Тема: «Обновление материалов и оборудования по физкультурно-оздоровительной работе с детьми с учетом ФГОС ДОУ»
консультация

Уколова Татьяна Николаевна

    Во ФГОС задачи образовательной области «Физическое развитие» решаются в трех направлениях: приобретение опыта двигательной деятельности, становление целенаправленности, саморегуляции в двигательной сфере и овладение нормами  и правилами здорового образа жизни.

         Говоря о модели организации образовательного процесса, следует отметить, что ФГОС также предусматривает комплексно-тематическую модель. Кроме того, в Стандарте акцентируется внимание на предметно-средовой модели, которая состоит в создании условий развития ребенка, а именно создании предметно-пространственной развивающей образовательной среды. Согласно Методическим рекомендациям для ДОО по составлению основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО интегрированный подход в дошкольном образовании заключается в осуществлении не только содержательных, но и  формальных целей и задач  воспитания и развития, а также в установлении системы следующих связей:

*компоненты содержания разных разделов программы (межвидовая интеграция);

*взаимодействие методов и приемов воспитания и обучения (методическая интеграция);

*синтез детских видов деятельности (деятельностная интеграция);

*интеграция различных организационных форм взаимодействия  педагогов  с детьми и родителями. Требования к условиям реализации образовательной программы:

*кадровым-психолого-педагогическим,

*материально-техническим,финансовым условиям и к развивающей предметно-пространственной среде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 комбинированного вида города Валуйки Белгородской области

 

   

Тема: «Обновление материалов и оборудования  по физкультурно-оздоровительной работе с детьми с учетом ФГОС ДОУ»

Выполнила: воспитатель  

                                                                                 Уколова Т.Н.

г. Валуйки

    Во ФГОС задачи образовательной области «Физическое развитие» решаются в трех направлениях: приобретение опыта двигательной деятельности, становление целенаправленности, саморегуляции в двигательной сфере и овладение нормами  и правилами здорового образа жизни.

         Говоря о модели организации образовательного процесса, следует отметить, что ФГОС также предусматривает комплексно-тематическую модель. Кроме того, в Стандарте акцентируется внимание на предметно-средовой модели, которая состоит в создании условий развития ребенка, а именно создании предметно-пространственной развивающей образовательной среды. Согласно Методическим рекомендациям для ДОО по составлению основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО интегрированный подход в дошкольном образовании заключается в осуществлении не только содержательных, но и  формальных целей и задач  воспитания и развития, а также в установлении системы следующих связей:

*компоненты содержания разных разделов программы (межвидовая интеграция);

*взаимодействие методов и приемов воспитания и обучения (методическая интеграция);

*синтез детских видов деятельности (деятельностная интеграция);

*интеграция различных организационных форм взаимодействия  педагогов  с детьми и родителями. Требования к условиям реализации образовательной программы:

*кадровым-психолого-педагогическим,

*материально-техническим,финансовым условиям и к развивающей предметно-пространственной среде.

    Важным положением, на котором следует остановиться, являются результаты освоения образовательной  программы дошкольного образования.

   Во ФГОС планируемые результаты представлены как целевые ориентиры, под которыми понимаются не обязательные для всех детей, появляющиеся или формируемые к определенному возрасту  качества, знания, умения, способности, ценности и т,д., а только возможные, вероятностные результаты. В отличие от целей они не соотносятся с возрастом детей, т.е. не определяются во времени. Оценка работников детских садов и самих образовательных организаций на основании результатов развития ребенка не проводится. Оценка развития воспитанников должна осуществляться индивидуально и основывается не на их сравнении с нормой, а путем выявления особенностей индивидуального развития ребенка и анализа повлиявших на это факторов.

Важные позиции содержания ФГОС ДО.

     Согласно ФГОС ДО образовательная программа дошкольного образования должна быть направлена на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

      Главным источником развития личности в соответствии ФГОС является предметно-пространственная развивающая образовательная среда.  Педагог должен выполнять ряд требований, в соответствии с которыми обеспечивается насыщенность, вариативность, доступность, безопасность среды,  трансформируемость пространства и полифункциональность  материалов.

        Педагог выстраивает взаимодействие с ребенком в совместной , коллективно-распределенной, партнерской деятельности.  В разделе «Требования к кадровым условиям реализации Программы» Стандарта говорится о том, что педагогические работники должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания социальной ситуации развития детей. Перечислим эти компетенции.

   Это поддержка индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.)

       В методике физического воспитания выделяется индивидуально-дифференцированный подход к детям, который предусматривает объединение их в сходные по ряду признаков подгруппы : по состоянию здоровья (первая, вторая, третья группы здоровья), уровню двигательной активности (гиперактивные, малоподвижные, дети с нормой), уровню сформированности психофизических качеств (высокий, средний, низкий).

   Для того чтобы правильно организовать самостоятельную двигательную деятельность дошкольников, педагогу необходимо соблюдать ряд требований: создать физкультурно-игровую среду, выделить в режиме дня специальное время для самостоятельной двигательной деятельности, при планировании продумать соотношение коллективных и индивидуальных занятий, владеть методами активизации самостоятельной деятельности детей. Это установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях через: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в т.ч. принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в т.ч. ограниченные) возможности здоровья развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников.

   Сегодня важно отметить, что обновление материалов   и оборудования по физкультурно-оздоровительной работе в организованной образовательной деятельности  с детьми использовать следующие активные методы развития: игровые упражнения, дидактические игры с движением, двигательные загадки, парадоксы,  проблемные ситуации, экспериментирование и исследование, метод проектов.

       Это взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в т.ч. посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.  Направления работы с семьей:

    Информационно-аналитическое, просвещение, информирование, совместная деятельность в системе «педагоги-родители-дети».

Формы работы:

Диагностические (групповые: родительские конференции; индивидуальные: анкетирование, интервьюирование, беседы, опросы);

Познавательные (групповые: психолого-педагогические тренинги, круглые столы, практические семинары; информационно-просветительские6 информационные ширмы, баннеры, тематические выставки, информационные буклеты, газета ;

Информационные (групповые: родительские собрания, беседы; наглядно-информационные: рекламные буклеты, визитная карточка ДОО, информационные стенды, фотовыставки интернет-ресурсы);

Досуговые (групповые: физкультурные праздники и досуги с участием детей и родителей; семейно-творческие: семейные проекты (рукописные книги, дневник наблюдений за ребенком, семейные-альбомы-копилки)).

Согласно положениям ФГОС ДО педагог выступает по отношению к ребенку не в роли учителя, а как партнер, и дошкольник занимает не позицию объекта педагогического воздействия, а позицию субъекта, тем самым реализуются субъект-субъектные отношения. В соответствии с методикой физического воспитания часто используемыми приемами в работе инструктора по физической культуре являются команды, распоряжения, указания, сигналы и т.д., посредством которых ребенок должен подчиняться и выполнять то, что говорит взрослый. для развития инициативы, двигательного творчества и самостоятельности детей важно применять метод проблемного обучения, игровой и соревновательный методы.

    Наиболее эффективными формами взаимодействия являются:  утренняя гимнастика;  гимнастика после дневного сна с закаливающими процедурами;  занятия, прогулки;  совместные досуги с родителями;  спортивные праздники и развлечения. Реализация оздоровительной деятельной деятельности ДОУ - это четкая интеграция профилактического и организационного направления, педагогического и физически - формирующего воздействия на ребенка специфическими и неспецифическими средствами, целостной организацией педагогического процесса. Профилактическое направление включает в себя выполнение сангигиенического режима, санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний. Организационное направление ориентировано на организацию здоровьесберегающей среды в ДОУ, определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики, составление индивидуальных планов оздоровления, изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик, систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров, пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников. На основе концептуальных положений программы «Детство» педагоги реализуют в своей работе следующие программы и технологии:  Глазырина Л.Д. «Физическая культура – дошкольникам»,  Ефименко Н. «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста»,  Авдеева Н.Н., Стеркина Р.Б. «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста». Реализация  Программы по здоровьесбережению детей. На повышения двигательного статуса детей оказывает большое влияние двигательный режим. Вся физкультурно-оздоровительная работа в детском саду строится с учётом структуры усовершенствованного двигательного режима для детей младшего и среднего, старшего дошкольного возраста. Уменьшение удельного веса движений в режиме дня отрицательно сказывается на формирование всех систем и, несомненно, понижает защитные силы детского организма. Оптимизации двигательного режима отводится, таким образом, ведущая роль в воспитании здорового ребёнка. Организованной формой в этом двигательном режиме являются физкультурные занятия. При проведении занятий по физкультуре использует как традиционные, так и нетрадиционные формы занятий: сюжетные, тренировочные, контрольные, комплексные, игры-эстафеты, на спортивных тренажёрах и др. Процесс обучения на занятиях носит дифференцированный, вариативный характер. Используется принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание, релаксацию. Педагоги включают в свою деятельность цикл занятий «Познай себя». Параллельно с физическим развитием идёт обучение детей основам культуры здоровья. Валеологический материал органично включается в структуру занятий, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. С детьми разучиваются комплексы упражнений, направленных на профилактику плоскостопия, дыхательной системы, формируются навыки самомассажа. Мы понимаем, что здоровье детей в немалой степени зависит от наличия фактора безопасного существования. Поэтому воспитатели огромное внимание уделяют внедрению технологии «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста». Наиболее проработанным направлением данной программы у нас являются вопросы обеспечения безопасности детей в ситуациях дорожного движения. Поднимающие настроение и мышечный тонус утренняя гимнастика, физкультминутки, бодрящая гимнастика после дневного сна в сочетании с закаливающими процедурами стали естественными и необходимыми в нашем детском саду. В целях оздоровления организма ребёнка во всех группах проводятся различные виды закаливания. В яслях это воздушные ванны и ходьба по корригирующим дорожкам. В младшей и средней группах добавляется дыхательная гимнастика и точечный массаж. В старших группах - массаж стопы.

   Много положительных эмоций, а следовательно и здоровья получают дети на спортивных праздниках и досугах. Традиционно проводится каникулярная неделя, где дети принимают участие в «Весёлых стартах», в игре «Зов джунглей» и других мероприятиях, показывая уровень своего физического развития, получают эмоциональный заряд от своих достижений. Особенно детям нравится, когда в праздниках активное участие принимают мамы и папы. Такие праздники носят название «Семейные старты», «Папа, мама, я - спортивная семья».          Все эти формы взаимодействия с детьми позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, привить необходимые культурно-гигиенические навыки, наилучшим образом приспособить ребёнка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. Система методической работы по повышению компетентности педагогов. В детском саду продумана система всесторонней методической работы по совершенствованию мастерства воспитателей. Она направлена на профессиональное адаптирование, становление, развитие и саморазвитие воспитателей. Система методической работы детского сада включает разные виды деятельности, ориентированные на осознание, апробацию и творческую интерпритацию инновационных программ и технологий. Одним из видов деятельности мы рассматриваем проведение педагогических совещаний, на которых воспитатели и специалисты имеют возможность не только узнать о деятельности коллег, но и систематизировать знания, осмыслить собственные подходы к работе. Ежегодно одно из педагогических совещаний посвящено физкультурно-оздоровительной работе в детском саду. Так, вопросы организации активного отдыха детей были рассмотрены на педсовете по модели телевизионной игры «Последний герой», где педагоги продемонстрировали умение составлять нетрадиционные комплексы утренней гимнастики, программу Дня здоровья. На педсовете «Физкультурно оздоровительная работа в конспекте ФГОС ДО» был организован смотр-конкурс на лучшее физкультурное групп, организации зимних прогулок. Высокой активности педагогов на педагогических совещаниях способствуют консультации, семинары-практикумы, лектории, занятия Школы программы «Детство», проводимые старшим воспитателем, педагогами. Таким образом, реализация Программы по физкультурно-оздоровительной работе позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы на тему: « Использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста».

Исходная ситуацияКонцепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает ...

Планирование работы с детьми с учетом ФГОС ДО.

Рекомендации для воспитателей по планированию работы с детьми с учётом ФГОС ДО....

Консультация на тему: "Национально - региональный компонент в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста"

      В последние годы большое внимание руководством нашей страны и республики, общественностью уделяется развитию физической культуры и спорта, как основы сохранения и укреплени...

Рекомендации педагогам по проведению физкультурно-оздоровительной работы с детьми с учетом состояния здоровья

Рекомендации педагогам по проведению физкультурно-оздоровительной работы с детьми с учетом состояния здоровья...

Инновационные технологии физкультурно- оздоровительной работы в ДОУ, с учетом ФГОС.

Инновационные технологии физкультурно- оздоровительной работы в ДОУ, с учетом ФГОС....

Опыт работы ДОУ по теме «Нетрадиционные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы с детьми»

Опыт работы ДОУ по теме «Нетрадиционные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы с детьми»Забота о сохранении и укреплении здоровья ребенка и взрослого является в нашем обществе ...

Рекомендации педагогам по проведению физкультурно- оздоровительной работы с детьми с учетом состояния здоровья

Данная информация полезна как для педагогов, так и для инструктора по физической культуре...