Проект «Нетрадиционные технологии оздоровления дошкольников»
консультация (подготовительная группа)
Нетрадиционные технологии оздоровления дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sushchestvennye_izmeneniya.doc | 163 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Нетрадиционные технологии оздоровления дошкольников»
1. Название проекта
Оздоровление детей дошкольного возраста в условиях ДОУ с использованием нетрадиционных форм и методов
2. Направление реализации проекта Обучение педагогов и оздоровление детей
4. География проекта
Проект направлен на оздоровление и совершенствование знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста всех возрастных групп, а также их всестороннее развитие через ведущие виды деятельности. Способствовать физическому, интеллектуальному, нравственному развитию ребёнка.
5. Тип проекта по характеру деятельности: практико – ориентировнаный
по количеству участников: групповой
по продолжительности: долгосрочный
по профилю знаний: межпредметный
по уровню компонентов: на уровне образовательной организации
6. Ресурсное обеспечение проекта Кадровый ресурс:
- администрация ДОУ;
- воспитатели всех возрастных групп;
- специалисты ДОУ
Нормативно – правовой ресурс:
- Закон «Об Образовании» (с изм. и доп.) ;
- Типовое положения ДОУ;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 26.03.2003 № 24 "О введении в действие санитарноэпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.124903" (вместе с "Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.1249-03")
- Приказ Минобразования России от 16.07.2002 № 2715/227/166/19 "О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ"
- Приказ Минпроса РСФСР от 04.08.1982 № 29 "Организация и руководство летней оздоровительной работой с детьми"
- "Методические рекомендации об организации летней оздоровительной работы с детьми в дошкольных учреждениях" от 20.06.1986 № 11-22/6-20
- «Методические рекомендации "Проведение физкультурных занятий на открытом воздухе с детьми 5–7 лет в дошкольных учреждениях"» от 29.10.1984 № 11-14/26-6
- "Методические рекомендации по закаливанию детей в дошкольных учреждениях" от 16.06.1980 № 11-49/6-29
- "Методические рекомендации по закаливанию детей" от 07.06.1979 № 290-м
Материально – технический ресурс:
- музыкально – спортивный зал;
- спортивная площадка;
- территория детского сада;
- территория близлежайших окрестностей
Информационный ресурс:
- консультации;
- семинары и тренинги;
- игровые программы;
- изготовление журналов, буклетов, памяток для родителей
7. Сроки реализации проекта 20 месяцев
8. Основные целевые группы, на которые направлен проект
Активные участники: инструктор по физической культуре. Дети всех возрастных групп (вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группы). Пассивные участники: педагоги образовательной организации, которые способствуют распространению опыта и родители (законные представители) - наблюдатели.
9. Основные цели и задачи проекта
Цель: оздоровление и всестороннее развитие детей дошкольного возраста через виды деятельности и нетрадиционные формы и методы оздоровления, а также содействие физическому и психологическому здоровью детей.
Задачи:
Оздоровительные:
- проанализировать состояние здоровья детей на момент начала проекта;
- сохранять и укреплять здоровье детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизация двигательной деятельности при помощи нетрадиционных форм и методов;
- подвести к осознанию потребностей ребенка в знаниях о себе и о своем здоровье;
- способствовать укреплению сердечно – сосудистой, дыхательной систем, стимулировать нервно – мышечную систему;
- повышать сопротивляемости организма к инфекционным заболеваниям;
- улучшать психоэмоциональное состояние детей и расширять объём знаний в области физической культуры и спорта
Образовательные:
- совершенствовать у детей жизненно – необходимые знания, умения, навыки и физические качества на основе индивидуализации и дифференциации;
- способствовать обогащению опыта детей способам и правилам сохранения своего здоровья;
- совершенствовать необходимую двигательную и развивающую среду;
- расширять и обогащать опыт детей по способам и правилам сохранения его здоровья;
- продолжать приобщать родителей к активной совместной работе и объединять совместные усилия по оздоровлению, воспитанию и физическому развитию детей;
- расширять и обогащать опыт родителей по способам и правилам сохранения здоровья детей.
- прививать любовь к физическим упражнениям, направленных на формирование правильной осанки, на профилактику нарушений опорно – двигательного аппарата;
- прививать привычку повседневной физической активности;
Воспитательные:
- воспитывать умения бережного отношения к своему организму, оценивать себя и свое состояние;
- воспитывать интерес к занятиям;
- воспитывать интерес к малой Родине, природе;
- воспитывать дружеские чувства;
- воспитывать интерес к физкультуре и спорту;
- воспитывать волевые качества личности: смелость, решительность, выдержку, настойчивость и другие
Развивающие:
- развивать координацию движений;
- развивать речь;
- развивать координационные способности и выносливость как основу физической подготовки ребёнка;
- развивать эмоциональную, образную, словесную и другие виды памяти
11. Методы реализации проекта
(описание методов реализации проекта, ведущих к решению поставленных задач) В процессе овладения основным видами движений, а также в оздоровлении детей используются различные методы работы, обеспечивающее сознательное и прочное усвоение детьми материала, воспитывающие навыки их творческой активности, такие как:
Словесные (занятие – беседа, рассказ, объяснение, комментирование хода выполнения, указания, распоряжения, вопросы к детям, команды, рассказы, выразительное чтение стихотворений и др.) .
Наглядные (имитация, демонстрация и показ способов выполнения физкультурных упражнений, использование видеофильмов, слайдов, рассматривание предметов, оборудования, картинок, фотоснимков, макетов мини - исследования).
Самостоятельные (работа с различными видами оборудования, дидактическим материалом, создание макетов, рисование).
Практические (совместно – распределенное, совместно – последовательное выполнение движений вместе с педагогом и самостоятельное выполнение).
Мотивация (дидактические игры, поощрение, создание проблемной ситуации).
Методы контроля и управления образовательным процессом (тестирование, викторины, конкурсы).
Данные методы соответствуют целям и задачам.
12. Формы проекта Разные виды занятий по физической культуре, физкультурно – оздоровительная работа в режимных моментах, экскурсии, туристические прогулки, самостоятельная деятельность детей, игры разной подвижности, массажи и разные его виды (самомассаж, взаимомассаж, массаж стоп, йога.
13. Аннотация проекта Актуальность:
Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребёнка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью работы ДОО. Физкультура и спорт полезны для здоровья – об этом знают все. Дошкольное воспитание считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья. И, следовательно, своевременное развитие моторного потенциала ребенка обеспечивает его последующее гармоничное физическое состояние. Необходимо помнить, что фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому, для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства.
14. Этапы проекта Работа над проектом имеет следующие этапы:
I этап – подготовительный (сентябрь – октябрь 2012 г.)
Содержание:
На данном этапе были проведены следующие мероприятия:
- изучение методической литературы
- анкетирование родителей
- анкетирование педагогов «Самооценка личного здоровья педагогов»
- рисуночный тест для детей «Здоровье и болезнь»
Вывод: план работы по реализации проекта
II этап – основной (ноябрь 2012 г. – апрель 2014 г.)
Содержание:
- оздоровление дошкольников через использование нетрадиционных форм и методов
Выход: для воспитанников:
- повышение уровня оздоровления;
- повышение мотивации к оздоровлению себя
Для педагога: методическая разработка занятий.
III этап – заключительный
Содержание:
- проведение повторных диагностик;
- анализ и состояние результатов;
- оценка уровня оздоровления детей;
- обобщение опыта работы по теме проекта;
- определение перспектив работы.
Выход:
для педагога: распространение опыта работы по данной теме на различных уровнях.
Для воспитанников: выступление на открытых занятиях; открытые просмотры по использованию нетрадиционных форм и методов оздоровления.
18. Результаты Для педагога:
- разработка цикла занятий по теме проекта;
- консультация для педагогов «Система мероприятий по оздоровлению детей в условиях детского сада» (декабрь 2013 г.) ;
- 2013 г. – сертификат участника VIобластного образовательного Форума -2013ю «Открытость. Качество. Развитие».
- 2014 г. – Диплом Лауреата IV Всероссийского творческого конкурса для педагогов и родителей «Открытая книга».
Для воспитанников:
- успешное выступление на открытом мероприятии в рамках курсов повышения квалификации.
15. Предполагаемые продукты проекта Для педагогов: создание дидактического материала для работы по оздоровлению детей, выставка наглядных пособий, методические разработки цикла занятий, комплексов упражнений, разработать модели занятий, открытые просмотры для педагогов и родителей. А также обобщение и распространение опыта по теме проекта, мастер – класс по теме проекта, публикация и размещение проекта в сети Интернет.
Для воспитанников: повышение уровня здоровья.
Для других участников проекта: протоколы наблюдений, фотографии.
ип проекта: Педагогический.
Участники: Дети средней группы, родители, педагоги.
По времени: Долгосрочный: с сентября – по май.
Актуальность проекта.
Дошкольный возраст – это важный период формирования человеческой личности и прочных основ физического здоровья. Именно в этом возрасте закладываются основы физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств.
Проблема повышения эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста, особо остро обозначившаяся в последнее время в связи с ухудшающимся здоровьем детей, требует от исследователей и специалистов по физической культуре своего скорейшего разрешения.
Если 10 лет назад мы говорили о здоровом поколении, то сегодня мы можем только мечтать о целостно здоровом ребенке. Забота о здоровье детей складывается из создания условий, способствующих благоприятному функционированию и развитию различных органов и систем, а также мер, направленных на оптимизацию двигательной активности детей и совершенствование их функциональных возможностей.
Даже строго следуя требованиям СанПина о максимальной учебной нагрузке на ребенка, можно сказать, что ритм жизни ребенка в детском саду остается высоким, не всегда удается сохранить оптимальный баланс между образовательной и двигательной деятельностью. В этом и есть противоречие: с одной стороны работа детского сада предполагает превышение образовательного стандарта по всем направлениям развития ребенка, что в свою очередь обеспечивается введением парциальных программ, реализацией программ дополнительного образования. С другой стороны для решения основной задачи дошкольного образования: сохранения и укрепления здоровья ребенка необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим в детском саду, достаточное время в режиме дня для осуществления оздоровительных мероприятий.
Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой, происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.
Цель проекта:
1. Повышать эффективность физкультурно – оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста через использование современного и нестандартного спортивного оборудования.
2.Формирование у дошкольников основы здорового образа жизни, добиваться осознанного выполнения правил здоровьясбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих, сохранение и укрепление здоровья детей, потребности поведенческих навыков здорового образа жизни.
3.Организация благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитания у детей созидательного отношения к своему здоровью.
4.Повысить эффективность здоровьеориентированной деятельности в ДОУ путем создания, теоретического обоснования и практического применения модели формирования ценностей здорового образа жизни у дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей, включающей адекватные технологии развития и воспитания.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Дать знания об основах безопасности жизнедеятельности; о здоровье человека и способах укрепления; о гигиене здоровья.
- Научить элементарным приемам сохранения здоровья
Воспитательные:
- Формировать положительное отношение к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста.
- Воспитать желание у детей заботиться о своем здоровье.
-Формировать у дошкольников потребность в положительных привычках.
Профилактические:
- Развивать у детей потребность в активной деятельности.
- Развивать потребность в выполнении специальных профилактических упражнении и игр на занятиях и в повседневной жизни
Прогнозируемые результаты:
- Создание в группе новой развивающей среды
- Снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей на 25%
- Улучшение показателей уровня физического развития воспитанников
- Заинтересованность родителей в совместной двигательной деятельности с детьми.
Дети должны знать и уметь:
- Сущность понятия “здоровье”.
- Факторы, оказывающие влияние на не только жизнь и здоровье человека, но и всего живого на Земле.
- О роли правильного питания.
- Значение гигиенических процедур для здоровья.
- Распознавать факторы риска во внешней и внутренней среде организма.
- Спорт – это жизнь
- О роли двигательной активности в повышении работоспособности.
- Правила закаливания организма.
- О влиянии физкультуры и спорта на секреты долголетия.
- Выполнять комплексы упражнений утренней гимнастики и для разминок на занятиях.
- Выполнять доступные виды закаливания.
Этапы и методы проекта.
1 этап – Подготовительный / сентябрь-октябрь/
Задачи:
- Изучить потребности родителей и возможные ресурсы группы в оздоровлении детей
- Проанализировать характер лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий;
- Изучить возможности качественной реализации мероприятий в системе образовательного процесса;
- Осуществить отбор критериев диагностики и мониторинга эксперимента
Содержание 1 этапа:
- Анализ научно-методической литературы
- Оценка степени развития заболеваний и имеющихся морфофункциональных нарушений в развитие детей
- Разработка программы «Здоровье»;
- Создание материально-технических, кадровых, организационных, научно-методических условий;
- Анкетирование родителей.
Ожидаемый результат
Педагоги теоретически подготовлены к проведению экспериментальной работы (изучена литература, проанализированы ресурсы, спланирована работа, проведён мониторинг, разработана комплексная программа «Здоровье»).
2 этап - основной. Практический
Введение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс /ноябрь – апрель /
Задачи:
- Подобрать профилактические и оздоровительные мероприятия для работы с детьми, оформить их в комплексы;
- Подобрать комплекс закаливающих и оздоровительных мероприятий для возможной реализации в разных возрастных группах и в разные сезоны года;
- Обновить мониторинг здоровья детей и деятельности, связанной с ним.
- Внедрение здоровьесберегающих технологий во все виды деятельности детей среднего дошкольного возраста
-Создание условий для психологического комфорта и сохранения здоровья детей
Содержание 2 этапа:
- Повышение компетентности педагогов в сфере здоровья (педагогические советы, семинары, консультации, мастер-классы);
- Разработка закаливающих мероприятий для всех возрастных групп;
- Изменение режима деятельности ДОУ;
- Разработка моделей обновления комплекса мероприятий по оздоровлению детей;
-Обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни
- Изготовление нестандартного физкультурного оборудования для профилактики плоскостопия и нарушения осанки с помощью родителей
- Приобретение нового физкультурного оборудования в спортивный уголок группы
- Работа с семьей.
- Посещение занятий направленных на здоровьесбережение.
- Посещение научно практических конференций освещающих проблемы оздоровления.
Ожидаемый результат.
Внедрение здоровьесберегающих технологий во все виды деятельности. У детей появился достаточный уровень знаний о пользе закаливания организма, правилах ухода за телом. В детском саду появилось нестандартное оборудование по обеспечению здоровьесберегающего компонента. Повысился интерес к научно-поисковой работе у педагогов и родителей. Дети владеют культурно-гигиеническими навыками, знают о значении витаминов для здоровья человека. Дети получили представления о том, чему учат в школе, о многообразии пространственных отношений в окружающем мире, о роли времени в природе и в жизни людей, о важности мышления для учёбы.
3 этап – заключительный. Аналитический
Совершенствование результатов проекта /май – июнь/
Задачи:
- Анализ результатов проведенной работы
Содержание 3 этапа:
-Спецопрос родителей
-Оформление на прогулочном участке «Тропы здоровья»
-Показ результатов
-Выводы и предложения
-Отчёт о проделанной работе
- Фотовыставки
- Стенгазеты
- Видеоролики
- Конспекты
- Повторная диагностика;
- Обобщение опыта педагогов;
- Выпуск методических рекомендаций.
Ожидаемый результат
Снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей. Овладение выпускниками детского сада знаниями о здоровом образе жизни, осознание ими ответственности ими за своё здоровье.
Условия реализации проекта:
1. Интеграция и дифференциация здоровьесберегающего материала с содержанием базовой программы под редакцией М.А. Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду».
2. Наличие теоретических и практических знаний у педагогов.
3. Накопление, систематизация материалов по здоровьесбережению и создание здоровьесберегающей среды в условиях группы.
4. Активное сотрудничество с семьей и социумом.
Методика:
Проблемно-поисковые,
Личностно – ориентированные,
Здоровьесберегающие технологии.
Схема реализации проекта
Виды детско-взрослой деятельности
Физкультурно-оздоровительные досуги «Краски осени», «На зарядку становись»
День здоровья «Спорт и мы»
Досуг «Туристы», «День здоровой семьи» для родителей и детей, досуг «Чемпионы среди нас» (ко дню Космонавтики)
Провести досуг с детьми «Веселые эстафеты»
Образовательная область:
Художественное творчество
-Создание выставки рисунков (сотворчество детей и родителей) о спорте
-Рисование карандашами, фломастерами овощей и фруктов.
-Аппликация «Овощи и фрукты».
-Игры с водой на улице и в творческой лаборатории.
Рисование на тему: «Виды спорта»
Труд
Пополнение физкультурного уголка: склеивали флажки, мастерили макеты (рули, шапочки для игр).
Социализация
Проведение тематических образовательных ситуаций, индивидуальных бесед, оформление фотоальбома «Наше здоровье»
Организация сюжетно – ролевой игры «Доктор», «Аптека»
Вечер подвижных игр с детьми
Коммуникация
Рассказывание детей по теме: «Наш праздник»,
Беседы с детьми.
а). Как я буду заботиться о своем здоровье.
б). Чистота и здоровье.
в). Кто спортом занимается?
г). Как я буду закаляться.
д). Солнце, воздух и вода мои лучшие друзья.
Встреча с интересными людьми.
1. Встреча с папой Мальковского Ромы и его рассказ о спорте, о значении футбола в здоровье человека.
2. Встреча и рассказ о значении спорта в жизни человека учителя физкультуры школы № 6 Хасанова М. М
Познание
Экскурсия в спортшколу «Юность»,
Познавательный праздник для детей и родителей «Если хочешь быть здоров!»
Здоровье
Кружок «Здоровый малыш»
Чтение художественной литературы
-Знакомство детей с пословицами и поговорками о спорте, здоровье
-Чтение стихов: «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского, « Мойдодыр» К.Чуковского, «Девочка чумазая» А. Барто, К. Чуковский «Доктор Айболит», Александрова «Купание», Г. Зайцев «Дружи с водой», загадки, потешки и другие произведения о здоровье.
Музыка
-Прослушивание песен про спорт, здоровье;
-Музыкальное развлечение «Будьте здоровы!». Музыкально-спортивное развлечение, посвящённое Дню Защитника Отечества
Работа с родителями
-Анкетирование родителей «Физкультура и семейное воспитание», «О здоровье детей»
-Памятка для родителей «Хотите иметь здорового ребёнка?»
-Фотостенд для родителей «Культура здоровья»
-Ширма для родителей «Здоровый быт – здоровый ребёнок»
-Консультация для родителей «Оздоровление детей в детском саду»
Презентация
1.Договариваются о защите проекта, разучивают стихи, песни.
2.Проводится праздник «Растем, играя» с участием родителей, детей. Принимает участие в защите проекта.
Детский сад будущего – это теплый дом, куда ребенок идет с большим удовольствием, желанием, где его ждут, любят, принимают таким, какой он есть, со всеми достоинствами и недостатками. Это светлый, радостный Дом счастья, Здоровья, Благополучия, где все дети и взрослые заняты любимым делом, проявляют «со- творчество», «сотрудничество»,«со- радость», где ценят и по достоинству оплачивают работу каждого сотрудника.
Проект «Островок здоровья», разработанный педагогическим коллективом нашего дошкольного учреждения, - это комплексная система оздоровления и воспитания ребенка – дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства.
Разработчики проекта: практики – профессионалы МБ ДОУ №20
Малиновская И.В. – заведующий МБ ДОУ №20
Малашинская Л.И. - старший воспитатель высшей квалиф. категории
Друзякина Е.В.- воспитатель высшей квалификационной категории
Агабабян И.М- медсестра
Марыныч Е.В- инструктор по (ЛФК)
Ларионцева Е.Н- инструктор по физ. культуре
Участники проекта: педагоги, медики, родители, дети.
«Здоровье - не все. Но все без здоровья- ничто»
Сократ
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
Наш творческий долгосрочный (4 года) проект ориентирован на решение одной общей проблемы — сохранение и укрепление здоровья детей. Сегодня нет необходимости убеждать кого- либо в актуальности проблемы здоровья.
С 1990 года происходило беспрецедентное уменьшение народонаселения России. Смертность превышало рождаемость в 1,5- 2,5 раза. Только 8% новорожденных имели высокую жизнеспособность; 31% подростков страдали психическими расстройствами, наблюдалось резкое увеличение доли детей-инвалидов.
Сегодня, согласно данным Минобрнауки России по изучению детского здоровья существенно ухудшились показатели здоровья дошкольников.
Они свидетельствуют о том, что за последнее десятилетие :
- на 8,1% снизилось число здоровых детей,
- на 6,7% увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии, предрасположенностью к патологии.
-почти на 1,5% возросла численность детей 3-й группы здоровья с выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями
- А при достижении совершеннолетнего возраста 60—70% подростков имеют плохое зрения, 30% — хронические заболевания, 60% — нарушения опорно-двигательного аппарата.
Сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития современного общества, получившая отражение в нормативно-правовых документах:
- Законе РФ «Об образовании» (ст. 51),
- Указах Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации»,
- «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации».
- Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»
Руководство страны обеспокоено нынешним положением дел в здравоохранении и заинтересовано в разработке мер по оздоровлению нации.
В современной дошкольной педагогике в условиях модернизации системы Российского образования, приоритетными направлениями которой является, доступность, качество и эффективность происходят позитивные преобразования. А ДОУ, являясь открытой социальной системой, не может быть вне процессов обновления, которые влекут за собой повышение требований к качеству образовательных услуг по различным направлениям развития и воспитания ребенка, где первоочередным является сохранение и укрепление здоровья дошкольников.
Медицинская диагностика детей нашего детского сада за последние 5 лет показала достаточно высокий уровень распространенности хронических заболеваний, нарушения осанки и плоскостопие, а также простудных респираторных заболеваний. Все это вызвало потребность углубленно заняться оздоровлением детей.
Уч. годы | Всего детей | 1 группа здоровья | 2группа здоровья | 3 группа здоровья |
2007-2008 | 205 чел. | 66 чел. ( 32,1%) | 129 чел (62,9%) | 10 чел (4,8%) |
2008-2009 | 208 чел | 70 чел (33,6%) | 128 ЧЕЛ (61,5%) | 10 чел (4,9%) |
2009-2010 | 209 чел | 70 чел (33,4%) | 130 ЧЕЛ (62,2%) | 9 чел (4,3%) |
2010-2011 | 218 чел
| 82 ЧЕЛ (37,6%) | 129 ЧЕЛ (59,2%) | 7 ЧЕЛ (3,2%) |
2011-2012 | 226 чел | 82 ЧЕЛ (36,2%) | 135 ЧЕЛ (59,9%) | 9 ЧЕЛ (3,9%) |
Факторов, приведших к такому положению много: социальные, экологические, генетические, медицинские.
Актуальность нашего проекта определяется противоречиями между:
- Социальным заказом общества на выполнение ДОУ функций, связанных с развитием физически здоровой творческой личности, способной к полноценному взаимодействию с окружающей средой и активному ее преобразованию, и недостаточными возможностями образовательных структур к их реализации;
- Теоретическим обоснованием необходимости внедрения здоровьесберегающих технологий в организацию педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения и отставанием в разработке современной эффективной оздоровительной системы работы, включающей в себя совершенствованную систему медицинского обеспечения дошкольников, единство надежных старых средств и методов физического воспитания и оздоровления детей и принципиально новых здоровьесберегающих технологий.
- Как решить проблему заболеваемости дошкольников?
- Как обеспечить оптимальные условия для современного ребенка?
- Как привить навыки здорового образа жизни?
-Как перестроить работу с современной семьей и создать оздоровительное пространство «Детский сад – здоровая семья » ?
-Как реализовать в полной мере права современного ребенка на здоровье и безопасность?
Наше ДОУ ищет свои пути реализации инновационной деятельности в создании комплексной системы работы по оздоровлению дошкольников, способствующей повышению педагогической и оздоровительной эффективности физического развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Актуальность темы проекта обусловила выбор объекта и предмета.
Объект исследования: Физическое развитие детей дошкольного возраста, компетентности педагогов, медиков, специалистов, родителей ДОУ по вопросам оздоровления дошкольников
Предметом исследования стало: Совокупность профилактических, оздоровительных и коррекционных мероприятий, средств, педагогических технологий для развития физических качеств и оздоровления детей дошкольного возраста.
Разработчиками проекта выдвинута гипотеза о том, что физические качества детей будут эффективно развиваться, здоровье сохраняться и укрепляться, культура здоровья и ценность здорового образа жизни формироваться при условии, если совместными усилиями медиков, педагогов, родителей будет разработана современная комплексная система работы с детьми по оздоровлению и физическому воспитанию с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
Так, целью данного проекта стало: создание и реализация комплексной системы работы по оздоровлению дошкольников с внедрением здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательный процесс ДОУ.
И сформулированы следующие задачи проекта:
1.Объединить усилия сотрудников, медиков и родителей для эффективной организации медико - педагогической, оздоровительной работы с детьми.
2. Создать материально- технические условия для реализации здоровьесберегающих технологий в ДОУ
3.Установить тесную связь с медицинскими учреждениями города;
4. Обновить содержание методической работы, обеспечивающее повышение профессиональной компетентности педагогов, специалистов, родителей воспитанников ДОУ
5. Формировать целостное понимание здорового образа жизни в семье и ДОУ
6.Систематизировать и интегрировать работу по сохранению и укреплению здоровья воспитанников с использованием здоровьесберегающих технологий в образовательную деятельность.
7.Повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счет внедрения здоровьесберегающих технологий;
8. Разработать методические рекомендации по созданию и реализации комплексной системы работы по оздоровлению дошкольников с внедрением здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательный процесс ДОУ.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА.
Методологическую и теоретическую концептуальную основу составили труды известных теоретиков и практиков психологии, педагогики, теории управления.
Теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода в жизни ребенка, в соответствии с которой главной линией его развития является амплификация (обогащение) наиболее значимыми для него формами и способами деятельности.
Теория Д.Б. Элъконина и А.Н. Леонтьева о деятельностном подходе к развитию ребенка, которая признает главенствующую роль деятельности (особенно ее ведущего вида — игры) для развития ребенка.
Теория Л.А. Венгера о развитии способностей, утверждающая, что основная линия в развитии ребенка — способности, позволяющие ему самостоятельно анализировать, находить новые варианты решений в проблемных ситуациях.
Теория А. С. Выготского о взаимодействии ребенка со сверстниками и взрослыми как важнейшем условии вхождения его в человеческую культуру.
Теория И.А. Аршавского об энергетическом правиле деятельности скелетной мускулатуры растущего организма.
Теория А.А. Маркосяна о надежности, дублировании и пластичности в становлении физиологических систем у ребенка.).
Ведущими методологическими принципами, определившими разработку концепции нашей системы явились принципы:
- научности (использование научно-обоснованных и апробированных программ, технологий и методик);
- доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей);
- активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников);
- сознательности (осознанное понимание и отношение взрослых и детей к своему и чужому здоровью);
- единства диагностики и коррекции (правильная интерпретация результатов медицинской, педагогической диагностики; планирование способов, методов и приемов коррекции, развития и оздоровления на основе полученных данных);
- систематичности (реализация лечебно-оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю);
- целенаправленности (подчинение комплекса медико-пе- дагогических воздействий четко определенной цели);
- оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки);
- личностной ориентации. (осуществление гуманистического, творческого влияния педагога на процесс развития личности ребёнка.)
- дифференциации (организация воспитания и обучения детей по возрастным особенностям, интересам и творческому потенциалу, половому признаку)
- принцип вариативности содержания образования (возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения, по- разному осуществляющих реализацию целей образования с учётом развития современной науки, потребностей общества и региональных особенностей).
В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики.
Сегодня к 1 группе здоровья (дети практически здоровые) можно отнести не более 5 % детей; ко 2 группе (дети с функциональными расстройствами различных органов) не более 50% — 60 % детей; к 3 группе (дети с хроническими патологиями) около 30% детей; к 4 группе (дети с хроническими заболеваниями и патологией других органов) — 5% детей; к 5 группе (дети со значительно сниженными функциональными возможностями) – 3%-4 % детей.
В связи с этим изменился подход к оздоровлению детей. Он стал по-настоящему инновационным. Так больше внимание стало, уделяется развивающему и оздоровительному обучению, формированию ценности здоровья и здоровых привычек.
Данная презентация отражает опыт работы по использованию здоровьесберегающих программ, методик и технологий с детьми дошкольного возраста.
Материалы, представленные в презентации могут быть интересны инструкторам по физической культуре, педагогам. медицинским работникам ДОУ, родителям воспитанников готовых предпринимать совместные с дошкольным учреждением действия по сохранению и укреплению здоровья детей.
Особое внимание в презентации отведено использованию инновационных форм оздоровления детей в ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников"
Консультация для воспитателей "Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников" - Предпочтительно проводить оздоровительную профилактическую и коррекционную работу совместно с родителями, другими член...
Консультация для родителей «Нетрадиционные технологии оздоровления детей. Закаливание детей в холодный период»
Тема: «Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна». Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стаби...
Консультация для родителей: «Нетрадиционные технологии оздоровления детей»
Общеизвестным является факт, что движения рук человека теснейшим образом связаны с развитием его речи, что упражнения для пальцев стимулируют работу мозга. В дошкольной педагогике хорошо известно и ши...
Нетрадиционные технологии оздоровления детей
Нетрадиционные технологии оздоровления, которые я применяю в своей практике: самомассаж с использованием различного инвентаря, психогимнастика для снятия телесных зажимов и умения расслабляться, корри...
Нетрадиционные технологии оздоровления дошкольников Оздоровительный (терапевтический) эффект статических поз хатка йоги
Цель моего выступления:Познакомить педагогов с нетрадиционными способами оздоровления дошкольников.Повышение профессионального мастерства и обмена опытом.Арабская пословица утверждает:...
Отчет о выполнении проекта «Музыкотерапия – как эффективная технология оздоровления дошкольников»
Отчет представляет из себя результат проведенной работы о выполнении проекта, подведение его итогов...
Педагогический проект «Музыкотерапия – как эффективная технология оздоровления дошкольников»
Долгосрочный педагогический проект направлен на сохранение, поддержание и обогащение здоровья детей в группах общей направленности. Проект направлен на подбор и изучение методической литера...