РЕГУЛЯЦИЯ ЭМОЦИЙ И ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГРУППЕ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ДЕТЬМИ С ОВЗ С ПОМОЩЬЮ ЦВЕТОТЕРАПИИ (Консультация по практическому применению методов цветотерапии)
консультация (старшая группа)
: Консультация посвящена практическому применению методов цветотерапии в дошкольных образовательных учреждениях как эффективного способа выявления и коррекции психоэмоционального состояния ребёнка. Раскрываются авторские методики основанные на применении цвета. Исследование показывает, что реализация комплекса упражнений с использованием цветотерапии подходит для работы с дезадаптированными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsvetoterapiya.docx | 20.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №21»
Принято на заседании Утверждаю и. о. заведующего
педсовета МБДОУ «Детский сад №21»
Протокол №___от ____________Шведова Е.П.
«____»___________2018 г
РЕГУЛЯЦИЯ ЭМОЦИЙ И ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГРУППЕ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ДЕТЬМИ С ОВЗ С ПОМОЩЬЮ ЦВЕТОТЕРАПИИ
(Консультация по практическому применению методов цветотерапии)
Подготовила
Воспитатель: Николаева Е. В.
г. Смоленск
2018-2019гг
РЕГУЛЯЦИЯ ЭМОЦИЙ И ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ЦВЕТОТЕРАПИИ
Аннотация: Консультация посвящена практическому применению методов цветотерапии в дошкольных образовательных учреждениях как эффективного способа выявления и коррекции психоэмоционального состояния ребёнка. Раскрываются авторские методики основанные на применении цвета. Исследование показывает, что реализация комплекса упражнений с использованием цветотерапии подходит для работы с дезадаптированными детьми.
В настоящее время в детских садах практикуется методы цветотерапии. Воспитателям необходимо владеть некоторой информацией о данной методике погружения в цвет, и использовать эти знания в учебном и образовательном процессе.
Цветотерапию как самостоятельную науку стали воспринимать только после открытия её лечебных свойств, английскими учёными Блунта и Дауна в 1877 году. Они лечили цветами рахит и кожные заболевания. Учёные Плизантон и Эдвин Баббит, так же внесли свой вклад в развитие цветотерапии как науки, в своих работах они обозначили терапевтическое влияние отдельного цветового спектра.
Благодаря применению цвета в духовных учениях, австрийский педагог и философ Рудольф Штайнер основал науку о духовном восприятии человека и его взаимосвязи с космосом – антропософию. В следствии чего были открыты школы по изучению этой науки. В зданиях этих школ установлены разноцветные окна, это делалось для того что бы ученики смогли испытать на себе воздействие цветных лучей.
Сегодня цвет используют в вольдорфских школах. Его цвет применяют в развитии ребёнка на всех его стадиях. В младших группах используют теплые тона, а в старших холодные.
«При правильном подборе цветовой гаммы воздействие на нервную систему оказывается более благоприятное, чем при употреблении лекарств», – утверждает психиатр из России Бехтерев В.А.
Медицинское применение цвета и света описали в своих трудах: врач Георг фон Лангдорф (изучал цвета как метод лечения сосудов), психолог Дж. Либерман.
В возрасте 4–5 лет ребёнок уже умеет называть и распознавать цвета, эти умения помогают юному исследователю усваивать новую поступающую информацию. В мультфильмах цветовая окраска героев помогает детям распознавать кто положительный герой, а кто отрицательный.
При выборе детям игрушек так же следует учитывать все цветовые нюансы. Цвета помогают ребёнку осознать свою гендерную принадлежность.
Ушинский К.Д. считает, что ребёнок «мыслит красками, формами, звуками, ощущениями вообще» нуждаясь в разнообразной информации, которую в свою очередь нужно вводить грамотно и постепенно.
Окружающий ребёнка цвет формирует психические процессы, проявляется в поведении ребёнка на всех стадиях онтогенеза.
«Эмоции – это особая форма отношений к предметам и явлениям действительности», – утверждают отечественные психологи Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.С. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.К. Анохин.
Продуктом психических процессов является эмоциональное состояние.
Для регуляции эмоционального состояния ребёнка дошкольного возраста наиболее эффективным и менее затратным будет цветотерапия. Метод экологичен и хорошо воспринимается ребёнком.
На базе детского сада проведена работа с детьми. С помощью методики «Цветовой тест» Люшера выделена группа детей с эмоционально нестабильным состоянием (повышен уровень тревожности на фоне адаптации к детскому саду).
Регуляция эмоционального состояния проводится в игровой форме.
Дети приглашаются к корзине с разноцветными шарами (от тёмных цветов к ярким), даётся инструкция: «Возьмите из корзины один шар, который по вашему мнению лишний». При этом разъяснения от ребёнка требовать не обязательно. После того как они выбрали по шару дети получают коробки с откидной крышкой и следующий инструкцией: «Положите в коробки выбранные шары, закройте крышку. Раскрасьте коробки в такой цвет что бы никто не догадался что в них лежат эти шары». После того как коробки были раскрашены их поставили на видное место. В дальнейшем, воспитанникам предлагается взять свои коробки со спрятанными в них шарами, положить обратно шары в корзину. Корзина наполнена шарами других цветов, даётся инструкция: «Перемешайте все шары руками, теперь как вы думаете есть ли в корзине лишние шары?», варианты ответов ребят: «Здесь нет лишних шаров, потому, что они все весёлые»; «Тут нет лишних, они все красивые» и др.
Вывод: исследование показало, что цветотерапия является эффективным методом выявления и коррекцией психоэмоционального состояния ребёнка дошкольного возраста. Описанный приём является аналогом психотерапевтической работы со страхами.
Следующие этапы предусматривали реализацию комплекса упражнений с использованием цветотерапии. Комплекс проводился в течении 3 месяцев по 2 раза в неделю с периодичностью в 2–3 дня. Далее идёт описание 2 из 4 упражнений. Методика является авторской.
Упражнение 1. «Сухой дождь».
Цель: снизить уровень тревожности, стимулировать волевые качества, добиваться преодоление страхов, стимулировать к мыслительной деятельности.
Для снижения уровня тревожности детям предлагается пройти через «цветной дождик», для того чтобы детям было спокойнее, цвета будут расположены в хаотичном порядке, преобладать будет синий и голубой цвета (по Люшеру оттенки синего цвета символизирует спокойствие, удовлетворённость). Прерывай раз дети проходят с опаской, стараясь обходить пугающие их цвета. В последующих занятия тревожность детей снижается.
Упражнение 2. «Цветное одеяло».
Цель: снизить уровень тревожности, стимулировать волевые качества, добиваться преодоление страхов.
Детям предлагается поиграть под большим цветным одеялом, состоящим из разноцветных лоскутов полупрозрачной ткани. Преобладать будут оттенки синего. Обязательно следует соблюдать цветовое расположение цветов, после тёмных и тревожных обязательно должны быть яркие и успокаивающие. Прерывай раз дети играют с опаской, стараясь не задевать пугающие их цвета. В последующих занятия тревожность детей снижается.
Повторная диагностика проводится с помощью методики «Цветовой тест» Люшера. Зафиксировано, что уровень тревожности снизился. Наблюдение показывает, что группа уверенна в своих силах, прежде дезадаптированные дети начали принимать участия в развлекательных мероприятиях детского сада.
Исследование проводилось с 7-ю детьми с ОВЗ и 7 воспитанниками группы комбинированной направленности старшего возраста. При сравнении результатов уровень тревожности снижен, во всех случаях.
Список литературы
- Базыма Б.А. Порядковые отношения цветов и цветовые предпочтения // Вестник Харьковского университета, серия «Психология», № 550. Материалы 4х международных психологических чтений: «Психология в современном измерении: теория и практика», Харьков, 2002, с. 13–15.
- Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб.: Речь, 2003.
- Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь.
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений.
- М. Люшера «Какого цвета ваша жизнь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
среднесрочный проект "Безопасное поведение детей дошкольного возраста" средняя группа
Проект "Безопасное поведение детей дошкольного возраста" в средней группе; среднесрочный сентябрь - октябрь - ноябрь.Автор:Хайрудинова татьяна ВикторовнаДолжность: воспитатель 1 квалификационной катег...
Обогащение социальных представлений у детей старшего дошкольного возраста в группе комбинированной направленности посредством дидактических игр
Формирование социальных представлений у дошкольников наиболее эффективно происходит в процессе игры....
Выступление на региональном семинаре "Особенности работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста в группе комбинированной направленности" 27.02.2018
Занятия музыкой в любой форме вызывают у детей повышенный интерес и оказывают на них очень сильное эмоциональное воздействие.Это очень важно для их успешного развития, т. к. эмоции воздействуют на ощу...
Пескотерапия, как средство развития речи у детей дошкольного возраста в группах комбинированной направленности.
Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, которая несёт в себе терапевтическое воздействие.К.Д.Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка...
Рекомендации воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста в группах комбинированной направленности. по лексической теме "Защитники Отечества"
Рекомндации воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста комбинированной направленности. Лексическая тема недели "Защитники Отечества"Рекомендую игры и упражнения распреде...
Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в группе комбинированной направленности.
Старший дошкольный возраст. Ребенок старшего дошкольного возраста существенным образом отличается от ребенка 4 – 5 лет. Самым главным является то, что развивается его личность в целом, растет и ...
Проект по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в группе комбинированной направленности «Я живу в Сибири – Красноярском крае»
Проект по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в группе комбинированной направленности «Я живу в Сибири – Красноярском крае» в подготови...