Здоровье сберегающие технологии в ДОУ
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Канарейкина Марина Леонидовна

На сегодняшний день в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами направление «Физическое развитие», включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая культура» занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников.

С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди детей дошкольного возраста. Поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе довольно актуальной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove_sberegayushchie_tehnologii.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Канарейкина Марина Леонидовна

Воспитатель

ГБДОУ № 17 Московского р-на Санкт- Петербурга

Здоровье формирующие и здоровье сберегающие технологии в работе

с дошкольниками    (из опыта работы воспитателя старшей группы).

                  

На сегодняшний день в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами направление «Физическое развитие», включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая культура» занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников.

С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди детей дошкольного возраста. Поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе довольно актуальной.

Формирование культуры здоровья:

1. Обучение основам здорового образа жизни.

2.Обучение самоконтролю

3.Обучение навыкам физического и духовного здоровья.

Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность  (пошаговость),

Здоровье сберегающие технологии включают в себя все аспекты воздействия педагога на здоровье ребёнка на разных уровнях:

* информационном

*психологическом

*био-энергетическом

Забота  о  воспитании  здорового ребенка  является  приоритетной  в моей   работе  и  работе нашего  дошкольного  учреждения. Поэтому очевидным является поиск путей решения  проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников

Здоровье сберегающие технологии в нашем ДОУ

1. Сохранение здоровья :

Гимнастика пробуждения, динамические паузы ( в том числе дыхательная и гимнастика для глаз), подвижные и спортивные игры, пальчиковая гимнастика, дорожки здоровья ( ортопедические), кинезотерапия ( гимнастика для мозга)

2.Технологии обучению здоровому образу жизни :

Физкультурные занятия ( по программе) , утренняя гимнастика, занятия НОД по формированию ЗОЖ, физкультурные досуги и праздники, допобразование ( ритмопластика).

3. Коррекционные технологии :

ЛФК, арт-терапия, музыкальная терапия, сказко-терапия, артикуляционная гимнастика, смехотерапия, игро-терапия

В работе над здоровье сберегающими технологиями был  разработан  и используется  наглядный материал:
  Модели точного выполнения основных движений.

  Картотеки прогулок.

  Картотеки физкультминуток.

  Картотеки  подвижных игр по всем возрастам.

  Схемы видов построения.

  Картотека индивидуальных  заданий для закрепления основных движений.

  Пособия для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия, правилам ухода за своим телом, культурой и безопасностью приёма пищи.

  Атрибуты, стимулирующие и активизирующие двигательную активность.

  Фильмы и слайды о спорте, активном отдыхе.

  Литература валеологического содержания.

  Наглядный материал в «Уголках здоровья» в группе

Система образовательных технологий, применяема я в работе. Она включает в себя семь блоков:

   1. Ребёнок и другие люди ( опасные ситуации при контакте  с незнакомыми людьми – формируем умения правильно реагировать, звать на помощь, видеть опасность)

 

2. Ребёнок в детском саду ( ориентирование  в здании детского сада, соблюдать технику безопасности при движении по лестнице, при контакте с дверьми, с предметами, используемыми при НОД, соблюдать правила гигиены)

 

3. Ребёнок и природа (Контакты с животными,знать об опасности некоторых растений,бережное отношение к  живой природе).

 

.

4.  Эмоциональное благополучие ( разрешение конфликтов, психическое здоровье, детские страхи и их преодоление) 

 

5.  Ребёнок дома (   Экстремальные ситуации,  прямые запреты.   источники опасности)

6.  Ребёнок на дороге (опасность на улице, безопасный путь в детский сад,  работа ГИБДД, ПДД)  

7. Твой организм (  Польза витаминов, правильное питание, работа организма). 

 

 

 

 

Все эти знания необходимы  детям не только на занятиях, но и в повседневной жизни.

 

Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.

Для успешной работы с родителями я  проводятся  исследование семей воспитанников, используются такие методы, как анкетирование, беседы с родителями и детьми, наблюдения за детьми, анкетирование. 

Два раза в год для родителей организуются дни открытых дверей. На наш взгляд, это эффективная форма вовлечение членов семей в педагогический процесс. В течение дня папы, мамы, бабушки и дедушки имеют возможность посетить утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, прогулку, закаливающие процедуры и другие режимные моменты.

Воспитатели вместе с родителями оформляют стенгазеты и выставки рисунков на темы: «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья», «В здоровом теле — здоровый дух», «В стране здоровья», «Активный отдых нашей семьи» и др. Конечно, не все семьи активны, но многих удается заимствовать, некоторые родители пересматривают свои взгляды на питание детей.

Для успешной работы по приобщению родителей педагогов к ЗОЖ выпустила буклеты: «Если хочешь быть здоров», «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ», «Движение, правильное питание и режим дня - основа жизни» и другие,  в которых  можно найти много полезной информации, рекомендации и по использованию новых здоровьесберегающих технологий. Буклеты  получили  положительные отзывы от педагогов  и родителей.

По теме «здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста» можно пореокмендовать педагогам следующую методическую литературу. Интересна программа «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», разработанной кандидатами психологических наук Н.Н.Авдеевой и Р.Б. Стёркиной,  «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Кроме программ показались актуальными  методические пособия по исследуемой проблеме. Это работы Ю.Ф. Змановского, методические рекомендации А.И.Баркан, Л.И.Латохиной, Б.В. Шеврыгина. Интересные публикации найдены в журнале «Дошкольное воспитание». Анализ образовательных программ  позволяет сделать вывод  что, несмотря на различия в подходах, методах, и средствах решения проблемы оздоровления детей дошкольного возраста, проблема сохранения здоровья детей считается приоритетной и ей необходимо уделять первостепенное значение.

.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по развитию речи с использованием здоровье - сберегающих технологий «Путешествие в Королевство Здоровья»

Интегрированное занятие по развитию речи с использованием здоровье - сберегающих технологий «Путешествие в Королевство Здоровья» Программное содержание: -  Воспитывать привычку здорового образа...

«Пейте дети молоко – будете здоровы» (средняя группа) с использованием здоровье сберегающей технологии

1.      Формирование представлений о влиянии молочных продуктов на здоровье.2.      Познакомить с витаминной ценностью молока.3....

Конспект НОД с использованием современных технологий: элементы моделирования, игровая технология, здоровье сберегающая технология. Познание. Формирование целостной картины мира в первой младшей группе Тема: «Песок. Свойства песка»

Конспект НОД с использованием современных технологий: элементы моделирования, игровая технология, здоровье сберегающая технология. Познание. Формирование целостной картины мира во второй младшей групп...

Конспект НОД с использованием современных технологий: элементы моделирования, игровая технология, здоровье сберегающая технология. Познание. Формирование целостной картины мира в первой младшей группе Тема: «Песок. Свойства песка»

Конспект НОД с использованием современных технологий: элементы моделирования, игровая технология, здоровье сберегающая технология. Познание. Формирование целостной картины мира во второй младшей групп...

Проект по здоровье сберегающим технологиям «Здоровье – это здорово»

Самый драгоценный дар, который человек получил от природы – это здоровье. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны....