Познавательно-исследовательский проект в старшей группе на тему: "Моё тело"
проект (старшая группа)
- Вид проекта : познавательно-исследовательский.
- Продолжительность: долгосрочный.
- Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Цель проекта: Познакомить детей со своим телом, внутренними органами.
Задачи:
- Формировать у детей элементарные представления о человеческом организме.
- Формировать знания о том, что вредно, а что полезно для организма.
- Обучать уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
- Развивать представлений о строении человеческого тела и назначении внутренних органов, их защиты.
- Воспитывать бережное отношение к своему телу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ya_i_moe_telo.docx | 42.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-исследовательский проект в старшей группе на тему: "Моё тело"
- Вид проекта : познавательно-исследовательский.
- Продолжительность: долгосрочный.
- Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Цель проекта: Познакомить детей со своим телом. Внутренними органами.
Задачи:
- Формировать у детей элементарные представления о человеческом организме.
- Формировать знания о том, что вредно, а что полезно для организма.
- Обучать уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
- Развивать представлений о строении человеческого тела и назначении внутренних органов, их защиты.
- Воспитывать бережное отношение к своему телу.
Проблема:
В настоящее время в нашей стране особую тревогу вызывает ухудшение здоровья детей, а ведь от здоровья наших детей зависит будущее России. За последние 10 лет во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающееся раздражение в обществе, связанное с неудовлетворительным экономическим положением, – это лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.
Актуальность проекта.
Самое интересное и непонятное для ребенка – это он сам. Ребенок очень рано начинает стремиться к познанию строения своего тела, сравнивает себя с другими, находит сходства и отличия. Кто я? Какой я? Что я могу делать? Зачем нужны глаза, уши? ... - это только небольшая часть вопросов, которые задает ребенок, и ответить на которые самостоятельно он не может. И тут главная задача взрослого – поддержать имеющийся у детей интерес к собственному телу, его строению и функционированию, научить их помогать себе, научить их бережно относиться к своему организму. Дети устанавливаю простейшие связи и зависимости. Выбор правильной и полезной еды, подвижные игры, гигиена одежды и своего организма это всё влияние на здоровье нашего организма, а значит и на здоровье наших органов.
Таким образом, можно заключить, что тема самопознания является актуальной для изучения с детьми дошкольного возраста, а использование технологии проектирования позволяет детям стать активными участниками учебного и воспитательного процессов, а также создает условия для привлечения в образовательно-воспитательный процесс и их родителей.
Предполагаемый результат:
- Дети должны получить первичные сведения о некоторых внутренних органах (желудок, кишечник, сердце, лёгкие, мозг, зубы, глаза).
- Различать понятия «части тела» и «орган».
- Уметь заботиться о своём здоровье.
Методы:
1. Словесные методы .
2. Работа с книгами, энциклопедиями.
3. Методы практической работы: образовательная деятельность.
4. Исследовательские методы. Экспериментирование.
5. Игровой метод.
6. Наглядный метод обучения.
1.Установочный этап.
- составление перспективного плана работы по проведению проекта
- подбор литературы, фотографий, иллюстраций, стихотворений, рассказов, загадок
- создание в группе соответствующей предметно - развивающей среды
- привлечение родителей для оказания разнообразной помощи педагогу.
2.Основной этап.
- Образовательная деятельность:
Блочные занятия: - «Моё тело». Наши внутренние органы: « Мозг», «Сердце», «Лёгкие», «Желудок»,
- Пять органов чувств (язык, глаза, уши, кожа, нос),
- Системы организма: «Кровеносная система». « Пищеварительная система». Где живёт здоровье?»
- Беседы: Когда и как полезно есть? Как я дышу? Хочу быть как папа или мама,
Какие правила чистюли ты знаешь? Зачем нам нужен чистый воздух?
Какие привычки вредят нашим органам? Режим дня - что это?
- Проблемные ситуации:
- Когда и как полезно есть? Желудок заболел,
-Заболела спина у соседа по столу?
-У меня заболел зуб. Мальчик не растёт.
- Правило гигиены нашего организма.
- Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Салон здоровья»,
- «Столовая», «Чтоб здоровым быть всегда, нужно заниматься!».
- «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу», «Приготовим обед для кукол»,
- «Спортивная школа», «Санаторный детский сад», «Обед в семье»,
- «На приёме у стоматолога», «Офтальмолог», «Фито – аптека»,
«Поездка на дачу», «Айболит в гостях у детей», «День рождение».
- Дидактические игры: « Вредно – полезно», «Как нас лечит врач?»,
- «Сравнение частей тела человека и животных»,
- « Работа органов нашего организма?», «Что изменилось?»,
- «Эмоции», «Угадай что съел?», « Можно – нельзя», «Угадай по звуку»
- «Как и что мы слышим?», Собери человека, «Вкусовые баночки»
- «Продолжи предложение». «Что сначала – что потом?» «Что чем мы делаем?»
- «Что в корзинку мы возьмём?» «Витаминные семейки» «Один-много»
- «Найди лишнее» «Зеленый друг» (ботаническое лото) «В саду ли, в огороде»
- «Поваренок», «Собери целое из частей», «Фруктовый вкус», «Обезьянка и зеркало»
- «Отгадай овощ или фрукт на вкус», «Лото», «Водяной лабиринт»
- «Зелёная аптека», «Грибники», «Помоги себе сам» Совместная игра: «Шар по кругу».
- Исследовательская деятельность: «Живой мир», «Как мы дышим?», «Что такое вкус?»,
«Наши глаза», «В поисках здоровья», «Что нам расскажет лупа и микроскоп?», «Слух»,
«Весёлые человечки играют», «Нарисуем свой портрет», «Починим игрушку»,
«Наши помощники», «Откуда берётся голос?», «Как согреть руки?», «Носарий»,
«Умный нос», «Язычок - помощник», «Сколько ушей?», «Проверим слух», «Большой - маленький»,
«Проверка зрения», «Если не видишь», «Сколькими способами можно напиться?»,
«Зачем человеку руки?», «Как человек умеет передвигаться?», «Вдох и запах», «Осязание»,
«Обоняние», «Тепловые и холодовые точки», «Органы чувств, или с помощью чего человек познает мир»,
«Пищеварительная система или об удивительных превращениях пищи внутри нас»,
«В стране Легких или путешествие воздушных человечков»,
«Глаза, нос, уши – наши умные помощники».
А также были использованы разнообразные
- Подвижные игры
- пальчиковая гимнастика,
- артикуляционная гимнастика,
- точечный массаж, физминутки,
- зрительная гимнастика,
- гимнастика мозга (кинезиология).
Чтение художественной литературы:
З. Александрова «Вкусная каша», О. Дриз «Про весёлый пирожок», «Моя первая книга о человеке», «Первые люди»; В. Драгунский «Денискины рассказы»; С. Михалков «Мимоза»; А. Акима «Первый снег»; Н. Семёнова «Как стать «Неболейкой»»; К.И. Чуковский «Айболит»; С. Михалков «Овощи»; В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»; Н. Найдёнова «Наши полотенца»; К.И. Чуковский «Мойдодыр»; М. Пришвин «Золотой луг»; Е. Чарушин «Белка»; В. Катаев «Цветик – семицветик», И. Токмакова «Мне грустно, я лежу больной»; С. Михалков «Прививка», «Чудесные таблетки», «Правая и левая рука», А Барто «Сто одёжек», Маршак «Две сестрицы, две руки», Э. Мошковская «Уши», Г. Лагздынь «Умываемся», Я. Аким «Неумейка», потешки, энциклопедии «Я и моё тело», «Я появился на свет», «Мой организм» и т.д. Работа в книжном уголке (рассматривание иллюстраций, различных фруктов, овощей и растений, людей)
3. Заключительный
- Создание макета человека «Наш Рома».
- Лэпбук «Всё о нашем теле».
4 этап Выход на другой проект «Береги здоровье смолоду».
Работа с родителями раздел 1.
Направление работы | Содержание | сроки |
Анкетирование. Консультации. Выпуск газеты для родителей. Оформление копилок. Фотовыставка. Родительские собрания. Домашние задания. | Родительские собрания: - «Как правильно знакомить ребёнка с самим собой?». Цель: Дать правильное и грамотное направления родителям в воспитании детей в сфере валеологии. - «Организация предметно-развивающей среды, связанной с данной темой». Цель: Дать родителям рекомендации, которые позволят им сориентироваться и определиться в разнообразии игровых средств. - «В здоровом теле - здоровый дух». Цель: Познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада. Консультации: «Изучаем части тела», «Познай себя: тело человека, здоровье», «Кодекс здоровья», «Витамины разных групп», «Заповеди для родителей», «Как сохранить осанку», «Дышите правильно», «Шесть правил здоровья», « Если в доме животное», «Если ребёнок плохо ест», «Музыка лечит». Газеты: «А вот и я», «Угадай, что я хочу тебе сказать…», «Посмотри, что я умею», «Моя комната». Копилки: - Рецепты здоровья. - Гимнастика для глаз. - Дыхательная гимнастика. - Точечный массаж. Фотовыставки: «Я в саду», «Я закаляюсь», «Мои спортивные игры», «Моё знакомство с человеком». Домашнее задание: «Цветок и воздух», «Четыре коробочки». Анкетирования на выбор педагога. | Сентябрь. Ноябрь. Январь. ВО ВРЕМЯ ВСЕГО ПРОЕКТА. |
Работа с детьми раздел 2.
Направление работы. | Содержание. | Сроки. |
- Образовательная деятельность. - Опыты, эксперименты. - Беседы. - Проблемные ситуации. - ИКТ. - Дидактические игры. - Чтение художественной литературы. - Просмотр научных мини-фильмов. - Развлечения. | «Моё тело» Блок занятия разбит на пять частей, что даёт возможность детям легко запомнить и четко знать значение частей нашего тела.
На данном этапе дети узнают о наших внешних органах, без которых человек не может обходиться. Наши внутренние органы. Блок занятий разбит на четыре части. Дети научатся ориентироваться в схеме собственного тела, соотносить орган с его непосредственной функцией. 1.Мозг. Цель: Познакомить детей с мозгом, его удивительным свойством – памятью. 2. Сердце. Цель: Познакомить с функциями внутреннего органа – сердца и его назначением. 3.Лекгие. Цель: Дать детям первичные представления об органах дыхания и отметить их важное значение для человека. 4. Желудок и пищеварительная система. Итоговое мероприятие. Спортивный праздник «Я умею бегать, прыгать и скакать». Пять органов чувств. Блок занятий разделен на пять частей. Дети узнают о пяти органах чувств как о наших помощниках в познании окружающего мира.
Системы организма: - «Кровеносная система». - «Пищеварительная система». Итоговое мероприятие. Игра-занятие «Великий труженик и волшебные реки». - Совместное с родителями мероприятие «Сохрани здоровье». | 1 неделя сентября. 2 неделя сентября. 3 неделя сентября. 4 неделя сентября. 1 неделя октября. 2 неделя октября. 3 Неделя октября. 4 неделя октября. 1 неделя ноября. 2 неделя ноября. 3 неделя ноября. 4 неделя ноября. 1 неделя декабря. 2 неделя декабря. 3 неделя декабря. 2-3 недели января. 4 неделя января, 1 неделя февраля. 2 неделя февраля. |
Дополнительные мероприятия – развлечения. | - «Наш Рома» (макет человека). Цель: закрепить пройденный материал в своей работе (аппликация, конструирование) - Создание Лэпбука. - День Тишины. Мероприятие рассчитано на один день с использованием экспериментов, опытов, дидактических игр, игр-развлечений, связанных со слухом. - Занимательный досуг «Что может делать мой мозг». - «В стране Лёгких, или Путешествие воздушных человечков». - Физкультурный досуг «Зимние забавы». - Что такое витамины? - В гостях у Айболита. - День «Хочу всё знать». Педагог в течение недели подготавливает ответы на детские вопросы, опрос велся всю предыдущую неделю. | 3-4 неделя февраля. ВО ВРЕМЯ ВСЕГО ПРОЕКТА. |
Список использованной литературы:
А.И. Иванова “Естественнонаучные эксперименты и исследования в детском саду. Человек”, Творческий центр “Сфера”, Москва, 2004 год.
С.Е. Шукшина “Я и моё тело”, Москва, издательство “Школьная пресса”, 2004 год.
А. Барилле “Тело человека”, № 25, 2007 год.
П. Бронштейн “Ты и твоё тело”, Москва, РОСМЭН, 2007 год.
С. Булацкий “Тело человека” (энциклопедия), Минск, “ЮНИОН”, 2007 год.
М. Лукьянов “Моя первая книга о человеке”, Москва, ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007 год.
Т.А. Алексеева, Р.Г. Апресян “365 рассказов о человеке” (энциклопедия), Москва, “РОСМЭН”, 2008 год.
А. Клейборн “Человек” (энциклопедия), Москва, “РОСМЭН”, 2008 год.
Э. Прати “Тело человека” (энциклопедия), Москва, “Махаон”, 2006 год.
Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова “Как сохранить и укрепить здоровье детей”, Гуманитарный издательский центр “Владос”, Москва, 2004 год.
В.А. Доскина, Л.Г. Голубева “Растём здоровыми”, Москва, Просвещение, 2006 год.
Л. Бобарыкина, Н. Шумилова, программа “Доктор Неболит” (интернет-ресурс).
В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова “Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие”, ТЦ “Учитель”, Воронеж, 2006 год.
Л.Г. Гаврючина “Здоровьесберегающие технологии в ДОУ”, Творческий центр “Сфера”, Москва, 2007 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшей группы по теме: "Свойства воды"
Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования с водой....
Организация познавательно-исследовательской деятельности детей в старшей группе по теме «Море»
Конспект познавательно-исследовательской деятельности на 1 день по теме море для детей старшей группы...
Конспект ООД по образовательной области познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование) в старшей группе на тему: "Волшебный магнит"
Конспект ООД по образовательной области познавательно - исследовательская деятельность (экспериментирование) в старшей группе на тему: «Волшебный магнит».Цель: Формирование познавательной активн...
НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы по теме: « Город Ейск в произведениях художников, поэтов, композиторов».
Дети входят в зал, здороваются с гостями.Воспитатель: Ребята! Сегодня я вас приглашаю не просто в музыкальный зал. Детского сада, а в музей искусств. В нашем музее много залов и мы. В каждом из них по...
Познавательно – исследовательский краткосрочный проект в старшей группе «Хлеб – всему голова»
В мире существуют понятия, которые для нас, людей, не потеряют своей ценности никогда. Тем более, когда речь заходит о таких важных вещах, как воздух, вода, солнце, земля. Сюда же можно отнести и хлеб...
Конспект познавательно - исследовательской деятельности детей в старшей группе на тему «Юные экспериментаторы»
Конспект познавательно - исследовательской деятельности детей в старшей группе на тему «Юные экспериментаторы»...
Конспект познавательно - исследовательской деятельности детей в старшей группе на тему «Вода»
Конспект познавательно - исследовательской деятельности детей в старшей группе на тему «Вода»...