Проект "Здоровые ножки"
материал (старшая, подготовительная группа)

В дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), убеждаешься в том, что с каждым годом всё больше детей встречаются с диагнозом: плоско-вальгусные стопы или плоскостопие. Как выясняется, не все родители знают о диагнозе своего ребёнка, как нужно его лечить, какую обувь лучше покупать, какой использовать массаж и упражнения в домашних условиях.

Для того чтобы помочь детям и родителям в лечении и профилактики плоскостопия был разработан проект «Здоровые ножки». За  его основу были взяты результаты обследования детей врачами-специалистами детской городской поликлиники и их рекомендации; наблюдения за поведением детей на занятиях по физическому развитию, на прогулках, при проведении утренней гимнастики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zdorovye_nozhki.docx26.93 КБ

Предварительный просмотр:

 ПРОЕКТ “ЗДОРОВЫЕ НОЖКИ”

Вид проекта: оздоровительно-профилактический

Продолжительность проекта: долгосрочный

Участники проекта:

  • дети старших, подготовительных групп,
  • воспитатели групп,
  • специалисты детского сада,
  • родители воспитанников

Образовательная область: физическое развитие и оздоровление

Проблема: увеличение количества детей, страдающих плоскостопием

Цель проекта: Сохранение и укрепление здоровья детей. Профилактика плоскостопия 

Задачи проекта: 

  • Выявить детей с деформациями стопы  в дошкольном возрасте и качественные улучшения  их здоровья через создание системы профилактики плоскостопия в детском саду.
  • Разнообразить формы и методы оздоровления детей.
  • Дополнительная стимуляция работы стоп позволит закалить детей, воздействовать на  укрепление иммунитета, стимулировать биологически активные.
  • Для детей с нормальным развитием стопы этот проект тоже полезен, поскольку он позволяет повысить степень двигательной активности, укрепить общее состояние  организма детей, расширить их кругозор.
  • Формировать и совершенствовать знания детей об организме человека, частях тела, их значимости в жизнедеятельности и здоровом образе жизни людей.
  • Данный проект будет способствовать сплочению семьи и взаимодействию педагогов и родителей в общем деле.

Описание проекта

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

Срок реализации – октябрь – ноябрь

Содержание работы  – теоретическое исследование проблемы, постановка целей и задач.

2 этап – исследовательский.

Срок реализации – декабрь – январь

Содержание работы  -  обследование детей, изучение и анализ полученного материала.

3 этап – основной.

Срок реализации – февраль – апрель

Содержание работы  – организация основных видов деятельности по направлениям проекта.

4 этап – итоговый.

Срок реализации – май – июнь

 


План-график работ

Этап

Мероприятия

Сроки

1 этап – подготовительный.

1. Приобретение и изучение методической и медицинской литературы.

2. Консультации с врачами дошк. учреждения и специалистами.

октябрь – ноябрь  

2 этап – исследовательский.

1.Осмотр детей средней группы врачом-ортопедом

2. Изучение результатов медицинского обследования детей.

3. Составление списка детей коррекционной группы.

4. Ознакомление  родителей воспитанников с проблемой.

5. Разработка методического сопровождения.

декабрь  – январь

3 этап – основной.

1. Создание материально-технической базы:

- приобретение оборудования для оснащения  

  группы.

- пополнение базы наглядных пособий и моделей

2.Организация работы группы.

- индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми.

- проведение гимнастики при плоскостопии.

- проведение гимнастики для профилактики

  плоскостопия.

- самомассаж стоп.

3. Проведение консультаций для родителей, школа  

    для родителей:

- «Помоги ребёнку сам».

- «Правила подбора обуви для детей»

- «Тренируйтесь вместе с нами»

- индивидуальные консультации

4. Проведение досугов и развлечений цикла    

   «Здоровые ножки».

февраль – апрель

4 этап – итоговый.

1.Повторное обследование детей.

2.Проведение сравнительного анализа.

3. Выводы.

4. Прогноз на дальнейшую деятельность.

5. Трансляция опыта среди педагогов.

май – июнь  


Предполагаемые результаты:

  1. Дети должны получить первичные представления о человеческом организме.
  2. Понимать понятие «физическая культура», иметь представление о двигательных качествах человека, о значении физических упражнений для здоровья.
  3. Привить детям стойкий интерес к физкультурным занятиям и упражнениям, понимание их важности для сохранения и укрепления здоровья.
  4. Вызвать желание заботиться о своём физическом развитии: приобретении силы, ловкости, формировании хорошего телосложения, красивой походки, правильной осанки.
  5. Довести до сознания родителей, что самое главное – это здоровье их ребёнка. Добиться, чтобы родители более серьёзно относились к ещё не очень сильно выраженным заболеваниям своих детей. Были примером в приобщении их к здоровому образу жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во время проведения проекта дети получили некоторые правильные представления о здоровом образе жизни (ЗОЖ), как активной деятельности, направленной на сохранение и укрепление  здоровья; узнали некоторые способы укрепления здоровья (гимнастика, самомассаж, закаливание) и предупреждения заболеваний на основе личного опыта и сведений, полученных от взрослых; о возможных причинах заболеваний. К концу проекта ребята уже проявляли инициативу и самостоятельность при подготовке и проведении оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий на основе осознания их необходимости. Полученный от взрослых опыт дети стали переносить в самостоятельную деятельность. Многие уже без напоминания стали следить за своей осанкой, походкой и даже делать замечания своим сверстникам.

Родители сначала достаточно спокойно отнеслись к проведению проекта. Но после нескольких консультаций, бесед, информации поняли насколько серьёзно это заболевание и чем оно грозит. Они стали интересоваться, знакомиться с литературой, помогать в приобретении пособий, поменяли детям обувь, выполняли упражнения дома, делали закаливающие процедуры. Многие решили отдать своих детей в спортивные секции и самим пересмотреть свой досуг: больше гулять на свежем воздухе, выезжать за город, вести более активный образ жизни, развивая у детей устойчивый интерес к физической культуре и спорту, приобщая к ЗОЖ.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  2. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: Детство-Пресс», 2003.
  3. Колбанов В.В. Валеологический практикум. – СПб.: СПбАППО, 2005.
  4. Маханёва М.Д. Здоровый ребёнок: Рекомендации по работе в детском саду и начальной школе: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2004.
  5. Красикова И.С. Плоскостопие у детей. – 2-е издание. – СПб.: Корона принт, 2004.
  6. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях: пособие для медработников и воспитателей. – 2-е издание, исп. И доп. – М.: АРКТИ, 2003.
  7. Береснёва З.И. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  8. Журавлёва В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2011
  9. Густомясова А. Воспитание социальной компетентности / ж. Дошкольное воспитание №5, 2008

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

о профилактики плоскостопия

Тема 1.  Правила подбора обуви

- Из натурально кожи, плотной, но эластичной, которая помогает удерживать форму стопы.

- На невысоком, устойчивом каблуке, обеспечивающем надежную опору пяткам. Материал каблука плотный, но не жесткий, носок обуви широкий.

- Подошва гибкая, эластичная, но не слишком тонкая.

- Детям нельзя донашивать обувь с чужой ноги, поскольку детская стопа, мягкая, как пластилин, очень быстро приобретет чужие дефекты.

- Постоянное ношение обуви с супинаторами, конечно, комфортно, но приводит к атрофии мышц и связок свода стопы. Молодым супинаторы нужны только во время больших нагрузок.


Тема 2.  Комплексы лечебной гимнастики

Для детей от 2 лет и старше в домашних условиях и детском саду:

При исходном положении — ноги врозь, носки повернуты внутрь — выполнять попеременные повороты корпуса вправо и влево с поворотом соответствующей стопы на наружный край. Несколько минут походить на носках. Столько же походить на пятках. Немного походить с поджатыми пальцами ног. Походить с поднятыми пальцами ног

Несколько раз в день по 10—15 минут ходить на наружном крае стопы, как «мишка косолапый». Попытаться несколько раз пальцами ног поднять с пола любой мелкий предмет: карандаш, платок и т.д. Лечь на пол и двигать стопами влево и вправо, вперед и назад, сгибать и разгибать пальцы.

С детства приучайте вашего ребенка читать, писать и рисовать, поставив стопу на наружный край. Еще лучше совместить эту пассивную позу с активной гимнастикой: во время сидячих игр и занятий пусть малыш как бы сгребает подошвами в кучу воображаемый песок.

Дополнительный комплекс:

Перекатываться с пяток на носки и обратно.

Полуприседать и приседать на носках, разведя руки в стороны, вверх и вперед.


Тема 3.  Водные профилактические процедуры

И для детей, и для взрослых полезно перед сном сделать ванну для ног. Возьмите два тазика  с горячей (как только терпит нога) и холодной водой. Сначала распарьте стопы в горячей воде, затем опустите в холодную. Так попеременно 2—3 раза. Кожа станет красной, в ногах появится приятное ощущение. В воду можно добавлять немного морской соли, питьевой соды, настои ромашки, шалфея, дубовой коры, цветов бессмертника, листьев мяты перечной. После того как стопа распарилась, помассируйте ее, «вылепливая» своды стоп и как бы собирая стопу в «кулачок». И у детей, и у взрослых после такой процедуры наблюдается хороший сон.

После массажа принимают местные ножные ванны.

Для контрастной ванны возьмите два тазика — один с горячей, другой с холодной водой. Сначала распарьте стопы в горячей воде, затем опустите в холодную. Повторите 2—3 раза.

Ванна из отвара дубовой коры. 1 кг. дубовой коры смешать с 0,5 л. воды, кипятить 30 мин. Немного остудить и разбавить водой.

Ванна с отваром из листьев и цветков ромашки или шалфея. 100 г. сбора залить 2 л. кипятка, настоять час, затем немного разбавить водой.

Ванна из настоя мяты. 100 г. сухой мяты залить крутым кипятком настолько, чтобы покрыть ее полностью. Настоять 30 мин. Добавить в теплую воду. Ноги держать 15—20 мин.


Тема 4.  Формирование правильного навыка стояния

Тяжесть тела должна равномерно распределяться на пятку и носок и падать на верхний край стопы. Стопы следует ставить параллельно, на небольшом (4-6 см.) расстоянии друг от друга.

Для совершенствования этого навыка можно предложить ребёнку следующие упражнения: стоя правильно пытаться направлять тяжесть тела на внешние края стоп, слегка поворачивая стопы подошвами вовнутрь. Чтобы ребёнку было понятно, что от него требуют, попросите его приподнять большие пальцы ног, не отрывая остальных от опоры.

Это упражнение можно и нужно выполнять часто, много раз в день, дома, на улице, в транспорте, используя любую возможность. Обувь, если она правильно подобрана, не мешает выполнению данного упражнения.

Детям очень полезно стоять (а лучше ходить) по скошенной доске, по бревну, балансировать на округлых камнях, передвигаться по небольшим камешкам, кочкам. Дорожку из округлых камешков можно выложить самим на дачном участке или во дворе.

Если ребёнок вынужден спокойно стоять рядом с вами в ожидании транспорта или в очереди, то предложите ему «поиграть» стопами. Например, поднимать пальцы ног, «сокращать» стопы, «перекатываться» с пятки на носок и обратно или стоять на наружных краях стоп, как «мишка косолапый».

Эти упражнения послужат хорошей тренировкой, кроме того движения согревают стопы, что очень важно в холодную и сырую погоду для профилактики простудных заболеваний.

Очень важно научить ребёнка стоять, правильно распределяя вес тела на стопы


Тема 5.  Формирование правильного навыка ходьбы

При ходьбе важно, чтобы стопы шли параллельно. Для тренировки этого навыка предлагайте ребёнку пройти по «узкой дорожке» шириной до 15-20 см., по бортику тротуара, бревну, доске.

Недопустимо разворачивать носки вовнутрь или кнаружи, в обоих этих случаях нагрузка на стопы будет неправильной. Если ребёнок ходит, поворачивая стопы внутрь (косолапит), то можно учить его ставить стопы, слегка разворачивая носки, «по балетному».

Навык правильной ходьбы формируется не один день, поэтому, самое главное – постоянный контроль и внимание, со стороны взрослых.

Стопы даны человеку не для стояния, а для ходьбы


Тема 6.  Упражнения для лечения плоскостопия

Лечебная гимнастика является важнейшим методом лечения плоскостопия или его профилактики. Родители должны не просто предоставить ребёнку возможность упражняться, но и привить ему любовь к движениям. Главное – упражняться ежедневно, превратить эти движения в привычку.

Делать упражнения можно когда угодно и где угодно, нет необходимости создавать специальные условия. Все упражнения следует делать медленно, тщательно, до появления ощущения лёгкой усталости. Количество упражнений определяется индивидуально, в зависимости от возраста ребёнка и его физического развития.

Для того, чтобы исключить статическую нагрузку на ослабленные мышцы ног, лучше начинать с упражнений, выполняемых в положении сидя или лёжа. И только затем, по мере укрепления мышечно-связочного аппарата, можно переходить к упражнениям в положении стоя или в ходьбе.


Лечебная гимнастика – это  важнейший метод лечения и профилактики плоскостопия

Упражнения из положения сидя

  1. И.П.: сидя. Сгибание и разгибание стоп вместе или попеременно.
  2. И.П.: сидя. Попеременные удары носками и пятками в пол.
  3. И.П.: сидя. Круговыми движения стопами по максимальной окружности в обе стороны.
  4. И.П.: сидя. Сгибание и разгибание пальцев ног.
  5. И.П.: сидя. Катание подошвами округлого предмета.
  6. И.П.: сидя. Захват и поднимание пальцами ног мелких предметов.
  7. И.П.: сидя. Собирание пальцами ног ткани, лежащей на полу.
  8. Катание на велосипеде. Дайте возможность ребёнку кататься на велосипеде как можно больше. Но следите за тем, чтобы он нажимал на педали правильно, т.е. пальцами, а не серединой стопы.

Упражнения из положения стоя

Эти движения лучше делать, держась за опору на уровне груди.

  1. «Сокращение» стоп.
  2. Перекатывание с носка на пятку.
  3. Разведение и сведение пяток, стоя на носках.
  4. Приседание (во время приседа встать на носки)
  5. Отталкивание мяча тыльной стороной стоп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа: «Мои ножки»

здоровьесбережение дошкольников...

Реализация ФГТ. Конспект занятия "Мои помощники ножки"

Цели и зади Цель Создание условий для естественногопсихологического развития ребенка Задачи Развитие эмоциональной сферы Развитие коммуникативных умений Развитие волевой сферы Развитие ли...

Маленькие ножки бегут по дорожке

Конспект игровой ситуации по ПДД в группе детей раннего возраста...

Конспект занятия "Чтоб ножки не болели, чтобы ножки здоровели"

Конспект занятия "Чтоб ножки не болели, чтобы ножки здоровели"...

Консультация для родителей “Чтобы ножки не болели, чтобы ножки здоровели”

ldquo;Чтобы ножки не болели, чтобы ножки здоровели&rdquo...

Методическая разработка «Чтобы ножки не болели, чтобы ножки здоровели» (профилактика плоскостопия)

Сохранение здоровья детей, во все времена - основная задача родителей и педагогов. Как известно легче предотвратить заболевание, чем лечить. В последние годы увеличилось число детей страдающих от плос...

Методическая разработка «Чтобы ножки не болели, чтобы ножки здоровели» (профилактика плоскостопия)

Сохранение здоровья детей, во все времена - основная задача родителей и педагогов. Как известно легче предотвратить заболевание, чем лечить. В последние годы увеличилось число детей страдающих от плос...