Доклад по теме: «Актуальность проблемы интеграции дошкольного образования» в рамках семинара: «Теория и практика интегрированного обучения в дошкольном образовательном учреждении»
статья на тему
Дошкольный возраст – это сензивный период для формирования фонематического восприятия детей, развитие всех сторон речи, расширение и обогащение детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача детского сада заключается не в том, чтобы поскорее научить читать и писать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, научить видеть закономерности; научить свободно и грамотно строить свои высказывания, пробуждать познавательные интересы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 60 «Заинька»
Доклад по теме:
«Актуальность проблемы интеграции
дошкольного образования»
в рамках семинара: «Теория и практика интегрированного обучения в дошкольном образовательном учреждении»
Выполнила:
воспитатель Н.В. Мерзлякова
Дошкольный возраст – это сензивный период для формирования фонематического восприятия детей, развитие всех сторон речи, расширение и обогащение детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача детского сада заключается не в том, чтобы поскорее научить читать и писать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, научить видеть закономерности; научить свободно и грамотно строить свои высказывания, пробуждать познавательные интересы.
Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает учебная деятельность.
Непосредственно – образовательная деятельность развивает самостоятельность, творчество, умственные способности, учебные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями, мобилизирует нравственно-волевые усилия в достижении учебно-познавательных целей, формируются навыки самооценки.
Существует мнение, что результатом деятельности ДОУ становится готовность к обучению в школе, которая может быть рассмотрена с разных позиций. Однако целью дошкольного образования следует назвать разностороннее развитие ребенка, формирование у него общей культуры, целостного представления о мире. Одна из важнейших задач дошкольного воспитания – формирование кругозора видения целостной картины мира.
Иначе говоря, задача дошкольного образования состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, форсировании сроков перевода его школьные «рельсы», а в том, чтобы создать ему условия наиболее полного раскрытия неповторимого возрастного потенциала.
Если рассматривать целостность и гармоничность в плане дошкольного питания, то новая Концепция дошкольного образования предложила изменить оценку самого дошкольного периода детства: в отличие от традиционной советской системы, где дошкольный возраст рассматривался в качестве подготовительной ступени к дальнейшему обучению в школе, она ориентирует педагогов на признание самооценки дошкольного детства как уникального периода жизни человека.
Таким образом, можно сделать вывод, что интеграция – системное образование, объединяющее:
- интегративное целое, представляющее собой синтез процессуальных и результирующих составляющих интеграции;
- интеграцию – процесс;
- интеграцию – результат.
Интеграция ведет к обобщению и уплотнению, унификации и росту информационной емкости знания; использование интеграции знаний в образовании позволяет выделять компоненты содержания, соответствующие целостным представлениям о явлениях и процессах, происходящих в окружающей среде. Интеграция в образовании проявляется в том, что суммарное воздействие образовательных компонентов на воспитанников во много раз активнее и предпочтительней, чем влияние каждого из них по отдельности, что обеспечивает позитивный результат обучения и воспитания.
Существует 3 уровня интеграции знаний, наиболее соответствующих дошкольному образованию:
- на первом уровне интеграции устанавливаются связи между отдельными знаниями одной образовательной области со знаниями других образовательных областей, одного раздела программы со знаниями другого.
- второй уровень интеграции достигается на основе знаний, при изучении образовательной области со всеми возможными элементами других дисциплин.
- формирование интегрированной системы знаний третьего уровня требует организации целостного процесса образования, включающего весь комплекс образовательных областей.
Дошкольный возраст определяется как период интенсивного интереса к составлению различных познавательных позиций по отношению к предмету деятельности, это время расцвета логического и образного мышления.
К старшему дошкольному возрасту мозг детей перестраивается для усвоения новой информации и по всем функциональным характеристикам уже готов к усвоению большей по объему и сложной по качеству информации.
Рассматривание основы интеграции определяют следующие стороны психологической науки, связанные с этой проблемой:
- психология восприятия и воспроизведения эстетической культуры творческой личности;
- гуманистическое направление как основа всех сторон человеческой жизни;
- ассоциативность как психологическая основа интеграции.
Одна из основных форм осуществления интегративного подхода в ДОУ, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности - интегрированные занятия. На них объединяются различные области, знаний, содержание которых педагог отбирает, исходя из определенной темы, диктуемой программой детского сада.
В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности. Данные формы интеграции и разработанное для них содержание наиболее эффективно используется в период предшкольного образования. Целостно-интегративный подход к педагогическому процессу позволяет дать будущим школьникам целостную картину мира, сформировать у них системные знания и обобщенные умения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на областном семинаре: «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»
«Организация пространственно-предметной среды дошкольного учреждения как условия воспитания детей раннего возраста»...
Доклад на тему: "Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста."
Со своим докладом на тему: "Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста" я выступила на педагогическом совете в своём детском саду. Представила работу из своего опыт...
Представление практики по теме "Кейс-технология как элемент проблемно-ситуативного обучения в дошкольном образовательном учреждении"
Представление практики по теме "КЕЙС – ТЕХНОЛОГИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОБЛЕМНО - СИТУАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"...
Доклад на тему: «Актуальность проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста».
Речь – бесценный дар природы человеку, через речь осуществляется взаимодействие людей. Только человек обладает счастливой возможностью рассказать о своих чувствах, поделиться мыслям...
Доклад на тему: "Актуальные проблемы дошкольного образования и пути их решения"
Добрый день, уважаемые члены жюри, уважаемые коллеги. Сегодняшняя наша тема: «Актуальные проблемы дошкольного образования и пути их решение:По этому вопросу самыми важными вопросами по моему мне...