Программа «Здоровый малыш»
рабочая программа

Зорькина Олеся Сергеевна

Программа «Здоровый малыш» направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей. Педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovyy_malysh.doc188 КБ

Предварительный просмотр:

  Цель программы:

Программа «Здоровый малыш» направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей. Педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Для реализации программы в детском саду имеются следующие условия:

  • Медицинский кабинет, изолятор и процедурный кабинет, которые оснащены медицинским оборудованием
  • опытные медицинские специалисты: врач-педиатр, старшая медицинская сестра, медсестра.
  • физкультурный зал, который оборудован необходимым инвентарём:  гимнастическими скамьями, спортивными матами;  гимнастическими стенками, ребристыми досками, мячами, обручами, канатами и другим необходимым оборудованием. Количество и качество спортивного инвентаря и оборудования помогает обеспечивать высокую моторную плотность физкультурных занятий
  • библиотека методической литературы для организации эффективной двигательной активности детей,  развития основных видов движений
  • в ДОУ работают узкие специалисты узкой направленности: педагог-психолог,  инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель
  • оснащены кабинеты педагога – психолога, для групповой и индивидуальной коррекционной работы с детьми

Концепция программы

     Здоровье детей дошкольного возраста социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также организация медицинской помощи. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм.

  Укрепление здоровья детей должно стать ценностным приоритетом всей воспитательно-образовательной работы ДОУ: не только в плане физического воспитания, но и обучения в целом, организации режима, лечебно-профилактической работы, индивидуальной работы по коррекции, личностно-ориентированного подхода при работе с детьми,  вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний, их просвещение. Особенностью организации и содержания учебно-воспитательного процесса должен стать интегрированный  подход, направленный на воспитание у дошкольника потребности в здоровом образе жизни.

 Объекты программы:

  1. Дети дошкольного образовательного учреждения
  2. Семьи детей, посещающих образовательное учреждение
  3. Педагогический коллектив образовательного учреждения

Основные принципы программы:

1. Принцип научности – подкрепление всех необходимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками.

2. Принцип активности и сознательности – участие педагогов и родителей в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.

3. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

Основными направлениями программы “ Здоровый малыш ” являются:

  1. Материально-техническое оснащение оздоровительного процесса в ДОУ.
  2. Воспитательно-образовательное направление.
  3. Лечебно-профилактическое направление.
  4. Мониторинг реализации программы.

Задачи и пути реализации оздоровительной работы по каждому из направлений программы:

I.  Материально-техническое оснащение оздоровительного процесса в ДОУ.

Задача: Совершенствование  здоровьесберегающей среды в ДОУ. 

Пути реализации:

а) обновление материально-технической базы:

  • приобретение столов и стульев для групп в соответствии с ростом детей
  • замена устаревшего мягкого инвентаря – приобретение  матрацев, подушек, одеял, полотенец
  • приобретение общего кварца
  • пополнить спортинвентарь спортзала мячами разных размеров, обручами, массажными мячами, гантелями, массажными ковриками.

б)  преобразование предметной среды:

  • произвести благоустройство физкультурной площадки;
  • оборудовать  спортивную площадку: «полосой препятствий» для развития выносливости, гимнастической стенкой и бревном, различными малыми формами для организации двигательной активности детей на свежем воздухе
  • восстановить зоны уединения  (для снятия эмоционального напряжения)  в каждой возрастной группе

II. Воспитательно-образовательное направление

1 задача:  Организация рациональной  двигательной активности детей

Забота о здоровье детей в нашем ДОУ складывается из создания условий, способствующих благоприятному развитию организма. Наиболее управляемым фактором внешней среды является двигательная нагрузка, влияние которой в пределах оптимальных величин может оказывать целенаправленное воздействие на оздоровление. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Активная двигательная деятельность способствует:

  • повышению устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды
  • совершенствованию реакций терморегуляции организма, обеспечивающих его устойчивость к простудным заболеваниям
  • повышению физической работоспособности
  • нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем, также возможной коррекции врождённых или приобретённых дефектов физического развития
  • повышению тонуса коры головного мозга и созданию положительных эмоций, способствующих охране и укреплению психического здоровья

Основные принципы организации двигательной активности в детском саду:

  1. Физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту, полу ребёнка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья.
  2. Двигательную активность необходимо сочетать с общедоступными закаливающими процедурами.
  3. Обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики.
  4. Медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья.
  5. Проведение физкультурных мероприятий с учетом медицинских ограничений и сроков медотводов.
  6. Включение в гимнастику и занятия элементов корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и искривления осанки.

Формы организации двигательной активности в ДОУ:

  • физические занятия в зале и на спортивной площадке
  • утренняя гимнастика
  • физкультминутки
  • оздоровительный бег
  • физкультурные досуги, праздники, “Дни здоровья”

Пути реализации рациональной двигательной активности детей:

  • выполнение режима двигательной активности всеми педагогами  ДОУ преобладание циклических упражнений на физкультурных  занятиях для тренировки и совершенствования общей выносливости как наиболее ценного оздоровительного качества
  • использование игр, упражнений соревновательного характера на физкультурных занятиях и занятиях по плаванию

2 задача: Воспитание у детей культуры здоровья, вооружение знаниями, умениями и навыками для   формирования привычки к здоровому образу жизни

   

     Необходимость воспитания физической культуры подчеркивают исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7–8% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 60% - от его образа жизни. В связи с этим актуально воспитание культуры здоровья уже в дошкольном детстве. Становление культуры человека обусловлено прежде всего процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого с ребенком, широким спектром педагогических средств и приемов.

   Физическая  культура здоровья дошкольника состоит из трех компонентов:

  1. осознанного отношения к здоровью и жизни человека;
  2. знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его;
  3. компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской помощи.

    Для реализации данной задачи предполагается продолжение  целенаправленной  работы по воспитанию культуры здоровья, формированию привычек к здоровому образу жизни через такие  формы работы с детьми, как:

  • режимные моменты
  • тематические занятия познавательной направленности (1 раз в 2 месяца в младших, средних группах, 1 раз в месяц в старших и подготовительных)
  • физкультурные занятия
  • закаливающие процедуры после дневного сна
  • организацию и проведение  дней Здоровья (1 раз в квартал)

такие формы работы с родителями, как:

  • ежегодные родительские конференции по формированию здорового образа жизни дошкольников
  • тематические родительские собрания
  • совместные детско-родительские мероприятия (физкультурные праздники, развлечения и т. п.)
  • консультации специалистов - педиатра, психолога, педагогов и др. (индивидуальные, групповые, стендовые, на сайте ДОУ)

3 задача:  Психическое развитие детей и профилактика их эмоционального благополучия.

   Психическое здоровье детей обусловливается их полноценным психическим развитием, которое, в свою очередь,  предполагает развитие базовых психических процессов дошкольников – восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления (анализа, синтеза, обобщения, классификации), речи.  Эта задача решается через реализацию образовательной программы ДОУ:

- фронтальные занятия с детьми по базисным и коррекционным  программам, в структуре и содержании которых уделяется большое внимание развитию речи, мышления, воображения детей;

- создание полноценной предметно-развивающей среды в группах;

- организацию игровой деятельности детей;

- индивидуальную коррекционную работу с детьми педагога-психолога,  учителей-логопедов.

    Важнейшей составляющей частью в системе работы по  психическому  развитию детей является развитие графомоторных навыков детей.

   Статистика ежегодных исследований показывает, что около 70% детей, поступивших в школу с 7 лет, предметом, вызвавшим наибольшие затруднения, называют письмо. Среди детей, пришедших в школу с 6 лет, таковых – 87,5%.  

    «Минусы» традиционной системы:

  • На занятиях по рисованию из-за постоянного выделения ведущей руки снижается активность  неведущей, что является не совсем правильным.
  • Длительное выполнение упражнений в прописях (особенно с детьми младше 5 лет) приводит к быстрому утомлению ребенка, отказу от деятельности и другим негативным реакциям вследствие недостаточного развития нервных центров регуляции движений, а также мелких мышц кисти («писчий спазм»).
  • В настоящее время получили распространение «типографические» методы развития детей, то есть педагогами часто используются книги, наборы сюжетных картинок для стимуляции развития речи, мышления,- но еще в  60-х годах прошлого столетия было научно доказано, что дети полноценнее воспринимают объемные предметы, чем их изображение на картинке.
  • Целенаправленная работа по подготовке ребенка к школе ведется, в основном, на специально организованных занятиях, близких по своей структуре и содержанию (а иногда и продолжительности) к школьному уроку.  Но ведь ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является ИГРА, а источник возникновения игры – предметное действие (Д.Б. Эльконин, 1999г.). Именно поэтому в дошкольный период развития ребенка подготовка к обучению в школе должна осуществляться косвенно, прежде всего  посредством игровых видов деятельности.

   Таким образом, использование традиционных приемов при подготовке дошкольников к овладению графикой письма недостаточно эффективно.

   Новизна подхода:

 Современные исследования показывают, что для успешного овладения ребенком графикой письма необходимо развивать у него:

  • координацию движений рук;
  • пространственные представления;
  • чувство ритма;
  • мышечно-связочный аппарат кистей рук.

   Для этого необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга.   Важное значение здесь имеет сформированность взаимодействия полушарий головного мозга. Поэтому, наряду с традиционными методами формирования графомоторных навыков, педагогам необходимо использовать кинезиологические упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия (см. Приложение  № 2).

Профилактика эмоционального благополучия детей  в нашем ДОУ осуществляется в двух основных направлениях:

  • обеспечение более благоприятного течения периода адаптации вновь прибывших детей,
  • создание благоприятной эмоциональной обстановки в каждом детском коллективе.

     

       Более благоприятное течение периода адаптации вновь прибывших детей обеспечивается через комплекс психолого-педагогических мероприятий:

- анкетирование родителей с целью изучения индивидуальных особенностей каждого ребенка;

- ведение воспитателями  адаптационных листов наблюдений за каждым ребенком;

- гибкий  график последовательного  введения  вновь прибывших детей в группу;

- постепенное увеличение времени пребывания детей в группе;

- использование специальных педагогических приемов (знакомство ребенка с жизнью в детском саду при помощи  адаптационного альбома, организация фотовыставки «Моя семья», введение в групповую предметную среду любимых домашних игрушек детей и др.);

-  создание эмоционального комфорта при укладывании детей на дневной сон;

- психолого-педагогическое просвещение родителей (групповые, индивидуальные и стендовые консультации);

-  проведение психолого-медико-педагогических консилиумов по адаптации детей.

Создание благоприятной эмоциональной обстановки в каждом детском коллективе обеспечивается  через использование форм работы, а также применение  психолого-педагогических методов и приемов,  направленных на предупреждение нежелательных аффективных проявлений у детей:

  • диагностика эмоционального благополучия детей через наблюдение,  анализ продуктивных видов деятельности детей, использование проективных методик;
  • индивидуальные консультации психолога с воспитателями и родителями;
  • индивидуальные беседы психолога с воспитанниками;
  • обеспечение спокойной обстановки в групповом помещении (избегать чрезмерно громкой речи, оперативно реагировать на  конфликтные ситуации между детьми);
  • подвижные, сюжетно-ролевые игры, драматизация;
  • обеспечение условий для полноценного дневного сна (режим проветривания, создания спокойной обстановки, соблюдение «ритуалов» подготовки ко сну);
  • организация «уголков психологической разгрузки» (зон уединения детей) в группах;
  • создание ситуации успеха для каждого ребенка на занятиях и в свободной деятельности;
  • формирование культуры общения детей;
  • проведение досугов, развлечений, праздников (в т.ч. совместных на возрастных параллелях, с родителями) и др.;
  • рациональное применение «музыкотерапии» (используется при необходимости на занятиях, при выполнении релаксационных упражнений, при укладывании детей на дневной сон и их пробуждении и др.).

Новые подходы в профилактике эмоционального благополучия:

  • обучение детей приемам релаксации;
  • разработка и введение в воспитательно-образовательный процесс цикла занятий психолога с детьми 5-7 лет, направленных  на формирование умений дошкольников по оказанию психологической помощи и самопомощи в различных жизненных ситуациях.

     Необходимость обучения детей приемам релаксации обусловлена тем, что большинству детей свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации перегружают их слабую нервную систему. Мышечная и эмоциональная раскованность — важное условие для становления естественной речи и правильных телодвижений. Детям нужно дать почувствовать, что мышечное напряжение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием. Установлено, что эмоциональное возбуждение ослабевает, если мышцы в достаточной степени расслаблены. При этом также снижается уровень бодрствования головного мозга, и человек становится наиболее внушаемым. Когда дети научатся свободно расслаблять мышцы, тогда можно перейти к вербальному воздействию (суггестии).  Важно знать, что метод релаксации, по заключению специалистов, является физиологически безопасным и не дает негативных последствий.

В момент вербального воздействия дети находятся в состоянии расслабленности, их глаза закрыты; происходит определенное отключение от окружающего. Это значительно усиливает воздействие слова на психику ребенка. Цель такого воздействия — помочь детям снять эмоциональное напряжение, обрести спокойствие, уравновешенность, уверенность в себе и в своей речи, а также закрепить в их сознании необходимость использования мышечной релаксацией после каких-либо стрессов.

Некоторым, особенно возбужденным, отвлекаемым детям не удается сосредоточиться на занятии и успокоиться во время проведения сеанса релаксации, когда требуется расслабление по контрасту с напряжением и когда только еще вырабатывается чувство мышцы. Не следует их заставлять непременно повторять упражнения. Можно разрешить им молча, спокойно посидеть на занятии, посмотреть, как расслабляются остальные. Пребывание в позе покоя уже само по себе окажет на них положительное воздействие.

    Примеры релаксационных упражнений см. в Приложении № 3.

III. Лечебно-профилактическое направление

Задача: Совершенствование системы профилактическо-оздоровительной  работы.

        

Профилактическо-оздоровительная  работа в нашем  ДОУ должна быть направлена в первую очередь на выполнение правил СанПиН. Большое внимание следует уделить профилактическим мероприятиям:

  • осуществлять проветривание помещения, в которых пребывают дети, в соответствии с графиком;
  • дважды в день проводить  влажную уборку групповых помещений;
  • не загромождать групповые и спальные помещения мебелью, коврами;
  • для обеспечения естественного освещения помещений шторы на окнах должны быть укороченными;
  • 2 раза в год необходимо выполнять сушку, выморозку постельных принадлежностей (матрацев, подушек, одеял);
  • 2 раза в год осуществлять чистку ковровых изделий (летом - стирка, зимой - чистка снегом);
  • правильно осуществлять подбор и расстановку  комнатных растений;
  • своевременно (до начала цветения) производить покос газонов и участков;
  • соблюдать правила применения (хлорирования) и хранения моющих средств;
  • во время карантинных мероприятий строго придерживаемся санэпидрежима.

Профилактически-оздоровительная работа с детьми в ДОУ осуществляется:

1) специфической иммунопрофилактикой. Ее цель – усилить или ослабить формирование иммунитета к возбудителю конкретного заболевания. Иммунитет за последнее столетие явно снизился. Об этом свидетельствует рост хронических воспалительных заболеваний. Вакцинопрофилактика стала ведущим методом борьбы с инфекционными заболеваниями. Активная профилактическая вакцинация детей должна проводиться в определенные периоды жизни и быть направленной  на выработку общего специфического иммунитета.

2) неспецифическая иммунопрофилактика. Методов неспецифической профилактики болезней много, поскольку они представляют собой совокупность методов стимуляции скрытых резервов защитных сил организма, их совершенствования, гибкости, универсальности. К средствам повышения неспецифической резистентности организма относятся:

-  плановые оздоровительные мероприятия  (фито- и витаминотерапия)

-  закаливающие мероприятия

-  нетрадиционные методы – дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж

  -  профилактика нарушения осанки, сколиоза и плоскостопия, близорукости

ЛЕЧЕБНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

содержание

группа

Периодичность выполнения

ответственные

время

Оздоровление диспансерных детей

1- 10 гр.

По назначению врача

Медработник

В течение года

ЛЕЧЕБНЫЕ ПОЛОСКАНИЯ ГОРЛА

Лечебный сеанс «Родничок». Полоскание горла настоем трав (шалфей, эвкалипт, ромашка, календула)

1 - 10 гр.

После сна

Медработник

Октябрь - апрель

ВИТАМИНОТЕРАПИЯ

Витаминный сбор (плоды шиповника, рябины)

1 - 10 гр.

По назначению врача

Медработник, воспитатель

В течение года, в период эпидемии гриппа

Эликсир «Бодрость» (витаминизация III блюда витамином С)

1 - 10 гр.

ежедневно

медработник

 В течение года

ФАРМОКОТЕРАПИЯ

Волшебная капля: настойка элеутерококка, иммунала

1 – 10 гр.

По назначению врача

Медработник, воспитатель

В течение года, в период эпидемии гриппа

а) Целебная пилюля Неболейки: дибазол, глюконат кальция

б)«Волшебная приправа» фитонциды – лук, чеснок

в)лечебная смазка носика (оксалиновая мазь)

1 – 10 гр.

По назначению врача

Медработник, воспитатель

В период эпидемии гриппа

ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ

№ п/п

Мероприятия

Группа

Периодичность выполнения

Ответственные

Время

1.

Дыхательная гимнастика в игровой форме

1-10 гр.

3 раза в день во время утренней зарядки, на прогулке, после сна

Воспитатель, контроль медработника

в течение года

2.

Адаптогены вновь поступающим

Ясельные группы

по 30 дней

медработник

воспитатель

в период поступления

3.

Выявление и профилактика нарушения осанки и плоскостопия:

- подбор мебели по росту

- корригирующая гимнастика

- хождение босиком

- подбор обуви

- массаж стопы на тренажере

- физкультминутки

1-10 гр.

2 раза в год

медработник

воспитатель

в течение года

4.

Рациональное питание

1-10 гр.

постоянно

Контроль медработника

в течение года

5.

Профилактика анемии

Детям,сост.  полностью

на«Д»учете

По назначению врача

Медработник

в течение года

6.

Профилактика кариеса:

-консультация стоматолога 1-2 раза в год

-обучение правильной чистке зубов

1-10 гр.

По назначению врача 2 раза в год

Медработник. Врач, воспитатели

в течение года

7.

Санация хронических очагов инфекций носоглотки

-полоскание горла фитонцидами (эвкалипт, календула)

ЧБД

Осенью, весной

По назначению

Воспитатели

В течение года

В течение года

8.

Профилактика глистных инвазий

-обследование детей на я/глист и остриц

-обучение детей правилам личной гигиены

С 2-7 лет

1 раз в год

Воспитатели

В течение года

9.

Неспецифическая профилактика гриппа и простудных заболеваний

-создание режима температурного комфорта

-режим проветривания

-кварцевание групп

-влажная уборка с дез. растворами

-утренний фильтр с 2-х кратной термометрией

-смазывание носа оксолиновой мазью 2 раза в день

-фитотерапия

С 2-7 лет

По назначению врача

По сезону

Медработник

В течение года

10.

Специфическая профилактика гриппа

С 2-7 лет

По назначению врача

Медработник

В течение года

ИНТЕНСИВНАЯ ПРОФИЛАКТИКА

В ПЕРИОД ЭПИДЕМИИ ГРИППА И ОРЗ

№ п/п

мероприятия

сроки

Возраст

детей

1.

2.

3.

4.

5.

Фитонцидотерапия (лук, чеснок порционно)

Оксолиновая мазь в каждую ноздрю

Фитонцидное облачко

- медальоны

- раскладывание резаного чеснока, лука на тарелочках

Общетонизирующая терапия (ЧБ)

- элеутерококк по 2 кап. на год жизни суточная доза

- глюконат кальция 1 таб. суточная доза

Витаминотерапия

- аскорбиновая кислота с глюкозой

- ревит

Ежедневно

Ежедневно

утром и вечером

Ежедневно

4 недели 2 раза в год

2 недели 2 раза в год

2 раза в день

2 раза в день

Все дети

Все дети

Все дети

Все дети

Все дети

Все дети

ПРОФИЛАКТИКА И ОЗДОРОВЛЕНИЕ  ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ  ДЕТЕЙ

Мероприятия

Группа

Периодичность выполнения

Ответственные

Время

Благоприятный эмоционально-психологический микроклимат

ЧБД

Медработник, воспитатель

В течение года

Увеличение продолжительности дневного сна

Максимальное пребывание на воздухе

ежедневное

В течение года

Рациональное питание

Витаминотерапия

Фитотерапия

Курсами

Медработник

В течение года

Адаптогены

До 3-х лет

Медработник

В течение года

Иммуномодуляторы

ЧБД

По назначению врача

Медработник

В течение года

Дыхательная гимнастика

ЧБД

Курсами

Медработник

В течение года

Закаливающие мероприятия

Одним из основных направлений оздоровления детей является использование комплекса закаливающих мероприятий.

Закаливание – это активный процесс, представляющий совокупность методов стимуляции скрытых резервов защитных сил организма, их совершенствования, гибкости,  универсальности. Закаливающий эффект достигается систематическим, многократным воздействием того или иного закаливающего фактора и постепенным повышением его дозировки.

    Необходимо осуществлять  единый подход  к оздоровительно-закаливающей работе с детьми со стороны всего персонала ДОУ и родителей.

Ведущими научно-обоснованными методами эффективного закаливания в нашем ДОУ являются:

  • контрастные температурные воздействия (контрастно-воздушные и воздушные ванны), которые способствуют развитию и совершенствованию системы физической терморегуляции, плохо функционирующей в первые годы жизни. Обязательным условием проведения воздушных ванн является температура воздуха в помещениях. Для детей дошкольного возраста температура воздуха должна находиться в диапазоне 18-20 градусов в зависимости от большей или меньшей двигательной активности детей и их числа;
  • босохождение, которое  является эффективным закаливающим средством при условии постепенного его использования детьми;
  • циклические упражнения в облегченной, не стесняющей движений одежде, на занятиях и прогулках,  обладающие хорошим закаливающим и оздоровительным эффектом;
  • полоскание горла (с 2,5-3 лет).

Методика профилактики зрительного утомления и развития зрения у детей

По данным  Э.С. Аветисова, близорукость чаще возникает у детей с отклонениями в общем состоянии здоровья. Среди детей, страдающих  близорукостью, число практически здоровых в 2 раза меньше, чем среди всей группы обследованных школьников. Несомненно, связь близорукости с простудными, хроническими, тяжелыми инфекционными заболеваниями. У близоруких детей чаще, чем у здоровых, встречаются изменения опорно-двигательного аппарата – нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие. Нарушение осанки, в свою очередь, угнетает деятельность внутренних органов и систем, особенно дыхательной и сердечно-сосудистой. Следовательно, у тех, кто с самых ранних лет много и разнообразно двигается, хорошо закален, реже возникает близорукость даже при наследственной предрасположенности.

   Разумный режим дня, двигательная активность, правильное питание, проведение специальных упражнений для глаз - все это должно занять важное место в комплексе мер по профилактике близорукости и её прогрессированию, поскольку физическая культура способствует как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности глазных мышц и укреплению склеры глаз.

Комплекс упражнений для профилактики близорукости см. в Приложении № 6.

Формирование и коррекция осанки. Профилактика плоскостопия.

В дошкольном возрасте осанка ребенка только формируется и любое нарушение условий этого формирования приводит к патологическим изменениям. скелет дошкольника  обладает лишь чертами костно-мышечной системы. Его развитие еще не завершено, во многом он состоит из хрящевой ткани. Этим обусловлены дальнейший рост и в то же время сравнительная мягкость, податливость костей, что грозит нарушением осанки при неправильном положении тела, отягощении весом и т.д. Особую опасность неправильная поза представляет для малоподвижных детей, удерживающие тело в вертикальном положении, не получают у них должного развития.

Осанка зависит от общего состояния скелета, суставно-связочного аппарата, степени развития мышечной системы.

Наиболее действенным методом профилактики патологической осанки является правильное физическое воспитание ребенка. Оно должно начинаться с первого года жизни. Это очень важно, так как осанка формируется с самого раннего возраста. По мере роста малыша постепенно включаются новые средства физического воспитания. К 7 годам у здорового дошкольника позвоночник, как правило, приобретает нормальную форму и соответственно вырабатывается правильная осанка.

            Нередко плоскостопие является одной из причин нарушения осанки. При плоскостопии, сопровождающемся уплотнение свода стоп, резко понижается опорная функция ног, изменяется положение таза, становится трудно ходить.

            Основной причиной плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода.

            В основе профилактики лежит, во-первых, укрепление мышц, сохраняющих свод, во-вторых, ношение рациональной обуви и, в-третьих, ограничение нагрузки на нижние конечности.

Главным средством профилактики плоскостопия является специальная гимнастика, направленная на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голени. Такие виды движения и бег не только хорошо воздействует на весь организм, но и служат эффективным средством, предупреждающим образование плоскостопия. Особенно полезна ходьба на носках и наружных краях стопы.

Литература с комплексами упражнений для профилактики плоскостопия и нарушений осанки см. в Приложении № 7.

        

     Для группы часто болеющих детей  в ДОУ составляется годовой план оздоровления и закаливания.  Ежегодно проводится оценка эффективности оздоровления этой группы.

         

  1. Взаимосвязь со специалистами детской поликлиники.

Для сохранения и укрепления здоровья детей в ДОУ поддерживается постоянная связь врачами узкой специализации детской поликлиники. По результатам мониторинга, по назначению участковых педиатров и врачей узкой специализации, планируются и осуществляются оздоровительно-профилактические и лечебные мероприятия.

Ожидаемые результаты программы  «Здоровый малыш»:

  • снижение уровня заболеваемости;
  • закрепление оздоровительных мер в виде устойчивого психоматического состояния.

Функциональные обязанности работников ДОУ в рамках реализации программы  «Здоровый малыш»

Заведующая ДОУ:

  • общее руководство по внедрению программы
  • анализ реализации программы  - 2 раза в год
  • контроль по соблюдению охраны жизни и здоровья детей

Старший воспитатель:

  • проведение мониторинга (совместно с педперсоналом)
  • контроль за реализацией программы  

Врач поликлиники:

  • обследование детей по скрининг-программе и выявление патологии; утверждение списков часто и длительно болеющих детей
  • определение оценки эффективности оздоровления, показателей физического развития

Инструктор по физкультуре:

  • определение показателей двигательной подготовленности детей
  • внедрение здоровьесберегающих технологий
  • коррекция отклонений физического развития
  • включение в  физкультурные занятия:
  • упражнений для профилактики нарушений осанки, плоскостопия
  • упражнений на релаксацию
  • дыхательных упражнений
  • закаливающие мероприятия
  • сниженная температура воздуха
  • облегченная одежда детей
  • проведение спортивных праздников, развлечений, Дней здоровья
  • пропаганда здорового образа жизни

Педагоги:

  • внедрение здоровьесберегающих технологий
  • пропаганда здорового образа жизни
  • проведение с детьми оздоровительных мероприятий:
  • закаливания
  • дыхательной гимнастики
  • релаксационных, кинезиологических упражнений
  • самомассажа
  • упражнений для профилактики плоскостопия и нарушений осанки
  • пропаганда методов оздоровления в коллективе детей

Педагог-психолог:

  • внедрение здоровьесберегающих технологий
  • охранительный режим
  • коррекция отклонений в психическом развитии
  • методы психологической разгрузки

Старшая медсестра:

  • пропаганда здорового образа жизни
  • организация рационального питания детей
  • иммунопрофилактика
  • лечебные мероприятия
  • реализация оздоровительно-профилактической работы по годовому плану

Заместитель заведующего по хозяйственной части:

  • создание материально-технических условий
  • контроль за выполнением младшим обслуживающим персоналом санитарно-гигиенических условий при реализации программы  
  • создание условий для предупреждения травматизма в ДОУ
  • обеспечение ОБЖ

Шеф-повар:

  • организация рационального питания детей
  • контроль за соблюдением технологий приготовления блюд
  • контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм на пищеблоке

Младший обслуживающий персонал:

  • соблюдение санитарно-охранительного режима
  • помощь педагогам в организации образовательного процесса, физкультурно-оздоровительных мероприятий

ИГРОВОЙ МАССАЖ

Интерпретация и адаптированный вариант методик

спецзакаливания детей А. Уманской и К. Динейки

Закаливающее дыхание

Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводиться 2-3 раза в день.

«Поиграем с носиком»

1. Организационный момент.

а) «Найди и покажи носик»

Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.

2. Основная часть.

Игровые упражнения с носиком.

б) «Помоги носику собраться на прогулку».

Каждый ребенок берет свой носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.

в) «Носик гуляет»

Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.

Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому небу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.

г) «Носик балуется»

На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.

д) «Носик нюхает приятный запах»

Ребенок выполняет 10 вдохов – выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.

е) «Носик поет песенку»

На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: «Ба-бо-бу».

ж) «Погреем носик»

Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движения к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом делается как бы растирание.

3. Заключительный этап.

з) «Носик возвращается домой»

Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.

Примечание: Игровые упражнения можно сопровождать стихами:

                                                       - Подходи ко мне, дружок

И садись скорее в кружок.

 Носик ты быстрей найди,

Тете ___________покажи.

- Надо носик очищать,

 На прогулку собирать.

- Ротик ты свой закрывай,

Только с носиком гуляй.

-Вот так носик – баловник!

Он шалить у нас привык.

- Тише, тише, не спеши,

Ароматом подыши.

- Хорошо гулять в саду

И поет нос: «Ба-бо-бу».

- Надо носик нам погреть,

Его немного потереть.

- Нагулялся носик мой,

Возвращается домой.

Массаж рук

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

«Поиграем с ручками»

1. Подготовительный этап

Дети растирают ладони до приятного тепла.

2. Основная часть

а) Большим и указательными пальцами одной руки массируем – растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.

б) Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук.

в) переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.

г) Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.

д) Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.

3. Заключительный этап.

Дети встряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.

Примечание. Упражнение может сопровождаться стихами:

Эй, ребята все ко мне.

Кто стоит там в стороне?

А ну быстрей лови кураж

И начинай игру-массаж.

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь со всеми,

Никого не обойду.

С ноготками поиграю,

Друг о друга их потру.

Потом руки «помочалю»,

Плечи мягко разомну.

Затем руки я помою,

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Вытяну я пальчики,

Пусть бегут, как зайчики.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

Вот и кончилась игра,

Отдыхает детвора.

Массаж волшебных точек ушек

Этот вид закаливания основан на стимуляции биологических активных точек, расположенных на ушной раковине и связянных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2 – 3 раза в день.

«Поиграем с ушками»

  1. Организационный момент

Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.

2. Основная часть

Упражнения с ушками.

а) «Найдем и покажем ушки»

Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если мешают волосы, их закалывают вверху).

б) «Похлопаем ушками»

Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.

в) «Потянем ушки»

Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.

г) «Покрутим козелком»

Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок – выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20 – 30 секунд.

д) «Погреем ушки»

Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет всю раковину.

3. Заключительная часть

Дети расслабляются и слушают тишину.

Примечание.  Количество повторений каждого упражения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7-8 раз, для малышей достаточно 5-6 раз. Действия можно сопровождать стихами:

- Подходи ко мне, дружок, и садись скорей в кружок.

- Ушки ты свои найди и скорей их покажи.

- Ловко с ними мы играем, вот так хлопаем ушами.

- А сейчас все тянем вниз, ушко, ты не отвались!

- А потом, а потом, покрутили козелком.

- Ушко, кажется, замерзло, отогреть его так можно.

- Раз, два! Раз, два! Вот и кончилась игра.

- А раз кончилась игра, наступила ти-ши-на!

Закаливающий массаж подошв

Закаливающий массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно. Если массирование стопы валиком или скалкой проводится утром и вечером по 3-10 минут, то полный массаж достаточно выполнять раз в неделю.

«Поиграем с ножками»

1. Подготовительный этап

а) Удобно сесть и расслабится.

б) Смазать подошвы ног смягчающим кремом или растительным маслом (1-2 капли на ладошку).

2. Основная часть

а) Одной рукой, образуя «вилку» из большого и остальных пальцев, обхватить лодыжку и зафиксировать стопу от пальцев до щиколотки. Другой погладить стопу от пальцев до щиколотки.

б) Сделать разминание стопы всеми пальцами.

в) Погладить стопу граблеобразным движением руки по направлению к пальцам.

г) Похлопать подошву ладонью.

д) Согнуть стопу вверх с произвольным падением вниз.

е) Покатать ногами (подошвами) палку, несильно нажимая на нее.

ж) Растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы.

3. Заключительный этап

а) Погладить всю стопу от пальцев до щиколотки.

б) Посидеть спокойно, расслабившись.

Примечание. Дозировка должна соответствовать возрасту детей. Комплекс можно сопровождать стихами:

- Мы ходили, мы скакали,

Наши ноженьки устали.

Сядем все мы, отдохнем

И массаж подошв начнем.

-На каждую ножку крема понемножку.

Хоть они и не машина,

Смазать их необходимо!

- Проведем по ножке нежно,

Будет ноженька прилежной.

Ласка всем, друзья, нужна.

Это помни ты всегда!

- Разминка тоже обязательна,

Выполняй ее старательно.

Растирай, старайся

И не отвлекайся.

- По подошве, как граблями,

Проведем сейчас руками.

И полезно, и приятно –

Это всем давно понятно.

- Рук своих ты не жалей

И по ножкам бей сильней.

Будут быстрыми они,

Потом попробуй догони!

- Гибкость тоже нам нужна,

Без нее мы никуда.

Раз – сгибай, два – выпрямляй

Ну, активнее давай!

- Вот работа, так работа,

Палочку катать охота.

Веселей ты катай

Да за нею поспевай.

- В центре зону мы найдем,

Хорошенько разотрем.

Надо с нею нам дружить,

Чтобы всем здоровым быть.

- Скажем все: «Спасибо!»

Ноженькам своим.

Будем их беречь мы

И всегда любить.

Обширное умывание

Обширное умывание как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста.

Проводится после сна.

Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий.

«Умывайка»

«Раз» - обмывает правой рукой левую кисть.

«Два» - обмывает левой рукой правую кисть.

«Три» - мокрой правой ладонью проводит от кончиков пальцев левой руки до локтя.

«Четыре» - мокрой левой ладонью проводит от кончиков пальцев правой руки до локтя.

«Пять» - мокрые ладони кладет сзади на шею и ведет одновременно вперд.

«Шесть» - мокрой правой ладонью делает круговой движение по груди.

«Семь» - мокрыми ладонями проводит по лицу от лба к подбородку.

«Восемь» - ополаскивает руки.

«Девять» - отжимает их, слегка стряхивая.

«Десять» - вытирает руки насухо.

Примечание. Умывание можно сопровождать стихами:

Раз – обмоем кисть руки,

Два – с другою повтори.

Три - до локтя намочили,

Четыре – с другою повторили.

Пять – по шее провели,

Шесть – смелее по груди.

Семь  - лицо свое обмоем,

Восемь – с рук усталость мы смоем.

Девять – воду отжимай,

Десять – сухо вытирай


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Здоровый малыш"

   Для выработки грамотного, эффективного плана действий была составлена программа «Здоровый ребёнок», которая стала инструментом ориентации и интеграции усилий всего коллектива...

Авторская программа «ЗДОРОВЫЙ МАЛЫШ»

На современном этапе развития общества актуальность проблемы физического и психического здоровья детей не вызывает сомнения. В последние годы становится все больше детей с нарушениями психоэмоци...

Физкультурно-оздоровительна программа Здоровый малыш

В программе отражены цели, задачи, важнейшие целевые индикаторы, сроки и этапы реализации, ожидаемые и конечные результаты физкультурно-оздаровительной программы....

Программа "Здоровый малыш"

    В программе раскрываются концептуальные, организационные и содержательные подходы к организации оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста и родителями с применением здо...

Программа «Здоровый малыш»

Предлагаемая программа представляет собой систему оздоровительно-профилактической  ра­боты в МДОУ № 32, ежедневная, систематическая работа проводится с детьми всех возрастных групп с 3-х  до...

Здоровьесберегающая программа «Здоровый малыш»

Здоровьесберегающая программа «Здоровый малыш»...

Здоровьесберегающая программа "Здоровый малыш"

Здоровьесберегающая программа "Здоровый малыш"...