Методическая разработка "Применение личностно-ориентированной технологии в работе с детьми"
материал
Методическая разработка "Применение личностно-ориентированной технологии в работе с детьми"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_lichnostno-orintirovanoy_tehnologii_v_rabote_s_detmi.docx | 30.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 10 г.Ярцева Смоленской области
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«ПРИМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ
В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ».
Разработала:
воспитатель
МБДОУ детский сад №10
Марченкова Е.В.
2019 г.
ПРИМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ
В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ.
В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов проекта ФГОС. Социально-личностное развитие дошкольника, то есть формирование отношения ребенка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания – процесс довольно сложный, требует от педагога немалых затрат труда и в плане результативности.
Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Достаточно хорошо известно, что своевременное развитие необходимых компонентов социального поведения у детей тормозится недостаточным уровнем развития речи, что способствует появлению у него эмоционально-личностных и поведенческих трудностей. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – со взрослыми и сверстникам.
Перед нами, педагогами, стоит ответственная задача - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Чтобы раскрыть индивидуальность каждого ребенка в процессе обучения, построение личностно-ориентированного образования в современной учебных учреждениях обеспечивает решение этих вопросов .
Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих работать с каждым ребенком в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.
Личностно-ориентированная технология - это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважении к ней, природосообразности воспитания, добре и ласке как основном средстве. Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.
Личностно-ориентированная технология:
1.Гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ.
2.Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов.
3.Приоритет личностных отношений.
4.Индивидуальный подход к воспитанникам.
1.Игры, занятия, спортивные досуги.
2.Упражнения, наблюдения,
экспериментальная деятельность.
3.Упражнения, игры, гимнастика, массаж.
4.Тренинги, этюды, образно-ролевые игры.
Для себя я выбрала такую модель общения с детьми в использовании личностно – ориентированных , которые помогают мне во взаимоотношениях с детьми.
Личностно - ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому моя педагогическая деятельность по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему:
-обращаюсь с детьми ласково, с улыбкой: утром при встрече, во время еды, подготовки ко сну, одевании и т. д;
- стремлюсь установить доверительные отношения, проявляю внимание к их настроению, желаниям, достижениям и неудачам;
- поощряю самостоятельность в выполнении режимных процедур, учитывая их индивидуальные особенности (привычки, темперамент, предпочтение к той или иной пище);
- реагирую на инициативу в общении, потребность в моей поддержке;
- слушаю детей внимательно и уважением;
- вежливо и доброжелательно отвечаю на вопросы и просьбы, обсуждаю проблемы;
- успокаиваю и подбадриваю расстроенных детей, стремясь помочь в устранении дискомфорта;
- разговаривая с детьми, выбираю позицию «на уровне глаз» - общаясь с ребенком, присаживаюсь рядом;
- в течение дня общаюсь не только с группой в целом, но и с каждым ребенком индивидуально.
Находясь рядом с детьми, создаю условия для формирования положительных взаимоотношений со сверстниками:
- собственным поведением демонстрирую уважительное отношение ко всем детям;
- привлекаю внимание к эмоциональным состояниям друг друга, собственным примером и предложениями побуждая детей к проявлениям сочувствия, жалости, чувства радости за другого;
- при организации совместных эмоциональных, подвижных, предметных игр помогаю координировать свои действия, учитывать желания друг друга, выступаю в качестве доброжелательного участника игр;
- стремлюсь разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и окриков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия или переключения внимания на другие виды деятельности или предметы;
- помогаю овладевать речевыми способами общения: называть друг друга по имени, формулировать свои желания, просьбы, договариваться об очередности действий, благодарить за помощь и т.д.
Долгое время работая с детьми, я взяла за правило:
- не ограничивать естественный шум в группе (оживленную деятельность, игру, смех, свободный разговор);
- мой голос не доминирует над голосами детей;
- приучаю разговаривать спокойно, чтобы не мешать другим детям играть и общаться;
- служу примером спокойного общения: разговариваю с детьми спокойным, но не монотонным голосом.
Воспитательно - образовательный процесс я выстраиваю следующим
образом, что:
- в ходе организованной образовательной деятельности учитываю возрастные возможности и интересы детей;
- организовываю образовательную деятельность в форме совместной игры;
- организовываю игру в совместной деятельности преимущественно с одним ребенком или небольшой группой детей таким образом, чтобы в ней участвовал каждый ребенок;
- обучение провожу в мягкой форме, без насилия: обучая ребенка пользоваться ложкой, расческой или заводить машину, рукой, даю ему возможность выполнить действие самостоятельно, при необходимости помогая ему, но, не принимая всю инициативу на себя;
- откликаюсь на любую просьбу ребенка о совместной деятельности и помощи, а в случае невозможности их осуществления спокойно объясняю причину и прошу подождать;
- в ходе совместной игры или организованной образовательной деятельности нахожу время и возможность обратиться к каждому ребенку по имени, проявить заинтересованность к тому, что он делает, подбодрить, помочь справиться с трудным действием;
- организуя совместные игры или организованную образовательную деятельность, не заставляю участвовать в них всех детей: если ребенок отказывается слушать сказку или смотреть спектакль, разрешаю ему заняться чем-либо другим, не мешая остальным детям;
- организовываю игры детей, стремясь заинтересовать ребенка сюжетом игры, вызвать у него желание играть;
- стараюсь пробудить инициативу, вовлекая ребенка в игру, предлагаю и обсуждаю с ним разные варианты развития сюжета с учетом его желания;
- помогают наделить персонажи игр именами, характерами, разговариваю от их имени, стимулирую развертывание диалога;
- увлекаю поисками предметов-заместителей, открывая для ребенка новые возможности игры;
- проявляю интерес к самостоятельной игре детей, выражаю одобрение, радуюсь находкам, оригинальным действиям и высказываниям детей;
- помогаю разнообразить игру ребенка ненавязчиво, не нарушая замысла;
- организуя совместные игры, помогаю распределить игрушки, роли, наладить взаимодействие.
Поддерживая положительное самоощущение детей, способствую формированию у них знаний о себе:
- предоставляю детям самостоятельность в выборе игрушек, занятий, партнеров по игре;
- время от времени подвожу ребенка к зеркалу для рассматривания частей тела
(обычно невидных – ушки, прическа и т.д.), соотношу отражение в зеркале с
соответствующими деталями одежды ребенка (рассматривают рисунок на карманчиках);
- обращаюсь к ребенку по имени, подчеркивая его достоинства;
- поощряю высказывание детьми их чувств и мыслей, рассказывание о событиях, участниками, которых они были (о своей семье, друзьях, предпочтениях, мечтах, переживаниях и т.д.);
- чаще пользуюсь поощрением, поддержкой, чем порицанием и запрещением, порицание относится только к отдельным действиям ребенка, не адресуется его личности; неудачи обыгрываются в шутливой форме, чтобы не формировать у малыша неуверенности в своих силах;
- не прибегаю к физическим наказаниям или к другим негативным
дисциплинарным методам, которые обижают, пугают или унижают детей, если ребенок отказывается есть или идти в туалет, стараюсь мягко уговорить его перевести нежелательные действия в игровую форму, а в случае неудачи дать малышу побыть одному; если ребенок высказывает явное неповиновение, идет на открытый конфликт, мешает другим детям или обижает их, спокойно объясняю ему причину нежелательного поведения;
- после разрешения конфликта выражаю уверенность в том, что плохой поступок больше не повторится.
Формируя положительное отношение к сверстникам:
- собственным поведением демонстрирую уважительное отношение ко всем детям;
- привлекаю внимание детей к эмоциональным состояниям друг друга, поощряю
проявления сочувствия, сопереживания сверстникам;
- поддерживаю эмоциональный комфорт непопулярных детей в группе, создаю
условия для их принятия сверстниками;
- организуя совместные игры, обучаю детей координировать свои действия,
учитывать желания друг друга;
- чутко отношусь к жалобам детей, обучая их социально приемлемым формам
взаимодействия.
Взаимодействуя с детьми, учитывают их возрастные и индивидуальные особенности:
- в ходе режимных процедур терпимо отношусь к затруднениям детей: позволяю им действовать в своем темпе, не акцентирую внимание на неуспехах ребенка, оказываю ему необходимую помощь и поддержку и т.д.;
- предлагая детям образцы деятельности, не настаиваю на их точном воспроизведении;
-указывая на ошибки детей, делаю это мягко, не унижая перед сверстниками и, не ущемляя достоинства ребенка;
- контролируя усвоение материала, учитываю такие особенности ребенка, как
смущение, застенчивость, не допуская возникновения у него негативных
переживаний;
- предоставляю детям возможность самим выбрать деятельность по интересам:
во время прогулки, в нерегламентированных видах деятельности, в свободное
время;
- в ходе совместной игры или организованной образовательной деятельности
обращаюсь к ребенку по имени, смотрю ему в глаза, веду себя заинтересованно
и доброжелательно, помогая освоить трудное действие;
- откликаюсь на любую просьбу ребенка о совместной деятельности, а в случае
невозможности их осуществления спокойно объясняю причину и прошу подождать;
- поддерживаю положительное самоощущение детей, способствую формированию у них знаний о своих возможностях и способностях.
Чаще пользуются поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением;
- порицания отношу только к отдельным действиям ребенка, но не адресую их к
его личности;
- порицая действия ребенка, предлагаю образец желаемого действия или средства
для исправления ошибок;
-отмечаю новые достижения ребенка в разных видах деятельности, обращаю
внимание на его новые возможности и способности: достижения ребенка не
не сравниваются с достижениями других детей, а лишь с его собственными
(говорю: «Так далеко ты сегодня прыгнул, дальше, чем вчера». «Ты
поступил плохо», но не говорю: - «Ты плохой мальчик»;
- намеренно создаю ситуацию успеха, в которой ребенок достигает успеха: предлагая ребенку младшего дошкольного возраста попасть мячиком в корзинку, ненавязчиво включаются в действие, обеспечивая его успех и поощряя его достижение, а ребенку старшего возраста в случае неудачи в трудном для него задании предлагаю более простую деятельность;
- не прибегаю к физическому наказанию или другим негативным дисциплинарным методам, которые обижают, пугают или унижают детей.
Создаю условия для возникновения и развертывания игры детей:
- создаю условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре: читаю вместе книги, прослушиваю диски, обсуждаю события жизни детей, рассказываю о себе и других людях, организовываю экскурсии, прогулки, посещение культурных мероприятий;
- обращаю внимание детей на содержание деятельности людей и их взаимоотношений, на явления и взаимосвязь событий в живой и неживой природе;
- побуждаю к развертыванию игры: обращаюсь к малышам: «Посмотрите, у зайчика болит ножка, давайте его полечим», детям постарше предлагаю поиграть в конкретную игру или выбрать сюжет, побуждаю к принятию роли и наделению ею партнера, договариваюсь о правилах игры со старшими детьми;
- в качестве непосредственного участника игры предлагаю образцы различных игровых действий: кормлю, купаю куклу, привлекая к игре малышей, показываю, как строить дом.
Родители.
Реализация личностно-ориентированного подхода требует тесного взаимодействия педагогов и родителей, так как семья – это один из важнейших институтов социализации ребенка.
В условиях семьи складывается эмоционально – нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка.
Известно, что ребенок старается «примерять» межличностные и социально-бытовые модели поведения своих родителей, отношение к труду и творчеству, не говоря уже о вербальной модели общения.
Основными формами взаимодействия между педагогами ДОО и родителями традиционно являются:
- общение в ходе ежедневного утреннего приема детей в ДОО и возвращения их родителям;
- проведение периодических родительских собраний;
- проведение праздничных мероприятий с привлечением родителей;
- организация работы родительских комитетов и попечительских советов.
-индивидуальные беседы.
Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо максимально вовлечь их в жизнь детского сада. Вовлечение должно строиться по принципу постоянного убеждения их в важности совместной работы.
Подобный подход может содержать следующие этапы:
- формирование доброжелательных отношений с установкой на сотрудничество за счет постоянной демонстрации родителям именно положительного образа ребенка, основанный на конкретных успехах и достижениях ребенка.
- привлечение к совместному выполнению родителями и детьми учебных и творческих заданий (поделок, костюмов и т.д.). При этом всегда объясняю необходимость именно совместной работы родителей и детей.
- интересуюсь поведением детей дома;
-привлекаю родителей к совместному участию в праздниках, субботниках, ремонте игрушек, обустройстве детской площадки.
В качестве фактора повышения эффективности такой работы можно считать наличие в детском саду на доступных и заметных для родителей местах информационных материалов о деятельности детей и детского сада.
Каждый педагог вносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное. Индивидуальность педагогическая определяется уровнем осмысления содержания программы, оснащением педагогического процесса, условиями в которых находятся дети. Поэтому и считается, что каждая конкретная технология считается авторской.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы образования и воспитания личность ребенка, обеспечение ему комфортных условий в учреждении, в котором он находится, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации имеющихся природных потенциалов. Личность ребенка в данной технологии не только субъект, но и субъект приоритетный: она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения ".
В работе представлены различные виды технологий, которые могут использоваться руководителями физического воспитания на своих занятиях, а так же, выборочно могут применять воспитатели в физкульт ...
Методическая разработка «Применение личностно-ориентированной технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Личностно – ориентировочная технология является – уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, откр...
Методическая разработка "Применение личностно-ориентированной технологии в работе с детьми дошкольного возраста"
Методическая разработка предназначена в помощь воспитателям ДОУ, ориентирована на детей 3-7 лет....
Методическая разработка "Применение личностно — ориентированной технологии в работе с детьми"
Методическая разработка "Применение личностно — ориентированной технологии в работе с детьми"...
Методическая разработка: «Использование игровых технологий в работе с детьми раннего возраста». Воягина П.В.
Методическая разработка: «Использование игровых технологий в работе с детьми раннего возраста». Воягина П.В. Цель:- Развивать у детей познавательный интерес к миру домашних птиц.Задач...
Методическая разработка "Применение личностно — ориентированной технологии в работе с детьми"
В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из основных компонентов проекта Федерального Государственно...
Методическая разработка «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ в соответствии с ФГОС»
Методическая разработка «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ в соответствии с ФГОС»...