Развитие нравственных ориентиров - как одного из факторов формирования психологически здорового ребенка в ДОУ.
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

Деменкова Светлана Ивановна

Здоровье - одна из важных составляющих жизни человека, которая формируется, начиная с самого рождения. Если бы людей судили за преступление к собственному здоровью, многие получили бы высшую меру наказания. На сегодняшний день тема “сохранение здоровья” – очень важная и злободневная. От того, как в процессе роста и воспитания складываются жизненно важные привычки и навыки, зависит здоровье каждого отдельного человека и здоровье общества в целом. Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние “полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”.

Проблема  здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Следует помнить о том, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников сохранения и укрепления здоровья приведут к положительным результатам. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 29 комбинированного вида Курортного района Санкт-Петербурга

Тема: «Развитие нравственных ориентиров - как одного из факторов формирования психологически здорового ребенка в ДОУ»

Автор проекта: Деменкова Светлана Ивановна

старший воспитатель ГБДОУ № 29 Курортного р-на.

г. Санкт-Петербург

2020 г.

Чтобы нравственный идеал

стал реальностью,

надо учить человека

правильно жить,

правильно поступать,

правильно относится к людям

и к самому себе.

В.А. Сухомлинский

Здоровье - одна из важных составляющих жизни человека, которая формируется, начиная с самого рождения. Если бы людей судили за преступление к собственному здоровью, многие получили бы высшую меру наказания. На сегодняшний день тема “сохранение здоровья” – очень важная и злободневная. От того, как в процессе роста и воспитания складываются жизненно важные привычки и навыки, зависит здоровье каждого отдельного человека и здоровье общества в целом. Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние “полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”.

Проблема  здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Следует помнить о том, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников сохранения и укрепления здоровья приведут к положительным результатам.

Что же это такое здоровье ?

Основываясь на определениях Всемирной организации здравоохранения, выделяют следующие компоненты здоровья:

Здоровье физическое – это состояние, при котором у человека имеет место быть гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.

Здоровье психическое – это способности человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой.

Здоровье социальное – мера социальной активности, деятельностного отношения человека к миру.

Здоровье нравственное – это комплекс характеристик мотивационной и информационной сферы личности, основу которого определяет система нравственных ценностей.

Более подробно хотелось бы остановится на нравственном здоровье воспитанников. Нравственное воспитание предполагает формирование у ребенка нравственных убеждений. Одно из них — отзывчивость. Она заключается в понимании потребностей и состояния другого человека. Отзывчивость — это сопереживание, желание помочь, что делает ребенка чутким к чужим проблемам. Воспитание отзывчивости в семье заключается в привитии маленькому человеку навыка заботы о близких и уважения их желаний и чувств.

Ещё в раннем детстве нужно сформировать у ребенка установку на добро. Важно объяснить ему, как хорошо приносить людям пользу. При этом необходимо донести и то, что важны поступки, а не разговоры.

Для достижения цели сформировать в детях нравственные ориентиры, мною были подготовлены и апробированы следующие мероприятия проходящие во второй половине дня при содействии родителей и сторонних организаций ближайшего окружения.

Мероприятие

Название

Описание и место проведения

Досуг к дню инвалида

«Все мы разные, но все мы вместе»

Работа с презентацией (см.Пр.№1) в интерактивном кабинете ДОУ

Досуг к дню пожилого человека

«От сердца к сердцу»

Беседы в группе, подготовка стихов, театрализованного представления и открыток. Совместный выезд с родителями и детьми в Социальный дом с поздравлениями.

Новый год и Рождество

«Твори Добро»

Участие в акции «Твори добро», изготовление открыток и подарков для детей с онкозаболеваниями в больнице им. Петрова. Поздравление детей только с родителями.

Изготовление открыток и сбор подарков для пожилых людей проживающих в Социальном доме

Хотелось бы сразу сказать, почему именно эти мероприятия , решила показать в данной разработке. Как говорилось выше воспитание нравственности в детях должно идти на конкретных примерах. Для детей, помощь сверстникам, родителям становится обыденным, и рассматривается как само собой разумеющееся. В группе проводятся, и игры на сплочение, на создание благополучного комфорта среди друзей, но когда ребенок сделал доброе дело для совершенно чужого человека, это его самого поднимает в своих глазах. И дети с радостью, желают участвовать в данных мероприятиях. Иногда родители, из за загруженности, не могут посвятить время данному мероприятию, но ребенок, их на это сподвигает, своим рвением, и это нас как воспитателей не может не радовать.

Теперь поподробнее о каждом из проектов реализуемых мною с детьми и родителями, главной целью которых является воспитание нравственности в детях на конкретных примерах.

«Все мы разные, но все мы вместе» - данная презентация, может использоваться и другими педагогами в преддверии  Дня инвалида - 3 декабря.

Первые 3 слайда предназначены для педагога, название, цели и задачи, и основные определения по данной тематике.

         В зависимости от уровня развития воспитанников, воспитатель уже своими словами говорит об инвалидности - как о некоем состоянии при котором у человека нарушена одна или несколько функций его организма, а сам человек будет называться инвалидом. Беседую с детьми о видах инвалидности, мы можем опираться на слайд № 4, где дети с легкостью скажут что обозначает каждый символ, отсюда мы узнает, какой уровень знаний у детей сформирован по данной проблематике. Ведя различные беседы с детьми, мы всегда должны проводить параллели с социумом, обращая внимание на слайд № 5, спрашиваем детей, встречали ли они такой знак, что он значит, а выполняют ли родители данное правило. (обязательно создаем проблемную ситуацию, например место занял мужчина, который куда то спешил, а следом подъезжает человек, который очень плохо ходит, ему не остается ничего иного как поставить машину  далеко, и уже от туда идти к магазину. Выслушиваются суждения детей). Вот здесь мы уже вводим слово «инвалид» и переходим к определению этого понятия. Обязательно надо сказать, что инвалид бывает по рождению, человек с этим родился, и инвалидом можно стать не выполняя правил безопасности, есть и исключения это различные катастрофы (выслушиваются суждения детей после услышанного).

     Когда дети узнали кто такие инвалиды, то уже приступаем непосредственно к разновидностям этого недуга. Детям предлагается закрыть глаза, слайд № 7, попробовать достать до носа рукой, притронуться к другу, сделать шаг вперед, и указать на то, что это достаточно проблематично, детям обязательно нужно прочувствовать, что нужна поддержка друга при закрытых глазах. Когда дети открыли глаза сказать что бывают такие люди которые ничего не видят, но они не сидят дома, а так же как и мы гуляют, учатся, играют,читают, и у этих людей есть помощники слайд №8 - №11. Но есть люди которые видят, но очень плохо у них тоже есть помощники слайд №12., и мы с вами должны беречь свои глаза.

         Рассматривая инвалидность по слуху, обращаем внимание детей на поговорку «Когда я ем, я глух и нем», слайд № 12, выслушиваем ответы детей, что она означает и подводим итог, что бывают глухие и немые люди, а также встречаются и глухонемые (не слышат и не говорят), и эти люди так же живут среди нас и у них есть свои помощники слайд №13-14, также есть помощники которые помогают в улучшении слуха. слайд №15.

После всего рассказать, что есть люди у которых нет каких то частей тела, рук или ног, но и у них есть помощники, слайд № 16 это инвалидные коляски, протезы (Переходя к следующим слайдам №17-22 , обязательно нужно предварительно спросить согласие родителей на беседы и показ данных слайдов, чтобы и они побеседовали с ребенком дома, это делается для того чтобы не нарушить психику ребенка). Показывая слайды, обращаем внимание детей, что они занимаются такими же делами как и мы, играют, танцуют, смотрят представления, гуляют и т.п. и т.д.

    Обязательно упомянуть про олимпиаду, в которой участвуют инвалиды отстаивая интересы страны - параолимпийские игры.

         По завершении с детьми подводим итог, как не легко приходится людям инвалидам. Даже здоровый человек со временем, когда становится стареньким- ослабевает. У него слабеет зрение, он хуже говорит, руки становятся не такими сильными и крепкими, порой им даже тяжело держать чашку с чаем.
   Мы должны стараться помогать своим бабушкам и дедушкам, и если вы видите человека который нуждается в помощи то обязательно помогите ему, может донести сумку до двери, или перевести через дорогу когда уже станете большими.
     И обязательно относиться с добротой и пониманием к таким людям, они такие же как и мы с вами, только им чуточку тяжелее.

«От сердца к сердцу» - данный проект проводится к Дню пожилого человека - 1 октября. В группе совместно с детьми, мы готовим театрализованную сценку, предварительно раздав стихи и опросив родителей, кто будет участвовать в данном мероприятии, так как детей в социальный дом для поздравления пожилых людей  родители везут самостоятельно .

 В первую очередь большая благодарность родителям, что они ведут детей по этой дороге, без них наша работа была бы не такой плодотворной. Наши дети должны знать, что такое старость, и научиться уважать более старшее поколение. Ведь они прожили не мало, это хорошо, что наши бабушки дедушки живут рядом с нами, но есть и те, кто живет совершенно один, или как "наши" бабушки и дедушки в социальном доме, в котором не так часто слышен детский голос и смех. Ведь дети - это цветы жизни, и я надеюсь, что наши детки, все таки подарили эти минутки счастливой жизни для них.
   
 «Твори Добро» - данный проект говорит сам за себя, дети и родители в преддверии новогодних и рождественских праздников становятся волшебниками и дарят радость, тем кому одиноко в этот семейный праздник. Мы совместно с районной библиотекой являемся активными участниками и организаторами акции «Твори добро» помощь детям с онкозаболеваниями лежащих на отделении больницы им. Петрова, уже третий год в преддверии Рождества мы отвозим подарки деткам на отделение с веселым представлением от Деда Мороза и Снегурочки. На кануне обязательно разговариваем с детками, говорим зачем мы это делаем, почему им нужны игрушки с малой подвижностью, побольшей мере наборы для творчества и игры в дорогу, так как детки находятся в больнице и не на короткое время, им предстоит долгое лечение, они чем то должны себя занять в палате, они не могут выйти на улицу как мы с вами, им тяжело. Очень было радостно маленьким пациентам читать открытки подписанные ребятами.

 Вроде и темы такие о которых не всякий родитель будет говорить, но никто от этого не застрахован, поэтому мы должны говорить детям и привлекать даже к таким мероприятиям, но оговорюсь с разрешения родителей. Почему мною выбрана данная тематика, объясняется ещё и тем, что в нашем посёлке большой медицинский городок  (три огромных центра) специализирующийся на онкозаболеваниях, дети должны знать где они живут и что их окружает, даже если эта правда такая горькая.

Подарки мы дарим не только маленьким пациентам, но и пожилым людям живущих в социальном доме поселка Песочный.

Мы видим, что дошкольный возраст самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников сохранения и укрепления здоровья приводят к положительным результатам.

При реализации данных проектов, а веду я их уже третий год, огромную роль сыграли родители. Для меня как для педагога было очень отрадно, когда дети которые выпустились из детского сада и в этом году пошли в школу, до сих пор участвуют в наших проектах с радостью и неподдельным интересом. Сами дети , когда мы готовимся к большим праздникам, спрашивают, а что мы подарим бабушкам и дедушкам, для нас уже пожилые люди проживающие в социальном доме стали «нашими».

Виден большой результат у детей формируется способность к сочувствию, сопереживанию -  как одному из факторов психологически здорового ребёнка, а это именно то чего мы и добиваемся реализуя данные проекты..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для родителей "Семья как фактор психологического здоровья ребенка"

Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает влияние на развитие и детей, и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают...

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Буклет " УСЛОВИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА"

В качестве одной из составляющих здоровья человека в целом выделяют психологическое здоровье. Оно является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнеде...

Психологическая безопасность образовательной среды как фактор формирования психологического здоровья воспитанников и педагогов

В буклете представлена информация по теме "Психологическая безопасность образовательной среды как фактор формирования психологического здоровья воспитанников и педагогов"...

Психологический климат семьи как фактор сохранения психологического здоровья ребенка

Семья – сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на ...

Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста в системе «Ребенок – Родитель – Педагог» как фактор сохранения психологического здоровья»

Презентация "Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста в системе «Ребенок – Родитель – Педагог» как фактор сохранения психологического здоровья»...