Гимнастика для глаз как здоровьесберегающая технология в педагогическом процессе
консультация

Гуськова Ирина Александровна

Гимнастика для глаз как здоровьесберегаюшая технология в педагогическом процессе.

Выступление на Совете педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete_gimnastika_dlya_glaz.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 16 «Ёлочка»

г.о. Ступино Московской области

Выступление на совете педагогов

«Гимнастика для глаз  как здоровьесберегающая технология в педагогическом процессе»

Воспитатель

МАДОУ д/с №16 «Ёлочка»

Гуськова И.А.

Ступино, 2019

        В наше время, время компьютерных технологий  необходимо заботится о своем здоровье, а именно о глазах.  И о здоровье наших детей в особенности. Нагрузка на глаза у детей ощущается уже в раннем возрасте. Малыши много времени проводят за сенсорным телефонам и планшетами, компьютером и телевизором, просматривая мультфильмы и играя в игры. И при этом их зрение не имеет достаточного отдыха. Для снижения риска возникновения проблем со здоровьем в дошкольных учреждениях в обязательном порядке необходимо проводить простые и увлекательные упражнения для глаз.

         Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром природы. 90% информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря зрению. Для любой деятельности: учеба, отдых, повседневная жизнь, необходимо хорошее зрение.  Поэтому профилактическая и корригирующая работа с органами зрения выступает, как необходимый компонент образовательной деятельности ДОУ.

        Важно не только научить детей выполнять специальные упражнения в системе, но и понять необходимость заботы о своём зрении и здоровье в целом.

        Одной из форм работы по профилактике и коррекции нарушений зрения, переутомления зрительного аппарата выступает зрительная гимнастика.

         Гимнастика для глаз – это один из приёмов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами. Зрительная гимнастика для детей влияет на развитие связной речи, обогащение словарного запаса, помогает закрепить знакомые представления об окружающей действительности.

В ДОУ зрительная гимнастика выполняется в следующих целях:

  • Общего оздоровления зрительного аппарата, предупреждения нарушений зрения: укрепления глазных мышц, снятия общего напряжения, утомления, улучшения кровообращения.
  • Лечения уже приобретенных патологий: близорукости, дальнозоркости, астигматизма.
  • Формирования у воспитанников в детском саду понятия о заботе о своём здоровье, в т. ч. о зрении.
  • Формирования у детей навыков ориентации в пространстве (закрепление таких понятий, как «право-лево», «верх-низ», «поворот».

В детских учреждениях применяют несколько комплексов упражнений для глаз:

  • Без наглядности (ребята выполняют действия по словесному указанию педагога) и участием атрибутов (воспитанники зрительно отслеживают перемещения игрушки или предмета).
  • Профилактические, корригирующие (замедляет развитие астигматизма, близорукости, дальнозоркости и т. д.).
  • Пассивные (гимнастика затрагивает только глазодвигательный эффект) и активные (сочетаются с общеукрепляющими упражнениями для рук, ног, спины).

Методика проведения зрительной гимнастики

        Зарядка для глаз применима для детей уже в младшем дошкольном возрасте. Выполняют их с детьми не 1, а 2-3 раза в день. В младших и средних группах для этого отводится 3 мин., а в старшей группе продолжительность занятий уже может занимать 4-5 мин.

Детям с патологией зрения противопоказаны упражнения, связанные с длительным или резким наклоном головы.

При выполнении упражнений нужно следовать правилам:

  • Воспитанники должны находиться в расслабленном состоянии.
  • Положение головы фиксированное (если гимнастика не выполняется в сочетании с упражнениями, предполагающими движения шеи).
  • Перед началом гимнастики следует снять очки (если дети их носят).
  • Дыхание во время занятий глубокое и равномерное.

        При планировании гимнастики мы учитываем принцип усложнения, отработав вначале простые движения глазами:

вправо-влево, вверх-вниз, круговые движения, зажмуривания, моргание, выпячивание глаз, а затем переходим к более сложным движениям с использованием стихотворного текста в различных сочетаниях. Стихотворный текст вначале используем небольшой (до 4 строк), а затем переходим к более длинным. На первых занятиях мы, одновременно с чтением стихотворения, выполняем движения глазами- дети повторяют, на последующих занятиях дети самостоятельно проговаривают слова и выполняют движения в соответствии с текстом. Интереснее проходят гимнастики для глаз, на которых используются предметы или задания в стихотворной форме, движения по определенным дорожкам, задания на поиск предметов и картинок в разных частях группы. Большой популярностью у детей нашей группы пользуются такие упражнения: «Ладошки» — закрывания ладонями глаз на тридцать секунд для снятия напряжения глаз,

 «Филин» — ребенку предлагают крепко зажмуриться, а потом быстро открыть глаза максимально и зафиксировать на несколько секунд.

 «Далеко-близко» — игра, во время которой ребенок переводит глаза с предмета в комнате на далеко расположенный за окном объект.

 «Солнышко» — повторять глазами траекторию движения солнца (слева кверху и направо вниз),

«Бабочка»-наблюдение глазами за наглядным пособием слева-направо, вверх-вниз.

«Пилот»

Пролетает самолет. (Дети поднимают глаза вверх).

Отправляюсь с ним в полет.

Вправо отвожу крыло и смотрю. (Ребята отводят правую руку, смотрят вправо).

Влево отвожу крыло и гляжу. (Малыши отводят левую руку, смотрят влево).

Я мотор завожу,

И внимательно слежу. (Следят глазами за вращательными движениями руками).

Поднимаюсь ввысь, лечу. ( Встают на носочки, взглядом рисуют волны).

Возвращаться не хочу. (Поморгать, закрыть глаза).

«По ягоды»

Справа — сладкая черника. (Дети смотрят вправо).

Слева зреет земляника. (Ребята глядят влево).

Спеет на горе брусника. (Малыши поднимают взгляд вверх).

Под ногами — ежевика. (Воспитанники опускают взгляд вниз).

Ягоды мы соберем, 

А потом все отдохнем и толпой домой пойдем. (Смыкают веки на 3-5 сек, повторять до 8 раз).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. В статье представлены принципы, формы, виды здоровьесберегающих те...

Физкультурно – оздоровительные здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе

Основа нашей работы - это нетрадиционные подходы в оздоровлении, обучении, воспитании детей средствами физической культуры...

Выступление на МО инструкторов по физической культуре "Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе"

Презентация направлена на объединение усилий педагогов и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы( опыт работы по методике В.Ф.Базарного)....

Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ

В презентации "Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ" расскрывается понятие здоровьесберегающая технология, а также предлагаются виды и формы здоровьесберегающих технологий...

Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ в старшей логопедической группе А второго года обучения (6-7 лет).

Использование здоровьесберигающих технологий для сохранения и укрепления здороья детей в условиях детского сада....

"Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ"

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемо...

Конспект педагогического совета "Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ"

Разговор о здоровьесбережении в  дошкольных образовательных учреждениях ведётся давно. Но ни администрация, ни педагоги не устают обсуждать эту тему в поиске оптимальной модели создания здоровьес...