что во время сквозного проветривания находиться в помещении нельзя, а во время одностороннего проветривания нельзя долго сидеть, надо двигаться
- люблю заниматься на улице, а перед сном «топтаться в тазу»
- мне нравиться гимнастика «пробуждения», во время которой мы закаливаемся: ходим и бегаем босиком, делаем гимнастику после сна, моем руки и умываемся прохладной водой, выполаскиваем рот и делаем водный массаж горла кипяченой водой (комнатной температуры)
- дома, перед сном, ч самостоятельно принимаю душ и сам определяю температуру воды и чищу зубы. После душа тщательно растираю тело.
«Школа моего питания»
Продолжаю узнавать, что в продуктах содержатся разные полезные витамины.
-умею вести себя за столом
- Узнаю, что есть надо в строго определенное время, не отвлекаться во время еды на просмотр телепередач, игр, рассматривание книг.
- Люблю сервировать стол самостоятельно, к завтраку, обеду, ужину.
- умею без напоминания взрослых, встав из-за стола, проверить свое место, а если необходимо, убрать его.
«Азбука движений»
Умею:
Ходьба
- на внешней стороне стопы, мелкими и широкими шагами, в колонне по одному, по два, приставным шагом в правую или левую сторону; в чередовании с бегом, прыжками, с изменением направления, темпа и сменой ведущего
- перекатом с пятки на носок
- выполнять разные задания (идти гимнастическим шагом, скрестным шагом, повернувшись спиной вперед, в приседе, разном темпе).
Бег
- в колонне, парами в разных направлениях, по кругу, «змейкой», врассыпную, наперегонки, с увертыванием
- выполнять задания: захлест голени назад, выбрасывание прямых ног вперед, в сторону, с разными предметами, изменением темпа, со сменой ведущего
- на скорость (10 м. с хода)
- на скорость (30 м. со старта)
- развивая выносливость
- непрерывно в течение 1,5 – 2 минуты
- в среднем темпе на 80 – 120 м. (2-3 раза), в чередовании с ходьбой, челночным бегом (4 раза по 10 м.)
Лазанье, ползанье
- на четвереньках змейкой между предметами в чередовании с ходьбой, бегом
- на животе и спине по-пластунски
- между предметами
- перелезать через несколько предметов подряд, лазать по шведской стенке произвольным способом
- по наклонной лестнице разными способами
- передвигаться приставным шагом по горизонтальной рейке шведской стенки (высота определяется самостоятельно, со страховкой взрослым)
Прыжки
- на двух ногах на месте (в 2-3 приема) разными способами: в чередовании с ходьбой; ноги скрестно, ноги врозь, ноги вместе; одна нога вперед, другая сзади
- на одной, двух ногах боком, с продвижением вперед, через 5-6 предметов, поочередно через каждый (высота 15-20 см.)
- в длину с места
- в длину с разбега (норматив определяется самостоятельно)
- на двух ногах, вращая скакалку вперед
- с одной ноги на другую
- на двух ногах
Бросание, метание
- мяч вверх, об пол и ловить его одной рукой (правой, левой, поочередно), после хлопка в ладоши перед грудью, за спиной
- перебрасывать мяч друг другу и ловить его одной рукой после хлопка перед грудью
- бросать набивной мяч (1 кг.) двумя руками из-за головы
- метать в горизонтальную и вертикальную (высота 2,5 м.) цели и медленно движущуюся (расстояние 6-8 метров)
- отбивать мяч (диаметр 10 см.) о стенку двумя руками непрерывно (сериями)
- постепенно осваивать этот прием одной рукой (правой, левой, поочередно)
- продолжаю учиться метать мяч на дальность (правой, левой рукой)
- стараюсь проявить в движении творчество
- знаю разные движения и придумываю новые
- придумываю разные варианты выполнения этих движений.
Календарно-тематическое планирование оздоровительных занятий старшая группа
Месяц | Тема | Задачи |
Сентябрь | Мониторинг «Мимика и жесты» | - упражнять детей определять у сверстников их эмоциональное состояние и выражать свои чувства с помощью мимики и жестов - развивать память, воображение, умение наблюдать, чувствовать настроение другого, анализировать; расширять и активизировать словарь - воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми: доброту, внимание к другим. |
Октябрь | «Мое имя» | - сделать значимыми для ребенка следующие понятия: день рождения, день ангела (именины) - расширять и активизировать словарь - воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми: доброту, внимание к другим детям и взрослым. |
Ноябрь | «Это плохо очень для ребячьей кожицы» | - воспитывать у дошкольников желание быть здоровыми - информировать о способах укрепления здоровья |
Декабрь | «Учимся доставлять радость другим» | - воспитывать культуру общения и поведения - побуждать детей осмысливать свое отношение к окружающим, близким людям, выражать это отношение желанием сделать приятное - учить детей понимать и выражать словами свое состояние и настроение - формировать представление об общечеловеческих ценностях. |
Январь | «Я понимаю» | - развивать слуховое и произвольное внимание, логическое мышление, зрительное, слуховое восприятие, мелкую моторику рук, координацию движений - учить детей выражать с помощью эмоций чувства в соответствии с характером музыкального произведения и отражать это настроение в конструировании из линий, использовании цвета (яркие, теплые тона: красный, светло-зеленый, желтый, оранжевый – передают радостное настроение; темные тона: синий, черный, серый, темно-зеленый – грустное, тревожное состояние) - воспитывать умение налаживать общение между детьми в группе сверстников. |
Февраль | «Я понимаю» (продолжение) | - развивать слуховое и произвольное внимание, логическое мышление, зрительное, слуховое восприятие, мелкую моторику рук, координацию движений - воспитывать умение налаживать общение между детьми в группе сверстников. |
Март | «Живые витамины» | - закреплять знания детей о влиянии пищи на их здоровье - дать элементарное представление о витаминах - формировать желание быть здоровым |
Апрель | «Мы исследователи, мы следопыты…» | - совершенствовать выразительность движений детей - развивать у каждого ребенка способность к самовыражению - продолжать развивать внимание, память - закреплять представления детей о переходе воды в твердое состояние и обратно при изменении температуры. |
Май | «В мастерской скульптора» Мониторинг | - настроить детей на совместную активную работу - стимулировать способности к импровизации, взаимодействию - развивать творческую индивидуальность, интерес к лепке, как способу самовыражения. |
Календарно-тематическое планирование оздоровительных занятий подготовительная группа
Месяц | Тема | Задачи |
Сентябрь | Мониторинг «Мои чувства» | - закреплять понятия детей о чувствах, эмоциях - уточнять знания о значении для человека слуха, зрения, вкуса, обоняния, осязания в познании мира - обогащать словарный запас детей новыми словами, входящими в пословицы (зрачок, зеница, око) - воспитывать бережное отношение к своим органам чувств |
Октябрь | «Не радуйтесь чужой беде, ищите лишь добро везде» | - воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми через умение управлять своими эмоциями, поступками - учить понимать и выражать словами свое состояние и настроение окружающих - расширять словарь детей, включая слова: сопереживание, сострадание, равнодушие, доброжелательность, гнев. - развивать умение наблюдать, анализировать настроение других - формировать представление об общечеловеческих ценностях. |
Ноябрь | «Моя внешность» | - продолжать знакомить с собой, обращать внимание на свою внешность - развивать умение наблюдать, анализировать - воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, доброту. |
Декабрь | «Учимся быть осторожными» | - развивать внимательность и осторожность, находясь в незнакомом месте - учить детей умению с помощью лекарственных трав оказывать помощь себе и другим детям (листья крапивы, подорожник) - закреплять правила поведения в лесу - воспитывать любовь к природе, родному краю, стремление сохранять и приумножать его богатства. |
Январь | «Осторожно – пожар» | - развивать внимание, память, логическое мышление - активизировать словарь, понимать значение слов, связанных с профессией пожарного и людьми, по вине которых возникают пожары; закреплять правила поведения в экстремальных ситуациях - уточнять обстоятельства, при которых можно получить ожог, в каких случаях огонь является другом человека, а в каких – врагом - воспитывать внимание к окружающим, умения вовремя прийти на помощь |
Февраль | «»Что такое доброта» | - создать условия для проявления различных эмоциональных состояний - использовать выразительные движения в воспитании эмоций - формировать представления о добре, дружбе, любви на конкретных примерах, поступках окружающих, героев художественной литературы - учить детей умению рассказывать о своих эмоциональных переживаниях. |
Март | «Звездное небо - великая книга природы» | - продолжать развивать внимание, слуховую память, умение сосредотачиваться, откликаться на эмоциональное состояние товарища - активизировать каждого ребенка - обучать детей умению расслабляться - заинтересовать дошкольников сведениями о Вселенной - продолжать формировать элементы логического мышления. |
Апрель | «Волшебный мир музыки П. И. Чайковского» | - развивать слуховое внимание и память, творческую инициативу, передавая танцевальными движениями различный характер музыки - создавать обстановку, способствующую раскрепощению и расслаблению ребенка - вызвать эмоциональный отклик на яркую, живую музыку - следить за осанкой, дыханием детей во время движения - воспитывать у детей устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные произведения разного жанра - расширять музыкальные впечатления. |
Май | «Морское путешествие» Мониторинг | - создавать условия, способствующие расслаблению детей - вызвать эмоциональный отклик на яркую, живую музыку - развивать слуховое внимание и память, творческую инициативу и фантазию, передавая в движении различный характер музыкальных пьес - формировать способность к гибкой передаче своих эмоций через мимику и жест - воспитывать у детей устойчивый интерес и отзывчивость на музыку разного жанра - расширять музыкальные впечатления. |
Список литературы:
- Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы. М., 1968
- Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. М. , 1985
- Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду. М. , 2000
- Урунтаева Г. А. , Афонькина Ю. А. Как я расту М., 2000
- Маханева М. Д. Программа оздоровления детей дошкольного возраста. М., 2012
- Строковская В. Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей. М., 1994
- В. Н. Зимонина «Расту здоровым» в 2-х частях. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 240 с.
-
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)
Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....
Моя рабочая программа по экологическому воспитанию. Программа формирования ценностей здорового образа жизни средствами природы.
«Путешествие в страну питания»Вопросы охраны и защиты здоровья детей в настоящее время является первостепенной задачей государства. Главнейшим определяющим фактором здоровья считают разумный, осознанн...
Программа по охране здоровья, физическому развитию и формированию здорового образа жизни для детей младшего и среднего школьного возраста
Данная программа нацелена на формирование у детей ценности здоровья, чувства ответственности за сохраниение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культ...
Аннотация программы по формированию здорового образа жизни и профилактике простудных заболеваний «Тропинка к здоровью» для детей младшего и старшего дошкольного возраста 2014-2016 гг.
Пояснительная запискаФормирование здорового поколения – является одной из главных стратегических задач развития страны. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов...
"Азбука здоровья" мини-программа по пропаганде здорового образа жизни и оздоровления детей с ТНР среднего дошкольного возраста
Статистика приема детей в наше учреждение (МБДОУ ДСКВ №46 "Кот в сапогах") показывает, что речевая патология носит многообразный характер. К нам поступают дети с диагнозом «Общее недоразвитие речи» I,...
Целевая программа по здоровьесбережению "Здоровому все здорово"
Целевая программа по здоровьесбережению....
Мини-программа по пропаганде здорового образа жизни "Азбука здоровья"
Актуальность проблемы здоровьесбережения дошкольников непосредственно связана с нарастающей интенсификацией учебного процесса, поскольку в системе образования предусмотрена дошкольная подготовка будущ...